ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ G. A. Ziętala. Площадь России – 17 075 500 кв. км (1/9 площади всей суши Земли)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральные округа Российской Федерации Подготовила Студентка 1-го курса, группы Морева Екатерина.
Advertisements

Территориальная структура России в начале XXI века.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Территориальная структура России в начале XXI века.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
Федеративное устройство России Выполнил: Лукьянов Николай.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЯ 2010 Министр здравоохранения и социального.
Викторина для учащихся 7-9 классов Выполнила учитель английского языка Насырова Ф. И.
Мурманская обл. Респ. Карелия Калининградская область Псковская обл. Брянская обл. Белгородская обл. Краснодарский край Кабардино-
11 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» за 2009 год РОССИЯ 2010.
Государственный строй. Рассматривают 2 важных момента: Формы правления (ФП) Формы административно- территориального устройства (ФАТУ)
Особенности административно- территориального устройства РФ Урок географии в 8-ом классе. Автор : Забоенкова Наталья Николаевна, учитель географии высшей.
Что за выборы такие? Р.Ф.Туровский Центр политических технологий.
Экономические районы России. Северный Северный Северо-Западный Северо-Западный Центральный Центральный Волго-Вятский Волго-Вятский Центрально- Чернозёмный.
100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
По состоянию системы образования Санкт-Петербурга и Российской Федерации, а также отдельных субъектов РФ на период 2007 года по индикаторам доклада Заместителя.
Крупный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную (рыночную) специализацию и.
Особенности административно- территориального устройства РФ.
Аналитические материалы по вопросу реализации в муниципальных образованиях Российской Федерации модели организации системы органов местного самоуправления,
Субъекты Российской Федерации Административно – территориальное деление.
Транксрипт:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ G. A. Ziętala

Площадь России – кв. км (1/9 площади всей суши Земли)

Население России – человек (на 1 июня 2008) = 2,13% всего населения Земли), причём 79,3% жителей проживает в Европейской части России. В настоящее время Россия занимает восьмое место в мире по этому показателю. Большая часть населения проживает в городах – 73%. Население России многонационально: помимо русских, составляющих 80%, в стране проживает свыше 180 других народов.

национальностьчисленностьв %национальностьчисленностьв % русские ,03мордва (Мордовия) ,58 татары (Татарстан) ,33аварцы (Дагестан) ,56 украинцы ,03белорусы ,56 башкиры (Башкортостан) ,13казахи ,45 чуваши (Чувашия) ,98удмурты (Удмуртия) ,44 чеченцы (Чечня) ,94азербай- джанцы ,43 армяне ,78марийцы (Марий Эл) ,42

городнаселение (2008) 1Москва Санкт-Петербург Новосибирск Екатеринбург Нижний Новгород Самара Омск Казань Челябинск Ростов-на-Дону Уфа

Россия занимает - первое место в мире по запасам природного газа (35% мировых запасов) - второе - по запасам нефти (13%) и алмазов (21%) - третье – по запасам каменного угля (30%) В России сосредоточено: 22% мировых рек, 30% озёр, 5% подземных вод, 11% запасов меди, 27% олова, 31% никеля, 7% золота. По обеспеченности лесами Россия занимает первое место в мире, обладая примерно 1/5 мировых лесонасаждений и запасов древесины.

государственное образование в составе федерации. Каждое федеративное государство состоит из субъектов федерации, которые называются по- разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина, Пакистан), земли (Австрия, Германия), кантоны (Швейцария) и др. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, законодательство, а в некоторых федеративных государствах и свою судебную систему.

Субъект Федерации определяется Конституцией РФ как самостоятельный субъект, наделенный широкими экономическими и политическими правами. Выделяется как по этническому (республика, автономная область, автономный округ), так и по территориальному (область, край, город федерального значения) признаку.

Россия, это федеративное государство, включающее в свой состав 83 субъекта (на ): - 21 республику, - 9 краёв, - 1 автономную область, - 4 автономных округов, - 46 областей - 2 города федерального значения. Все эти административно-территориальные и национальные образования являются субъектами Российской Федерации.

Эти субъекты Российской Федерации абсолютно равноправны и территории каждого из них, а значит и административные границы, определены федеральными законами. Для субъектов Российской Федерации предусмотрено деление территорий на муниципальные образования по двухуровенному принципу. Муниципальными образованиями первого уровня являются городские округа и муниципальные районы, а муниципальными образованиями второго уровня – городские и сельские поселения.

Таким образом, административно- территориальная структура РФ в настоящее время имеет следующий вид: Российская Федерация, как государство – субъект международного права в законодательно закреплённых границах; субъекты Российской Федерации – республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения; муниципальные образования первого уровня – городские округа и муниципальные районы; муниципальные образования второго уровня – городские и сельские поселения.

Субъекты федерации группируются в: 8 федеральных округов; 11 экономических районов; 14 географических районов; 6 военных округов; 9 часовых поясов (c ).

Республики сформированы по национальному признаку (свои национальные образования имеют татары, некоторые кавказские и финно- угорские народы, коренные народы Сибири и др.). В статье 5 Конституции республики охарактеризованы как государства. На практике это не означает, что они являются носителями государственного суверенитета. Однако, в отличие от прочих субъектов федерации, принимают собственные конституции и имеют право устанавливать свои государственные языки. Другие субъекты такого права не имеют (см. ст. 68 Конституции Российской Федерации).

1. Адыгея 2. Республика Алтай 3. Башкортостан 4. Бурятия 5. Дагестан 6. Ингушетия 7. Кабардино-Балкария 8. Калмыкия 9. Карачаево-Черкесия 10. Карелия 11. Коми 12. Марий Эл 13. Мордовия 14. Саха (Якутия) 15. Северная Осетия Алания 16. Татарстан 17. Тува 18. Удмуртия 19. Хакасия 20. Чечня 21. Чувашия

Имеют свой устав (статья 5 п.2); Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); Могут включать автономные округа (статья 66 п.4) В настоящее время юридическое различие между краем и областью отсутствует. В Советском Союзе (в соответствии с Конституцией СССР 1977 г., гл. 11) такое различие существовало: автономная область могла входить в состав союзной республики либо края, но не области. В последнее время в России есть тенденция к укрупнению регионов, например из области и автономного округа чаще всего образуется единый край.

Красноярский край Хабаровский край Забайкальский край Алтайский край Пермский край Приморский край Ставропольский край Краснодарский край Камчатский край

4. Белгородская область; 5. Брянская область; 8. Ивановская область; 10. Калужская область; 15. Курская область; 17. Липецкая область; 19. Московская область; 21. Нижегородская область; 26. Орловская область; 30. Рязанская область; 38. Тверская область; 39. Тульская область; 42. Владимирская область; 46. Ярославская область 18. Магаданская область 7. Иркутская область 1. Амурская область 31. Сахалинская область 37. Томская область 40. Тюменская область 24. Омская область 35. Свердловская область 2. Архангельская область 20. Мурманская область 9. Калининградская область 11. Кемеровская область 23. Новосибирская область 14. Курганская область 25. Оренбургская область 3. Астраханская область 33. Саратовская область 16. Ленинградская область 29. Ростовская область 12. Кировская область 32. Самарская область 44. Вологодская область 28. Псковская область 34. Смоленская область 43. Волгоградская область 27. Пензенская область 13. Костромская область 22. Новгородская область 6. Челябинская область 36. Тамбовская область 41. Ульяновская область 45. Воронежская область

Имеет свой устав (статья 5 п.2); Входит в состав Российской Федерации в единственном числе (статья 5 п.1); Может быть принят федеральный закон об автономной области (статья 66 п.3); Не может входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); Не может включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4)

Еврейская автономная область

Один из шести видов субъектов Российской Федерации, сформированный по национально-территориальному признаку. Статус автономного округа определяется Конституцией РФ, Федеративным договором, уставом автономного округа, а также договорами между Федерацией и субъектом или особым федеральным законом об автономном округе, принятым по представлению его законодательных и исполнительных органов. Автономный округ является равноправным субъектом Российской Федерации: – обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты); – обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением; – самостоятелен в решении вопросов, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа); – самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.

Ненецкий автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ

Москва Санкт-Петербург Отличие городов федерального значения от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 125, в Санкт-Петербурге 111), сами города муниципальными образованиями не являются. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закрепленных законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.

3 мая 2000г. указом Президента РФ В. Путина было образовано семь федеральных округов: 3 мая 2000г. указом Президента РФ В. Путина было образовано семь федеральных округов: 1. Центральный - Москва; 2. Северо-Западный – Санкт-Петербург; 3. Приволжский – Нижний Новгород; 4. Южный – Ростов-на-Дону; 5. Уральский - Екатеринбург; 6. Сибирский - Новосибирск; 7. Дальневосточный - Хабаровск г. Президент Д. Медведев подписал указ о выделении из Южного ФО нового – 8. округа – Северо-Кавказского со столицей в Пятигорске.

Цель образования ФО: "обеспечение реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений". Федеральные округа не являются частью административно- территориального деления Российской Федерации.

Во главе федерального округа - Полномочный представитель (полпред) Президента Российской Федерации - должностное лицо, назначаемое Президентом России, представляет Президента в пределах федерального округа, обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства на территории округа. Полпред является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента.

Дальневосточный Сибирский Северо-Западный Уральский Центральный Южный Приволжский Северо- Кавказский

Субъекты РФ значительно отличаются друг от друга по своему географическому положению, природным условиям и ресурсам, численности населения, уровню и направлению социально-экономического развития. Чтобы установить и понять эти различия, необходимо объединить сходные по географическому положению и в экономико-географическом отношении субъекты Федерации в территориальные группы, которые называют экономическими районами.

Имеются различные варианты экономического районирования, т.е. разделения на экономические районы. Наиболее распространён вариант выделяющий 11 экономических районов (по Федеральному центру информатизации Счётной палаты РФ), хотя бывает и 12 районов. Экономическое районирование имеет практическое значение – для органов государственной статистики, которые дают сведения о населении и экономике.

Северный Северо- Западный Северо-Кавказский Центральный Дальневосточный Волго-Вятский Центрально-Черноземный Уральский Поволжский Западно -Сибирский Восточно -Сибирский ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РФ

Первые опыты по экономическому районированию территории России относятся к началу XVIII века (Татищев), в качестве научного направления социально- экономической географии экономическое районирование в России существовало с середины XIX века до 1970-х годов. В 1920-х годах в соответствие с сеткой экономического районирования Госплана был осуществлен план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России), проведена реформа административно-территориального деления.