Д О К Л А Д о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в феврале 2009 года по информации на 30 марта 2009 г. Министерство регионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе 2012 года.
Advertisements

Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2009 году (предварительные данные)
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, в январе-ноябре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- феврале 2010 года.
По состоянию системы образования Санкт-Петербурга и Российской Федерации, а также отдельных субъектов РФ на период 2007 года по индикаторам доклада Заместителя.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа в январе 2012 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в январе-октябре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- марте 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в январе-сентябре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-ноябре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, в январе-сентябре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-октябре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в январе-декабре 2009 года.
РОССИЯ 2012 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДИРЕКТОР ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-западного федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- феврале 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- июне 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-западного федерального округа в январе 2012 года.
Транксрипт:

Д О К Л А Д о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в феврале 2009 года по информации на 30 марта 2009 г. Министерство регионального развития Российской Федерации

2 Содержание: 1. Организация мониторинга 2-6. Группировка регионов по социально-экономическому положению 7. Основные тенденции экономического развития регионов 8. Промышленное производство 9. Потребление электрической энергии 10. Транспорт 11. Строительство 12. Ввод жилья 13. Кредитование юридических лиц 14. Инвестиции в основной капитал 15. Доходы населения и заработная плата 16. Задолженность по заработной плате 17. Объем розничного товарооборота и платных услуг населению 18. Доходы субъектов Российской Федерации 19. Налоговые поступления 20. Поступление налога на прибыль 21. Поступление налога на доходы физических лиц 22. Перечисление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации 23. Расходы субъектов Российской Федерации на оплату труда и начисления 24. Кредиторская задолженность субъектов Российской Федерации 25. Остатки средств, не имеющие целевого назначения, в субъектах Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года 26. Состояние государственного и муниципального долга субъектов Российской Федерации 27. Обеспеченность текущих расходов бюджетов доходами в 2009 году с учетом остатков бюджетов 28. Субъекты Российской Федерации, скорректировавшие параметры бюджетов на 2009 год с учетом последствий финансового кризиса 29. Субъекты Российской Федерации, не скорректировавшие параметры бюджетов на 2009 год с учетом последствий финансового кризиса 30.Выводы по состоянию консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации Ход реализации антикризисных мероприятий на региональном уровне 34. Реализация федеральных мер, имеющих существенное значение для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса 35. Региональные программы содействия занятости населения 36. Предоставление средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилого фонда с учетом потребностей развития рынка жилья 37. Предоставление государственной поддержки региональных инвестиционных проектов в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации 38. Меры по поддержке реального сектора экономики 39. Меры по поддержке малого и среднего бизнеса

3 Условные обозначения сокращений названий субъектов РФ 1. Белгородская область 2. Брянская область 3. Владимирская область 4. Воронежская область 5. Ивановская область 6. Калужская область 7. Костромская область 8. Курская область 9. Липецкая область 10. Московская область 11. Орловская область 12. Рязанская область 13. Смоленская область 14. Тамбовская область 15. Тверская область 16. Тульская область 17. Ярославская область 18. г. Москва 19. Республика Карелия 20. Республика Коми 21. Архангельская область 22. Ненецкий АО 23. Вологодская область 24. Калининградская область 25. Ленинградская область 26. Мурманская область 27. Новгородская область 28. Псковская область 29. г. Санкт-Петербург 30. Республика Адыгея 31. Республика Дагестан 32. Республика Ингушетия 33. Кабардино-Балкарская Республика 34. Республика Калмыкия 35. Карачаево-Черкесская Республика 36. Республика Северная Осетия 37. Чеченская Республика 38. Краснодарский край 39. Ставропольский край 40. Астраханская область 41. Волгоградская область 42. Ростовская область 43. Республика Башкортостан 44. Республика Марий Эл 45. Республика Мордовия 46. Республика Татарстан 47. Удмуртская Республика 48. Чувашская Республика 49. Пермский край 50. Кировская область 51. Нижегородская область 52. Оренбургская область 53. Пензенская область 54. Самарская область 55. Саратовская область 56. Ульяновская область 57. Курганская область 58. Свердловская область 59. Тюменская область 60. Ханты-Мансийский АО 61. Ямало-Ненецкий АО 62. Челябинская область 63. Республика Алтай 64. Республика Бурятия 65. Республика Тыва 66. Республика Хакасия 67. Алтайский край 68. Красноярский край 69. Иркутская область 70. Кемеровская область 71. Новосибирская область 72. Омская область 73. Томская область 74. Забайкальский край 75. Республика Саха (Якутия) 76. Камчатский край 77. Приморский край 78. Хабаровский край 79. Амурская область 80. Магаданская область 81. Сахалинская область 82. Еврейская АО 83. Чукотский АО

4 1. Организация мониторинга Целью мониторинга социально-экономического положения является выделение субъектов Российской Федерации, испытывающих проблемы текущего развития, для последующего принятия необходимых мер федеральными органами исполнительной власти. Предметом мониторинга являются вопросы состояния экономики регионов, занятости и доходов населения, состояния консолидированных бюджетов регионов, хода реализации мер, принимаемых органами власти субъектов Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти. Источником указанной информации являются данные федеральных органов государственной власти, Банка России, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5 2. Группировка регионов по социально-экономическому положению В целях группировки регионов по социально-экономическому положению и мониторинга развития кризисных явлений был рассчитан сводный индекс на основе следующих показателей: индекс промышленного производства; темп роста потребления электрической энергии; индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»; темп роста объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах; объем задолженности по заработной плате на 1 занятого в экономике; доля работников, предполагаемых к увольнению и уволенных; доля простаивающих и работающих неполное рабочее время работников; темп роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. В результате были сформированы 4 группы регионов: регионы с наихудшим состоянием; регионы с неудовлетворительным состоянием; регионы с удовлетворительным состоянием; регионы со стабильным состоянием.

6 3. Группировка регионов по социально-экономическому положению: группа регионов с наихудшим состоянием В наибольшей степени кризис коснулся таких субъектов Российской Федерации как Пермский край, Вологодская, Кемеровская, Нижегородская, Орловская, Самарская и Челябинская области – эти регионы имеют сводный индекс менее 0,4 балла. Во всех регионах данной группы промышленное производство в феврале 2009 года к февралю 2008 года снизилось более чем на 21,8%, что значительно больше среднероссийского снижения (на 13,2%). Потребление электроэнергии снизилось больше, чем в среднем по России (на 4,8%). Строительство снизилось более чем на четверть (в среднем по Российской Федерации объем строительных работ снизился на 20,7% к февралю 2008 года). Объем розничного товарооборота в феврале 2009 года снизился в 6 из 7 регионов данной группы, в том числе в 3 – больше, чем в среднем по России (в январе 2009 года снижение показателя отмечено лишь в 3 регионах). Для регионов данной группы не характерна высокая задолженность по заработной плате – она превышает среднероссийский уровень (169 рублей) в 3 регионах (Кемеровской, Орловской и Самарской областях) и составляет в среднем по группе 181 рубль на одного занятого в экономике, что на 7,3% выше среднероссийского уровня. Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации снизились в 5 из 7 регионов данной группы, снижение в целом составило 11,2% (по России отмечен прирост на 4,2%). Наибольшее снижение доходов наблюдалось в Челябинской области – на 32,5%, Кемеровской области – на 15,9%, Пермском крае – на 12,1%.

7 4. Группировка регионов по социально-экономическому положению: группа регионов с неудовлетворительным состоянием В группу регионов с неудовлетворительным состоянием вошли 29 регионов (в частности Республика Башкортостан, Красноярский край, Белгородская, Липецкая, Новосибирская, Омская, Свердловская и Тюменская области), имеющие сводный индекс от 0,4 до 0,5 балла. В 27 из 29 регионов данной группы отмечено снижение промышленного производства, в том числе в 20 – больше, чем в среднем по России, рост промышленного производства наблюдался в Белгородской и Новосибирской областях (на 4% и 1,2% соответственно). В 24 из 29 регионах данной группы отмечено снижение потребления электроэнергии, в том числе в 17 – больше, чем в среднем по России. Снижение объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», наблюдалось в 23 из 29 регионов данной группы, в том числе в 18 больше, чем в среднем по Российской Федерации. Объем розничного товарооборота снизился в 12 из 29 регионов данной группы, в том числе в 10 – больше, чем в среднем по Российской Федерации. Задолженность по заработной плате превышает среднероссийский уровень (169 рублей) в 17 из 29 регионов данной группы и составляет 192 рубля на одного занятого, что на 13,6% выше среднероссийского уровня. Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации снизились в 6 из 29 регионов данной группы, снижение в целом составило 16,8% (в среднем по России выросли на 4,2%), в том числе в Тюменской области – на 59,5%, Ханты-Мансийском автономном округе – 38,9%, г.Москва – на 34,3%.

8 5. Группировка регионов по социально-экономическому положению: группа регионов с удовлетворительным состоянием В группу регионов с удовлетворительным состоянием вошли 34 региона (в частности Республика Татарстан, Приморский край, Архангельская, Астраханская, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Московская и Смоленская области, г.Санкт-Петербург), имеющие сводный индекс от 0,5 до 0,6 балла. В 28 из 34 регионов данной группы отмечено снижение промышленного производства, в том числе в 16 – больше, чем в среднем по Российской Федерации. Рост промышленного производства отмечен в 6 регионах, в том числе Ненецком автономном округе – на 31,4%, Калужской области – на 23,4%, Магаданской области – на 9,6%. Снижение потребления электроэнергии наблюдалось в 20 из 34 регионов данной группы, в том числе в 15 – больше, чем в среднем по Российской Федерации. Снижение объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», отмечено в 22 из 34 регионов данной группы, в том числе в 18 – больше, чем в среднем по Российской Федерации. Объем розничного товарооборота снизился лишь в 13 из 34 регионов данной группы, в том числе в 8 – больше, чем в среднем по Российской Федерации. Задолженность по заработной плате ниже среднероссийского уровня (169 рублей) в 23 из 34 регионов данной группы и составляет 120 рублей на одного занятого, что на 28,7% ниже среднероссийского уровня. Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации снизились в 5 из 34 регионов данной группы, в том числе Ямало-Ненецком автономном округе – на 39,6%, Мурманской области – на 14,5%, Ненецком автономном округе – на 9,7%.. В целом по группе доходы выросли на 23,7% (в среднем по России – на 4,2%).

9 6. Группировка регионов по социально-экономическому положению: группа регионов со стабильным состоянием Стабильное состояние экономики наблюдается в 13 регионах (в частности почти во всех республиках ЮФО, Республиках Бурятия, Саха (Якутия) и Тыва, Камчатском и Краснодарском краях, Сахалинской области), имеющих сводный индекс более 0,6 балла. В данной группе регионов отсутствовал значительный спад промышленного производства – снижение промышленного производства отмечено лишь в 4 из 13 регионов, в том числе в Чеченской Республике на 12,1%, что меньше среднероссийского снижения. Снижение потребления электроэнергии отмечено в 9 из 13 регионов, в том числе больше, чем в среднем по России (на 4,8%) в 5 регионах. Снижение объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», наблюдалось лишь в 3 из 13 регионов данной группы (в Чеченской Республике, Краснодарском крае, Сахалинской области), в том числе в Сахалинской области больше, чем в среднем по Российской Федерации. Рост розничного товарооборота отмечен в 10 регионах, снижение – в 3 регионах, в том числе в Республике Ингушетия больше, чем в среднем по России. Задолженность по заработной плате в среднем по группе составила 219 рублей, что на 29,7% выше среднероссийского уровня (высокая задолженность в группе вызвана предельно высокой задолженностью в Чеченской республике – рублей на одного занятого, без учета данного региона задолженность по группе составляет всего 96 рублей). Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в феврале 2009 года к февралю 2008 года выросли во всех регионах данной группы. В целом прирост составил 78% (что гораздо выше среднероссийского прироста – 4,2%). Однако данный рост в некоторых субъектах, прежде всего дотационных, объясняется опережающим перечислением финансовых ресурсов из федеральных источников.

10 7. Основные тенденции экономического развития регионов Изменение сводного индекса по регионам в феврале 2009 года, по отношению к январю 2008 года, балл * Изменение январского сводного индекса связано с уточнением данных по доходам консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. В среднем по Российской Федерации сводный индекс снизился с 0,569* балла в январе 2009 года до 0,488 балла в феврале 2009 года.

11 Снижение сводного индекса наблюдалось в 54 регионах. Наибольшее уменьшение сводного индекса наблюдалось (среди крупных регионов) в г.Москва – на 0,232 балла, Мурманской области – на 0,216 балла, Тюменской области – на 0,181 балла, Удмуртской Республике – на 0,176 балла, Ненецком автономном округе – на 0,174 балла, Республике Башкортостан – на 0,154. Снижение преимущественно связанно со снижением темпов роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (во всех перечисленных выше субъектах, кроме Республики Башкортостан наблюдалось значительное снижение темпов роста доходов бюджета), снижением темпов роста розничного товарооборота (в особенности в Республике Башкортостан, Приморском крае, Белгородской, Липецкой, Свердловской, Тюменской и Челябинской областях), а также снижением темпов роста объемов строительных относительно других регионов (в особенности в Республике Башкортостан, Красноярском крае, Нижегородской, Свердловской и Тюменской областях, г.Санкт-Петербург). Увеличение сводного индекса наблюдалось в 29 регионах, в том числе более чем на 0,1 балла в 4 регионах: Республике Тыва – на 0,159 балла, Республике Ингушетия – на 0,147 балла, Астраханской области – на 0,123 балла, Чеченской Республике – на 0,116 балла. Увеличение сводного индекса связано в основном с увеличением темпов роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (в частности во всех республиках ЮФО более чем на 70 п.п., Астраханской, Вологодской, Иркутской, Саратовской, Сахалинской и Смоленской областях), а также меньшим нарастанием напряженности на рынке труда (в особенности в республиках Адыгея и Мордовия, Архангельской, Брянской и Смоленской областях, Еврейской автономной области, в которых доля простаивающих и работающих неполное рабочее время работников снизилась). 7. Основные тенденции экономического развития регионов

12 8. Промышленное производство В феврале 2009 года спад промышленного производства наблюдался в 66 субъектах Российской Федерации (в том числе в 53 спад производства продолжается с ноября 2008 года), в январе 2009 года спад наблюдался в 73 регионах. Наибольшее снижение производства в феврале происходило в Республике Алтай, Орловской, Ульяновской, Нижегородской, г. Москва - более чем на 33%. Углубление спада промышленного производства наблюдалось в 32 регионах, в том числе в 5 индекс промышленного производства снизился более чем на 10 п.п. (в Республике Башкортостан с 92,2% до 81,2%, Карачаево- Черкесской Республике с 93,2% до 82,2%, Республике Алтай с 76,5% до 65,8%, Нижегородской области – с 72,6% до 61,8%, Чукотском АО с 95,4% до 76,8%). Рост производства в феврале наблюдался в 17 субъектах Российской Федерации (из них только 6 имели рост производства в декабре 2008 года и январе 2009 года – Республики Ингушетия, Дагестан, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Ненецкий автономный округ, Сахалинская область), которые, как правило, не имеют серьезной промышленной основы. Индекс промышленного производства в феврале 2009 года в % к февралю 2008 года В феврале 2009 года в целом по Российской Федерации отмечено продолжение спада промышленного производства – индекс промышленного производства составил 86,8% к соответствующему месяцу 2008 года, в январе 2009 года данный показатель составлял 84%.

13 9. Потребление электрической энергии Темп роста потребления электрической энергии в феврале 2009 года в % к февралю 2008 года В феврале 2009 года в целом по Российской Федерации отмечено снижение потребления электроэнергии – индекс потребления электроэнергии составил 95,2% к соответствующему месяцу прошлого года, в январе 2009 года данный показатель составлял 92,3%. Снижение потребления электроэнергии наблюдалось в 60 субъектах Российской Федерации, в январе 2008 года – в 72 регионах. Наибольшее снижение потребления электроэнергии было отмечено в Республике Марий Эл и Липецкой области – более чем на 15% (в январе таких субъектов было 6). Углубление спада потребления электроэнергии в январе 2009 года отмечено в 13 регионах, из них в 2 регионах более чем на 4 п.п., в частности в Красноярском крае – с 99% до 94,3%, Республике Марий Эл – с 79% до 74,7%. В январе 2009 года углубление спада потребления электроэнергии наблюдалось в 45 регионах. Рост потребления электроэнергии в феврале 2009 года наблюдался в 18 регионах (в январе – в 5), в частности в Ямало-Ненецком автономном округе на 5,9%, Чукотском автономном округе – на 5,3%, Республике Саха (Якутия) – на 4,7%.

Транспорт Темп роста объемов погрузки грузов в феврале 2009 года в % к январю 2009 года Снижение объемов погрузки грузов в феврале 2009 года наблюдалось в 21 субъекте Российской Федерации. Наибольшее снижение объемов погрузки грузов было отмечено в Республике Бурятия, Республике Марий Эл, Удмуртской Республике, Чеченской Республике – более чем на 10%. Рост объемов погрузки грузов отмечено в 57 регионах, среди крупных промышленных регионов: в Новосибирской области – на 51,3%, Ханты-Мансийском автономном округе – на 49,4%, Курской области – на 41,5%, г.Москва – на 29,4%, Ямало-Ненецком автономном округе – на 26,9%, Челябинской области – на 25,1%, Республике Татарстан – на 23,9%, Краснодарском крае – на 23,1%. Вместе с тем рост объемов погрузки грузов в феврале 2009 года по отношению к январю 2009 года в большей степени обусловлен сезонным фактором. В феврале 2009 года в целом по Российской Федерации перевезено 2 461,8 тыс. тонн грузов, что на 6,5% больше, чем в январе 2009 года.

Строительство В феврале 2009 года падение объема строительных работ наблюдалось в 55 субъектах Российской Федерации, в январе 2009 года – в 67 регионах. Наибольшее снижение объемов строительных работ отмечено в Республике Алтай, Алтайском крае, Астраханской области Костромской области, Кировской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Орловской области, Ненецком автономном округе – более чем в 2 раза. Рост объема строительных работ в феврале 2009 года наблюдался преимущественно в регионах с небольшим объемом данных работ, из крупных регионов значительный рост продемонстрировали Республика Коми, Камчатский край, Липецкая область, Ярославская область (прирост от 9 до 78%). Углубление спада строительных работ наблюдалось в 35 регионах, из них в 9 регионах более чем на 20 п.п., в том числе в Нижегородской области – 96,9% до 20,4%, Астраханской области – 94,1% до 44,9%, Республике Алтай – 73,8% до 34,4%. Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в феврале 2009 года в % к февралю 2008 года В феврале 2009 года в целом по Российской Федерации наблюдался значительный спад объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», – индекс строительства составил 79,3% к соответствующему месяцу прошлого года, в январе 2009 года – 83,2%.

Ввод жилья Снижение объемов строительства жилых домов в январе-феврале 2009 года по отношению к январю- февралю 2008 года отмечено в 35 субъектах Российской Федерации, в январе 2009 года – в 34 регионах. Наибольшее снижение объемов ввода жилья наблюдалось в Ненецком автономном округе – более чем в 8,8 раза, г.Москва – в 3,2 раза, Иркутской области – в 2,8 раза, Карачаево-Черкесской Республике и Ярославской области – в 2,6 раза, Амурской области – в 3,6 раза, Ханты-Мансийском автономном округе – в 2,1 раза, Ямало-Ненецком автономном округе – в 1,9 раза, Брянской области – в 1,8 раза. Наибольшие темпы роста ввода жилья отмечены в Мурманской области – в 11 раз, Псковской области – в 4,5 раза, Республике Ингушетия – в 4,1 раза, Республике Карелия – в 3,4 раза, Еврейской автономной области – в 2,9 раза, Республике Адыгея и Забайкальском крае – в 2,8 раза, Нижегородской области – 2,6 раза, Республике Дагестан – 2,2 раза. Среди крупных субъектов Российской Федерации рост более чем в 2 раза наблюдался в Мурманской области, Республике Карелия и Забайкальском крае. Углубление темпов спада ввода жилья наблюдался в 8 регионах, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе с 84% до 47,9%, Иркутской области – с 65,5% до 35,8%, Республике Саха (Якутия) – с 83,7% до 56,5%. Темп роста ввода жилья в январе-феврале 2009 года в % к январю- февралю 2008 года В январе-феврале 2009 года в Российской Федерации отмечен рост объемов ввода жилых домов, индекс строительства жилья составил 101,1% к соответствующему периоду прошлого года, в январе - 96%.

Кредитование юридических лиц Снижение объема кредитов, выданных юридическим лицам, в январе 2009 года наблюдалось в 41 субъекте Российской Федерации. Наибольшее снижение кредитования юридических лиц по итогам января 2009 года наблюдалось в частности, в Волгоградской, Орловской областях, Чукотском АО – на 4-11,6%. Рост просроченной задолженности по кредитам, выданным юридическим лицам, наблюдался в 71 субъекте Российской Федерации, в частности, в Республике Башкортостан, Краснодарском и Алтайском краях, Ярославской, Свердловской, Ивановской, Нижегородской областях – более чем на 30%. Наибольший рост просроченной задолженности по кредитам, выданным юридическим лицам, наблюдался в Чувашской Республике, Пензенской и Калужской областях – рост в 1,6-1,8 раза. Доля просроченной задолженности увеличилась в 79 субъектах Российской Федерации, причем ее рост наблюдался как в экономически развитых, так и в депрессивных регионах. Наибольший рост доли просроченной задолженности по кредитам, выданным юридическим лицам, наблюдался в Калужской, Омской и Ярославской областях – на 1,2 п.п., в республиках Башкортостан и Ингушетия – на 1 п.п. Снижение доли просроченной задолженности наблюдалось в 4 регионах: Республике Дагестан, Магаданской, Новгородской и Ульяновской областях. Темпы роста просроченной задолженности по кредитам, выданных юридическим лицам, начало февраля 2009 года в % к началу января 2009 года Темпы роста объема кредитов, выданных юридическим лицам, начало февраля 2009 года в % к началу января 2009 года Объем выданных кредитов юридическим лицам на начало февраля 2009 года составил 9 279,1 млрд. рублей, что выше (на 379,3 млрд. рублей) уровня на начало января 2008 года (темп роста – 104,3%). Объем просроченных кредитов на начало февраля 2009 года составил 247,3 млрд. рублей, что на 14,9% выше уровня на начало января 2009 года. Доля просроченной задолженности выросла с 2,4 до 2,7%

18 В феврале 2009 года снижение объема инвестиций (в сопоставимых ценах) наблюдалось в 51 субъекте Российской Федерации. Наибольшее снижение инвестиций в феврале 2009 года наблюдалось в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Карелия, Забайкальском крае, Архангельской, Брянской, Вологодской, Костромской, Оренбургской, Пензенской и Сахалинской областях, Ненецком автономном округе – более чем в 2 раза. Рост инвестиций в феврале 2009 года наблюдался в 31 субъекте Российской Федерации. Наибольшее увеличение объема инвестиций отмечено в Республике Адыгея – в 7,5 раза, Чеченской Республике – в 6,2 раза, Мурманской области – в 4,7 раза, Республике Калмыкия – в 4,6 раза, Ульяновской области – в 4,4 раза. Среди крупных регионов рост инвестиций отмечен в Республике Саха (Якутия) – на 63,9%, Иркутской области – на 63,8%, Красноярском крае – на 20,6%. Темп роста инвестиций в основной капитал в феврале 2009 года в % к февралю 2008 года 14. Инвестиции в основной капитал В феврале 2009 года в целом по Российской Федерации отмечено снижение объемов инвестиций, темп роста инвестиций в основной капитал в феврале 2009 года к февралю 2008 года составил 94,5%.

Доходы населения и заработная плата Темпы роста заработной платы, январь 2009 года к январю 2008 года, % Темпы роста доходов населения, январь 2009 к январю 2008 года, % Темпы роста доходов населения за январь 2009 года к январю 2008 года в Российской Федерации составили 103,8%. Темпы роста заработной платы за январь 2009 года к январю 2008 года в Российской Федерации составили 115,4%. В январе 2009 года доходы населения увеличились в 66 субъектах Российской Федерации. Наибольшее увеличение доходов (более чем на 40%) отмечено в Республиках Адыгея, Бурятия, Кабардино-Балкария и в Амурской и Новгородской областях. Наибольшее снижение доходов отмечено в Ивановской области – темп роста 74,2%, Тверская область – 75,6%, г. Санкт-Петербург – 75,9%, Новосибирская область – 82,4%. В январе 2009 года во всех субъектах Российской Федерации зафиксировано увеличение заработной платы. Наибольшее увеличение заработной платы (более чем на 25%) отмечено в республиках Дагестан, Тыва и Кабардино- Балкария. Наименьшее увеличение (менее 5%) отмечено в Магаданской, Челябинской и Свердловской областях.

Задолженность по заработной плате Рост задолженности по заработной плате в феврале 2009 года зафиксирован в 51 субъекте Российской Федерации. Максимальный рост задолженности по заработной плате отмечен в Ямало-Ненецком автономном округе – с 0 до 5322 тыс. рублей, Республике Коми - в 3,3 раз, Смоленской и Новгородской областях – в 2,6 раз, Кабардино-Балкарской Республике – в 2,3 раз. Снижение задолженности по заработной плате отмечено в 32 регионах, из них значительное сокращение задолженности отмечено в Ненецком автономном округе – на 86,5%, Архангельской области – на 68,4%, в Карачаево-Черкесской Республике - на 58,3%. Субъектов с отсутствием задолженности по заработной плате не отмечено. Наибольшая задолженность в расчете на одного занятого в экономике наблюдалась в Чеченской Республике – 3235 рублей, Магаданской области – 1294 рублей, Хабаровском крае – 1141 рублей. Задолженность в расчете на одного работника более 200 рублей отмечена в 29 субъектах Российской Федерации. Задолженность по заработной плате на 1 марта 2009 года, в % к началу предыдущего месяца По состоянию на 1 марта 2009 года задолженность по заработной плате в Российской Федерации составляла 8086,6 млн. рублей, увеличившись за февраль 2009 г. на 16,1%. Задолженность по заработной плате в расчете на одного работника по состоянию на 1 марта 2009 года составила 169 рублей.

Объем розничного товарооборота и платных услуг населению Темпы роста объема розничного товарооборота, февраль 2009 года к февралю 2008 года, в % в сопоставимых ценах Снижение объемов розничного товарооборота в феврале 2009 года наблюдалось в 34 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение объемов розничного товарооборота наблюдалось (среди крупных регионов) в Республике Коми, Приморском крае, Иркутской, Новосибирской, Омской, Кемеровской и Ленинградской областях – на 5,9-15%.). Рост объемов розничного товарооборота наблюдался в 49 субъектах Российской Федерации. Наибольший рост объемов розничного товарооборота зафиксирован в Республике Адыгея – на 37,9%, а также в Чеченской, Кабардино-Балкарской Республиках, Республиках Дагестан и Северная Осетия-Алания, Волгоградской области – на 12-36%. Снижение объемов платных услуг населению в феврале 2009 года наблюдалось в 38 субъектах Российской Федерации, в Республиках Ингушетии и Северной Осетии-Алании, Ростовской, Калининградской, Нижегородской, Липецкой, Ивановской областях, Ненецком автономном округе. Наибольшее снижение объемов платных услуг населению наблюдалось (среди крупных регионов) в Ярославской области – на 30,4%, Новосибирской, Костромской, Смоленской и Челябинской областях – на 9-19%. Наименьшее снижение объемов платных услуг населению зафиксировано в Республике Карелии, Красноярском крае, Мурманской, Омской, Архангельской областях, Ямало-Ненецком автономном округе – на 0,2-4,1%. Темпы роста объема платных услуг населению, февраль 2009 года к февралю 2008 года, в % в сопоставимых ценах

Доходы субъектов Российской Федерации В феврале 2009 года доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составили 355 млрд. рублей, что на 5% превышает уровень февраля 2008 года. Рост доходов зафиксирован в 67 регионах, из них в 39 – более чем на 30%. Данный факт в значительной степени объясняется предоставлением в феврале 2009 года в опережающем порядке финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Сокращение поступлений произошло в 16 регионах. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Тюменской области (падение доходов на 60%), Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах (на 40%), г. Москва (на 34%), Челябинской области (на 33%), Удмуртской Республике (на 27%), Кемеровской области (на 16%). По итогам января-февраля 2009 года сокращение доходов консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составило 10%. Объемы поступлений снизились в 63 регионах. В 9 их них доходы упали более чем на 20%. Это Республика Коми, Удмуртская Республика, Пермский край, Кемеровская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Темпы роста доходов в январе-феврале 2009 года в сравнении с аналогичным периодом 2008 года, % Темпы роста доходов в феврале 2009 года в сравнении с февралем 2008 года, %

23 В феврале 2009 года в сравнении с февралем 2008 года налоговые доходы снизились на 26%. Налоговые поступления сократились в 57 регионах, в том числе в 15 более чем на 30%. Максимальное падение налоговых доходов произошло в Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе (на 70%), Ханты-Мансийском автономном округе (на 50%), Удмуртской Республике и Челябинской области (на 45%), Пермском крае и г. Москва (на 43%), Свердловской области (на 38%). Рост налоговых поступлений наблюдался в 26 регионах. Наибольшие темпы показали Республика Ингушетия, Камчатский и Краснодарский края, Магаданская и Сахалинская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа. По итогам января-февраля 2009 года сокращение налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составило 18%. Темпы роста поступлений налоговых доходов в январе- феврале 2009 года в сравнении с аналогичным периодом 2008 года, % Темпы роста поступлений налоговых доходов в феврале 2009 года в сравнении с февралем 2008 года, % 19. Налоговые поступления

Поступление налога на прибыль Темпы роста поступлений налога на прибыль в феврале 2009 года в сравнении с февралем 2008 года, % Темпы роста поступлений налога на прибыль в январе- феврале 2009 года в сравнении с аналогичным периодом 2008 года, % В феврале 2009 год в региональные бюджеты поступило 9,9 млрд. рублей налога на прибыль, что составляет 11% от объемов февраля 2008 года. При этом в Республиках Саха и Хакасия, Удмуртской и Чувашской Республиках, Камчатском, Пермском, Хабаровском краях, Архангельской, Костромской, Орловской, Тюменской и Челябинской областях, Ямало-Ненецком автономном округе поступления налога отсутствуют. Это связано с возвратами данного налога хозяйствующим субъектам. В январе-феврале 2009 года доходы от налога на прибыль упали на 61%. Более чем на 25% поступления снизились в бюджеты 21 региона. Рост доходов зафиксирован в 8 субъектах Российской Федерации.

Поступление налога на доходы физических лиц Темпы роста поступлений НДФЛ в январе- феврале 2009 года в сравнении с аналогичным периодом 2008 года, % Темпы роста поступлений НДФЛ в феврале 2009 года в сравнении с февралем 2008 года, % В феврале 2009 года в бюджеты субъектов Российской Федерации поступило 122 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 4% превышает показатель февраля 2008 года. Доходы выросли в 67 регионах, из них в 30 более чем на 10%. Наибольший прирост поступлений НДФЛ зафиксирован в Республике Бурятия, Ингушетия, Саха, Кабардино- Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках, Забайкальском и Камчатском краях, Магаданской области. Существенное снижение доходов (более 10%) произошло в Кемеровской, Свердловской и Челябинской областях. По итогам января-февраля 2009 года рост объемов НДФЛ составил 3,6%. При этом поступления снизились в 24 регионах.

Перечисление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченность субъектов Российской Федерации Доля дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в доходах субъектов Российской Федерации в январе-феврале 2009 года, % Доля дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в доходах субъектов Российской Федерации в 2008 году, % По итогам января-февраля 2009 года субъектам Российской Федерации перечислено 88 млрд. рублей дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, или 24% от запланированного на год объема. В первые два месяца 2009 года доля дотации в доходах 16 регионов превысила 40%. Бюджеты Республик Алтай, Дагестан и Тыва более чем на 70% сформирован за счет нецелевой финансовой помощи из федерального бюджета, Республики Северная Осетия – на 67%, Магаданской области – на 66%, Кабардино-Балкарской Республики – на 65%, Республики Бурятия и Карачаево-Черкесской Республики – на 61%. 30% от предоставленной в январе-феврале 209 года финансовой помощи перечислено регионам в опережающем порядке. Так, Астраханская и Челябинская области получили весь предусмотренный на 2009 год объем дотации, Волгоградская и Рязанская области – половину от годовых назначений, Республика Северная Осетия, Краснодарский край, Архангельская и Новгородская области – пятимесячную норму.

Расходы субъектов Российской Федерации на оплату труда и начисления Доля расходов на оплату труда и начисления в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в январе-феврале 2009 года, % Доля расходов на оплату труда и начисления в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в феврале 2009 года, % По данным субъектов Российской Федерации в феврале 2009 года объем расходов на заработную плату и начисления составил 154,5 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с февралем 2008 года на 15%. Доля расходов на оплату труда в структуре расходов консолидированных бюджетов регионов в среднем составила 40%. В 18 регионах значение данного показателя составило более 50%. В феврале 2009 года Забайкальский край и Ханты-Мансийский автономный округ направили на оплату труда 62% произведенных за месяц бюджетных ассигнований, Красноярский край и Ямало-Ненецкий автономный округ – 60%, Республика Бурятия – 58%, Мурманская область – 57%, Республика Хакасия и Орловская область – 55%. По итогам января-февраля 2009 года объем расходов на оплату труда составил 219,4 млрд. рублей. Прирост к уровню соответствующего периода 2008 года 14%.

Кредиторская задолженность субъектов Российской Федерации* Динамика кредиторской задолженности субъектов Российской Федерации в январе-феврале 2009 года По состоянию на 1 марта 2009 года объем кредиторской задолженности субъектов Российской Федерации составил 60,6 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с началом года в 1,5 раза. В январе-феврале 2009 года кредиторская задолженность отсутствовала в 17 регионах. Рост задолженности зафиксирован в 51 субъекте Российской Федерации. При этом в 21 регионе ее объем вырос более чем на 30%. * По данным Минфина России

Остатки средств, не имеющих целевого назначения, в субъектах Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года* Доля остатков, не имеющих целевого назначения, в плановом показателе доходов в 2009 году, % На 1 января 2009 года у субъектов Российской Федерации сложились остатки средств, не имеющих целевого назначения, в размере 273,3 млрд. рублей. В 30 регионах остатки можно оценить как незначительные. Они составляют менее 2% от доходов регионов, запланированных на 2009 год. В 7 регионах сложились существенные остатки, превышающие 10% доходов. К ним относятся Тюменская область (28%), Чукотский автономный округ (22%), Челябинская область (18%), Липецкая область (17%), Сахалинская область (14%), Тверская область и Ямало-Ненецкий автономный округ (13%). * уточненные данные

Состояние государственного и муниципального долга субъектов Российской Федерации Соотношение государственного и муниципального долга и планируемых собственных налоговых и неналоговых доходов субъектов Российской Федерации в 2009 году, % Анализ долговой емкости консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года показывает, что только у 7 регионов доля государственного и муниципального долга в собственных налоговых и неналоговых доходах превышает 45%. К таким регионам относятся Чувашская Республика, Камчатский край, Брянская, Астраханская, Магаданская, Московская области и Чукотский автономный округ. Вместе с тем более, чем в половине регионов соотношение государственного и муниципального долга и планируемых собственных налоговых и неналоговых доходов субъектов Российской Федерации составляет менее 15%.

Обеспеченность текущих расходов бюджетов доходами в 2009 году с учетом остатков бюджетов По оценке Минрегиона России: 31 регион столкнется с проблемой финансирования текущих расходов в 2009 году; 38 региона частично профинансируют капитальные вложения; 13 регионов смогут полностью выполнить принятые обязательства. Наиболее проблемными регионами являются Красноярский край, Воронежская, Костромская, Рязанская, Тульская, Московская области, Республики Карелия и Хакасия. На сегодняшний день данные регионы не осуществили сокращение расходных обязательств, соответствующее падению доходов. Оценка на основе прогноза Минрегиона России по доходам субъектов Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации, скорректировавшие параметры бюджетов на 2009 год с учетом последствий финансового кризиса п/пНаименование региона Доходы в 2008 году – отчет Доходы в 2009 году – оценка Минрегиона Доходы в 2009 году – оценка регионов Изме нение Расходы в 2009 году – оценка регионов Сбалансированность в 2009 году Оценка Минрегиона Оценка регионов 1Тюменская область % Республика Северная Осетия % Республика Калмыкия % Пермский край % Астраханская область % Челябинская область % Белгородская область % Липецкая область % Кемеровская область % Оренбургская область % Ямало-Ненецкий АО % Чукотский АО % Сахалинская область % Чувашская Республика – Чувашия % Карачаево-Черкесская Республика % Омская область % Хабаровский край % Амурская область % Республика Татарстан (Татарстан) % Забайкальский край % тыс. рублей

Субъекты Российской Федерации, не скорректировавшие параметры бюджетов на 2009 год с учетом последствий финансового кризиса п/п Наименование региона Доходы в 2008 году – предварител ьный отчет Доходы в 2009 году – оценка Минрегиона Доходы в 2009 году – оценка регионов Изме нение Расходы в 2009 году – оценка регионов Сбалансированность в 2009 году Оценка Минрегиона Оценка регионов 1Московская область % г. Санкт-Петербург % Ростовская область % Новосибирская область % Республика Саха (Якутия) % Волгоградская область % Саратовская область % Воронежская область % Республика Дагестан % Ярославская область % Республика Коми % Владимирская область % Камчатский край % Ивановская область % Курганская область % Костромская область % Кабардино-Балкарская Республика % Республика Хакасия % Республика Тыва % Республика Алтай % тыс. рублей

34 В январе-феврале 2009 года произошло существенное сокращение доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Однако такая ситуация не помешала регионам профинансировать расходы на уровне января-февраля 2008 года. Вместе с тем тенденция снижения налоговых доходов в регионах, зависящих от собственных доходных источников, в дальнейшем может привести к проблемам исполнения принятых обязательств. Наибольшие риски с точки зрения социальных последствий могут возникнуть у Республики Коми, Удмуртской Республики, Забайкальского, Красноярского, Ставропольского, Хабаровского края, Архангельской, Волгоградской, Иркутской, Кемеровской, Мурманской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Свердловской, Ростовской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. На сегодняшний день ряд регионов достаточно оптимистично подходят к планированию собственной доходной базы. Наибольшие расхождения с оценкой Минрегиона России наблюдаются у Республик Карелия и Хакасия, Красноярского края, Костромской, Московской, Новосибирской, Ярославской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. 30. Выводы по состоянию консолидированных бюджетов субъектов РФ

Ход реализации антикризисных мероприятий на региональном уровне: Использование федеральных инструментов, способствующих снижению негативных последствий мирового финансового кризиса Действующий механизм. На сегодняшний день все субъекты Российской Федерации разработали и представили в Минздравсоцразвития России региональные программы, при этом 56 регионов подготовили соответствующую нормативную базу, в первую очередь, внесли соответствующие изменения в региональные законы о бюджете и заключили соглашения с Рострудом, 34 из них уже перечислены субсидии на общую сумму 5,6 млрд. рублей Предоставление субсидий на реализацию региональных программ по созданию дополнительных рабочих мест и организацию общественных работ в общем объеме 43 млрд. рублей (в соответствии с постановлением Правительства РФ от )* Действующий механизм. В настоящее время Фондом перечислено 21,5 млрд. рублей на переселение граждан из аварийного жилого фонда, что составляет 43% от общего лимита. Указанные средства направлены на софинансирование 52 заявки 49 регионов с общим объемом 29,7 млрд. рублей* Предоставление средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилого фонда** Реализация механизма находится под вопросом. Ввиду возможного сокращения бюджетных ассигнований на эти цели, велика вероятность того, что в 2009 году софинансирование за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации региональных инвестиционных проектов осуществляться не будет. 33 субъектами Российской Федерации было подано 65 заявок на софинансирование региональных инвестиционных проектов, 19 из них были одобрены на общую сумму 82,8 млрд. рублей, в том числе 11,2 млрд. рублей за счет Инвестиционного фонда Российской Федерации Предоставление государственной поддержки региональных инвестиционных проектов в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации Механизм в стадии запуска. 24 марта 2009 г. принято постановление Правительства РФ 253. В срок до 15 апреля субъекты РФ должны подать соответствующие заявки. Предполагаемое начало перечисления субсидий – май 2009 г. Предоставление субсидий на закупку автомобильной, коммунальной техники и техники для перевозки грузов * - данные приведены по состоянию на 26 марта 2009 г. ** - данные приведены по состоянию на 20 марта 2009 г.

Ход реализации антикризисных мероприятий на региональном уровне: Использование федеральных инструментов, способствующих снижению негативных последствий мирового финансового кризиса Механизм в стадии запуска. В правила предоставления субсидий подготовлены поправки, позволяющие направлять средства на ремонт и содержание региональных и муниципальных автомобильных дорог с целью создания дополнительных рабочих мест Предоставление субсидий на строительство и содержание региональных и муниципальных автомобильных дорог Недействующий механизм. Дотации на сбалансированность Недействующий механизм. Предоставление бюджетных кредитов 150 млрд. рублей. В настоящее время отсутствует формальная процедура, предусматривающая предоставление помощи наиболее нуждающимся регионам 150 млрд. рублей. Условия предоставления бюджетных кредитов остались без изменений (не учитывается сложившаяся сложная ситуация, связанная с негативным влиянием мирового финансового кризиса) Предоставление дополнительной поддержки консолидированным бюджетам регионов Механизм в стадии запуска. В 2009 году на поддержку малого и среднего предпринимательства предполагается направить из федерального бюджета порядка 10 млрд. рублей. По состоянию на 2 марта 2009 г. в Минэкономразвития России представлено 358 заявок 76 регионов на общую сумму 20,9 млрд. рублей. В настоящее время ведется работа по анализу представленных заявок. Предоставление субсидий на софинансирование региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства Механизм в стадии запуска. В связи с тем, что постановление Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий было принято 24 февраля 2009 г., их предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации начнется в первой декаде апреля 2009 года. Данные средства будут направлены на завершение начатого строительства объектов социально-инженерной инфраструктуры, а также на цели снижения напряженности на рынке труда Предоставление субсидий на развитие социально-инженерной инфраструктуры

Ход реализации антикризисных мероприятий на региональном уровне: Реализация собственных мероприятий, способствующих снижению негативных последствий мирового финансового кризиса Действующий механизм. В региональных планах 69 субъектов Российской Федерации по поддержке реального сектора экономики предусмотрена мера по субсидированию процентной ставки по кредитам предприятий Субсидирование процентной ставки по кредитам предприятий реального сектора экономики Действующий механизм. 57 регионов России предусмотрели в своих планах по поддержке реального сектора экономики такую меру государственной поддержки, как предоставление государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики Предоставление государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики Действующий механизм. 36 регионов воспользовались своим правом снижения дифференцированных ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 27 регионами подготовлены соответствующие проекты нормативных правовых актов, 20 регионов этим правом не воспользовались Решение о снижении налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса Действующий механизм. 80 субъектами Российской Федерации приняты соответствующие нормативные правовые акты по обеспечению условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений Создание условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений

Реализация федеральных мер, имеющих существенное значение для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса Механизм в стадии запуска. 19 марта 2009 г. принято постановление Правительства РФ 244.Реализация данного постановления Правительства РФ возложена на Министерство промышленности и торговли РФ. Механизм в стадии запуска. Правительством РФ принято решение о предоставлении в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения (постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. 103). Список системообразующих организаций утвержден Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Координация деятельности по данному направлению возложена на Межведомственную рабочую группу по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций. Механизм в стадии запуска. Подходы к организации мониторинга финансово-экономического состояния предприятий регионального значения одобрены Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики 24 февраля 2009 г. Организация мониторинга за предприятиями регионального значения возложена на Минрегион России и Межведомственную рабочую группу по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций. Субсидирование процентных ставок по кредитам граждан на приобретение легковых автомобилей Реализация механизма государственной поддержки системообразующих организаций Реализация механизма государственной поддержки предприятиям регионального значения

Региональные программы содействия занятости населения По данным на 26 марта 2009 г. в всеми субъектами Российской Федерации разработаны и предоставлены в Минздравсоцразвития России программы по содействию занятости населения, при этом с 56 регионами подписаны соответствующие соглашения о перечислении субсидий с Федеральной службой по труду и занятости. Следует отметить, что 34 регионам субсидии уже перечислены в общем объеме 5,6 млрд. рублей (40% от общей суммы субсидий, федерального бюджета, предусмотренных указанным регионам). Наибольшие объемы субсидий из федерального бюджета в расчете на одного занятого в отраслях, наиболее подверженных кризисным явлениям, предусмотрены в республиках Алтай и Саха (Якутия), Приморском крае и Кировской области – более 8 тыс. рублей в расчете на одного занятого. Наименьшие – в Нижегородской и Ростовской областях – менее 1 тыс. рублей в расчете на одного занятого в «кризисных» отраслях. Программы республик Калмыкия и Тыва, а Хабаровского края по созданию дополнительных рабочих мест и организации общественных работ представлены в Правительство Российской Федерации, но еще не одобрены. Наличие в субъекте Российской Федерации разработанной и предоставленной в Минздравсоцразвития России программы по содействию занятости населения Объем субсидий федерального бюджета, направленных на реализацию региональных программ по содействию занятости населения, тыс. рублей в расчете на 1 занятого в отраслях наиболее подверженных кризисным явлениям

Предоставление средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилого фонда с учетом потребностей развития рынка жилья По состоянию на 20 марта 2009 г. правлением Фонда одобрено 52 заявки 49 субъектов Российской Федерации на оказание финансовой поддержки на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья на общую сумму ,1 млн. рублей, в том числе за счет средств Фонда – ,3 млн.рублей. На 20 марта 2009 г. 30 субъектов Российской Федерации разместили заказы на приобретение квартир на общую сумму ,9 млн.рублей. Первые итоги размещения заказа подведены в 23 субъектах Российской Федерации. При этом в 22 регионах заключено государственных контрактов на общую сумму ,1 млн. рублей, в 19 регионах средства уже перечислены застройщикам на общую сумму 4 156,2 млн. рублей. Поступившие в период с 17 по 20 марта 2009 г. заявки Красноярского и Ставропольского краев, Архангельской, Брянской и Ульяновской областей находятся на рассмотрении (контрольная дата принятия решения Правлением Фонда – 31 марта 2009 г.). Подача заявок и размещение заявок на оказание финансовой поддержки на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Перечисление средств застройщикам, направленных на реализацию программ по переселению граждан из аварийного жилого фонда, от общего объема средств, распределенных в соответствии с заключенными государственными контрактами перечисление средств застройщикам начато (19) гос.контракты заключены, но средства не перечислены (3) заявки одобрены, но гос.контракты не заключены (27) заявки поданы, но еще не одобрены (5) заявки не подавались (29)

Предоставление государственной поддержки региональных инвестиционных проектов в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации По данным на 17 февраля 2009 г. в Инвестиционный фонд Российской Федерации подано 65 заявок от 33 субъектов Российской Федерации, в том числе 52 в 2008 году и 13 в 2009 году. Из них 19 (из 17 субъектов Российской Федерации) одобрены на заседании Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, еще по 15 (из 8 субъектов Российской Федерации) готовится заключение, остальные заявки отправлены на доработку или отклонены. По 2 одобренных заявки имеют Кемеровская и Ульяновская области. При этом, ввиду возможного сокращения бюджетных ассигнований на эти цели, велика вероятность того, что в 2009 году софинансирование за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации региональных инвестиционных проектов осуществляться не будет. Подача субъектами Российской Федерации заявок поддержку региональных проектов

Меры по поддержке реального сектора экономики По состоянию на начало 2009 года в условиях ухудшения основных макроэкономических параметров большинство субъектов Российской Федерации в своих планах мероприятий по оздоровлению экономики предусмотрели следующие меры государственной поддержки реальному сектору экономики: субсидирование процентной ставки по кредитам – 69 субъектов Российской Федерации; предоставление государственных гарантий – 57 субъектов Российской Федерации. Наличие в плане мероприятий по оздоровлению экономики меры по субсидированию процентной ставки по кредитам предприятий реального сектора экономики Наличие в плане мероприятий по оздоровлению экономики меры по предоставлению государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики

Меры по поддержке малого и среднего бизнеса Одним из ключевых решений в части поддержки малого и среднего предпринимательства является реализация субъектами Российской Федерации предоставленного права снижения ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. На начало 2009 года: 36 регионов приняли решение о снижении дифференцированных ставок; в 27 регионах соответствующие проекты нормативных правовых актов находятся на различных стадиях рассмотрения; 20 субъектов Российской Федерации не воспользовались правом снижения ставок налога. Следует отметить, что во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Удмуртской Республики, Брянской и Волгоградской областей, приняты соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие создание условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений. Создание условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений Решение о снижении налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса