Москва, 2008 г. СОСТОЯНИЕ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА В РОССИИ Аналитический отчет по результатам социологического исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Advertisements

Инструменты создания стоимости [a] Россия, , Москва, Ленинский проспект, д. 55/1, стр. 2 [т] +7(495) [ф] +7(495)
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
По состоянию системы образования Санкт-Петербурга и Российской Федерации, а также отдельных субъектов РФ на период 2007 года по индикаторам доклада Заместителя.
Состояние и уровень коррупции в органах местного самоуправления г.о. Тольятти г.о. Тольятти, 2011г.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
Москва, 2007 г. ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЭКСПЕРТНЫМ СООБЩЕСТВОМ И НАСЕЛЕНИЕМ РФ Аналитический отчет по результатам.
ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ВЛАСТЬ-МЕДИА-ОБЩЕСТВО» По результатам всероссийских опросов ВЦИОМ сентября-октября 2010 г.
Всероссийский форум промышленников и предпринимателей Краснодар, 31 января 2008 г. Состояние делового климата в России Президент Российского союза промышленников.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей Предпринимательский климат в России: ключевые направления работы А.Н. Шохин Президент РСПП Москва,
Россияне о местном самоуправлении. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Ноябрь Характеристики.
ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН АЛФАВИТ?. Почему так называют? ОБЛАСТИ 28 Амурская 29 Архангельская 30 Астраханская 31 Белгородская 32 Брянская 33 Владимирская 35 Вологодская.
Школа глазами общества МОСКВА, Социологическое исследование ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ 2.2 Основные тенденции в оценке сферы образования участниками образовательного.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Эффективность действующей системы государственной поддержки малого предпринимательства «МАЛЫЙ БИЗНЕС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ»
Социологический опрос проводится по следующим пунктам: 1.Удовлетворенность деятельностью органов местного самоуправления городского округа или муниципального.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ЖИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ International Republican Institute, Baltic Surveys Ltd. / The Gallup Organization, Armenian Sociological Association.
Москва, 2008 г. ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ Презентация данных ВЦИОМ.
Транксрипт:

Москва, 2008 г. СОСТОЯНИЕ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА В РОССИИ Аналитический отчет по результатам социологического исследования

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Описание исследования Целью настоящего исследования было изучение мнений представителей бизнеса по основным проблемам делового сообщества, условиям предпринимательской деятельности в стране для определения делового климата в России, в том числе по следующим проблемам: основные проблемы бизнеса; место, роль бизнеса в обществе; взаимоотношения бизнеса с государством; уровень доверия общества к бизнесу. Опрошено 1200 респондентов в 40 субъектах Федерации – по 30 респондентов в каждом субъекте. Выборка проведенного опроса репрезентирует предпринимательское сообщество по критерию отраслевой принадлежности – по трем макроотраслям: промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля. Внутри каждой макроотрасли обследовались предприятия крупного, среднего и малого бизнеса в соответствии с заданными долями: 30%, 50% и 20% по критерию крупности (числу занятых). Опрос предпринимателей проведен методом личного формализованного интервью по месту работы респондента в сентябре-октябре 2008 г.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) География исследования Белгородская областьРеспублика Татарстан Владимирская областьЧувашская Республика Воронежская областьПермский край Ивановская областьКировская область Липецкая областьНижегородская область Московская областьОренбургская область Рязанская область Самарская область г. Москва Саратовская область Республика Карелия Ульяновская область Архангельская область Курганская область Вологодская область Свердловская область Калинингpадская область Ханты-Мансийский автономный округ Новгородская область Челябинская область г. Санкт-Петербург Республика Бурятия Республика Дагестан Красноярский край Кабардино-Балкарская Республика Иркутская область Краснодарский край Новосибирская область Ставропольский край Республика Саха (Якутия) Волгоградская область Приморский край Ростовская область Хабаровский край

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Содержание 1. Динамика основных показателей делового климата в гг Успешность развития и основные проблемы бизнеса 7 3. Состояние деловой среды как фактор развития бизнеса Бизнес и общество – развитие комфортной социальной среды Бизнес и государство – на пути к пониманию Бизнес и политика 46

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Динамика основных показателей делового климата в гг. Сентябрь

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Для большинства показателей делового климата в гг. была свойственна положительная динамика развития. Наиболее заметно улучшилось отношение населения к предпринимателям и восприятие предпринимателями курса развития страны в целом. Однако большинство параметров делового климата в России остаются в «зоне неодобрения».

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Успешность развития и основные проблемы бизнеса Сентябрь - Самооценки успешности развития бизнеса ; - Основные проблемы бизнеса – текущее состояние ; - Прогноз развития бизнеса основные проблемы, факторы прогнозирования

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Российские предприниматели сегодня настроены на умеренно-оптимистическую волну, большинство (55%) дали положительные оценки успешности развития своего бизнеса. Как неуспешный свой бизнес охарактеризовали только 15% опрошенных. Однако за год интегральная оценка успешности бизнеса несколько сократилась (с 4,65 до 4,63 балла), в основном за счет частичного замещения уверенного оптимизма осторожным.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Главные проблемы, мешающие предпринимательской деятельности – дефицит квалифицированных кадров (60%) и рост цен (52%), причем их острота за последний год только усилилась. Также в номенклатуру серьезных проблем для бизнеса входят высокие налоговые ставки и неэффективное налоговое администрирование, коррупция и высокие административные барьеры.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Проблема 1 – нехватка квалифицированных кадров по прогнозам 76% предпринимателей будет осложнять ведение их бизнеса и в ближайшие 2-3 года. Другим серьезным испытанием для большинства российских предпринимателей станет активная конкурентная борьба.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) На что ориентируются предприниматели, делая те или иные прогнозы, строя планы развития своего бизнеса? Главные факторы прогнозирования и планирования – информация от коллег по бизнесу и собственные ощущения.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Состояние деловой среды как фактор развития бизнеса Сентябрь - Динамика состояния инфраструктуры предпринимательства и оценка деятельности властей по ее улучшению ; - Свобода доступа на рынки ; - Единство деловой среды, норм закона и «правил игры»

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Главная болевая точка «инфраструктурного вопроса» – наличие и состояние автомобильных дорог, а также недостаточный уровень развития ряда финансовых институтов. За прошедший год состояние большинства инфраструктурных составляющих, судя по оценкам респондентов, ухудшилось. Исключение составляют лишь биржи и лизинговые услуги.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) В этой связи правомерной можно считать неудовлетворенность предпринимателей действиями региональных и местных властей по совершенствованию инфраструктуры, необходимой для бизнеса.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Квинтэссенция проблем, с которыми сталкиваются сегодня российские предприниматели – ситуация создания бизнеса «нулевого цикла», не имеющего никакого «запаса прочности». Большинство (64%) опрошенных предпринимателей в один голос заявляют, что новый бизнес в России начать очень сложно.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Неблагоприятна деловая среда не только для появления новых бизнес- единиц, но и для мобильности бизнеса, освоения им рынков других регионов (41% « » против 22% «+»).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Деструктивную роль в развитии бизнеса играет фрагментарность, мозаичность деловой среды. Если отношения внутри бизнес-сообщества и уровень безопасности бизнеса между регионами в целом сбалансированы, то наличие основных ресурсов (площадей, кадров и т.д.) и отношение к бизнесу со стороны органов власти существенно различаются.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Формирование единого делового пространства в России еще очень далеко от завершения. При опережающем развитии единого законодательства для бизнеса, нет общности в правоприменении и в неформальных правилах игры. В итоге мнение, что единого делового климата в России не сложилось, разделяют большинство (61%) российских предпринимателей.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Бизнес и общество – развитие комфортной социальной среды Сентябрь - Отношения внутри бизнес-сообщества; - Отношение населения к предпринимателям; - Отношение бизнеса и общества к частной собственности; - Социальная ответственность бизнеса

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Динамика развития социальных коммуникаций бизнеса (отношений внутри бизнес- сообщества, с обществом и с населением) носит в целом позитивный характер и свидетельствует о формировании комфортной социальной среды для бизнеса. Главное здесь – улучшение тона общественного мнения в отношении предпринимателей, смена его знака с «минуса» на «плюс».

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) После долгих лет неугасимого неприятия частной собственности и стремления «отобрать и поделить» шагом вперед можно считать маловыраженный (1-2%) тренд на «обеление» частной собственности, сужение распространенности мнения, что все крупные состояния в нашей стране нажиты нечестным путем.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Кроме того, за год несколько увеличилось число тех, кто уверен - цивилизованное отношение к частной собственности в России приобретает сложившийся характер (с 16% до 19%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Однако в целом в вопросе об отношении общества к частной собственности продолжает господствовать пессимизм. Главная проблема здесь не в обществе и не в населении, а в отсутствии должного уровня защищенности частной собственности со стороны закона (низким его считают 61% опрошенных). Хотя некоторые позитивные изменения есть и здесь, в частности, выросла доля оптимистов, полагающих, что собственность находится под надежной защитой закона (с 12% до 16%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) В отличие от отношений бизнеса с обществом в целом, динамика отношений между самими предпринимателями не столь позитивна. Хотя относительное большинство опрошенных (48%) считают, что между предпринимателями их региона сложились хорошие, партнерские отношения, отмечается некоторое «охлаждение» отношений: увеличилась доля нейтральных оценок (с 33% до 35%), чуть снизился уровень оптимизма (с 49% до 48%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Некоторое охлаждение отмечено и в отношении предпринимателей к идее социальной ответственности. За год существенно выросло число сторонников точки зрения, что дело бизнеса это зарплата и налоги, а социальные проблемы должны находиться в ведении государства (с 60% до 74%) Бизнес должен обеспечивать достойную зарплату, платить налоги, создавать рабочие места, а решением социальных проблем должно заниматься государство 6074 Бизнес должен не только платить зарплату, налоги, но и участвовать в решении социальных проблем страны и регионов 3922 Участие бизнеса в социальных программах – дело добровольное, к этому нельзя принуждать 6074 Государство имеет право привлекать бизнес к решению актуальных социальных проблем 3621 Социальные обязательства - для крупных компаний с высокими доходами, а малодоходные предприятия сами нуждаются в помощи 4743 Социальные обязательства должны нести все компании и предприниматели, независимо от уровня прибыли 3842 Предприниматели должны широко информировать общество о своих социальных программах, создавать бизнесу позитивный имидж 47 Участие бизнеса в социальных программах совсем не обязательно сопровождать широким информированием об этом населения 45

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Впрочем, для определенной части бизнес-сообщества вопрос о социальной ответственности остается актуальным. Во всяком случае, за год несколько больше стало тех, кто отмечает усилия по развитию социальной ответственности среди своих коллег по цеху (рост с 8% до 11%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Бизнес и государство – на пути к пониманию Сентябрь - Оценка экономической государственной политики; - Проблемы законодательного регулирования бизнеса; - Проблемы правовой защищенности бизнеса; - Проблемы взаимодействия с органами лицензирования, контроля и надзора; - Проблемы налогообложения, налогового администрирования бизнеса; - Взаимодействие с властью – от коррупции к лоббизму

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) На фоне в целом благоприятно складывающихся отношений с обществом, заметно в большей степени проблематизированы отношения бизнеса с государством. В предпринимательской среде по-прежнему устойчиво мнение, что бизнес оттеснен властью на периферию экономической и политической жизни, получив незавидную долю «дойной коровы» (57%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Бизнес ждет от нее формирования эффективной законодательной базы и справедливого правоприменения (50%), обеспечения необходимой инфраструктурной составляющей для эффективного предпринимательства (44%). Впрочем, острота проблемы законодательного регулирования деятельности бизнеса постепенно снижается (с 64% до 50%), что может свидетельствовать о разрешении части противоречий и заполнении лакун в законодательстве.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Подтверждением этому являются и прямые оценки предпринимателями уровня развития законодательной базы предпринимательства хотя большинство по-прежнему считают его низким, тем не менее, доля критиков за год несколько снизилась (с 59% до 56%), а число оптимистично настроенных предпринимателей выросло (с 12% до 16%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Улучшение ситуации в сфере законодательного регулирования предпринимательской деятельности ведет к обретению законом большего значения, нежели неформальных правил игры, принятых в деловой среде. Еще в прошлом году большинство представителей бизнес-сообщества заявляли, что «понятия» для предприятия важнее закона (51% против 36%). Однако минувший год перевернул ситуацию, сегодня больше стало тех, кто во главу угла ставит именно букву закона (45% против 41%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Активно включаясь в сферу цивилизованных отношений с законом, бизнес начинает отчетливее ощущать потребность в знаниях его норм, осознавать их дефицит. Больше стало тех, кто оценивает уровень своей осведомленности о законах критически, считает его скорее низким (рост с 25% до 27%). Меньше – тех, кто уверен в полноте и достаточности своих познаний (с 41% до 39%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Наконец, еще одно подтверждение позитивной тенденции – установки предпринимателей на те или иные возможные действия в случае необходимости защитить свои права. Большинство, и даже растущее, видят главного защитника своих прав именно в законе, в обращении в суд (80% при 79% в прошлом году).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Однако, несмотря на позитивные тенденции в отношениях бизнеса с законом, большинство предпринимателей по-прежнему уверены, что если в случае конфликта по другую сторону барьера от них будут представители органов власти - даже суд не поможет им отстоять свои права (61%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) За растущей готовностью предпринимателей обращаться для защиты своих прав к закону сегодня стоит скорее надежда, но не уверенность в результате. Данные опроса подтверждают высокий уровень пессимизма предпринимателей в оценках возможности добиться справедливости – 61% респондентов считают, что у компании, подобной их, шансы выиграть судебную тяжбу с органами власти невелики или их нет вовсе.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Отношения с государством в сфере администрирования бизнеса складывается сегодня скорее неблагополучно, с тенденцией нарастания негативных настроений. Прежде всего, растет недовольство деятельностью надзорно-контрольных органов, почти половина опрошенных полагают, что она мешает ведению бизнеса (48% при 39% в прошлом году).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Основные претензии адресованы органам налоговой инспекции, противопожарной службе, экологическому надзору, Роспотребнадзору, Ростехнадзору и лицензирующим органам, осложнявшим бизнес-процесс 24-47% компаний.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) За прошедший год недовольство деятельностью большинства органов надзора и контроля выросло, прежде всего, это касается налоговой инспекции и Ростехнадзора.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Набор основных претензий в связи с проверками практически не изменился и остается косвенным свидетельством того, что нередко они являются поводом и средством принуждения бизнесменов к вступлению в коррупционные отношения с представителями проверяющих органов. Чаще всего звучали жалобы на требования предъявить документы, не предусмотренные законом, избыточную частоту проверок. Многие сетуют на прямые и косвенные намеки на оплату «услуг» чиновников и «заказной» характер проверок.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Ситуация с налогообложением также далека от благоприятной, величина действующих налоговых ставок и характер налогового администрирования предпринимателей не устраивают. Однако наметилась и позитивная тенденция – среди российских предпринимателей стало больше тех, кто считает налоговые ставки эффективными и не препятствующими ведению бизнеса (с 19% до 23%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Выросло и число тех, кто считает эффективным характер налогового администрирования (рост с 21% до 23%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Некоторые позитивные изменения отмечены и в сфере освобождения отношений бизнеса и власти от коррупции. Несмотря на то, что коррупция по-прежнему входит в пятерку наиболее острых проблем для бизнеса, за последний год несколько снизилось число тех, кто считает уровень коррумпированности отношений бизнеса и власти высоким (с 57% до 54%), и увеличилась доля тех, кто считает эти отношения скорее свободными от коррупции (с 12% до 17%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Наиболее коррумпированы, по мнению предпринимателей, правоохранительные органы (44%), а также местные органы власти (38%) и территориальные подразделения налоговой инспекции, ФАС, СЭС, пожарной инспекции и т.д. (31%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Наметившийся процесс постепенного если не вытеснения, то, по крайней мере «потеснения» коррупционных схем взаимодействия бизнеса с властью, повышает актуальность использования легальных механизмов, таких как лоббизм, участие в политической жизни страны через выборы, финансирование партий и т.д. Выбор бизнес-сообщества склоняется сегодня в их пользу (48% против 34%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Однако большинство представителей бизнес-сообщества по-прежнему тяготеют к личным контактам с представителями власти, популярность действий через общественные и государственные институты ниже. На этом фоне важная деталь – рост интереса к коммуникации с властью через бизнес- ассоциации, отраслевые объединения предпринимателей (с 13% до 16%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Бизнес и политика Сентябрь

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Политические реалии сегодняшнего дня, в целом отвечающие консервативным установкам и ожиданиям предпринимателей, укрепили позитивное восприятие бизнес-сообществом политического курса, реализуемого сегодня в России. Отмечается существенный рост доли предпринимателей, полагающих, что политическая ситуация в России развивается в правильном направлении (с 42% до 51%).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Вместе с тем, предприниматели проводят различия между интересами страны в целом и интересами собственно бизнес-сообщества. Если общий политический курс их в целом устраивает, то конкретная политика правительства в отношении бизнеса воспринимается скорее как противоречащая его интересам (36% «минус» против 30% «плюс»).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Недовольство политикой власти в отношении бизнеса раскрывается в оценках работы различных государственных и общественных институтов, большинство из которых не вызывают у бизнес- сообщества доверия и одобрения. В зоне одобрения находится лишь Президент и Правительство РФ.

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Выборы Президента РФ и депутатов Государственной Думы РФ усилили интерес предпринимателей к политической жизни, сегодня ею интересуются большинство представителей бизнес-сообщества (64% при 47% в 2007г.).

(с) ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2, тел./факс: (495) (495) Прошедший год с его двумя федеральными избирательными кампаниями повысил и без того высокий уровень электоральной активности предпринимателей. Большинство из них, по самооценкам, активно принимают участие в выборах всех уровней.