Средневековая наука 1.Общая характеристика. 2.Раннее христианство и наука. Вера и знание. Становление христианской теологии. 3.Дисциплинарная структура.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средневековая философия: патристика и схоластика
Advertisements

Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Культура Западной Европы в XI-XV вв.. План урока Средневековая наука Средневековая литература Архитектура и живопись.
ТЕМА 3 Средневековаяфилософия. План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
Философия Макиенко Марина Алексеевна. Философия эпохи Средневековья.
Наука в Средние века. Все, что человек должен знать о мире, уже содержится в Библии Схоластика – средневековая философия Задача науки – с помощью логических.
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время.
Тема 4. Философия средневековая (I-XIV вв. н.э.) Особенности философии средневековья Западной Европы Аврелий Августин и Фома Аквинский как видные представители.
Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com.
Фома Аквинский ( ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма одного из господствующих.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 7. Религиозная концепция бытия.
Образование, наука и философия в средневековье
Состояние науки в эпоху Средневековья
П РОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ : « Западноевропейская культура XI-XV вв. (архитектура, литература, образование)»
Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae.
Транксрипт:

Средневековая наука 1.Общая характеристика. 2.Раннее христианство и наука. Вера и знание. Становление христианской теологии. 3.Дисциплинарная структура средневековой науки. 4.Средневековое естествознание. 5.Средневековая арабо-мусульманская наука. 6.Средневековая европейская университетская (схоластическая) наука. Схоластический метод.

1. Общая характеристика Время: в широком смысле - II-XVI вв., в узком смысле – VI-XIV вв. Религиозная основа и цель, избирательная ассимиляция античной («языческой») науки Интеллектуальная монополия церкви, духовенства Учёные – духовенство, монахи Книжная учёность Принцип Божественного Откровения; главный источник истины – Библия, главная (высшая) наука - теология Авторитаризм, догматизм, традиционализм, герменевтика, созерцательнось

2. Раннее христианство и наука Главная проблема – познание Бога Предварительный вопрос: нужна ли христианину наука вообще? Тертуллиан (II-III вв.): наука вере не нужна 1.Цель жизни – спасение; всё, что нужно для спасения, открыл Бог 2.Науку создали язычники, у которых ещё не было Откровения 3.Откровение отменяет науку, делает её ненужной 4.Наука – порождение гордыни, главного греха; источник ересей; дорога в ад 5.Разум слаб, вера выше, нужнее, надёжнее 6.«верую, ибо нелепо!»: истина сверхразумна

2. Ранее христианство и наука Григорий Палама (XIV в., исихазм): 1.Наука – не подлинная истина, а суетная «внешняя» мудрость 2.Наука уводит от Бога, обманывает душу, губительна для богоугодной жизни 3.К Богу и спасению ведёт только любовь, молитва, соблюдение заповедей 4.Истинная наука – «страх Божий» 5.Истинное знание – «благодать», приходит «свыше», в мистическом опыте; учёному истина недоступна

Раннее христианство и наука Христианство вынуждено было мириться и использовать науку Вера – проявление разума Необходимо «правильное» применение науки Защита, изложение, решение споров, систематизация (теология) Три проблемы: 1.теологическая (триединство), 2.христологическая (божественное и человеческое в Христе), 3.антропологическая (душа и тело, грех, свобода, спасение)

Методология богопознания Псевдо-Дионисий Ареопагит: 1.Катафатический путь (положительная теология, «высокие предикаты») 2.Апофатический путь (отрицательная теология) 3.Мистический путь (алогия, аноэсия, экстазис); благодать, озарение, высший опыт, таинственные энергии, созерцание

Аврелий Августин Верь, чтобы понимать; понимай, чтобы верить Познание, не направленное на Бога, бессмысленно, «похоть очей», грех всякая истинная мысль – от Бога («иллюминация») Полнота знания (истины) – после смерти Наука – знание тварного, служит временному Мудрость – знание вечного, даёт спасение

3. Дисциплинарная структура средневековой науки Семь «свободных искусств» - «книжные науки»; ремёсла – «механические искусства» Механические искусства (Радульф Пламенный, Гуго Сен-Викторский, XI- XII вв.): продовольственное (сельскохозяйственное, охотничье, рыболовное, хлебопекарное и т.д.), изготовление инструментов (камень, дерево, металл), текстильное, архитектурное, врачебное (хирургия, фармацевтика, диэтетика), коммерческое, корабельное, военное, театральное и т.д.

Дисциплинарная структура средневековой науки Аль-Фараби (IX-X вв.): грамматика (языкознание), логика, математика, физика, метафизика, правоведение, теология; в математике – арифметика, геометрия, оптика, астрономия, музыка, статика, приёмы вычисления; в логике и физике – по 8 частей и т.д. Ибн-Сина (X-XI вв.): схема Аристотеля + прикладные дисциплины; на основе физики – медицина, астрология, физиогномика, толкование сновидений, магия, алхимия…

Структура средневековых университетов Факультеты: 1.Свободных искусств (артистический или философский) 2.Теологический («естественная» и «откровенная» теология) 3.Юридический 4.Медицинский Учёные степени: бакалавр, лиценциат, магистр, доктор

4. Средневековое естествознание Тварность природы Вера – основа понимания природы Априоризм: от общего – к частному; теория предшествовала фактам Факты – для иллюстрации известных истин (теории), но не проверки Общая методология – герменевтика (толкование текста, знака, символа, знамения)

4. Средневековое естествознание Физика – служанка теологии, её цель – нравственное назидание Явления природы оцениваются в нравственных категориях Естественное – символ сверхъестественного, «тайны» Символизм, аллегоризм, христианский платонизм, рационализм, телеология, геоцентризм, физика Аристотеля

5. Арабо-мусульманская наука VIII-IX вв. – «эпоха переводов», мутазилиты (обособившиеся), «калам» (слово) IX-XII вв. – арабская наука превосходит западноевропейскую (христианскую, латинскую) Арабский перипатетизм (IX-XII вв.): Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс)

Арабо-мусульманская наука Математика: Мухаммад бен Муса (Алгоритмус, IX в.), арабские цифры; Джемшид ал-Каши (XIV-XV вв.) – десятичные дроби, число «π» с точностью до 17 знака Ал-химийя: Джабир ибн Хайян (VIII-IX вв.), «философский камень» Ал-Бируни (X-XI вв.) – астрономия, минералогия Аль-Хайсам (Альхазен, X-XI вв.) – оптика Ал-Хазини (XII в.) – «Книга о весах мудрости»

6. Средневековая схоластика Влияние арабской науки, Аристотеля Основание университетов (с 1158 г.) Главная идея: научное обоснование положений веры; «школьный» характер Текст, логика, диалектика, диспут Отсутствует стремление к новизне, оригинальности; прошлое и вечное Доказательства бытия Бога

Оксфордская школа Естественнонаучное направление Роберт Гроссетест (XII-XIII вв.): 1.Переводы Аристотеля 2.Методология: опыт, анализ, индукция, общая гипотеза, дедуктивные следствия, опытная проверка, эксперимент 3.Физика-метафизика света, геометрическая оптика как основа

Оксфордская школа Роджер Бэкон (XIII в.): 1.Наука должна улучшать жизнь людей 2.Препятствия в познании истины – авторитет, привычка, предрассудки, ложные теории 3.Необходимо развивать: изучение языков, математику, оптику, опыт и эксперименты

Зрелая (высокая) схоластика XIII в. Альберт Великий (Больштедтский), Раймунд Луллий, Фома Аквинский и др. Томизм: 1.Христианство + Аристотель 2.Примат веры 3.Энциклопедический синтез, система 4.Совершенство схоластического метода 5.Апостериорные доказательства бытия Бога

Поздняя схоластика XIV в. Кризис схоластики, отказ от научного обоснования положений веры Вильям Оккам: теория «двойственной истины»; вера не нужна науке, наука не нужна вере; «бритва Оккама» Сомнения в авторитете Аристотеля Выход за пределы античных образцов Рост интереса к эмпирическим исследованиям

Конкретно-научные исследования в Средние века Появление учения о магнетизме: Пьер де Марикур (Пьетро Перегрино, XIII в.) Вителло (XIII в.) – трактат по оптике «калькуляторы» Мертон-колледжа (оксфордская школа XIV в.): кинематика, динамика, мгновенная скорость, ускорение, график Жан Буридан (XIV в.): физика Аристотеля противоречит фактам; impetus (импульс), движение небесных сфер по инерции; движение Земли Николай Орем (XIV в.): неподвижность Земли невозможно доказать ни опытом, ни рассуждением

Литература Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV в. – М., Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в Средние века: Общие принципы и учение о движении. – М.: Наука, 1989.

Литература Даннеман Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии. В 3 т. – М.-Л., Лосева И.Н. Проблемы генезиса науки. – Ростов н/Д., Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. ТТ – М.-Л., 1933.

Литература Рабинович В.Л. Образ мира в зеркале алхимии: от стихий и атомов древних до элементов Бойля. – М.: Энергоиздат, Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (с 1300 по 1900 гг.) / Пер. с франц. под ред. С.Ф.Васильева. – М.-Л.: Гос. техн.-теор. изд., 1934.

Литература Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. – СПб., Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. С древнейших времён и до конца XVIII века. – М.: Наука, Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

Литература Кудрявцев П.С. История физики. Т.1. От античной физики до Менделеева. – М., Льоцци М. История физики. – М.: Мир, Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. – Архангельск, 1995.

Литература Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века. – М.: Республика, Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. – СПб., Блаженный Августин. Творения. Т.I-IV. – СПб.-Киев, 1998.

Литература Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., Фома Аквинский. Сумма теологии. Сумма против язычников // Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., Уильям Оккам. Избранное. – М., 2002.