Типология регионов 1.Признаки классификации регионов 2.Проблемные регионы: понятие и классификация 3.Кризисные регионы 4.Отсталые регионы 5.Депрессивные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Территориальная структура России в начале XXI века.
Advertisements

Территориальная структура России в начале XXI века.
Типологизации регионов: основные классификационные признаки и характеристики типов. Современные подходы.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Крупный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную (рыночную) специализацию и.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
Федеральные округа Российской Федерации Подготовила Студентка 1-го курса, группы Морева Екатерина.
Экономические районы России. Северный Северный Северо-Западный Северо-Западный Центральный Центральный Волго-Вятский Волго-Вятский Центрально- Чернозёмный.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЯ 2010 Министр здравоохранения и социального.
Государственный строй. Рассматривают 2 важных момента: Формы правления (ФП) Формы административно- территориального устройства (ФАТУ)
Факторы оценки уровня инновационного развития регионов д.э.н. Е.Б. Ленчук (ИЭ РАН, г. Москва) Интерра 2011 Г. Новосибирск.
Викторина для учащихся 7-9 классов Выполнила учитель английского языка Насырова Ф. И.
Министерство регионального развития Российской Федерации Доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации.
Федеративное устройство России Выполнил: Лукьянов Николай.
Заключенные Соглашения Роскосмоса с субъектами Российской Федерации – эффективный механизм внедрения результатов космической деятельности в регионы Центральный.
Мурманская обл. Респ. Карелия Калининградская область Псковская обл. Брянская обл. Белгородская обл. Краснодарский край Кабардино-
Что за выборы такие? Р.Ф.Туровский Центр политических технологий.
11 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» за 2009 год РОССИЯ 2010.
Качество и доступность медицинской помощи в России Интерактивная карта и рейтинги регионов Москва 2015.
Транксрипт:

Типология регионов 1.Признаки классификации регионов 2.Проблемные регионы: понятие и классификация 3.Кризисные регионы 4.Отсталые регионы 5.Депрессивные регионы 6.Приграничные регионы 7.Регионы Севера. 8.Современные точки зрения на типы регионов РФ

Большинство ученых выделяют 5 основных классификационных групп. 1 группа - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам, например: объем валового регионального продукта; темпы экономического роста; тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный); коэффициент плотности населения; характер хозяйственной специализации региона.

2 группа - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как: депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития; стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития; пионерные регионы - регионы нового освоения; программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяеюся целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

4 группа проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Выделяются "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго- Вятский, Прибалтийский, Приволжский).

5 группа по признакам масштабности и периодичности решения проблем: типология тактического и стратегического характера. Тактическая типология используется для разработки практических мероприятий на ближайшие годы: - механизм регулирования по выходу из кризисных ситуаций; -стабилизации экономики, социальной сферы и др. В связи с этим выделяют регионы развитые, опорные, проблемные и т.д. Стратегическая типология регионов предназначена для разработки долговременной политики их социально- экономического развития. Здесь выделяют регионы старопромышленного (постиндустрильного), переходного и осваиваемого типов.

В настоящее время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, предлагается новый критерий классификации - емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т.е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.

В экономической науке существуют и другие подходы к классификации регионов. Так, например, в индустриально развитых странах Запада принято выделять: -депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития; -стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития; -пионерные регионы или регионы нового освоения; -микрорегионы или первичные экономические регионы; -экономические регионы первого порядка (или генеральные), образующие схемы регионального макроделения страны; -программные (плановые) регионы – регионы, на которых распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами данной сетки; -уникальные регионы, связанные с реализацией крупных строек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные регионы).

Качественные признаки проблемных регионов: -особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально- экономической стабильности -наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики -особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны -недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

Существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий: Субъекты федерации Части субъектов федерации Несколько субъектов Федерации Сопредельные части субъектов Федерации.

Кризисные регионы Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев. В этом случае проводится сопоставление регионов по основным показателям социально-экономического развития и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально- экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса: -Центральный пояс -Южный пояс -Уральский пояс -Восточный пояс.

Наиболее крупным является Центральный кризисный пояс. В его состав входят части Северо-Западного, Центрального, Волго- Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов. Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются: -Спад производства -Высокая безработица -Низкий уровень жизни -Низкая бюджетная обеспеченность -Высокий уровень депопуляции населения.

В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются: -Спад производства -Хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью -Низкий уровень жизни -Низкая бюджетная обеспеченность -Межэтнические военные конфликты -Высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.

Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно- сибирского экономических районов. Особенности отраслевой структуры региональной экономики обуславливают появление таких проблем регионального развития как: -Локальный спад производства -Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.

Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области. -Основными проблемами данного пояса являются: -Спад производства и высокая безработица -Низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения -Слабая транспортная доступность -Низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения -Низкий уровень развития отраслей региональной специализации.

Существенное и повсеместное ослабление роли государства привело к тому, что появились новые точки зрения на кризисные регионы: это территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, регионы развитых общественно- политических конфликтов, вызвавших разрушение накопленного экономического потенциала и значительные масштабы вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации.

Отсталые (слаборазвитые) регионы Выделение отсталых (слаборазвитых) регионов является примером второго, качественного подхода к выделению проблемных регионов. Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются: -Состояние длительного застоя -Низкая интенсивность хозяйственной деятельности -Малодиверсифицированная отраслевая структура экономики -Слабый научно-технический потенциал -Низко развитая социальная сфера.

На сегодня к данной категории регионов можно отнести следующие регионы: -Большинство республик Северного Кавказа -Республики и автономные округа юга Сибири -Республика Марий Эл -Республика Калмыкия. Если несколько смягчить критерии выделения, к категории отсталых также можно отнести ряд областей Центрально- Черноземного экономического района и автономных округов Севера.

Для ряда регионов время, необходимое для преодоления отставания от среднероссийских показателей уже превышает сотню лет (таблица 1). Таблица 1. - Число лет, необходимых для достижения среднероссийского уровня ВРП на душу населения наиболее отсталыми регионами Ежегодный темп прироста среднероссийского ВРП на душу населения = 3% Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 4% Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 10% Дагестан15824 Ингушетия13921 Калмыкия12519 Северная Осетия11317 Тыва11017 Адыгея9514 Кабардино-Балкария9414

Депрессивные регионы Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а оп некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

Отличительными признаками депрессивных регионов являются: -Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала -Значительная доля промышленности в структуре экономики -Относительно высокий уровень квалификации кадров. Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин: -Снижение конкурентоспособности основной продукции -Отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса -Истощение минерально-сырьевой базы -Структурные сдвиги в экономике страны.

Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы. К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов. Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.

Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного Кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).

К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются: -Отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации -Необходимость содержания социальной инфраструктуры (зачастую за счет градообразующего предприятия) -Необходимость переселения избыточного населения.

Приграничные регионы К категории приграничных относятся регионы, территория которых испытывает существенное влияние государственной границы. Государственная граница выполняет барьерную, фильтрующую и контактную функцию. Существует три уровня приграничья. К макроуровню приграничья относятся все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. Это 51субъект федерации, площадь которых составляет около 73% от общей площади территории страны, а численность населения - около 50% от общероссийской величины.

К мезоуровню приграничья относятся административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города, расположенные на территории этих районов. К микроуровню приграничья относится приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу. Ширина приграничной полосы по российским нормам составляет 5 км, по нормам ВТО - полоса приграничной торговли составляет 15 км.

Зона Севера Геоэкономическое и геополитическое значение российского Севера. Зона Севера сегодня в России охватывает полностью или частично 28 субъектов Федерации, что составляет около 70% территории страны, где проживает порядка 8% населения. Несмотря на суровые природно-климатические условия северные территории имеют колоссальное экономическое и политическое значение для российского государства. Геоэкономическое значение российского севера определяется сосредоточением уникального природно-сырьевого потенциала.

Российский Север это: -72% всей нефти и газового конденсата -93% природного газа -37% деловой древесины -почти 100% алмазов -основная часть цветных, редких металлов и золота -около 60%от объема российского экспорта.

Независимо от уровня социально- экономического развития регионы Севера обладают общими проблемами, обусловленными особенностями природно- климатических условий. Такими особенностями являются: -Неблагоприятный климат (от абсолютной до умеренной дискомфортности) -Вечная мерзлота -Удаленность от экономических и культурных центров.

Современные точки зрения на типы регионов РФ Экспертное сообщество предпочитает иную, чем официальная, типологию субъектов. «Локомотивы», «опорные регионы» и «полюса роста» это субъекты, имеющие высокий инвестиционный потенциал и значительные внутренние ресурсы. Это позволяет им развиваться без значительной поддержки федерального центра. Если бы вся Россия обладала такими же, как у «локомотивов», социально-экономическими показателями и политическими пристрастиями, то она давно бы приблизилась к самым передовым странам мира.

«Точки роста» это небольшие по численности населения и экономической мощи регионы с низким инвестиционным риском, которые в ближайшие 1015 лет достигнут потолка в своем развитии. «Проблемные регионы», наоборот, при повышении их инвестиционной привлекательности могут даже перескочить точки роста и оказаться среди устойчиво развивающихся субъектов РФ.

Т ипология российских регионов по признаку инвестиционной привлекательности Р егионы- «локомотивы» М осковская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Ханты-Мансийский АО - Юрга О порные регионы Н ижегородская область, Самарская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Ростовская область, Красноярский край, Челябинская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Кемеровская область Р егионы – «полюсы роста» Я мало-Ненецкий АО, Иркутская область, Новосибирская область, Ленинградская область, Республика Саха (Якутия), Волгоградская область, Белгородская область, Воронежская область, Ставропольский край, Хабаровский край, Оренбургская область, Омская область, Тульская область, Алтайский край, Приморский край, Саратовская область Р егионы – «точки роста» К алининградская область, Липецкая область, Тюменская область, Ярославская область, Чувашская Республика, Орловская область, Республика Мордовия, Новгородская область « Регионы с неопределившим ися перспективами» М урманская область, Курская область, Владимирская область, Удмуртская Республика, Тверская область, Архангельская область, Ульяновская область, Рязанская область, Пензенская область, Смоленская область, Кировская область, Астраханская область, Тамбовская область, Псковская область, Республика Бурятия, Республика Карелия, Костромская область, Республика Хакасия, Республика Адыгея, Ивановская область « Проблемные регионы» Р еспублика Алтай, Ненецкий АО, Агинский Бурятский АО, Республика Коми, Брянская область, Читинская область, Сахалинская область, Республика Северная Осетия – Алания, Курганская область, Республика Марий Эл, Чукотский АО, Еврейская автономная область, Амурская область « Регионы особого внимания» Р еспублика Дагестан, Кабардино- Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Усть- Ордынский Бурятский АО, Корякский АО, Республика Тыва, Магаданская область, Карачаево-Черкесская Республика, Камчатская область Типология российских регионов по признаку инвестиционной привлекательности Регионы-«локомотивы»Московская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Ханты-Мансийский АО - Юрга Опорные регионыНижегородская область, Самарская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Ростовская область, Красноярский край, Челябинская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Кемеровская область Регионы – «полюсы роста»Ямало-Ненецкий АО, Иркутская область, Новосибирская область, Ленинградская область, Республика Саха (Якутия), Волгоградская область, Белгородская область, Воронежская область, Ставропольский край, Хабаровский край, Оренбургская область, Омская область, Тульская область, Алтайский край, пн Приморский край, Саратовская область Регионы – «точки роста»Калининградская область, Липецкая область, Тюменская область, Ярославская область, Чувашская Республика, Орловская область, Республика Мордовия, Новгородская область «Регионы с неопределившимися перспективами» Мурманская область, Курская область, Владимирская область, Удмуртская Республика, Тверская область, Архангельская область, Ульяновская область, Рязанская область, Пензенская область, Смоленская область, Кировская область, Астраханская область, Тамбовская область, Псковская область, Республика Бурятия, Республика Карелия, Костромская область, Республика Хакасия, Республика Адыгея, Ивановская область «Проблемные регионы»Республика Алтай, Ненецкий АО, Агинский Бурятский АО, Республика Коми, Брянская область, Читинская область, Сахалинская область, Республика Северная Осетия – Алания, Курганская область, Республика Марий Эл, Чукотский АО, Еврейская автономная область, Амурская область «Регионы особого внимания»Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Усть-Ордынский Бурятский АО, Корякский АО, Республика Тыва, Магаданская область, Карачаево-Черкесская Республика, Камчатская область