1 Использование принципа межпредметности в обучении химии как средство развития критического мышления учащихся Использование принципа межпредметности в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер-класс. Лайша Е.А., учитель химии ГОУ СОШ 11 ЮЗАО Москвы Использование технологии проблемного обучения, как средства повышения познавательной активности.
Advertisements

II Всероссийский конкурс «Мой лучший урок» Преподавателей общеобразовательных учреждений, Посвященного 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева г. Москва.
Мастер-класс Брусенцовой С.А., учителя начальных классов МОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа» Кваркенского района Оренбургской области «РАЗВИТИЕ.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.

Типовые расчёты Растворы
Педагогические В учебном году в педагогический Кадры состав школы входи 33 педработника, Методическое объединение учителей предметов гуманитарного.
О показателях результативности деятельности ММС за учебный год Коптелов А.В., руководитель отдела координации деятельности ММС ГОУ ДПО ЧИППКРО.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) ИЛИ ИСКУССТВЕННО.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ОВЛАДЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫМИ ПОНЯТИЯМИ декабрь январь 2014.
И.Л. Кожемяко, преподаватель ГОУ СПО «Мариинский лесотехнический техникум»
Ф. Т. Алескеров, Л. Г. Егорова НИУ ВШЭ VI Московская международная конференция по исследованию операций (ORM2010) Москва, октября 2010 Так ли уж.
Использование ИКТ при аттестации учителя Материалы подготовила учитель математики МОУ СОШ 4 города Костромы Ткачёва Л. А. Кострома 2010.
Тренировочное тестирование-2008 Ответы к заданиям КИМ Часть I.
Обобщение и распространение опыта Участие в семинарах.
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения Г.К. Лихтенберг.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ ОБМАНЫ 1. Зрительная иллюзия – не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей.
Тема Развитие мыслительных способностей учащихся с проблемами в умственном развитии как фактор успешности их учебной деятельности.
Информатизация школы. Истоки и движущие силы Семинар-совещание для руководителей ОУ
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Транксрипт:

1 Использование принципа межпредметности в обучении химии как средство развития критического мышления учащихся Использование принципа межпредметности в обучении химии как средство развития критического мышления учащихся Представление педагогического опыта Представление педагогического опыта Сидоренко Светланы Викторовны, учителя химии МОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа» Кваркенского района Оренбургской области

2 Цели образования XXI века: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться.

3 Ни один наставник не должен забывать, что главнейшая его обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, чем передача самого предмета. Ни один наставник не должен забывать, что главнейшая его обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, чем передача самого предмета. К.Д. Ушинский К.Д. Ушинский

4 Критическое мышление – Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.

5 Принцип межпредметности – Принцип межпредметности – это принцип обучения, который ориентирован на целенаправленное и систематическое применение межпредметных связей в образовательном процессе для эффективного достижения целей и решения задач обучения это принцип обучения, который ориентирован на целенаправленное и систематическое применение межпредметных связей в образовательном процессе для эффективного достижения целей и решения задач обучения

6 Цель моего проекта: Цель моего проекта: исследовать эффективность использования принципа межпредметности в обучении химии для развития критического мышления учащихся исследовать эффективность использования принципа межпредметности в обучении химии для развития критического мышления учащихся

7 Задачи исследования: Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме; изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме; подготовить методический материал по использованию принципа межпредметности в обучении химии для развития критического мышления школьников; подготовить методический материал по использованию принципа межпредметности в обучении химии для развития критического мышления школьников; подобрать соответствующие методы педагогического исследования; подобрать соответствующие методы педагогического исследования; подобрать диагностический инструментарий для оценивания уровня развития критического мышления учащихся; подобрать диагностический инструментарий для оценивания уровня развития критического мышления учащихся; провести опытно-поисковую работу; провести опытно-поисковую работу; проанализировать результаты исследования. проанализировать результаты исследования.

8 Гипотеза моего исследования: развитие критического мышления учащихся будет успешнее, если учебная деятельность организована с учётом реализации межпредметных связей химии с другими дисциплинами. развитие критического мышления учащихся будет успешнее, если учебная деятельность организована с учётом реализации межпредметных связей химии с другими дисциплинами.

9 Реализация идеи межпредметной интеграции через принцип межпредметности должна охватывать : через принцип межпредметности должна охватывать все этапы учебного процесса: целевой, содержательный, целевой, содержательный, процессуально - деятельностный, организационно – управленческий, результативно - оценочный. процессуально - деятельностный, организационно – управленческий, результативно - оценочный.

10 Наиболее значимые направления реализации межпредметных связей: Химия – биология Химия – биология Химия - экология Химия - экология Химия – география Химия – география Химия - краеведение Химия - краеведение Химия – повседневная жизнь человека Химия – повседневная жизнь человека Химия – информатика Химия – информатика Химия – русский язык Химия – русский язык Химия – литература Химия – литература Химия – история Химия – история Химия – физика Химия – физика Химия - математика Химия - математика

11 Применяемые приёмы ТРКМ Кластеры Кластеры ЗХУ ЗХУ «Толстые» и «тонкие» вопросы «Толстые» и «тонкие» вопросы Прием «Верите ли вы?» Прием «Верите ли вы?» Прием «Сравнительная таблица» («Концептуальная таблица») Прием «Сравнительная таблица» («Концептуальная таблица») Стратегия «Чтение текста с Стратегия «Чтение текста с пометками» (инсерт) пометками» (инсерт) Синквейн Синквейн

12 По моему мнению, развитию критического мышления способствуют в наибольшей степени следующие общеучебные мыслительные навыки: Умение устанавливать причинно- следственные связи Умение устанавливать причинно- следственные связи Умение выделять главное Умение выделять главное Умение выдвигать гипотезу Умение выдвигать гипотезу Умение доказывать Умение доказывать Все упражнения на развитие критического мышления сводятся к упражнениям на развитие этих операций. Все упражнения на развитие критического мышления сводятся к упражнениям на развитие этих операций.

13 Тема «Предмет химии. Химический элемент» Срок проведения - I четверть, 8 класс Установление причинно-следственных связей. 1. Что лишнее и почему? Образование инея на деревьях; ржавление железа; горение свечи; скисание молока; подгорание пищи на сковороде. Образование инея на деревьях; ржавление железа; горение свечи; скисание молока; подгорание пищи на сковороде. Выдвижение гипотезы. 2. Предположите, какие признаки реакций будут наблюдаться при горении бензина? Умение доказывать. 3. Можно ли обвинять науку химию в загрязнении окружающей среды? Выделение главного. 4. Какие свойства позволяют: а) алюминию конкурировать с медью в электронике; б) использовать корунд для точильных камней и наждачной бумаги; в) использовать сахар и ванилин в кондитерских изделиях?

14 1. Оценка выполнения диагностической работы При оценке умения я использовала оценочную шкалу: При оценке умения я использовала оценочную шкалу: 5 баллов умение сформировано окончательно; 5 баллов умение сформировано окончательно; 4 балла умение сформировано в основном; 4 балла умение сформировано в основном; З балла умение сформировано частично; З балла умение сформировано частично; 2 балла умение не сформировано 2 балла умение не сформировано

15 2. Расчёт показателя качества развития конкретного умения Данный расчет проводится аналогично расчёту СОУ учащихся: О = а·5 + b ·4+ c·3 + d ·2 / а + b + c + d где О качество развития конкретного умения (например, в данном случае умения устанавливать причинно – следственные связи) Данный расчет проводится аналогично расчёту СОУ учащихся: О 1 = а·5 + b ·4+ c·3 + d ·2 / а + b + c + d где О 1 качество развития конкретного умения (например, в данном случае умения устанавливать причинно – следственные связи) а - количество учащихся, выполнивших задание на 5 баллов b - количество учащихся, выполнивших задание на 4 балла c- количество учащихся, выполнивших задание на 3 балла d- количество учащихся, выполнивших задание на 2 балла Аналогично рассчитываются остальные умения О - выдвижение гипотезы О 2 - выдвижение гипотезы О- умение доказывать О 3 - умение доказывать О - выделение главного О 4 - выделение главного

16 3. Расчёт показателя качества развития умений в целом П = ((О + О + О + О)/ 4 ) 100 % П = ((О 1 + О 2 + О 3 + О 4 )/ 4 ) 100 %где П - качество развития мыслительных операций в целом, О, О, О,О – общеучебные умения (установление причинно –следственных связей, выдвижение гипотезы, умение доказывать, выделение главного). О 1, О 2, О 3,О 4 – общеучебные умения (установление причинно –следственных связей, выдвижение гипотезы, умение доказывать, выделение главного).

17 умения1234 Количество учащихся, получивших 5 баллов балла балла балла 2320 Средний балл 3,73,53,53,7 Качество развития отдельных умений, способствующих развитию критического мышления у учащихся экспериментальной группы в уч. г. (8класс)

18 умения1234 Количество учащихся, получивших 5 баллов балла балла балла 1210 Средний балл 3,853,73,73,9 Качество развития отдельных умений, способствующих развитию критического мышления у учащихся экспериментальной группы в уч. г. (9класс)

19 умения1234 Количество учащихся, получивших 5 баллов балла балла балла 0000 Средний балл 43,953,93,95 Качество развития отдельных умений, способствующих развитию критического мышления у учащихся экспериментальной группы в уч. г. (10класс)

20 умения1234 Количество учащихся, получивших 5 баллов балла балла балла 0000 Средний балл 4,24,1544,2 Качество развития отдельных умений, способствующих развитию критического мышления у учащихся экспериментальной группы в уч. г. (11 класс)

21 Рис.1. Динамика качества отдельных умений, способствующих развитию критического мышления

22 Рис.2. Динамика качества развития умений в целом

23 Учебный год Качественный % знаний % % % % Качественный % знаний учащихся экспериментальной группы за период обучения с 8 по 11 класс

24 Вывод: Развитие критического мышления учащихся идёт успешнее, если учебная деятельность организована с учётом реализации межпредметных связей химии Развитие критического мышления учащихся идёт успешнее, если учебная деятельность организована с учётом реализации межпредметных связей химии с дисциплинами естественно- математического. гуманитарного циклов. с дисциплинами естественно- математического. гуманитарного циклов.

25 Руководитель РМО учителей химии на семинаре для молодых специалистов района

26 Обобщение и распространение опыта С 2007 г. - активный автор сообщества учителей химии на портале «Сеть творческих учителей» при ACADEMIA ИПК и ППРО. С 2007 г. - активный автор сообщества учителей химии на портале «Сеть творческих учителей» при ACADEMIA ИПК и ППРО.

27

28

29 Обобщение и распространение опыта Материалы урока по теме «Железо и его соединения» опубликованы на Фестивале педагогических идей «Открытый урок » Материалы урока по теме «Железо и его соединения» опубликованы на Фестивале педагогических идей «Открытый урок »«Железо и его соединения» «Железо и его соединения»

30

31 Обобщение и распространение опыта Принимала участие во II Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок», Принимала участие во II Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок», посвящённому 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева посвящённому 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева (естественно-научное направление). (естественно-научное направление). Работа вышла в финал, который состоится в Москве с 15 по 22 марта 2008 года. Работа вышла в финал, который состоится в Москве с 15 по 22 марта 2008 года.Работа

32

33 Распространение опыта Разработаны методические рекомендации и опубликованы на сайте Материалы уроков по темам «Практическая работа «Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества», «Расчёты по уравнениям нескольких последовательных реакций. Сравнение количественных данных нескольких процессов», «Аллотропные модификации кислорода», «Аллотропные модификации углерода», «Железо и его соединения» опубликованы на сайтах Разработаны программы элективных курсов «Химические вещества в повседневной жизни человека», «Решение задач повышенного уровня сложности по общей и неорганической химии», «Социальная экология».

34 Спасибо за внимание!