Опыт общественно - профессиональной оценки качества образования на основе принципов системы менеджмента качества (Стандарт ИСО 19011) И.В.Гришина Д.п.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка ОУ к сертификации ИСО 9001 (из опыта ГОУ СОШ 619 Санкт-Петербурга) Волков Валерий Николаевич, к.пед.н., доцент СПб АППО.
Advertisements

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ А.Н.Свиридов, к.п.н., профессор.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Шимутина Елена Николаевна к.п.н., МВА, директор ИРГОУ, зам. директора ГАОУ «ЦО «Царицыно» 548, научный руководитель ГИП ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
О стратегии развития ОУ Программа развития школы на г. «Создание инновационной образовательной среды для индивидуального развития и самоопределения.
МОУ СОШ 2 ЮРЬЕВЕЦ 2010 ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
Пути совершенствования СМК университета. Предварительные результаты ресертификационного аудита Несоответствий не обнаружено.Положительные стороны Стратегия.
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ: ПУТЬ К НОВОМУ СОСТОЯНИЮ СИСТЕМЫ Из опыта работы ГОУ СОШ 619 Санкт-Петербурга Валерий Николаевич Волков.
Модель внутриучрежденческой системы оценки качества образования МБОУСОШ 21.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
большинство общеобразовательных школ - менее 60 тыс. рублей на ученика статусные ОУ - до 120 тыс. рублей в расчете на ученика. Финансирование московских.
Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Совершенствование системы качества образования в условиях апробации ФГОС.
П Программа развития ОУ на ЗАДАЧИ: Создание на базе школы возможности получить качественное образование. Вовлечение обучающихся в реализацию.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Транксрипт:

Опыт общественно - профессиональной оценки качества образования на основе принципов системы менеджмента качества (Стандарт ИСО 19011) И.В.Гришина Д.п.н., профессор

Качество – это восприятие, а восприятия меняются. Поиск качества – это не поиск КОНЦА, а ПУТЕШЕСТВИЕ, в которое всегда вносятся изменения

Именно на принципе общественного договора и доверия могут быть сформированы, с одной стороны, процедуры выработки и доведения до системы образования требований сообщества, а с другой, процедуры общественной оценки деятельности образовательных учреждений

Процедуры общественной оценки деятельности образовательных учреждений Процедуры выработки и доведения до системы образования требований сообщества Общественный договор + Доверие

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ФакторОпределяет 1Качество содержания образованияЧему мы учим? 2Качество подготовки учащихсяКого мы учим? 3Положительная мотивация обучаемыхХотят ли они учиться? 4Качество методического и материально- технического обеспечения процесса обучения Как обеспечивается обучение? 5Профессиональный уровень педагогического состава и вспомогательного персонала Кто учит? 6Положительная мотивация персоналаХотят ли они хорошо учить? 7Качество технологий обученияКак учат? 8Качество технологий тестирования и проверки знаний, умений, навыков и компетенций учащихся Как проверяются полученные ЗУН и компетенции 9Качество общего менеджмента школыКак управляют школой

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ШКОЛЕ Каковы потребности и ожидания учеников и родителей? Заинтересованные стороны? Каковы потребности, ожидания и предписания этих заинтересованных сторон? Что делается в школе, чтобы узнать и понять эти потребности, ожидания и предписания? Каковы наши планы для осуществления этого? Что делается на практике? -Методы обучения и содержание (учебный план), -забота о детях, сотрудничество с родителями -сотрудничество внутри школы… Как добиться успеха? Измерения, самооценка, обратная связь…? Как используется эта информация в постоянном совершенствовании?

«Школа теперь должна как можно полнее отвечать на запросы общества и вынуждена «зарабатывать» качеством предоставляемых услуг» Калина И.И., 2011

КОНКУРЕНЦИЯ и РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ - как привлечь семьи (клиентов) именно в данную школу - как их удержать - как повысить качество услуг - как повысить КПД - как снизить издержки (без потери качества)

Какой должна быть школа? Каковы критерии выбора родителями?

- Качество основного образования - Качество дополнительного образования - отзывы - социальные сети - публикации - имидж школы Бренд школы! БРЕНДБИЛДИНГ И ГРАМОТНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ Критерии выбора:

- Ассортимент дополнительного образования - анализ спроса ЦЕЛЕВОГО сегмента - подбор, оценка и периодическая аттестация кадров,постоянное повышение квалификации. - Комфортные условия (мебель, чистота, оборудование, освещенность, общий стиль) Важными становятся детали – форма, обстановка и т.п. - Качество питания Критерии выбора:

- Комфортные психологические условия (вежливость, индивидуальный подход, количество детей в классе) Критерии выбора:

- Вежливость персонала - Различные варианты досуга детей - Развитие кругозора (экскурсии, театры, выезды и т.п.) - Командообразование (совместные СЕМЕЙНЫЕ мероприятия и т.п.) ДОВЕРИЕ к школе в целом Критерии выбора:

ПОВЫШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДСТВА - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ ОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НЕОБХОДИМО СВЕРХ - ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМ 1. НЕОБХОДИМО ДУМАТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ КАК ВЛАДЕЛЬЦУ ЧАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 2. УЧИТЫВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОУ 3. ПОМНИТЬ ОБ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – КАЧЕСТВ О ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫ Х УСЛУГ

Принципы управления качеством Взаимовыгодные отношения с поставщиками Постоянное улучшение Базирование решений на фактах Системный подход к управлению Ориентация на потребителя Лидерство Вовлеченность персонала Процессный подход

Абу Хамид Аль-Газали ( ), персидский философ и богослов «Привычка путать знания с убеждениями является хронической болезнью нашего времени».

Фактический подход к принятию решений Реализация принципа: организация мониторинга, измерений, сбора точной и достоверной информации; использование проверенных методов обработки информации; принятие решений на основе результатов анализа зарегистрированных фактов; обеспечение доступа к информации тем, кому она нужна.

Что нам дает самооценка? Что нам дает самооценка? Анализ того, что мы делаем Насколько хорошо мы это делаем? Можем ли мы делать это лучше? Как это сделать лучше? Планы для проектов по улучшению Реализация проектов по улучшению Повышение роли общественности в управлении Повышение качества образования

Подготовка ОУ к сертификации ИСО 9001 (из опыта ГОУ СОШ 619 Санкт-Петербурга)

Основные этапы работы 2000 – первая самооценка школы по критериям TQM2000 – первая самооценка школы по критериям TQM победа в федеральном конкурсе «100 лучших товаров России» победа в федеральном конкурсе «100 лучших товаров России» участие в конкурсах «Премия качества Санкт-Петербурга» (участник, дипломант, 2 место, победитель) участие в конкурсах «Премия качества Санкт-Петербурга» (участник, дипломант, 2 место, победитель) 2006 и 2008 – победы в ПНП «Образование»2006 и 2008 – победы в ПНП «Образование» подготовка к сертификации ГОСТ Р ИСО подготовка к сертификации ГОСТ Р ИСО – получение сертификата ИСО2011 – получение сертификата ИСО

Формальные результаты: конкурсы в области качества «100 ЛТР» «Премия ПНПО «100 ЛТР» «Премия ПНПО качества СПб» качества СПб» и и 2008

Содержательные результаты Осмысление администрацией и педагогами новой роли школы и формирование положительного отношения к понятию «образовательная услуга»;Осмысление администрацией и педагогами новой роли школы и формирование положительного отношения к понятию «образовательная услуга»; приобретение опыта сравнения работы школы с межотраслевыми (универсальными) критериями;приобретение опыта сравнения работы школы с межотраслевыми (универсальными) критериями; установление «обратной связи» с потребителями и перевод ее в режим мониторинга;установление «обратной связи» с потребителями и перевод ее в режим мониторинга; подготовка к сертификации школы по системе ИСОподготовка к сертификации школы по системе ИСО

Идентификация школьных процессов, Наименование процесса Кол-во подпроцессо в I. Деятельность руководства по управлению качеством образования (всего процессов – 4) Стратегическое планирование 12 Планирование и развитие СМК школы 7 Распределение ответственности и полномочий 5 Лицензирование, аккредитация, сертификация II. Основные процессы образовательной деятельности школы (всего процессов – 7) 28 III. Вспомогательные процессы (всего процессов – 10) 4 IV. Процессы СМК (всего процессов – 7) Внутренние аудиты, сбор данных о функционировании СМК, управление документацией, управление записями, управление несоответствиями, улучшение СМК, аутсорсинговые процессы

Основа ИСО: документированная система Фрагмент матрицы локальных актов школы 619

2011: ИСО в школе 619 Сертификаты ГОСТ Р ИСО и ГОСТ Р Сертификаты ГОСТ Р ИСО и ГОСТ Р

Планируемые результаты Формирование механизмов взаимодействия и информационного обмена потребителей образовательных услуг и исполнителей государственного заказа в сфере образования. Проведение независимой экспертизы качества услуг, предоставляемых учреждениями образования. Привлечение внимания к проблеме создания в образовательных учреждениях максимально комфортных условий обучения: сохранения здоровья детей, обеспечения безопасности, организации досуга, полноценного воспитания и всестороннего развития учащихся. Обеспечение открытого доступа самых широких слоев общественности к информации о предоставляемых образовательными учреждениями услугах и условиях, в которых проходит процесс обучения.

Планируемые результаты Возрастание роли общественности: Осознание родителями своего права влиять на образование своих детей и управление школой как ценности и важнейшего права гражданина Рост компетентности и готовности общественных управляющих участвовать в управлении ОУ Рост активности общественных управляющих Рост престижа общественного участия в управлении образованием Структурирование и оформление образовательной ответственной и заинтересованной общественности как равноправного партнера власти и профессионалов в управлении образованием

Планируемые результаты Имиджевые и структурные изменения образования: Повышение ориентации образовательных программ (результаты и условия) на потребности населения Повышение ответственности образовательных учреждений, администраций и педагогов за результаты деятельности Рост социального потенциала образования и его влиятельности за счет объединения усилий с общественностью

Планируемые результаты Дополнительная ресурсная поддержка образования: Диверсификация источников формирования ресурсной базы образования Снижение уровня конфликтности в отношениях участников образовательного процесса, снижение социальной напряженности Поддержка и лоббирование общественностью интересов развития системы образования в органах государственной власти, как принципиально совпадающих с интересами общественности Новое качество социализации старшеклассников на основе опыта участия в работе органов ГОУ в учреждениях образования

Планируемые результаты Рост качества внутришкольного управления: Повышение проработанности и обоснованности принимаемых в ОУ управленческих решений Освоение и развитие стратегического характера управления школой (на основе стратегий, согласованных между всеми главными участниками образовательного процесса) Стимулирование потребности управленцев-практиков системы образованием к получению специального управленческого образования

Направления подготовки 1.Разработка методологии и методики государственно- общественной оценки: подготовка пособий, монографических изданий, их использование в составе УМК обучения директоров 2.Организация ОЭР по государственно-общественной оценке деятельности ОУ 3.Участие управленческих кадров в НИР по теме «Государственно- общественная оценка деятельности ОУ»

Методология и методика государственно- общественной оценки 1.Представлена модель общественной экспертизы, обеспечивающая повышение качества образования. 2.Охарактеризовано содержание социального и личностного заказа на образование 3.Разработаны методики общественной экспертизы оценивания деятельности школы, образовательных результатов учащихся.

Методики экспертизы оценивания деятельности школы, образовательных результатов учащих ся 1.Оценка социально и личностно-значимых результатов образования. 2.Оценка уровня образованности выпускника на основе компететноностного подхода 3.Оценка индивидуального прогресса (портфолио)

1.Олимпиада «Молодые петербуржцы» 2. Олимпиада «Кадеты России» 3.Олимпиада «Царскосельский проект»

Участие управленческих кадров в НИР Выявление позиций руководителей ОУ по отношению к системе государственно – общественной оценки Организация методологического семинара по проблемам государственно-общественной оценки

Кафедра управления и экономики образования Результаты подготовки управленческих кадров к введению государственно- общественной оценки деятельности ОУ 1.Освоены методики государственно- общественной оценки деятельности ОУ 2.Сформированы подходы к созданию нормативно-правовой базы государственно- общественной оценки деятельности ОУ 3.Сформирована мотивационная и инструментальная (технологическая основа) подготовки руководителей к государственно-общественной оценке деятельности ОУ