Психологические аспекты взаимодействия семьи и школы в современных условиях Чепель Т.Л. ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: старший воспитатель Зуева Татьяна Алексеевна ГБПОУ ПО «НМТ» Г. Невель, Псковская область.
Advertisements

Роль родителя в жизни школы Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью В.А.Сухомлинский.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
«Литературный клуб – основной системообразующий фактор классного сообщества»
Санкт-Петербургская академия педагогического образования «Институт детства» Центр дошкольного образования « ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ.
Стратегические подходы к организации работы с семьей в муниципальной системе образования ЗАТО Северск Ю.В. Дубовицкая, к.п.н., начальник Управления образования.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 51 г.Томска. Выполнили: Широкова Светлана Александровна учитель истории и обществознания,
Педагог-психолог Прилепа О.В. Социальный педагог Кравченко Н.Ю Социальный педагог Аканова Р. Б. Программа просветительской работы с родителями «МЫ и наши.
Общешкольное родительское собрание «Семья и школа: детство без жестокости и насилия» год.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Психологическая служба Психологическое консультирование Психологическая диагностика Работа с учащимися 1 -3 ступени Работа с родителями Психологическая.
Детско-родительские отношения. Функции семьи: Воспитательная; Хозяйственно-бытовая; Эмоциональная; Духовного(культурного) общения; Первоначального социального.
Педсовет 22 января 2009 год. изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи; психолого-педагогическое просвещение.
Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.
Адракова А.А., классный руководитель 7Б класса. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного.
Взаимодействие ДОУ и семьи семинар - практикум Подготовила :педагог-психолог Туренко О.А. МБДОУ д /с 11 г. Зеленогорск.
Школа и семья как партнёры в воспитании детей ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ САБЛИНА В.П. ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ САБЛИНА В.П ТОГОУ «Кирсановская общеобразовательная.
ЗНАКОМСТВО Ресурсы : 1. Материальные 2. Технические 3. Временные 4. Кадровые 5. Мотивационные.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по.
Проект «Школа молодых родителей» Разработчик: Чалкина А.Н.
Транксрипт:

Психологические аспекты взаимодействия семьи и школы в современных условиях Чепель Т.Л. ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования»

Официальные основания необходимости взаимодействия школы с семьей Поддержка семьи в ее воспитательной функции – важная социальная задача, а школа –один из основных социальных институтов. В системе образования РФ реализуется принцип государственно-общественного управления. Необходимо инициировать родителей к ответственному и активному участию в управлении школой.

Психологические обоснования необходимости взаимодействия семьи и школы в современных условиях Зачем учителю родители? (Какие потребности удовлетворяет учитель в процессе взаимодействия с родителями?). Зачем родителям учитель (Какие потребности удовлетворяют родители в общении с учителем?). При каких условиях родители и учителя могут удовлетворить свои потребности, взаимодействуя друг с другом?

Что такое современные условия? Особенности социальной ситуации развития современных детей в РФ (ценностно-смысловой вакуум в обществе, усиление тревожно-негативных состояний взрослых; психологические изменения в обществе; виртуальная реальность и новые средства коммуникаций; открытое информационное пространство …). «5 М» в глобальном мире их влияние на развитие современного ребенка: маркетизация, маргинализация, медикализация, мобилизация, мелитаризация. Утрата школой монополии на образование ребенка. Признаки кризиса семьи как социального института. Системные изменения в психике современных детей.

Смысловые основания необходимости взаимодействия семьи со школой Семья- первый и самый ответственный воспитатель ребенка. Родители объективно нуждаются в помощи профессионалов. В школе работают профессионалы в области коммуникаций и воспитания детей. Школа может помочь семье осуществлять ее воспитательные функции.

Смысловые основания необходимости взаимодействия школы с семьей Школа испытывает реальные трудности в обучении современных детей. Школа испытывает нереальные трудности в организации поведения детей. Родители – лучшие знатоки индивидуальных особенностей своих детей. Родители могут помочь школе в понимании своего ребенка и в поиске адекватных способов взаимодействия конкретного учителя с конкретным ребенком.

Что зачастую происходит? Школа пытается призвать родителей помогать школе! Родители пытаются призвать школу быть понимающей и справедливой! Родители не считают себя обязанными помогать профессионалам! Школа не вполне довольна тем, как родители выполняют свои родительские обязанности и тем, как они помогают школе. Родители не вполне довольны тем, как педагоги выполняют свои обязанности и помогают семье!

Взаимоотношения семьи и школы в последние годы ухудшаются

Представления учителей о позиции родителей в современной школе Управляющие учителем (45%): всегда правы; контролеры; диктаторы; почти боги; критики; учат учителя, как ему работать… Потребители (40%): сняли с себя ответственность за ребенка; переложили все на школу; равнодушные; наблюдатели; отстраненные; «кукушки»; интересуются только своей личной жизнью и карьерой… Спонсоры (18 %): доноры; люди, думающие только о прибыли; стараются обеспечить своих детей всем необходимым … Любящие детей (13%): слепая родительская любовь; заступники ребенка; готовы любому перегрызть горло за своего ребенка… Противники учителя (10%): жалобщики, зануды, выскочки, страшные люди… Помошники учителя (16%): союзники; посредники между учителем и ребенком… ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, С

Представления родителей о сотрудничестве с учителями ( по данным опроса в РФ) 69% опрошенных убеждены в том, что родителям следует поддерживать постоянный контакт с учителями своего ребенка, не ограничиваясь эпизодическим общением в рамках родительских собраний. 17% полагают, что для общения учителей и родителей вполне достаточно родительского собрания. Затруднились высказать мнение о желательной интенсивности контактов между родителями и учителями 14% респондентов.

Причины конфликтов между учителями и родителями (данные опроса в РФ, 2009 год) В конфликтных взаимоотношениях чаще виноваты учителя – 17%. В конфликтных взаимоотношениях чаще виноваты родители – 23%. Виноваты и те, и другие – 60%.

Представления школьников о взаимоотношениях учителей и родителей ( по данным опроса 3000 школьников старших классов М. Безруких) 74 % считают взаимодействия родителей и учителей малоэффективными и разрушительными. Из них 11% вынуждены были перейти в другую школу по этой причине. Большинство школьников считают, что в самом начале взаимоотношений ситуация была разрешимой, но ни родители, ни учителя не смогли преодолеть возникшее непонимание.

При каких условиях возможна взаимная помощь? Оба субъекта осознают нужды, возможности и ограничения друг друга. Оба субъекта осознают необходимость конструктивного взаимодействия: нуждаются друг в друге! Взаимодействие осуществляется в атмосфере доброжелательности. Оба субъекта коммуникативно компетентны.

Роль психолога в установлении конструктивных взаимодействий учителя и родителей Психологическое консультирование. Психологическое просвещение. Психологическая профилактика.

Проблемы и сложности школьного психолога Психолог – часть педагогического коллектива: учителя – его коллеги. Психолог – «многостоночник»: психологическая работа со взрослыми – не самая важная часть его деятельности. Психолог – специалист в области детской психологии: работа со взрослыми – не самая сильная сторона его профессионализма.

Что необходимо? Организация психологической помощи учителям со стороны независимых психологов и психоконсультантов: психологические тренинги, консультации, просвещение. Организация психологической помощи родителям в их взаимоотношениях со школой: консультирование, психологические тренинги.

школа семья Семья и школа – два субъекта созидания настоящего и будущего ребенка Взаимодействие семьи и школы – необходимо и неизбежно

Сотрудничество семьи и школы: вместе против проблемы, а не против друг друга. Когда люди объединяются – они могут гораздо больше Взаимное принятие, понимание, уважение, поддержка, взаимопомощь, согласованные действия, установленные договоренности

Уязвимые места в работе школы с родителями Позиция родителей определяется как проблема, а не как ресурс. Работа с родителями сводится к информированию и инструктированию. Работа с родителями строится как воздействие, в позиции «сверху».

Парадигма воздействия школы на родителей Цель – информировать и стимулировать. Позиция школы: «сверху». Ожидаемые результаты: родители будут исполнять указания школы и помогать ей. Формы: собрания, информационная работа (звонки, дневники, беседы). Правила: устанавливаются школой. Место и время: не определено и непредсказуемо. Эмоции: взаимной неудовлетворенности.

Парадигма взаимодействия школы с родителями Цель – сотрудничество (принятие, поддержка, помощь). Позиция школы: равноправный партнер семьи. Ожидаемые результаты: возрастающее доверие между родителями и школой, взаимное признание ответственности, усиление уверенности в необходимости расширения взаимодействия. Формы: индивидуальные встречи, консультации, обмен информацией, совместные воспитательные события. Правила: устанавливаются совместно. Место и время: закреплено правилами и предсказуемо. Эмоции: взаимного удовлетворения.

Спасибо!