1 В.Г.Захаревич, В.А.Обуховец, В.П.Попов Таганрогский государственный радиотехнический университет, www.tsure.ru Болонский процесс и российская система.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
Advertisements

Переход РТА на международно признанную систему подготовка «бакалавра» и «магистра»: благо или новые проблемы? Подготовила студентка 2 курса Экономического.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Д.К.Сулеев, Б.М.Искаков Казахский национальный технический университет имени К.И.Сатпаева.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Высшее образование в Великобритании и в России Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «Гимназия 57» Исследовательская работа подготовлена.
С ИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ.
Нормативные изменения в подготовке аспирантов, докторантов, соискателей Начальник отдела подготовки научно-педагогических кадров Е.В. Лаптева.
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование 1.Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных.
Порядок приема иностранных граждан в государственные вузы.
РЕФОРМА РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.
«…Хоть не в Болонии…» Болонская декларация и реалии российской системы образования – возможности и препятствия С.Г.Боярский Факультет управления здравоохранением.
Система образования Великобритании. Система образования Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет.
Методика зачисления в магистратуру На основе результатов оценки качества подготовки бакалавров (варианты моделей)
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Статья 7. Порядок формирования Конституционного собрания РФ 1.Конституционное Собрание формируется случайным образом из числа граждан, удовлетворяющих.
Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о т е х н и ч е с к о м у ре г у л и р о в а н и ю и м е т р о л о г и и Государственное образовательное учреждение.
Транксрипт:

1 В.Г.Захаревич, В.А.Обуховец, В.П.Попов Таганрогский государственный радиотехнический университет, Болонский процесс и российская система академических степеней

2 Одним из наиболее противоречивых положений Болонской декларации (Бд) является «Принятие системы легко читаемых и сопоставимых степеней». Цель данного сообщения - рассмотрение степени соответствия сложившейся в России системы академических степеней требованиям Болонской декларации и обсуждение возможных путей устранения выявленных несоответствий.

3 Российские ученые и академические степени в области техники и технологий: Традиционные: инженер (специалист), инженер (специалист), кандидат, доктор технических наук, кандидат, доктор технических наук, Недавно введенные: бакалавр, бакалавр, магистр. магистр. За пределами высшей школы: За пределами высшей школы: техник. техник.

4 Наличие этих степеней придает нашей системе большую гибкость; большую гибкость; предоставляет обучающимся множественность вариантов получения высшего образования, предоставляет обучающимся множественность вариантов получения высшего образования, с другой стороны, затрудняет признание наших образовательных документов, затрудняет признание наших образовательных документов, приводит к потерям времени для обучающихся и надолго отдаляет для этих людей начало трудовой деятельности. приводит к потерям времени для обучающихся и надолго отдаляет для этих людей начало трудовой деятельности.

5 Бакалавр и магистр По формальным признакам они относятся к программам первого и второго уровней. По формальным признакам они относятся к программам первого и второго уровней. В соответствии с Бд, первый уровень образования должен длиться, как минимум, три года, а получаемая квалификация должна давать доступ ко второму уровню образования и соответствовать требованиям рынка труда. В соответствии с Бд, первый уровень образования должен длиться, как минимум, три года, а получаемая квалификация должна давать доступ ко второму уровню образования и соответствовать требованиям рынка труда. Доступ ко второму уровню образования должен требовать успешного завершения первого уровня (Бд), а второй уровень должен завершаться степенью магистра или подобной и должен открывать доступ к получению докторских степеней (Берлинское коммюнике). Доступ ко второму уровню образования должен требовать успешного завершения первого уровня (Бд), а второй уровень должен завершаться степенью магистра или подобной и должен открывать доступ к получению докторских степеней (Берлинское коммюнике). В плане доступа к последующим уровням образования обе Российские степени полностью соответствуют требованиям Болонской декларации, а в плане соответствия требованиям даже отечественного рынка труда много неясностей. В плане доступа к последующим уровням образования обе Российские степени полностью соответствуют требованиям Болонской декларации, а в плане соответствия требованиям даже отечественного рынка труда много неясностей.

6 В статье 7 Федерального закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании« говорится, что квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. что квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. О правах магистра в этом законе вообще ничего не говорится. О правах магистра в этом законе вообще ничего не говорится. В России по-прежнему специалист рассматри- вается, как основная степень, а бакалавр и магистр как что-то второстепенное. В России по-прежнему специалист рассматри- вается, как основная степень, а бакалавр и магистр как что-то второстепенное.

7 Проблемы признания Российских степеней бакалавра и магистра за рубежом Проблемы признания Российских степеней бакалавра и магистра за рубежом Это, в первую очередь, проблемы идентификации, т.е. проблемы установления какой именно зарубежной квалификации соответствуют те или иные наши документы. Это, в первую очередь, проблемы идентификации, т.е. проблемы установления какой именно зарубежной квалификации соответствуют те или иные наши документы. Это связано с тем, что в каждой стране, имеющей достаточно развитую систему образования, сложились свои наборы предметных областей (специальностей), свои структуры степеней, учебных курсов, квалификационных требований, систем количественного определения объема учебных курсов и степени их усвоения. Это связано с тем, что в каждой стране, имеющей достаточно развитую систему образования, сложились свои наборы предметных областей (специальностей), свои структуры степеней, учебных курсов, квалификационных требований, систем количественного определения объема учебных курсов и степени их усвоения. Болонская декларация может помочь снять только часть из имеющихся проблем. Болонская декларация может помочь снять только часть из имеющихся проблем.

8 Факторы, препятствующие сопоставлению образовательных документов: Различные наборы предметных областей (специальностей) – не решается БД. Различные наборы предметных областей (специальностей) – не решается БД. Различные структуры степеней – решается частично. Различные структуры степеней – решается частично. Различные наборы учебных курсов – не решается. Различные наборы учебных курсов – не решается. Различные квалификационные требования – решается частично. Различные квалификационные требования – решается частично. Различные системы количественного определения объема учебных курсов – решается. Различные системы количественного определения объема учебных курсов – решается. Различные системы оценки степени усвоения программы - решается. Различные системы оценки степени усвоения программы - решается.

9 Бд позволяет снять вопросы, связанные со структурой степеней, с оценкой степени их усвоения (посредством описания системы оценок в приложении к диплому), с количественным определением объема учебных дисциплин и общей трудоемкостью освоения образовательной программы. связанные со структурой степеней, с оценкой степени их усвоения (посредством описания системы оценок в приложении к диплому), с количественным определением объема учебных дисциплин и общей трудоемкостью освоения образовательной программы. В тоже время, в Болонской декларации не рассматриваются наиболее проблемные для России вопросы, связанные с идентификацией предметных областей и учебных дисциплин.

10 Узость специальностей Одним из главных препятствий для признания российских образовательных программ за рубежом, является их чрезмерная специализация в очень узких предметных областях. В частности, программа Electrical Engineering (США) перекрывает Российские образовательные программы Автоматизация и управление, Телекоммуникации, – Электроника и микроэлектроника, – Проектирование и технология электронных средств, – Электротехника, электромеханика и электротехнологии, – Приборостроение, Электроэнергетика, – Метрология и стандартизация, Радиотехника.

11 Научные и образовательные программы в области Electrical Engineering США – Electrical Engineering. США – Electrical Engineering. ЮНЕСКО – Electrical & Electronic Engineering; ЮНЕСКО – Electrical & Electronic Engineering; - Automation & Control Engineering; - Energy Engineering. Россия – 9 направлений подготовки бакалавров и магистров (предыдущий слайд); Россия – 9 направлений подготовки бакалавров и магистров (предыдущий слайд); 48 специальностей высшего проф.образования;48 специальностей высшего проф.образования; 36 специальностей среднего проф.образования;36 специальностей среднего проф.образования; 30 научных специальностей.30 научных специальностей.

12 Технические специальности ЮНЕСКО – 48; ЮНЕСКО – 48; Россия – 79 направлений бакалаврской подготовки; Россия – 79 направлений бакалаврской подготовки; специальностей среднего проф. образования; научная специальность; специальности высшего проф. образования;

13 Чрезвычайно большое количество направлений бакалаврской и магистерской подготовки в нашей стране дополняется весьма сложной структурой направлений и специальностей подготовки техников и специалистов, а также докторов и кандидатов наук. Это приводит к тому, что наши специальности и направления оказываются намного уже зарубежных и не перекрывают соответствующих предметных областей, что препятствует признанию наших образовательных документов за рубежом. направлений бакалаврской и магистерской подготовки в нашей стране дополняется весьма сложной структурой направлений и специальностей подготовки техников и специалистов, а также докторов и кандидатов наук. Это приводит к тому, что наши специальности и направления оказываются намного уже зарубежных и не перекрывают соответствующих предметных областей, что препятствует признанию наших образовательных документов за рубежом.

14 Узость специализации не только препятствует признанию Российских образовательных документов, но и: Уменьшает «срок жизни» специалиста; Уменьшает «срок жизни» специалиста; Препятствует прогрессу в соответствующих областях и в междисциплинарных связях; Препятствует прогрессу в соответствующих областях и в междисциплинарных связях; Ухудшает подготовку специалистов, повышает ее стоимость (дублирование, трудности с подготовкой и изданием учебной литературы). Ухудшает подготовку специалистов, повышает ее стоимость (дублирование, трудности с подготовкой и изданием учебной литературы).

15 Подготовленные в соответствии с Болонскими требованиями приложения к дипломам еще ярче высветят эту проблему, поэтому процесс реформ, связанный с выполнением Болонских обязательств, должен обязательно сочетаться с резким сокращением и унификацией направлений и специальностей подготовки, а также с унификацией названий основных учебных курсов. Подготовленные в соответствии с Болонскими требованиями приложения к дипломам еще ярче высветят эту проблему, поэтому процесс реформ, связанный с выполнением Болонских обязательств, должен обязательно сочетаться с резким сокращением и унификацией направлений и специальностей подготовки, а также с унификацией названий основных учебных курсов. Возможно, нашей стране стоит выступить инициатором подготовки международного стандарта, определяющего перечень научных направлений, в рамках которых будет осуществляться подготовка на всех уровнях образования (Почему нельзя сделать так, чтобы техники, бакалавры, специалисты, магистры, кандидаты и доктора готовились по одному списку специальностей?). Возможно, нашей стране стоит выступить инициатором подготовки международного стандарта, определяющего перечень научных направлений, в рамках которых будет осуществляться подготовка на всех уровнях образования (Почему нельзя сделать так, чтобы техники, бакалавры, специалисты, магистры, кандидаты и доктора готовились по одному списку специальностей?). Необходим международный стандарт, определяющий перечень научных направлений

16 Продолжительность обучения В Болонских документах указано, что обучение на первом уровне должно занимать не менее 3-х лет (Бд), а весь процесс получения высшего образования примерно пять – шесть лет (съезд ректоров в Саламанке, 2001 г.). В Болонских документах указано, что обучение на первом уровне должно занимать не менее 3-х лет (Бд), а весь процесс получения высшего образования примерно пять – шесть лет (съезд ректоров в Саламанке, 2001 г.). Продолжительность обучения в Болонских документах измеряется не в календарных годах, а в эквивалентных периодах обучения в кредитах ECTS или любых других. Продолжительность обучения в Болонских документах измеряется не в календарных годах, а в эквивалентных периодах обучения в кредитах ECTS или любых других. При синхронном обучении для подготовки в рамках двухуровневой подготовки нужно выбрать вариант 4+2 или какой-либо другой. Этот вопрос порождает множество дискуссий. При синхронном обучении для подготовки в рамках двухуровневой подготовки нужно выбрать вариант 4+2 или какой-либо другой. Этот вопрос порождает множество дискуссий. Вопрос о продолжительности обучения необходимо решать в одном комплексе с решением судьбы специалиста, являющимся в настоящее время наиболее сложным и связанным с определением места и статуса этой квалификации в складывающейся многоуровневой системе образования. Вопрос о продолжительности обучения необходимо решать в одном комплексе с решением судьбы специалиста, являющимся в настоящее время наиболее сложным и связанным с определением места и статуса этой квалификации в складывающейся многоуровневой системе образования.

17 К какому уровню образования отнести подготовку специалистов С одной стороны, по многим параметрам (продолжительность обучения, объем программы в любых единицах измерения, возможность после получения квалификации «специалист» обучаться в аспирантуре, т.е. на докторском уровне) эту программу следует отнести ко второму уровню образования. С одной стороны, по многим параметрам (продолжительность обучения, объем программы в любых единицах измерения, возможность после получения квалификации «специалист» обучаться в аспирантуре, т.е. на докторском уровне) эту программу следует отнести ко второму уровню образования. С другой стороны, для доступа к обучению по программам второго уровня необходимо успешно завершить обучение на первом уровне, а для доступа к обучению по программе «специалист» в настоящее время достаточно наличия законченного среднего образования С другой стороны, для доступа к обучению по программам второго уровня необходимо успешно завершить обучение на первом уровне, а для доступа к обучению по программе «специалист» в настоящее время достаточно наличия законченного среднего образования

18 Пути решения проблемы специалиста Исключение в перспективе квалификации «Дипломированный специалист». Этого делать не стоит, так как такой шаг, в какой-то степени, дискредитирует образование, полученное миллионами людей в предшествующие Болонской декларации годы, затруднит определение статуса специалиста на национальном рынке труда и обеднит национальную систему образования. Исключение в перспективе квалификации «Дипломированный специалист». Этого делать не стоит, так как такой шаг, в какой-то степени, дискредитирует образование, полученное миллионами людей в предшествующие Болонской декларации годы, затруднит определение статуса специалиста на национальном рынке труда и обеднит национальную систему образования. Переход на подготовку специалистов только после обязательного получение квалификации бакалавр (система 4+1 или 3+2). В этом случае подготовка выпускников, имеющих квалификацию «Специалист», разбивается на два уровня, каждый из которых по всем параметрам вписываются в формальные требования к программам первого и второго уровней. Переход на подготовку специалистов только после обязательного получение квалификации бакалавр (система 4+1 или 3+2). В этом случае подготовка выпускников, имеющих квалификацию «Специалист», разбивается на два уровня, каждый из которых по всем параметрам вписываются в формальные требования к программам первого и второго уровней. Введение в Болонские документы нового понятия «комбиниро- ванная» или «интегрированная» программа, объединяющая последовательное обучение на первом и втором образовательных уровнях. Введение в Болонские документы нового понятия «комбиниро- ванная» или «интегрированная» программа, объединяющая последовательное обучение на первом и втором образовательных уровнях.

19 Какой же выбрать срок обучения Нечеткими формулировками Болонских документов, возможно, порожден миф о якобы вытекающем из Болонской декларации резком сокращении сроков получения высшего образования. Нечеткими формулировками Болонских документов, возможно, порожден миф о якобы вытекающем из Болонской декларации резком сокращении сроков получения высшего образования. В Болонской Декларации говорится только о том, что обучение на первом уровне должно длиться минимум три года и нигде не говорится о том, какой должен быть срок обучения на втором уровне. В Болонской Декларации говорится только о том, что обучение на первом уровне должно длиться минимум три года и нигде не говорится о том, какой должен быть срок обучения на втором уровне. В то же время в других Болонских документах говорится о том, что оптимальный срок обучения для последовательного получения образования первого и второго уровней равен пяти годам. В то же время в других Болонских документах говорится о том, что оптимальный срок обучения для последовательного получения образования первого и второго уровней равен пяти годам. Отсюда следует, что вариантов для получения образования второго уровня в России не так уж и много: 3+2 и 4+1 (специалист), 4+2 или 3+3 (магистр). Отсюда следует, что вариантов для получения образования второго уровня в России не так уж и много: 3+2 и 4+1 (специалист), 4+2 или 3+3 (магистр). С учетом традиций Российского образования, наиболее естественным для России будет принятие систем 4+1 и 4+2. С учетом традиций Российского образования, наиболее естественным для России будет принятие систем 4+1 и 4+2.

20 Сокращение срока обучения на первом уровне В тоже время не следует полностью отбрасывать и варианты 3+2 или 3+3, так как сокращение срока обучения на первом уровне имеет ряд достаточно веских обоснований: более ранний переход к трудовой деятельности для тех, кто не планирует учиться на втором уровне; более ранний переход к трудовой деятельности для тех, кто не планирует учиться на втором уровне; более раннее трудоустройство и более сознательный выбор будущей траектории обучения для тех, кто планирует продолжить обучение на втором уровне; более раннее трудоустройство и более сознательный выбор будущей траектории обучения для тех, кто планирует продолжить обучение на втором уровне; возможность интегрирования систем высшего и среднего профессионального образования; возможность интегрирования систем высшего и среднего профессионального образования; возможность более глубокой специализации на втором уровне образования в связи с увеличением его продолжительности. возможность более глубокой специализации на втором уровне образования в связи с увеличением его продолжительности. Эти обстоятельства придется непременно принимать во внимание при переходе России к 12 – летнему среднему образованию.

21 Техникумы и подготовка бакалавров За бортом высшей школы сейчас остаются техникумы на базе среднего образования (колледжи). Несмотря на разрешение для выпускников техникумов продолжить обучение в вузе для получения степени бакалавра по ускоренной программе, в основном им приходится заново поступать на первый курс для получения высшего образования. За бортом высшей школы сейчас остаются техникумы на базе среднего образования (колледжи). Несмотря на разрешение для выпускников техникумов продолжить обучение в вузе для получения степени бакалавра по ускоренной программе, в основном им приходится заново поступать на первый курс для получения высшего образования. В отличие от современных бакалавров, выпускники техникумов востребованы на Российском рынке труда. В отличие от современных бакалавров, выпускники техникумов востребованы на Российском рынке труда. Имеет смысл, пересмотреть типовые учебные планы техникумов с целью их более тесной увязки с вузовскими учебными планами (особенно удобно это сделать при подготовке бакалавров по 3-х летним планам, а специалистов и магистров по планам 3+2 и 3+3, соответственно). Имеет смысл, пересмотреть типовые учебные планы техникумов с целью их более тесной увязки с вузовскими учебными планами (особенно удобно это сделать при подготовке бакалавров по 3-х летним планам, а специалистов и магистров по планам 3+2 и 3+3, соответственно). Это нужно сделать так, чтобы выпускники техникумов получали по окончанию обучения квалификацию бакалавра и могли продолжить обучение в вузе по программе второго уровня для получения соответствующей квалификации. Это нужно сделать так, чтобы выпускники техникумов получали по окончанию обучения квалификацию бакалавра и могли продолжить обучение в вузе по программе второго уровня для получения соответствующей квалификации.

22 Заключение Важнейшие для России задачи, связанные с присоединением к Болонской декларации: согласование между собою Российского законодательства и сложившейся системы образования, т.е. юридическое признание внутри России существующих в России степеней и уровней образования, согласование между собою Российского законодательства и сложившейся системы образования, т.е. юридическое признание внутри России существующих в России степеней и уровней образования, пересмотр и реальное сокращение номенк- латуры имеющихся в стране направлений и специальностей подготовки. пересмотр и реальное сокращение номенк- латуры имеющихся в стране направлений и специальностей подготовки.

23 Доклад закончен, можно проснуться! Спасибо за внимание