Урок из серии «Глобальные проблемы человечества»
Энергетическая проблема мира Цель: изучить комплекс энергетических проблем мира и перспективы энергетического развития планеты
Постановка проблемы Истощение главных источников сырья для тепловой энергетики Огромное число энергоёмких производств в мире Рост количества экологических проблем из-за попыток нерационального решения энергетической проблемы Рост зависимости развитых стран от добычи энергоресурсов в развивающихся странах Слабое развитие нетрадиционной энергетики Техническая изношенность многих ТЭС, АЭС, ГЭС
Современная энергетика мира Кто? Что? Всего: млрд. кВт ۰ ч Структура производства электроэнергии в % Потребляют энергию, в основном, те же, кто её производит! % от мировой выработки электроэнергии
Обеспеченность стран мира нефтью п/п СтранаРегионКол-во, млрд. тонн 1Саудовская Аравия Азия 36 2Ирак15 3Кувейт13,3 4ОАЭ13 5Иран12 МИР Нефтяные запасы России – 7-ое место в мире (6,7 млрд. тонн). 2. При современных темпах использования миру хватит разведанной нефти - на лет (по разным оценкам), России – на лет!
п/п СтранаРегионКол-во, трлн.куб.м 1Россия Европа, Азия 48 2Иран23 3Катар14 4Саудовская Аравия 6,2 5ОАЭ6 МИР155 Обеспеченность стран мира природным газом При современных темпах использования миру хватит разведанного природного газа - на лет, России – на лет!
При современных темпах использования миру хватит разведанного угля - на лет, России – на лет! п/п СтранаРегионКол-во, млрд.тонн 1СШАСев. Америка Азия Европа, Азия Африка Австралия 445 2Китай296 3Россия202 4ЮАР116 5Австралия115 МИР1750 Обеспеченность стран мира каменным и бурым углем
РегионГидроэнергоресурсы, млрд. кВт ۰ ч Использование, % СНГ Европа (без СНГ)71070 Азия (без СНГ) Африка16003 Сев. Америка Лат. Америка Австралия и Океания Мир Современный гидроэнергетический потенциал мира
Крупнейшие ГЭС мира Название ГЭСМощность, млн. кВт СтранаРека 1. Итайпу 2. Гранд-Кули 3. Гури 4. Тукуруи 5. Саяно- Шушенская 12,6 10,8 10,3 8,0 6,4 Бразилия США Венесуэла Бразилия Россия Парана Колумбия Кароно Токантинс Енисей
Атомная энергетика стран мира Франция73 % Бельгия59 % Швеция52 % Республика Корея48 % Швейцария40 % Испания36 % Болгария34 % Финляндия33 % Германия28 % Япония24 % США22 % Россия12 % Мир18 % В % от общего объёма производства электроэнергии
География АЭС мира Карта плотности АЭС на единицу территории страны
Традиционные и альтернативные источники энергии
Нетрадиционные источники энергии Гелио станции (СЭС) Ветровые станции (ВЭС) Ветровые станции нового поколения Геотермальные станции (Гео ТЭС) Волновые станции Приливные станции (ПЭС) Станции на биогазе (БиоТЭС) В сумме дают всего 0,5 % энергии мира!!!
Энергетика будущего: надежды на термоядерный синтез
Первые успехи на пути создания термоядерных электростанций Токамак ITER Токамак JET Тороидальная камера термоядерного реактора
? Глобальные сценарии развития энергетики в будущем Предложите ваш вариант! Подготовьте мини-проект на тему «Энергетика будущего», ответив на вопросы: Какова доля ТЭС на угле в энергетике завтрашнего дня мира? Каков удельный вес ТЭС на мазуте и природном газе в мире, и в России? Как будут использовать альтернативные источники энергии в будущем? Какова доля ГЭС в энергетике будущего? Как вы думаете, решат ли учёные проблему термоядерной энергетики? Какие современные перспективные источники энергии вам известны? Есть ли «минусы» у нетрадиционной энергетики?
Замена традиционной энергетики альтернативными источниками энергии??? Развитие ТЭС на угле и максимальное использование ГЭС??? Прогресс в термоядерной энергетике??? Изобретение новых источников энергии в ближайшие лет??? Варианты развития событий в энергетике будущего Прогресс в области водородной энергетики, биоэнергетики, энергетики на разнице температур и др. уже известных перспективных видах производства энергии???
Перспективы энергетики мира связаны с международными усилиями с учётом принципов рационального природопользования! Роль науки в глобальной энергетической безопасности человечества колоссальна! Умение договариваться – залог решения всех глобальных проблем!
Рефлексия: попробуйте «примерить на себя» одну из шляп и высказаться об уроке! красная шляпа – это ваши эмоции, ощущения, которые у вас возникли; чёрная – позволяет высказаться о том, что не понравилось и что можно было бы улучшить; жёлтая – поможет вам сказать, что наиболее понравилось и произвело наилучшее впечатление; синяя – благодаря ей вы сможете заглянуть со стороны, в глубину, в основание; зелёная – это шляпа изобретателей, которая поможет вам в дальнейшем всё это каким-либо образом использовать. белая шляпа – позволяет охарактеризовать само содержание урока по существу;