Гиль Ольга Васильевна, учитель начальных классов МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 41 Г. Томска Томск-2009.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Advertisements

Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Статья по теме: «Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке немецкого языка»
Развитие УУД на проектных уроках математики. учиться». Цель образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС. Диагностика УУД.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Учитель начальных классов Мартынова О.А.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Транксрипт:

Гиль Ольга Васильевна, учитель начальных классов МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 41 Г. Томска Томск-2009

Педагогический проект «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе» «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе»

Этапы реализации проекта Организационный 2007–2008 гг. Апробация – г. Коррекция – г. Аналитический 2009–2010 гг.

Социальный заказ «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е.ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» (Концепция модернизации российского образования) «Приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего поколения» (Стандарт начального общего образования)

Анализ уровня сформированности общеучебных навыков учащихся 4 класса Ф.И. учащегосяОбщеучебные навыки и уменияОценка Личнос- тные Регуля- тивные Познава- тельные Коммуни- кативные Матема- тика Русский язык 1. Андреев Алексей высокийсреднийвысокийсредний Вершинина Валерия средний высокий Гречаная Владислава высокий Гурьева Дарья высокий Данилов Александр средний низкий Нгуен Антон высокий Ряжских Анастасия высокий средний Смирнов Егор средний высокий Федоткин Андрей высокий средний Бородин Виктор среднийнизкийсреднийнизкий Федосеев Евгений низкий среднийнизкий 33

ПричиныПричины объектами контроля являются исключительно предметные знания; существование обязательной пятибалльной системы оценивания тормозит формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников; информационно-репродуктивное содержание учебных предметов не способствует активности учащихся; отсутствуют контрольно-измерительные материалы по отслеживанию уровней формирования универсальных учебных действий (УУД)

ПроблемаПроблема Отсутствие в УМК «Начальная школа XXI века» системы формирования УУД, с одной стороны, и наличие потребности учителей в целенаправленной управляемой системе формирования УУД для ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, младшего школьника, а также для достижения успешности всеми учащимися.

Цель: Цель: создание условий для формирования универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин младшими школьниками. Задачи: 1. Повысить уровень сформированности контрольно- оценочной самостоятельности младших школьников через апробацию примерной программы формирования универсальных учебных действий В.Ф. Паламарчук. 2. Разработать единые памятки для отработки универсальных логических учебных действий на разных учебных предметах. 3. Разработать систему критериев и показателей формирования универсальных познавательных логических действий на межпредметном уровне. 4. Разработать инструментарий и систему мониторинга для определения уровня сформированности универсальных логических действий. 5. Развить поисковую исследовательскую активность школьников.

Педагогические технологии Метод проектов Развитие критического мышления через чтение и письмо Игровые Информационные «Образование – это индустрия, направленная в будущее» С.П. Капица

Гипотеза Формирование УУД должно стать ключевым вопросом в учебном процессе. Если будет развита поисково- исследовательская активность, самостоятельность младших школьников, то успешность в усвоении учебного материала будет более высокой, предпосылки для дальнейшего перехода к самообразованию будут созданы, что обеспечит способность ученика к овладению компетентностью «уметь учиться».

Диагностика сформированности универсальных учебных познавательных действий

Памятка для школьника Учись выделять главное! 1. Внимательно прочитай текст. 2. Подумай, о чем (или о ком) говорится в этом тексте. 3. Что говорится об этом? 4. Раздели текст на законченные части. 5. Какие слова являются самыми важными в каждой части? Назовем их ключевыми. Без каких слов можно обойтись? Назовем их второстепенными. 6. С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли. 7. Составь план или придумай заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков. Главные мысли повтори вслух. 8. А теперь попробуй самостоятельно выполнить следующие упражнения.

Критерии и показатели формирования универсальных логических действий (выделение главного) КритерииПоказатели 1. Понимание текста умение перефразировать текст; умение ставить вопросы к тексту; умение выделять основные, смысловые единицы текста; умение делить текст на законченные части. 2. Выделение и осмысление умение выделять ключевые слова; осмысление отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических. 3. Формулировка главного умение устанавливать соответствие между ключевыми словами и выделение главного; рассмотрение текста (объектов) с точки зрения целого и частей; умение составлять план и заголовки к частым; умение выражать смысл главного различными средствами (рисунки, знаки, схемы, модели, чертежи).

Сравнение Определение объекта для сравнения - Умение определять объекты для сравнения из реальной действительности; Выделение основных признаков - умение определять однородность объектов, наличие определённого сходства Установление отличия и сходства-умение сопоставлять и противопоставлять 2 предмета; -умение сравнивать информацию на слух Формулировка выводов-умение завершать суждение простым логическим выводом; -умение составлять сравнительные таблицы, схемы…

Обобщение Отбор объекта для сравнения-умение отбирать объекты для обобщения из заданных учителем; Сравнение по признакам-умение проводить простейшую группировку и систематизацию объектов, подводить под общее родовое понятие; Формулировка выводов-умение делать выводы, оформляя их в виде плана, заголовка, схемы…

Инструментарий (логические универсальные действия) ИнструментарийАвторы 1.Тест «Кто прав»Г.А. Цукерман 2.Анкета «Оцени поступок»Е.А. Курганова 3.Методика «Кодирования» (групповая работа) Д. Векслер 4.Диагностика универсального действия общего приема решения задач А.Р. Лурия 5.Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия Ж. Пиаже 5.Проба на определение слов в предложении С.Н. Карпова

Система мониторинга Инновац.- образ. результат КритерииПоказателиДиагностикаИнструментарий 1.Литературное чтение 2.Окружающий мир выделение главного в тексте (осмысление); сравнение произведений, поступков героев; обобщение; выявление главного морального содержания действий и ситуаций - умение устанавливать логическую причинно- следственную связь событий и действий героев произведения; - умение составлять таблицы, схемы Методика Г.А. Цукерман Анкета в модификации Е.А. Кургановой Тест «Кто прав! Анкета «Оцени поступок» 3. Математика умение решать задачи- умение анализировать текст; - переводить текст на язык математики; - устанавливать отношения между данными и вопросом; - составлять и осуществлять план решения; - проверка и оценка решения задач Методика Декслера Тест по Лурия Методика Ж. Пиаже Методика «Кодирование» Диагностика универсального действия общего приема решения задач Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия 4. Русский язык анализ, сравнение, установление причинно- следственных связей -умение работать с текстом; -умение применять знаково- символические действия Методика С.Н. Карпова Проба на определение количества слов в предложении

Результаты (уровень общего развития) 77% 22% 1% высокий средний низкий

Уровень сформированности универсальных познавательных действий 85% 13% 2% высокий средний низкий

Поисковая исследовательская деятельность обучающихся Коллективные проекты (фотографии продуктов)

Участие в конкурсах Областной конкурс «Марафон знаний»20% XIV областная выставка конкурс «Зимний букет» 24% Областной конкурс изобразительного искусства и прикладного творчества «Театральный калейдоскоп» 27% Участие в международных конкурсах- играх «Кенгуру», «Медвежонок» 39% 16% Сотрудничество с детским центром «Сатурн» 82%

Резюме Универсальные учебные действия для школьного образования – это существенные психологические составляющие образовательного процесса Целенаправленное планомерное формирование УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Универсальные учебные действия Это умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Совокупность способов действий обучающихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Структура универсальных учебных действий Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивами. Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности. Познавательные: общеучебные; логические. Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Связь универсального логического учебного действия с учебными предметами ПредметУниверсальное логическое действие Литературное чтение - умение устанавливать логическую причинно- следственную связь; - умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации. МатематикаОбщий прием решения задач: - умение анализировать объект (выделять главное, сравнивать, классифицировать, устанавливать аналогии); - формирование приёма моделирования. Русский язык - умение работать с текстом: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей; - умение применять знаково-символические действия.