Дети с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Advertisements

Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
М ЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД МОУ «К ОРКАТОВСКИЙ ЛИЦЕЙ » А НИСИМОВА.
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида. Сопровождение это взаимодействие сопровождающего.
ГБОУ НШДС нервно-психическом статусе детей; двигательной активности и ориентировки в пространстве; развитии познавательной деятельности; общем речевом.
ЦЕЛЬ: коррекция и профилактика речевых нарушений Задача 1. Комплексное обследование (логопед, психолог, учитель, врач) Задача 2. Организация коррекционных.
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников Речевая готовность к школе.
Дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного.
Программы логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей, применяемые в МКДОУ детском саду компенсирующего вида «Родничок»
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
Транксрипт:

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 30% среди неуспевающих младших школьников.

Начиная с годов велось комплексное изучение проблем и причин неуспеваемости силами специалистов разного профиля: клиницистами, физиологами, психологами, дефектологами. Исследования Г.Е.Сухаревой, Т.А.Власовой, М.С.Певзнер,В.И.Лубовского, К.С.Лебединской позволили выделить среди неуспевающих младших школьников особую категорию, у которой трудности в обучении были обусловлены задержкой темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой.

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринять школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.

Формы ЗПР связаны с мозаичными органическими повреждениями центральной нервной системы. Этим они отличаются от умственной отсталости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозговых структур.

Отличия детей с ЗПР и УО У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности. Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий.

ЗПР и ОНР Школьники с ОНР и ЗПР на всем протяжении школьного обучения обнаруживают выраженное и стойкое отставание от нормы практически по всем вербальным характеристикам. Причем к старшему школьному возрасту эти различия сглаживаются мало.

1. У школьников с ЗПР и ОНР наблюдается сходная по проявлениям, выраженная и стойкая несформированность всех психических функций. Недоразвитие речи при ЗПР и дефицитарность при ОНР носят как вторичный, так и первичный характер. 2. На фоне сходной системной недостаточности ВПФ у детей с ОНР и ЗПР наблюдаются и различия, характер которых подвержен возрастным изменениям. При ОНР отмечается большая несформированность серийной организации движений, а также переработки слуховой и кинестетической информации. Для школьников с ЗПР характерны более явные трудности программирования и контроля произвольных форм деятельности и переработки зрительно-пространственной информации, что особенно отчетливо проявляется в младшем школьном возрасте.

Формы ЗПР: Церебрастеническая – ЗПР церебрального (мозгового) происхождения, обусловлена остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных инфекций и травм (до, после и во время родов). Сопутствуют мозговые дисфункции, неврозоподобные синдромы (быстрая утомляемость, головные боли, слабая память, различные страхи). Конституционная эту форму еще называют «психический инфантилизм» - явление временное, чаще всего с возрастом компенсируется.

Соматогенная – обусловленная длительной соматической (телесной) недостаточностью вследствие хронических заболеваний, аллергий. Дети астеничные (ослабленные физически и психически), апатичные, неспособные к волевым усилиям. Психогенная – обусловленная психической травмой, психотравмирующими условиями воспитания. Это гипоопека (дети алкоголиков, педагогически запушенные), гиперопека («оранжерейные» дети, не способные к самостоятельному решению жизненных задач) и жесткое авторитарное воспитание, формирующее замкнутую, боязливую или, напротив, жестокую личность.

Устная речь ФОНЕТИКА у детей данной категории затруднен процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, т.к. этот этап требует интеллектуальных усилий – мыслительных операций анализа,синтеза, сравнения. Фонематический слух нарушен практически у каждого ребенка с ЗПР, причина, видимо, в нарушении межанализаторных связей. Звуковой анализ у детей с ЗПР нарушен не всегда.

СЛОВАРЬ узок, ограничен обиходно- бытовыми рамками, не могут описать свои представления. Причина этого в своеобразии восприятия, и в том, что дети ЗПР испытывают затруднения в переводе своих зрительных впечатлений или представлений в словесную форму по причине ограниченного словарного запаса.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ Для ребенка с ЗПР характерна стойкая дизорфография, стойкое неусвоение орфографическое правил. Речь здесь идет именно о неусвоении, а не о незнании. Дети этой категории из-за недостаточности гибкости мыслительных операций не связывают некоторые явления между собой, и они существуют как бы изолированно.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ активное жестикулирование - ребёнку явно не хватает слов. в рассказе нет ни имен главных героев, ни места и времени событий. Постоянные повторы, возврат к уже высказанному - говорят о нарушении динамики речевого высказывания. И самое главное – в рассуждениях ребенка с ЗПР не прослеживается главная мысль.

Первые рекомендации по организации коррекционной работы с детьми с ЗПР в помощь учителю были даны Т.А. Власовой и М.С.Певзнер. Подобные занятия могут иметь общеразвивающие цели: повышение уровня общего, сенсорного и интеллектуального развития; развитие памяти и внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико- пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

Первичное обследование включает в себя три аспекта: артикуляционный - выяснение особенностей произношения звуков функционирования органов артикуляции в процессе разговорной речи; фонологический - изучение того, как ребенок различает систему речевых звуков (фонем в различных фонематических условиях); лексико-грамматический - уточнение словарного запаса, умения употреблять слова в нужной форме, правильно строить предложения.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ I - этап - ориентировка в задании; II - этап - выполнение задания; III - этап - оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания

Принципы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития: максимальная коммуникативная направленность всех логопедических занятий через оптимальное сочетание речи логопеда и учащихся; активизация мыслительной и речевой деятельности; использование на логопедическом занятии всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо); четкие инструкции, конкретные целевые установки, постепенное их нарастание и усложнение; учет индивидуальных особенностей и темпов психической деятельности; формирование контроля как средства развития внимания; использование игровых и занимательных приемов работы;

выразительная речь педагога с умелым понижением и повышением голоса; необычность, новизна предметов и явлений; чередование напряжения и расслабления; эмоциональная насыщенность занятия, большой объем образного материала; разнообразие содержания и видов деятельности; необходимо постоянное управление вниманием.

Результаты наблюдений за данной группой детей привели к мысли, что у стойко неуспевающих учащихся младших, средних, старших классов разные причины возникновения неуспеваемости, различны психологические особенности ее проявления, а также возможности компенсации негативных тенденций психического развития.