Формы устройства детей в Центральной Азии и Азербайджане.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что мы узнали в ходе реформы в области защиты детей? Весна Бошняк.
Advertisements

Наше государство и общество должны поощрять усыновление сирот и строительство детских домов семейного типа. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев В.
Республика Казахстан Министерство образования и науки РК Внедрение фостерной заботы: опыт, извлеченные уроки 1.
Служба по устройству детей в семью и сопровождению замещающих семей как структурное подразделение ТОГОУ «Заворонежский детский дом» ТОГОУ «Заворонежский.
Георгий Какачиа Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты 2009.
Реформа социальной защиты детей в Грузии Достижения и проблемы Нино Купатадзе 2009.
Ключевые вопросы, касающиеся стратегии и планирования развития политики в интересах детей - профилактика социального сиротства и инклюзия детей с ограниченными.
Основные виды устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. МУОО администрации ГО «Город Волжск» Проект ИСО Информационные технологии.
Де-институционализация Обеспечение улучшения жизни детей.
Концепция реформы законодательства об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних Галина Фёдоровна Григорьева Начальник отдела МО и по ДМ РК.
Программа: Федеральная целевая программа развития образования на годы. Задача 3 «Развитие системы оценки качества образования и востребованности.
Деинституционализация сети интернатных учреждений и развитие системы семейного замещающего воспитания в Пермском крае Министр социального развития Пермского.
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Опыт и извлеченные уроки деятельности по развитию замещающей семьи, включая приемную, в Беларуси Национальный центр усыновления Министерства образования.
Министерство образования Московской области Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области.
Система предотвращения помещения детей в государственные учреждения интернатного типа в Молдове Виорика Думбрэвяну, Начальник Департамента Защиты Ребенка.
Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
Меры по профилактике и помощи семье в трудной жизненной ситуации на примере опыта Республики Казахстан Счастливая семья Шер Раиса Петровна, заместитель.
Деинституализация сети интернатных учреждений и развитие системы семейного замещающего воспитания в Пермском крае Министр социального развития Пермского.
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ДЕТСКИХ ДЕРЕВЕНЬ Корпоративный Фонд «SOS Детские деревни Казахстана» Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки.
Транксрипт:

Формы устройства детей в Центральной Азии и Азербайджане

Политика и правовое регулирование Текущая ситуация: Ясная политика, рамочное законодательство и государственные программы отдают приоритет семейным формам устройства практически во всех странах: –Формы устройства регулируются законами о гарантиях прав детей, семейными и гражданскими кодексами, Кодексом о детях (Киргизстан) –Связь с трансформацией интернатных учреждений (наиболее конкретно в Азербайджане – Генеральный план по трансформации резиденциальных учреждений) –Развитие стандартов началось почти во всех странах Нерешенные вопросы: Почти нет подробных исследований о использовании различных форм и их планировании Ставки бюджета на финансирование семейных форм устройства неясны или отсутствуют Сроки введения или совершенствования семейных форм устройства определены лишь в нескольких странах Отсутствие подзаконных актов, регулирующих механизмы применения семейных форм устройства (положения, постановления), необходимых для развития положений законов Приведение в соответствие различных правовых актов Неразвиты стандарты о качестве ухода и воспитания детей Большое кол-во детей, живущих с родственниками без оформления опеки, вне сферы контроля государства

Формы устройства детей Формы семейного устройства Традиционные: Опека Попечительство «Дома семейного типа» Проживание с родственниками Новое: Патронатные (фостерные) семьи Воспитательные учреждения: Дома малых групп: Детские деревни Большие учреждения: Дома ребенка Детские дома Интернаты для детей с ограниченными потребностями Школы-интернаты Исправительные учреждения для малолетних правонарушителей

Статистика соотношения использования семейного устройства и воспитательных учреждений

Тенденции

Воспитательные учреждения Текущая ситуация: Большие учреждения остаются главным элементом сегодняшней системы во всех странах Порядка 160,000 детей живут в более чем 1000 учреждений, в среднем по детей в каждом Обучение персонала учреждений (современные методы социальной работы и патронатного (фостерного) воспитания Вызовы: Прогресс в области трансформации учреждений и развития семейных форм медленный и непоследовательный: –Учреждения находятся в ведении 3-х профильных министерств (образования, здравоохранения и социальной защиты) –Открываются новые частные учреждения, несмотря на политику деинституционализации –Перенос акцента с больших учреждений на малые –Финансирование по числу детей –Отношение в пользу учреждений со стороны профессионалов и общества в целом –Систематический процесс трансформации и деинституционализации начался лишь в Азербайджане –Возвращение значительного числа детей в семьи, закрытие нескольких и трансформация других учреждений, но без всеобъемлющего плана для реформы системы –Соотношение сотрудников к числу детей довольно высоко, но большинство из них занимаются административно-технической работой, а не работают с детьми Нерешенные вопросы: –Систематическая трансформация и деинституционализация по утвержденному плану –Перераспределение средств из учреждений на другие виды услуг –Изменение отношения к реформе со стороны профессионалов и общественности –Помещение всех учреждений (гос. и частных) под государственный контроль (стандарты и политика деинституционализации)

Воспитательные учреждения Количество детей в учреждениях на 100,000 детского населения

Smaller scale residential care Current situation: Mainly in form of Childrens villages in 4/6 countries 7-10 children per mother O fficially recognized services in Kazakhstan (Law on Family Type Childrens Villages and Youth Houses) Funding – oblast budget or NGO Child support allowance Salaries for mothers-educators and other employees 6 CV (335 children) founded by state and 3 (244) by NGO Challenges: Not clear how linked to process of transformation of large institutions One model: Hybrid form of residential care and « family based care » Formalizing standards

Опека и попечительство Количество на 100,000 детей, 2007

Опека и попечительство Текущая ситуация: Развиты соответствующие положения законов и подзаконных актов Подавляющее большинство опекунов - родственники Органы опеки и попечительства Административный порядок принятия решения Выплаты: нет оплаты труда, пособие на содержание ребенка (предусмотрено де юре, но фактически не выплачивается) Нерешенные вопросы: Выплата пособий на содержание ребенка Нет стандартов, регулирующих поддержку и наблюдение за опекунскими семьями Регистрация всех детей, проживающих с родственниками Нет единообразной базы данных

Дома семейного типа В четырех странах Небольшое количество домов (12 в КИ, 6 в УЗ) 5-10 детей на семью Родители-воспитатели: супруги или лицо, не состоящее в браке, не являющиеся родственниками детей В зак-ве регулируется как приемная семья (положения и семейные кодексы) Процедура: –Положения (регулируют порядок и организацию, но не стандарты ухода и воспитания) –Обязательный тренинг в Киргизстане –Административный порядок Финансирование из гос. или местного бюджета Ежемесячное пособие на содержание детей (в размере как в учреждении), оплата труда родителей-воспитателей, оплата коммунальных услуг, выделение жилья и земли и т.д.

Патронатная (фостерная) забота Текущая ситуация: Регулируется семейными кодексами обычно как приемная семья, иногда называется патронатом Основана на контракте между патронатными воспитателями и органом опеки и попечительства Патронатные воспитатели имеют статус опекунов по отношению к ребенку Финансовая поддержка: –Пособие на содержание ребенка (60 долларов в месяц в Казахстане) –Оплата труда патронатных воспитателей (100 долларов в месяц в Казахстане) Финансирование (центральный бюджет (КА) и местный (УЗ). Нерешенные вопросы: Остается недостаточно развитым во всех странах – желательно внедрять различные виды, интегрировать пилотные пректы в систему, распространение по всем регионам страны Развитие и утверждение стандартов, основанных на наилучших интересах ребенка Связь с процессом деинституционализации Профессионализация Стандартизировать набор, оценку, обучение и отбор патронатных воспитателей, определение ребенка, мониторинг и проверку Систематическая поддержка (услуги и финансирование) Универсальная база данных (детей и патронатных воспитателей)

Усыновление Пропорция усыновления внутри страны и международного усыновления

Усыновление Количество усыновлений на 100,000 детского населения