Грамматическая семантика славянских языков в культурно- сопоставительном аспекте Лора А. Янда Университет г. Тромсё.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Advertisements

Слово как единица языка. Основной значимой единицей языка является слово. Слова несут в себе информацию о предметах, действиях, понятиях, качествах окружающего.
Явление многозначности в английском языке Авдеева Екатерина,10 А класс МБОУ СОШ 174 Научное общество учащихся.
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Русскому языку в школе по Научно-исследовательская работа.
СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Известный американский психолингвист, последователь, самого известного в мире лингвиста Наума Хомского ( Ноама Чомски - Chomsky)
Грамматическая основа предложения Разбор заданий.
Русский язык. Глагольные односоставные предложения. Безличные предложения.
Слово Лексемы и словоформы. Проблема слова «слово» Что называется словом в естественном языке? Самые разные вещи: «В этом стихотворении ровно сто слов»
1 Одушевленность и неодушевленность существительных.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
Синтаксическая стилистика. Стилистика Стилистика изучает различные стилистические вопросы речевой деятельности: отбор языковых средств в зависимости от.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Данную исследовательскую работу выполнили ученицы 9 «А» класса Загаевская Юлия Руслановна и Копейкина Любовь Владимировна Научный руководитель – учитель.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Технология коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников в условиях специализированного психологического центра.
Транксрипт:

Грамматическая семантика славянских языков в культурно- сопоставительном аспекте Лора А. Янда Университет г. Тромсё

Что первично: культура или язык? Язык и культура неразлучны –Но ученые исследуют их отдельно друг от друга Когнитивная лингвистика позволяет их интегрировать (Palmer 1996, Achard & Kemmer 2004) в одну модель, где –значение возникает на основе обобщённого человеческого опыта –значение расширяется в процессе отображений (переносов): метафоры и метонимии

Обзор 1.Что такое культурная лингвистика? 2.Что вносит когнитивная лингвистика? 3.Анализ материала 4.Заключение

1. Что такое культурная лингвистика? a.Отношения между языком и специфичностью культуры b.Как культурные понятия отражаются в языке c.Восприятие и высказывание d.Параметры, которые говорящий вынужден выразить e.Thinking for speaking (высказывание через осмысление) f.Грамматика как явление культуры

1a. Отношения между языком и специфичностью культуры Язык используется как транслятор при реализации всех типов культуры: –Высокая культура: проза, поэзия, театр, ритуал –Обыденная культура: анекдоты, поговорки, песни –Передача «неязыкового» быта: музыка, танец, пища, одежда, рукоделие Является самым главным фактором специфичности, самоидентификации культуры Сегодня большинство меньшинств теряют свои языки

1b. Как культурные понятия отражаются в языке Лексическая структура –Терминология для экологических реалий –Идиосинкретические лексемы, напр. чешский mlsat, норвежский å slurve Грамматическая структура –Синтаксические конструкции, спряжение –Ученые на них обычно не обращают внимание; их трудно сравнивать –Решает, как информация организуется и излагается –Систематическая и поэтому более важная, чем лексическая структура Лексика и грамматика являются культурными явлениями

1c. Восприятие и высказывание Прежде чем произносится высказывание, информация проходит через следующие призмы: –Органы чувств –Мыслительный процесс –Интерпретация, ментальные состояния, воображение, гипотезы, прагматические цели

1d. Параметры, которые говорящий вынужден выразить Одну и ту же реальную ситуацию можно лингвистически представить по-разному Грамматика предлагает выбор параметров В каждом языке сотни вариантов, между которыми говорящий выбирает, во многом неосознанно Противопоставления в языке связаны с ключевыми понятиями, как, например, отношения между людьми, структура времени и событий Противопоставления бывают специфическими для языка - Род, число, способ выражения траектории, временная локализация…

1e. Thinking for speaking (высказывание через осмысление) Нет однонаправленного детерминизма Взаимная эволюция и взаимное влияние Характерные модели «высказывания через осмысление» (Slobin 1987) Каждый язык полноценен и способен выразить то, что говорящий хочет выразить Равенство языков не означает их взаимозаменяемость, содержание одной культуры нельзя просто перебросить в другую

1f. Грамматика как явление культуры Насколько согласуются грамматические и культурные модели? Существуют ли аналогии между понятиями, которые акцентируются и грамматикой, и культурой? –Например: формы вежливости и уважение общественной иерархии

2. Что вносит когнитивная лингвистика? a.Ключевая роль значения во всех языковых единицах b.Возникновение значения на основе обобщённого человеческого опыта и расширение значения посредством метафоры и метонимии c.Интеграция языкового и неязыкового процесса познания d.Отсутствие презумпции языковых универсалий

2a. Ключевая роль значения во всех языковых единицах Когнитивная лингвистика не предполагает автономные модули, как, напр., лексикa и синтаксис Все единицы и структуры выражают значениe (не только в лексике, но и в грамматике) Все языковые категории выражают значениe Грамматическое значение играет роль в культуре

2b. Возникновение значения и его расширение Обобщённый опыт –Напр., сила тяжести мотивирует противопоставление ВВЕРХ vs. ВНИЗ –Это различие метафорически расширяется по-разному в разных языках: чешский nad očekávání, nad mé chápání vs. английский beyond expectation, beyond me; китайскoeвертикальное время Метафорический профиль каждого языка является уникальным и имеет культурную значимость

2c. Интеграция языкового и неязыкового процесса познания Языковые категории ведут себя как все остальные понятийные категории –Понятийная и языковая категории параллельны и неразрывны –Значение понятийной категории, как, напр., голубой цвет, частично зависит от культуры –Ключевые слова (и грамматические структуры) отражают мировоззрение данного языкового сообщества (Зализняк, Левонтина, Шмелев 2005)

2d. Отсутствие презумпции языковых универсалий Когнитивная лингвистика хорошо подходит для исследования языкового и культурного разнообразия Позволяет глубоко исследовать конкретные противопоставления свойственные и специфические для данного языка –Напр. германские и славянские языки описывают расположение предметов в терминах контейнеров и поверхностей, а корейский обращает внимание главным образом на жёсткую/нежёсткую соединённость (kkita vs. nehta; Bowerman & Choi 2003)

2. Предварительные итоги В когнитивной лингвистике: –Значение играет главную роль во всех языковых явлениях –Грамматическое значение играет роль в культуре

2. Предварительные итоги И язык, и культура разрабатывают содержание понятий при помощи метафоры Языковые категории включают внеязыковую информацию Когнитивная лингвистика предусматривает изучение особенностей данного языка, соответствующих его культурным ценностям

3. Анализ материала a.Род b.Творительный vs. дательный c.БЫТЬ vs. ИМЕТЬ d.Возвратная клитика e.Единственное vs. множественное число f.Исходный пункт- местонахождение-цель На материале чешского, русского, польского, норвежского, саамского Разные языки обращают вниманиe на разные реалии Посмотрим на возможные культурные параллели

3a. Род Мужско-человеческий род: мужчины vs. все остальное Все славянские языки (за исключением словенского) могут выражать мужско- человеческий род: числительные, окончания, конструкции (Janda 1997, 1999, 2000) У польского языка особенно богатый репертуар (см. данные)

3a. Род Человек мужского пола занимает вершину на шкале одушевленности Это НЕ значит, что польский язык и культура являются шовинистическими Возможные культурные параллели: –Польша является самой гомогенной страной в Европе (CIA World Fact Book) –Поляки очень беспокоятся о чистоте польского языка (Dybiec 2003)

3a. Род Юлия Кузнецова исследовала грамматические профили русских глаголов прошедшего времени, где выражается род Данные национального корпуса русского языка, где глаголов засвидетельствованы >20 раз в формах прошедшем времени Пропорция женск : мужск для всех глаголов Максимум 0,3 – у типичного русского глагола в три раза больше форм мужского рода, чем женского

3a. Род 100 самых частотных глаголов мужского рода: –начальствовать, ремонтировать, пьянствовать, раскурить, ебать, аргументировать, раскритиковать, нарубить, сколачивать, заповедать, обессмертить 100 самых частотных глаголов женского рода: –забеременеть, укачивать, вышивать, напечь, мыть, всплакнуть, заахать, причитать, кокетничать, впорхнуть, защебетать

3b. Творительный vs. дательный Русский и чешский унаследовали из праславянского одну и ту же падежную систему, однако Падежное управление при глаголах со значением доминирования в этих языках различается (Janda & Clancy 2002, 2006) См. данные

3b. Творительный vs. дательный Глаголы, которые выражают господство –в русском управляют творительным падежом –в чешском управляют дательным падежом Может быть, это просто случайно Возможные культурные параллели: исторически русские чаще руководили, чехи больше жили под властью чужих руководителей

3c. БЫТЬ vs. ИМЕТЬ В русском преобладает БЫТЬ: –У меня (есть) машина –Всего только один модальный глагол: мочь –Много безличных конструкций с дательным падежом В чешском преобладает ИМЕТЬ: –Mám auto –Несколько модальных глаголов –Меньше безличных конструкций

3c. БЫТЬ vs. ИМЕТЬ В русском многое случается с кем-то В чешском те же самые ситуации выражаются личными конструкциями Возможные культурные параллели: –Известный русский фатализм (от Nietsche 1888 до Guelassimov 2006) –Нет соответствующего чешского фатализма

3c. БЫТЬ vs. ИМЕТЬ НО: –В саамском тоже преобладает БЫТЬ: –Mus lea biila [Я-LOC есть машина-NOM] –В саамском еще больше модальных глаголов, чем в чешском –…и еще меньше безличных конструкций

3d. Возвратная клитика В чешском сохранилась праславянская возвратная клитика дательного падежа si себе –эта клитика утрачена в русском и польском В чешском возникли разные конструкции с клитикой si, которые выражают действие в интересах, для блага говорящего (см. данные)

3d. Возвратная клитика Чешский имеет богатый инвентарь языковых средств для экспрессивного выражения выгоды, интересов, блага говорящего Возможные культурные параллели: –Потворство Швейка –Изобретения Яры Д. Циммермана –Коммунизм с человеческим лицом Дубчека –Русский коммунизм более сосредоточен на коллективе, чем на потребностях индивида

3e. Единственное vs. множественное число И русский, и чешский используют единственное число для неисчисляемых объектов и множественное число для исчисляемых объектов Русский включает в неисчисляемые объекты предметы большего размера, чем чешский (см. данные)

3e. Единственное vs. множественное число Различение исчисляемых vs. неисчисляемых имен имеет параллели в области глагольного вида Совершенный вид ведет себя как исчисляемый предмет: Писатель написал роман Несовершенный вид ведет себя как неисчисляемое вещество: Писатели пишут романы

3e. Единственное vs. множественное число Русский использует несовершенный вид больше, чем чешский (ср. настоящее историческое, обще-фактическое, вежливое повеление, аннулированные действия), что соответствует употреблению единственного числа у неисчисляемых существительных, таких как картофель, клюква, изюм Возможные культурные параллели: Порог размера для индивидуализации выше в русском

3e. Единственное vs. множественное число В саамском единственное vs. множественное число не соответствует неисчисляемому vs. исчисляемому; можно употреблять имена со значением вещества и в единственном, и во множественном числе. –Единственное: жидкие вещества gáffeкофе (напиток), deadja чай (напиток) –Множественное: сыпучие вещества gáfetкофе (зерна), deajat чай (листья), jáfutмука

3f. Исходный пункт- местонахождение-цель В норвежском есть три разные конструкции Русский использует один и тот же предлог (в или на) для местонахождения и для цели Саамский использует один и тот же падеж (локатив) для исходного пункта и местонахождения (см. данные)

3f. Исходный пункт- местонахождение-цель Возможные культурные параллели –Саамы традиционно кочевники и у них сложная система терминов родства –Саамам очень важно знать, откуда человек родом

Заключение Некоторые языковые разницы, вероятно, не играют роли в культуре (cf. польский Idę do mamy vs. русский Я иду к маме / чешский Jdu k mámě Существуют контрпримеры (напр., русский больше использует совершенный вид в повествовании о последовательности событий) Но, вероятно, есть параллели между языком и культурой Когнитивная лингвистика открывает новые возможности исследовать такие параллели