Жанры древнерусской литературы Выполнила: ученица 8-А класса МОУ «Гимназия 11» г. Бийска Бердникова Наталия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Летопись (или летописец) это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических.
Advertisements

Овчинников Иван 4 класс. Летопись (иногда называют летописец) это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или.
Летописание XI – XIV вв.. Меню -Первые летописи на Руси -Особенности летописания - Три редакции ПВЛ.
Великий князь Владимир Красно Солнышко ( ) Ярослав Владимирович (Мудрый) - великий киевский князь ( , Владимир Мономах ( )
Литература в древней Руси Выполнил Озганбаев У.А..
Что такое древнерусская литература? Древнерусская литература- это русская литература первых веков её существования Древнерусская литература- это русская.
Летопись – это… Летопись – это… Летопись – это погодовой подробный рассказ о событиях. Летопись – это погодовой подробный рассказ о событиях. Летописи.
Летописи. Выполнил: Филиппова Ксения.
Летопись погодовой, более или менее подробный рассказ о событиях. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «в лето» отсюда.
Житие. Что такое жития… Жития жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда.
Расцвет летописания. Жанровое своеобразие Страница Ипатьевской летописи Летопись – особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание.
( жанры, тематика) Выполнила: Гессель Т.И.. Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира.
Древнерусская литература. Возникновение письменной литературы в Древней Руси связано с принятием христианства. С христианством на Руси появились книги,
Что такое древнерусская литература? Древнерусская литература- это русская литература первых веков её существования Древнерусская литература- это русская.
Презентация на тему: центры русского летописания Выполнила: Ойдуп-оол Сылдыс 2 к., 1 гр.
У истоков русской детской литературы. Летопись и летописцы Составила учитель начальных классов Нижнесортымской СОШ Лещенко О Л.
Выполнила студентка 1 курса Исторического факультета Вичужанина Н. Г.
Воинские повести Древней Руси Автор: Соболев Денис, ученик 8 «А» класса ученик 8 «А» класса МОУ «Гимназия 11» МОУ «Гимназия 11» г. Бийска г. Бийска.
Древнерусская литература Учитель МОУ СОШ 18 Шейн Светлана Николаевна.
Русская культура в XIV-XVI вв. Урок истории в 6 классе.
Транксрипт:

Жанры древнерусской литературы Выполнила: ученица 8-А класса МОУ «Гимназия 11» г. Бийска Бердникова Наталия

Летопись - это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.

Летописи сохранились в большом количестве так называемых списков XIVXVIII веков. Под списком подразумевается «переписывание» («списание») с другого источника. Списки эти по месту составления или по месту изображаемых событий исключительно или преимущественно делятся на разряды (первоначальная киевская, новгородские, псковские и т. д.). Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на редакции (изводы). Так, можно сказать: Летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные), Летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные).

Такие различия в списках наводят на мысль, что летописи это сборники, и что их первоначальные источники не дошли до нас. Мысль эта, впервые высказанная П. М. Строевым, ныне составляет общее мнение. Существование в отдельном виде многих подробных летописных сказаний, а также возможность указать на то, что в одном и том же рассказе ясно обозначаются сшивки из разных источников (необъективность преимущественно проявляется в сочувствии то к одной, то к другой из противоборствующих сторон) ещё более подтверждают это мнение.

Русские летописи сохранились во многих списках; самые древние монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, судя по приписке 1377 г.), и Ипатьевская XIV века (по названию Костромского Ипатьевского монастыря, где она хранилась); но в основе их более древний свод начала XII века. Свод этот, известный под именем «Повести временных лет» является первой Киевской летописью.

Летописи велись во многих городах. Новгородские (харатейный синодальный список XIV века, Софийский) отличаются сжатостью слога. Псковские живо рисуют обществ. жизнь, южнорусские литературны, местами поэтичны. Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории (Воскресенская и Никоновская Летопись). Так называемая «царственная книга» касается правления Ивана Грозного. Затем Летописи получают официальный характер и понемногу обращаются частью в разрядные книги, частью в «Сказания» и записки отдельных лиц.

Воинская повесть - это жанр древнерусской литературы, распространённый в XI- XVIIвв. Основу Воинской повести составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом. Центральный герой Воинской повести обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина.

Центральной темой оригинальных Воинских повестей XIII XIV вв. становится борьба с татаро-монгольскими завоевателями; усиливаются религиозная трактовка событий и воздействие устного народно-поэтического творчества («Повесть о Калкской битве» и «Повесть о разорении Рязани Батыем»). В конце XIV начале XVвв. Воинская повесть испытывает воздействие агиографии и деловой письменности («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Повесть о Московском взятии от царя Тахтамыша»). В ней противопоставлены стойкость, мужество русских и лютость, нечестие «поганых» татар. В уста положительных героев вкладываются благочестивые размышления молитвы, изображаются религиозно-фантастические картины помощи небесных сил. Важный этап развития Воинской повести «Повесть о взятии Царьграда» турками в 1453 Нестора-Искандера. Красочно-эмоциональные эпизоды сражений перемежаются с картинами вещих знамений. Традиции этой повести получили развитие в «Казанской истории» (середина 16 в.). В XVII в. Воинская повесть приобретает демократический характер («Повесть об Азовском сидении донских казаков» в 1637). Во 2-й половине XVII в. Воинская повесть уступает место новым жанрам бытовой и авантюрно-приключенческой повести.

Житие - это жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается наука агиография.

Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили жития греческие типа Метафраста, то есть имевшие задачей «похвалу» святому, причём недостаток сведений (например о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. Ряд чудес святого необходимая составная часть жития. В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно черт индивидуальности. Исключения из общего характера первоначальных русских «житий» до XV века составляют (по мнению проф. Голубинского) лишь самые первые по времени жития «Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского», составленные преподобным Нестором, житие Леонтия Ростовского (которое Ключевский относит ко времени до 1174 года) и жития, появившиеся в Ростовской области в XII и XIII вв., представляющие безыскусственный простой рассказ, тогда как столь же древние жития Смоленской области («Житие св. Авраамия» и др.) относятся к византийскому типу жизнеописаний. В XV веке ряд составителей житий начинает митроп. Киприан, написавший житие митроп. Петра (в новой редакции) и несколько житий русских святых, вошедших в состав его «Степенной книги» (если эта книга действительно им составлена).

С биографией и деятельностью второго русского агиографа, Пахомия Логофета, подробно знакомит исследование проф. Ключевского «Древнерусские Жития святых, как исторический источник», М., 1871). Он составил житие и службу св. Сергию, житие и службу преп. Никону, житие св. Кирилла Белозерского, слово о перенесении мощей св. Петра и службу ему; ему же, по мнению Ключевского, принадлежат житие св. новгородских архиепископов Моисея и Иоанна; всего им написано 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым. Пахомий пользовался большой известностью у современников и потомства и был образцом для других составителей житий.

Не менее знаменит как составитель житий Епифаний Премудрый, живший сначала в одном монастыре с св. Стефаном Пермским, а потом в монастыре Сергия, написавший жития обоих этих святых. Он хорошо знал Св. Писание, греческие хронографы, палею, летвицу, патерики. У него ещё более витийства, чем у Пахомия. Продолжатели этих трёх писателей вносят в свои труды новую черту автобиографическую, так что по «житиям», ими составленным, всегда можно узнать автора. Из городских центров дело русской агиографии переходит в XVI веке в пустыни и отдаленные от культурных центров местности в XVI веке. Авторы этих житий не ограничивались фактами жизни святого и панегириком ему, а старались знакомить с церковными, общественными и государственными условиями, среди которых возникала и развивалась деятельность святого. Жития этого времени являются, таким образом, ценными первоисточниками культурной и бытовой истории Древней Руси.

Жития святых в XIX веке. Всех отдельных житий древнерусских святых, вошедших и не вошедших в исчисленные сборники, насчитывается 156. В XIX столетии явился ряд пересказов и переработок Четьих-Миней св. Димитрия: «Избранные Жития святых, кратко изложенные по руководству Четьих-Миней» ( ); А. Н. Муравьёв «Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских» (1847); Филарет, архиеп. Черниговский, «Русские святые, чтимые всей Церковью или местно: Опыт описания жизни их» ( ); «Словарь исторический о святых российской церкви» ( ); Протопопов «Жития святых» (1890).

Более или менее самостоятельные издания Жития святых: Филарета, архиеп. Черниговского: «Историческое учение об отцах церкви» (1856); «Исторический обзор песнопевцев» (1860); «Св. подвижницы Восточной церкви» (1871); «Афонский патерик» ( ); «Вышний покров над Афоном» (1860); «Подвижники благочестия на Синайской горе» (1860).

И. Крылова: «Жития святых апостолов и сказания о семидесяти учениках Христовых» (1863); «Достопамятные сказания о жизни св. блаженных отцов» (перев. с греческого, 1856); Архим. Игнатия. «Краткие жизнеописания русских святых» (1875). Иосселиани.«Жития святых грузинской церкви» (1850); М. Сабинина. «Полное жизнеописание святых грузинских» ( ).

Особенно ценные сочинения для русской агиографии: Прот. Д. Вершинского. «Месяцеслов Восточной церкви» (1856); Свящ. М. Мирошкина. «Славянский именослов» (1859); «Греко-славянский церковный год» («Annus ecclesiasticus Аraeco-slavicus». Пар., 1863; католическая тенденция автора-иезуита придаёт сочинению по местам особый колорит: у него в список святых включён и Иосафат Кунцевич); Преосв. Сергия. «Месяцеслов Востока» ( ) В. Ключевского, «Древнерусские жития, как источник исторический» (1871); Н. Барсукова. «Источники русской агиографии» (1882).