Учитель русского языка и литературы МБОУ «Калиновская СОШ» Волкова Юлия Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 2 Умения, проверяемые заданием С2.2 УМЕНИЯ адекватно понимать информацию прочитанного текста; понимать основную мысль прочитанного текста; интерпретировать.
Advertisements

Работа над сочинением- рассуждением, связанным с анализом текста.
1 2 Умения, проверяемые заданием С2.2 УМЕНИЯ адекватно понимать информацию прочитанного текста; понимать основную мысль прочитанного текста; интерпретировать.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Учимся понимать исходный текст 1 Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться. Менандр.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Классный руководитель 10 класса: Валиахметов Т.Ш..
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
дней и ночей 27 миллионов жизней советских людей 3.
Тем, кто учит математике, Тем, кто учит математику, Тем, кто знает и любит математику, И тем, кто ещё не знает, что он любит математику, Работать сегодня.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.
Восемнадцатое марта. Классная работа. Обучение написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?»
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ к методике Александровской Э. М. и Ст. Громбах учащихся 1 «А» класса СОШ 17 г. Вольска (2 этап апрель-май) Классный руководитель:
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Транксрипт:

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Калиновская СОШ» Волкова Юлия Владимировна

В лингвистике изучаются не только словосочетания и предложения, но и различные объединения законченных предложений в единицы большего объёма. Наиболее крупной из таких единиц является текст. Текст- это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств. Основными признаками текста являются: 1).завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в в полном раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста; 2).связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли; во- вторых,в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка; 3).стилевое единство, которое заключается в том. Что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально- деловой, научный, публицистический или художественный стиль; 4).цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве.

Текст - интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке ряда наук: лингвистики, психологии, философии, истории, культурологии и др. Изучая текст, вы невольно обогащаете свой культурный багаж, получаете представление о добре и зле, любви и ненависти, войне и мире и других сторонах жизни людей разных эпох. Вы учитесь сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать и исправлять свои ошибки - становитесь образованными. Наконец, вы овладеваете богатством точной и выразительной устной и письменной речи. Текст - сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Следует отметить, что сам термин "текст" происходит от латинского textus - "связь, соединение". Значит, можно предположить (памятуя об афоризме Козьмы Пруткова "зри в корень"), что главным признаком текста все же является его связность.

Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Вставьте пропущенные буквы: К…р…ндаши в п…нале, д…журный по ст…ловой, дн…вник в п…ртфеле, зв…нок на перемену, р…сунки м…лышей, уч…ник у д…ски, расп…сание уроков, сп…ртивный сн…ряд, р…бочая т…традь, т…варищ в к…мнате, оц…нить работу по мат…матике, отв…чать на п…терку.

Карандаши в пенале, дежурный по столовой, дневник в портфеле, звонок на перемену, рисунки малышей, ученик у доски, расписание уроков, спортивный снаряд, рабочая тетрадь, товарищ в комнате, оценить работу по математике, отвечать на пятерку.

-Определите тип и стиль речи, основную мысль текста. -Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку? - -Подчеркните грамматические основы в первом и втором предложениях. -Для каких пунктограмм они являются опознавательными признаками. -Определите спряжение глаголов. -Существительные 1 склонения из 1-го абзаца?

1). Прошёл тёплый летний дождь. 2). На зелёных листьях деревьев по…вились крупные капли. 3). Но высокая температура на улице совсем (не)снизилась. 4).По- прежнему жарко.5). После дождя на голубом небе появилась яркая радуга с неизменными цветами : красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, ф…олетовым. 6). Асфальтовые дорожки, нагретые солнцем, быстро выс…хли. 7).Но вот на небе снова появилась т…жёлая серая туча. 8). Наверное, будет сильная гроза. 9). Небо потемнело, стало почти чёрным. 10). Засв…ркали яркие молнии, и опять пош…л дождь. 11).На этот раз капли дождя были крупными, редкими и очень холодными.

Тип речи? Слова с проверяемыми гласными в корне из 1-10? НЕ с глаголом из 3 слитно или раздельно ? Способ образования слова «неизменными» из 5? Выпишите грамматическую основу из 6. Глаголы переходные в 1-11? ССП? предложения с обобщающим словом при однородных членах?

1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды. 2. Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром. 3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне. 4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.

Шоссе. (1)Я ш..л по шоссе, прон…слась машина, а за ней мчался догоняя её сухой берёзовый листик, тёмный, такой заметный на белом.(2) Я соед…нился душой с с этим листиком и подумал о себе, что я то(же) такой, когда мне хорошо пишется: как будто весь мир летит, как эта машина, и я мчусь, как листик, в ею поднятом вихре. Задание. Определить тип и стиль речи. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделать пунктуационный разбор предложений.

( 1)Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, – первый разряд! – они приняли за своего. (3)А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака. (4)Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок - есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)Они презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали. (5)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Пальца - мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством... (10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки. (11)Вдобавок он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла. (12) Не мог предусмотреть он и ещё одного обстоятельства. (13)С моря шла мертвая зыбь - широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты.(15)С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16)Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17)Этого не мог, конечно, знать городской мальчик... (18)Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка. (19)Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом: (20) - Ребята, а Бычок-то тонет... (21)Их сбивало с толку то, что он не кричал: "Помогите!" или что-нибудь в этом же роде. (22)Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством.

( 23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала. (24)Мне повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за руку. (25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго еще морщился и откашливался. (26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал: (27)- А все-таки я немножко совсем не доплыл... (28)Чуть-чуть... (29)- Чуть-чуть... - вскипев, передразнил я его. (30)- Не утонул ты чуть- чуть, заморыш несчастный! (31)Он не обиделся и только глубоко вздохнул.(32) А потом спросил вдруг: (33) - А завтра вы здесь будете? (34) - А тебе зачем? - не слишком вежливо буркнул я. (35)- Я опять поплыву! - горячо выпалил мальчишка. (36)- Понимаете? (37)Я же должен доплыть! (38)Обязательно должен! (39)Ну, а в случае чего... (40)Вы меня опять спасете...(41)Ладно? (42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43)Несколько мгновений я вглядывался в его серьезное очкастое лицо, раздумывая - не дать ли ему хорошенько в воспитательных целях. (44)Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул: (45) - Ладно... приходи, там посмотрим... (46)И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали: (47)- И чего смотреть? (48)Поплывем вместе - и кранты! (49)Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. (50)Не завтра, так послезавтра... (По Л.Куклину)

а) Чтение исходного текста. б) Беседа о смысле последних фраз текста: «Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». в) Формулирование тезиса: «Сильным человека делают не мускулы,а стремление осуществить свою мечту." г) Подбор аргументов из текста. д) Формулирование вывода. " Упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели и вызывают уважение окружающих".

Тип речи? Номера предложений с обособленным обстоятельством? Выпишите грамматическую основу из 7. Выпишите частицу из 1-3. Слово с чередующейся гласной из 4-7. Номер СПП с придаточным изъяснительным? Укажите, чем осложнено предложение 9. Выпишите согласование из 2. Слово, в котором 5 морфем, из 9? Способ образования «осыпая» из 4, напишите слово, от которого оно образовано.

(1) Когда мы говорим «фильм о войне», «стихи о войне», не нужно объяснять, о чём идёт речь. (2)Все понимают и так: была гражданская, была финская... и была - ВОЙНА - Великая Отечественная, вошед­шая в генетическую память народа, который обрёл в огне этого испытания такой нравственный и исторический опыт, что ещё не одно поколение людей будет постигать его глубины. ( 3)Вот где, по-моему, следует искать жизненный источник странного, казалось бы, явления - военной лирики невоевавших поколений. (4)Раскройте сборник любого поэта, родившегося в 40-х, 50-х, даже 60-х годах, и вы обязательно найдёте стихи о войне. (5)Они могут быть хуже или лучше, но без них лирический мир человека, знающего о фронте только из устных рассказов, книг, кинофильмов, так же неполон, как если бы в нём отсутствовала память о первой любви, о матери, раздумья о смысле жизни. ( 6)Поэты и сами пытаются разобраться в этом кровном пристрастии: (7) В пятидесятых рождены, Войны не знали мы, и всё же В какой-то мере все мы тоже Вернувшиеся с той войны, предлагает своё объяснение Николай Дмитриев. (8)В самом деле, каждый из нас выжил вместе с отцом или дедом, шире - вместе со всем народом... (9) Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника. (10)Человеку, чьё Отечество перенесло то, что выпало на долю нашей страны, нет нужды заимствовать чужую боль, потому что она принадлежит всем и передаётся из поколения в поколение, равно же и гордость за одержанную Победу. (11) Более того, не пропустив эту боль через собственную душу, не осознав высокий и трагический опыт, вынесенный народом из войны, нельзя быть по-настоящему современным человеком. ( По Ю. Полякову)

Тип речи? Проблема текста? Местоимения из 2? Союз из 5? Словосочетание(я) с подчинительной связью примыкание из 11? Причастный оборот с определяемым словом из 3-4? Грамматическая основа из 11? Вид придаточного предложения из 1?

(1)…(2)Однако начитанность, эрудиция не гарантия успеха, а иногда даже помеха в исследовательской работе.(3)Пётр Леонидович Капица, возглавлявший Институт физических проблем, советовал своим сотрудникам не лазать по библиотечным полкам в поисках путей для решения новых проблем.(4)…надо самому постараться найти верный путь, а потом уж изучать литературу по истории вопроса.(5)Такие наставления редко слышат ученики от своих учителей.(6)Капица слышал их от Резерфорда, когда работал под его руководством в Кембридже, Резерфорд- от Томсона.

Какая фраза должна быть первой в этом тексте? 1.Пётр Леонидович Капица, как и его учитель Резерфорд, обладал необузданной энергией и богатым воображением. 2.В книгах часто люди, обладающие здравым смыслом, умеющие рассчитывать, противопоставляются учёным- мечтателям. 3.Бесспорно, учёный должен быть хорошо осведомлён о том, сто сделано в науке, чтобы не «изобретать велосипед». 4.Дух новаторства витал в лабораториях физиков, исследующих атом. 3 Каким словом или словосочетанием может начинаться предложение 4 ? 2 1).И всё-таки 2).Он считал, что 3).Поэтому 4).Существует мнение, что