Перспективы развития распределенной энергетики в России Ярославский энергетический Форум 2012 Круглый стол «Реализация ФЗ 190-ФЗ «О теплоснабжении». Схемы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция развития электроэнергетической и теплоснабжающей инфраструктуры в Российской Федерации на основе когенерации и распределенной энергетики " "
Advertisements

Концепция развития электроэнергетической и теплоснабжающей инфраструктуры в Российской Федерации на основе когенерации и распределенной энергетики Государственная.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Генеральный директор И.С. Кожуховский 15 июня 2012 г. Всероссийское совещание по вопросу.
Новый подход к развитию российской электроэнергетики с учетом расширения использования распределенных энергетических ресурсов 9- ый Ежегодный Форум Российская.
Расширение использования распределенных энергетических ресурсов в Российской энергетике Саммит деловых кругов «Сильная Россия-2012» Панельная дискуссия.
Руководитель проектной группы по развитию возобновляемых источников энергии ЗАО «АПБЭ» А.В. Конев Золотое кольцо, 10 сентября 2008 г. Агентство по прогнозированию.
Некоммерческое партнерство «ВТИ» Существующая ситуация Электроснабжение малых и средних городов осуществляется от ЕЭС РФ (зачастую от удаленных.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Развитие малой распределенной энергетики: возможности и перспективы Х Московский Международный энергетический форум «ТЭК РОССИИ В XXI ВЕКЕ» (ММЭФ-2012)
Тарифно-балансовые решения ФСТ России в отношении субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного Федерального округа Июль,
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Перестройка энергетики и необходимые решения органов госрегулирования Яркин Евгений Валентинович, д.э.н., проф., заслуженный экономист РФ.
Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Докладчик: Первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и.
Государственный Комитет РТ по тарифам.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА ЭНЕРГИИ КАК ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Транксрипт:

Перспективы развития распределенной энергетики в России Ярославский энергетический Форум 2012 Круглый стол «Реализация ФЗ 190-ФЗ «О теплоснабжении». Схемы теплоснабжения населенных пунктов. Развитие когенерации как способ обеспечения тепловой и электрической энергией производственных предприятий и муниципальных образований» Директор по направлению «Экология и энергоэффективность» ЗАО «АПБЭ», Координатор Технологической платформы «Малая распределенная энергетика» О.А. Новоселова 4-6 декабря 2012 г., г. Ярославль

Совершенствование регулирования сферы теплоснабжения на государственном уровне Правительственная комиссия по вопросам электроэнергетики Председатель: Заместитель Председателя Правительства А.В. Дворкович Правительственная комиссия по вопросам электроэнергетики Председатель: Заместитель Председателя Правительства А.В. Дворкович 2 Рабочая группа по разработке мер Государственной политики в сфере теплоэнергетики Председатель: А.В. Дворкович Заместитель Председателя: А.В. Новак Рабочая группа по разработке мер Государственной политики в сфере теплоэнергетики Председатель: А.В. Дворкович Заместитель Председателя: А.В. Новак Заседания Рабочей группы, рассмотрены вопросы: Значение и масштабы сферы теплоснабжения в РФ Техническое состояние оборудования теплоэнергетики и систем теплоснабжения Эффективность тепловой энергетики и систем теплоснабжения Проблемы нормативно-правового регулирования тепловой энергетики Эффективность использования распределенной когенерации в теплоснабжении Значение и масштабы сферы теплоснабжения в РФ Техническое состояние оборудования теплоэнергетики и систем теплоснабжения Эффективность тепловой энергетики и систем теплоснабжения Проблемы нормативно-правового регулирования тепловой энергетики Эффективность использования распределенной когенерации в теплоснабжении

3 3 ЗАО «АПБЭ» является основным разработчиком стратегических документов отрасли Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» АПБЭ АГЕНТСТВО ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ БАЛАНСОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики России до 2020 года с учетом перспективы до 2030 года Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010г р. Одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 3 июня 2010 г.

Технологическая платформа «Малая распределенная энергетика» Структурная перестройка российской энергетики, переход от жестко централизованной системы с крупными источниками генерации к разнообразию типов и форм в соответствии с особенностями конкретных потребителей и конкретных локальных условий развития Цель деятельности ТП «МРЭ»: На к ТП МРЭ присоединилось 168 организаций – участников, ожидается дальнейшее увеличение числа участников ТП Со-координаторы ТП «МРЭ»: ЗАО «АПБЭ», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», НП «Российское торфяное и биоэнергетическое общество» Организация-координатор ТП «МРЭ» - ЗАО «АПБЭ» Исполнительная Дирекция - Дирекция по экологии и энергоэффективности 4 Утверждена решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (Протокол от , В.В. Путин).

55 11,1 % 21,0 % 47,2 % 20,5 % 0,2 % 15,6 % 18,1% 43,1 % 21,2 % 2,0 % 2010 год 2030 год 2010 г. ГВт2030 г. 219,3ВСЕГО323,8 24,324,3АЭС50,5 46,146,1ГЭС58,6 44,9ТЭС уголь68,2 0,4ВИЭ6,4 103,6140,1 ТЭС газ Характеристика Генеральной схемы до 2030 года Доля когенерации – 37 % ( по установленной мощности) Доля когенерации – 32 % ( по установленной мощности) Ввод 173 ГВт генерирующих мощностей. Рост доли АЭС в структуре мощностей в 1,43 раза. Снижение доли тепловых электростанций (на 3,4 процентных пункта), широкое внедрение ПГУ, ПГУ-ТЭЦ и ГТУ-ТЭС. Несмотря на рост установленной мощности ТЭЦ (когенерация), ее доля в структуре мощностей не увеличивается. Генерация малых и средних мощностей (до 300 МВт) растет незначительно. Рост ВИЭ недостаточный.

Характеристика электроэнергетического комплекса России Установленная мощность электростанций 11 % 68% 17 % Структура установленной мощности на , ГВт 16 %21% АЭС ГЭС ТЭС на – 223,6 ГВт 0,2 % ВИЭ В настоящее время электроэнергетический комплекс России это: - энергетика крупных мощностей (59 электростанций с мощностью более 1000 МВт, 37 - от 500 до 1000 МВт); - сверхцентрализованная энергетика (доля централизации составляет 90%); - энергетика с большой протяженностью линий электропередачи (2614 тыс. км.); - неэффективное использование мощностей (КИУМ электростанций - 52% ) - энергетика с недопустимо низкой долей производства электроэнергии на малых распределенных генерирующих установках - 1,5 млрд. кВт.ч (в зоне централизованного энергоснабжения электроэнергетического комплекса) из произведенных 1051,5 млрд. кВт.ч, - низкий уровень когенерационной выработки энергии 6 * По данным Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (разработчик – ЗАО «АПБЭ»)

Необходимость корректировки Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики 7 Генеральная схема, Базовый вариант млрд кВт.ч Среднегодовой уровень роста электропотребления за период годы составляет 2,0 % Целесообразным является замещение выработки тепла на котельных когенерационным способом производства электро- и теплоэнергии с получением электроэнергии в объеме до 250 млрд.кВт*ч/год, что обеспечило бы до 50% прироста электропотребления в стране. ГВт 173 ГВт Вводы новых генериру ющих мощност ей Потребность в установленной мощности в базовом варианте Мощность действующих электростанций с учетом вывода из эксплуатации устаревшего оборудования – 67,7 ГВт г.2010 г.2015 г.2020 г.2025 г.2030 г. Необходима корректировка Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2030 года с акцентом на развитие малой генерации * По данным Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (разработчик – ЗАО «АПБЭ»)

88 Характеристика теплоэнергетического комплекса России * ТЭС Тепло производится на 585 ТЭС (в т.ч общего пользования, промпредприятий) и котельных. Протяженность тепловых сетей -более км. Централизованным отоплением охвачено 80% жилищного фонда России Производство тепла в системах централизованного теплоснабжения (ТЭЦ и системы муниципального теплоснабжения) РФ составляет порядка 1500 млн. Гкал в год (1/3 на ТЭЦ и 2/3 на котельных) городов с населением более 1,0 млн. человек; городов с населением от 100 тыс. человек до 1,0 млн; города с населением от 50 тыс. до 100 тыс. человек; - 40 тысяч малых и средних населенных пунктов. Рынки тепловой энергии: В энергетическом эквиваленте в системах централизованного теплоснабжения производится тепла в 1,5 раза больше, чем электроэнергии. * По материалам Круглого стола в Государственной Думе РФ «Развитие малой распределенной и возобновляемой энергетики в России: возможности и перспективы»

9 Недостатки российского уклада централизованного электро- и теплоснабжения ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ: нечувствительность к разнообразию параметров спроса потребителей электроэнергии; высокие потери электроэнергии в электрических сетях; неэффективность конденсационных генерирующих установок по сравнению с когенерационными, неэффективность использования топлива; Старение оборудования, отставание в новых технологиях; Быстро растущие цены на электроэнергию ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ Критическое старение оборудования и технологий в тепловой генерации; Длительное отсутствие технологического развития и обновления тепловых сетей, недостаточные капитальные вложения в новые теплоэнергетические технологии Низкий уровень использования потенциала когенерации; Неразвитость систем учета и расчетов за потребление тепла; С 2006 по 2011 гг. повреждаемость тепловых сетей в отопительный сезон выросла в 1,7 раза, что свидетельствует о недостаточных объемах замены трубопроводов (3 - 4% в год) Высокие тарифы на тепло, сдерживание их роста неэкономическими методами В итоге: неэффективность централизованного уклада электроснабжения и муниципального теплоснабжения, высокая стоимость электро- и теплоэнергии для потребителей, низкое качество услуг

10 Технологическая политика в секторе тепловой энергетики 1.Увеличение тепловой загрузки действующих ТЭЦ путем замещения котельных в зоне эффективного действия ТЭЦ, строительства тепловых сетей ТЭЦ, развитие тригенерации; 2.Модернизация действующих ТЭЦ: в зоне газоснабжения - замена ПСУ на ПГУ (это даст прирост производства электроэнергии притом же производстве тепла); в зоне угля, твердого топлива - замена ПСУ на ССКП или ЦКС (это позволит увеличить мощность электростанций на тех же площадках) 3.Модернизация котельных с использованием технологий малой и средней распределенной тепловой когенерации: в зоне газоснабжения - газопоршневые установки (до 100 МВт), газотурбинные установки на основе микротурбин (от 15 кВт до 1-2 МВТ), турбин малой мощности от 2 до 50 МВТ, турбин средней мощности - от 50 до 120 МВт; в зоне угля - котлы ЦКС и КС малой и средней мощности, установки газификация угля и получения из синтез-газа тепла и электроэнергии 1.Увеличение тепловой загрузки действующих ТЭЦ путем замещения котельных в зоне эффективного действия ТЭЦ, строительства тепловых сетей ТЭЦ, развитие тригенерации; 2.Модернизация действующих ТЭЦ: в зоне газоснабжения - замена ПСУ на ПГУ (это даст прирост производства электроэнергии притом же производстве тепла); в зоне угля, твердого топлива - замена ПСУ на ССКП или ЦКС (это позволит увеличить мощность электростанций на тех же площадках) 3.Модернизация котельных с использованием технологий малой и средней распределенной тепловой когенерации: в зоне газоснабжения - газопоршневые установки (до 100 МВт), газотурбинные установки на основе микротурбин (от 15 кВт до 1-2 МВТ), турбин малой мощности от 2 до 50 МВТ, турбин средней мощности - от 50 до 120 МВт; в зоне угля - котлы ЦКС и КС малой и средней мощности, установки газификация угля и получения из синтез-газа тепла и электроэнергии

11 Основные технологические направления распределенной энергетики 11 Высокое качество и экономическая эффективность энергоснабжения Снижение топливных рисков и затрат, тарифов на энергоснабжение Повышение коэффициента полезного использования топлива – до 80-90% Увеличение использования потенциала ВИЭ до 50-70% по выработке энергии Энергоснабжение мобильных и изолированных потребителей, автономных устройств и т.п.

Разработка нормативных правовых актов по Закону о теплоснабжении План первоочередных мер по реализации закона «О теплоснабжении» утвержден распоряжением Правительства РФ 2485-р от и предусматривает разработку 32 нормативных актов Правительством РФ приняты следующие документы: распределены полномочия между федеральными органами исполнительной власти в сфере теплоснабжения; утверждены Требования к схемам теплоснабжения и порядку их разработки и утверждения; утверждены Правила организации теплоснабжения; утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения. Необходимо ускорить принятие следующих нормативных правовых актов: Методические рекомендации по разработке схем теплоснабжения утверждаются совместным приказом Минэнерго России и Госстроя в 6-ти месячный срок (находится на утверждении в Госстрое с г.) «О правилах согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения»; «Основы ценообразовании в сфере теплоснабжения» (пункты 7, 8, 9, 15, 31 Плана) и др. 12

Необходимость учета малой распределенной когенерации в ФЗ «О теплоснабжении» 13 Необходима системная увязка законодательной и нормативной базы в теплоснабжении (190-ФЗ и НПА) и электроэнергетике (35-ФЗ и НПА), обеспечивающая функционирование и развитие распределенной когенерации, в том числе в сфере коммунального теплоснабжения. ФЗ «О теплоснабжении» определяет, что «комбинированная выработка электрической и тепловой энергии – режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии». Необходимо внести изменения в ФЗ «О теплоснабжении» с включением термина «когенерационные распределенные энергоустановки», которые в том числе нацелены на производство тепловой энергии в коммунальном секторе(приоритетная задача) с одновременной выработкой электроэнергии (для собственных нужд и для поставок на оптовый рынок). Следует учесть особенности когенерационной выработки на энергоустановках распределенной энергетики при формировании тарифов на электро- и теплоэнергию.

Проблемы развития распределенной когенерации Статистическая отчетность в сфере теплоснабжения накопила системные недостатки Необоснованное распределение нагрузок в системах централизованного теплоснабжения в пользу котельных в ущерб загрузки ТЭЦ приводит к росту потребления топлива на территориях Отсутствие связи теплового и электрических рынков приводит к неэффективным режимам и пережогам топлива на ТЭЦ Рынок электрической мощности породил новую категорию «вынужденных генераторов» из-за невозможности их замещения по теплу Несвязанное между собой ценообразование на тепловую энергию и теплофикационную электроэнергию порождает перекрестное субсидирование Высокая плата за подключение к сети, котловые сетевые тарифы и необходимость торговли через ОРЭМ лишают местные власти и потребителей выгоды от применения распределенной локальной когенерации Статистическая отчетность в сфере теплоснабжения накопила системные недостатки Необоснованное распределение нагрузок в системах централизованного теплоснабжения в пользу котельных в ущерб загрузки ТЭЦ приводит к росту потребления топлива на территориях Отсутствие связи теплового и электрических рынков приводит к неэффективным режимам и пережогам топлива на ТЭЦ Рынок электрической мощности породил новую категорию «вынужденных генераторов» из-за невозможности их замещения по теплу Несвязанное между собой ценообразование на тепловую энергию и теплофикационную электроэнергию порождает перекрестное субсидирование Высокая плата за подключение к сети, котловые сетевые тарифы и необходимость торговли через ОРЭМ лишают местные власти и потребителей выгоды от применения распределенной локальной когенерации 14

15 Основные задачи: - Увеличение вводов распределенной генерации с 3,1 ГВт, предусмотренных в Генсхеме 2030, до уровня 50 ГВт, с дополнительным производством распределенной электроэнергии в объеме 250 млрд. кВт*ч в год. Снижение вводов крупных электростанций (АЭС, КЭС) со 173 до 123 ГВт; - Увеличение доли когенерационного способа производства тепла до 70% и электроэнергии до 40%; - Рост доли распределенной генерации до уровня 30% в структуре электро- и теплоэнергетического комплекса России ; - Изменение топологии электрических и тепловых сетей, значительное развитие распределительных сетей на муниципальном уровне; - Расширение использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии. Задачи структурно-инновационного сценария (развитие распределенной энергетики)* Структурно-инновационный сценарий – это предлагаемый новый сценарий развития электро- и теплоэнергетики, предусматривающий их оптимизацию как единого энергетического комплекса и структурный маневр в сторону распределенной энергетики * По материалам Круглого стола в Государственной Думе РФ «Развитие малой распределенной и возобновляемой энергетики в России: возможности и перспективы»

16 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ: - экономия, по сдержанным оценкам, 50 млн. тонн условного топлива в год (~12% от нынешнего топливопотребления); - сокращение потерь электро- и теплоэнергии в сетях; - сокращение тарифов и платежей потребителей за тепло и электроэнергию; - повышение качества и надежности электро- и теплоснабжения потребителей, повышение энергобезопасности; - рост качества жизни, особенно в малых и средних населенных пунктах Эффекты структурно-инновационного сценария (развитие распределенной энергетики)

Выводы 17 1.Развитие распределенной генерации, совместное развитие электроэнергетического и теплоэнергетического комплекса является основой нового инновационного сценария развития энергетического сектора России. 2.Целесообразно внесение поправок в законодательную базу, необходима государственная поддержка по развитию нормативно-правовой базы, финансовых механизмов, обеспечивающих продвижение приоритетных разработок для внедрения распределенной когенерации.

18 Спасибо за внимание!