Мониторинг качества и доступности государственных услуг – 2011 Анализ проблем предоставления массовых общественно значимых государственных услуг для граждан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Advertisements

Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Холопик Кирилл Вадимович генеральный директор ООО «Институт развития строительной отрасли» Москва 2014 СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ.
Мониторинг качества и доступности государственных услуг – 2011 Массовые услуги для бизнеса: анализ проблем и предложения по оптимизации.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Заседание подкомиссии повышения качества государственных и муниципальных услуг.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Новый порядок разработки административных регламентов предоставления государственных услуг
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определяет общие.
Геворкян Т.А Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Об исполнении III этапа перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме А.В. Горбунов, Министр промышленной политики, транспорта и.
Результаты проведения региональных диагностических контрольных работ по русскому языку, математике и физике для учащихся 9 и 11 классов в общеобразовательных.
Государственное автономное учреждение города Москвы «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА» Государственная экспертиза в электронном виде – новый стандарт.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Методология формирования и ведения электронного регионального реестра государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области Методология формирования.
О создании организационных механизмов, способствующих развитию жилищного строительства в муниципальном образовании Администрация города Соликамска О.А.Демченко.
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации А.В.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА 210-ФЗ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
Федеральный закон 293 –ФЗ от года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных.
Транксрипт:

Мониторинг качества и доступности государственных услуг – 2011 Анализ проблем предоставления массовых общественно значимых государственных услуг для граждан и бизнеса в целях оптимизации их предоставления Центр анализа деятельности органов исполнительной власти ИГМУ НИУ ВШЭ 2011 Центр анализа деятельности исполнительных органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

2 Об исследовании Массовые государственные услуги для граждан4 услуги 16 регионов, 3-5 точек предоставления в каждом Массовые услуги ФНС России3 услуги10 регионов Массовые услуги в земельно-имущественной сфере4 услуги 5 регионов по 4 точки предоставления в каждом Государственные и муниципальные услуги в сфере строительства 5 услуг12 регионов Универсальные услуги для бизнеса5 (6) услуг12-16 регионов Отдельные услуги для бизнеса7 (6) услуг4-6 регионов оценка временных и материальных издержек получателей услуг; разработка на базе мониторинга предложений по улучшению порядка предоставления услуг / экспертиза существующих предложений Цель исследования Масштабы исследования Всего: 28 услуг

3 Методы исследования: : анкетирование, интервью, глубинные иноверью с получателями и посредниками, «контрольные закупки» и наблюдения в точках предоставления государственных услуг, а также анализ нормативно-правовой базы 2 Методический подход Объект исследования: «типовая траектория получения услуги» («типовой объект наблюдения») – наиболее массовый алгоритм получения госуслуги (наиболее распространенные характеристики получателя) 1 Фактологические: перечень обращений с органами/организациями для обращения стоимость каждого обращения затраты времени на каждое обращение Аналитические наиболее существенные проблемы региональные практики предложения по реинжинирингу / оценка хода реинжиниринга Результаты исследования по каждой услуге

4 Услуги для бизнеса 1.Выдача, замена паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; 2.Оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; 3.Прием квалификационных экзаменов на получение права на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами, выдача водительских удостоверений и временных разрешений; 4.Регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; 1.Государственная регистрация юридических лиц, государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; 2.Ведение Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпри- нимателей и предоставление содержащихся в них сведений 3.Учет организаций и физических лиц, ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков и предоставление содержащихся в нем сведений; Массовые государственные услуги для граждан: Массовые государственные услуги в налоговой сфере: Массовые государственные услуги в сфере земельно-имущесвтенных отношений: 1.Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 2.Предоставление сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним; 3.Государственный кадастровый учет недвижимого имущества; 4.Предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;

5 Услуги для граждан 1.Проведение государственной экспертизы проектной документации 2.Выдача разрешений (регистрация) на производство инженерных изысканий; 3.Выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; 4.Выдача градостроительных планов земельных участков; 5.Присвоение адреса объекту недвижимости; Государственные и муниципальные услуги в сфере строительства: 1.Аттестация рабочих мест по условиям труда; 2.Разработка и регистрация декларации пожарной безопасности; 3.Выдача разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; 4.Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; 5.Государственная регистрация товарного знака, знака обслуживания и выдачи на них свидетельств; Универсальные услуги для бизнеса: 1.Получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии производства требованиям санитарных правил; 2.Согласование санитарно-защитной зоны предприятия; 3.Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности; 4.Регистрация опасных производственных объектов и ведение государственного реестра опасных производственных объектов; 5.Лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); 6.Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций; 7.Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности. Отдельные услуги для бизнеса:

6 ЧАСТЬ 1 Оценка практики регулирования предоставления государственных услуг

7 Позиция исследования Выдача паспорта Выдача загранпаспорт а Регистрация АМТС Получение прав Непосредстве нно получение в/у Среднее по 4 услугам Количество обращений1 (2)11311 Количество физических посещений 2,42,31,92,31,22,2 Средняя стоимость205 руб.2543,0 руб.2099,5 руб.17362,8 руб.808,6 руб.1414 руб Среднее время предоставления результатов 10,8 дн.32,9 дн. 153,1 мин. 83,4 дн.1,2 дн.- Среднее время ожидания в очереди на подачу документов 34 мин.37,0 мин31,0 мин.14,1 мин.59,6 мин Средние границы интервала стоимости руб. 2511, ,3 руб. 1438, ,8 руб , ,5 руб. 805, ,8 руб р. Средние границы интервала времени получения результатов 8,7-17,7 дн.27,3 - 44,5 дн. 103, ,9 мин 71,1-116,9 дн.1,1-2,2 дн.- Средние границы интервала времени ожидания в очереди 12,4-93,3 мин.12,6 - 86,4 мин.14,5-65,6 мин.8,0-25,6 мин ,8 мин Норматив ожидания очереди по регламенту 20 мин.30 мин. 360 мин. - Норматив срока получения услуги по регламенту 10 дн.30 дн.- Массовые государственные услуги для граждан – 1

8 Позиция исследования 2010 г. Время в очереди Количество обращений Потери населения Время в очереди Количество обращений Потери населения Регистрация транспортных средств 108 мин.19 млн. 800,4 млн. руб. 153,1 мин.19,5 млн. 1283,7 млн. руб. Выдача загранпаспортов 53 мин.5 млн. 103,4 млн. руб. 37,0 мин(6,8 млн.)* 108,2 млн. руб. Выдача паспортов46 мин.8,5 млн. 152,5 млн. руб. 34 мин.7,9 млн. 115,5 млн.руб ,3 млрд. руб. 1507,4млрд руб. Массовые государственные услуги – 2: потеря населения от ожидания в очереди Рассчитано исходя из данных Росстата по среднедушевым денежным доходам населения в 2010 году ,6 руб. в мес.и руб. в мес. в 2009 г. * предварительная оценка на основании данных за 9 мес.

9 Позиция исследования Выдача паспортаВыдача загранпаспортаРегистрация ТС Количество обращений1 (2)11111 Средняя стоимость205 руб ,0 руб ,5 руб.2043 руб. Среднее время предоставления результатов 10,8 дн.1232,9 дн ,1 мин.108 мин. Среднее время ожидания в очереди на подачу документов 34 мин.46 мин.37,0 мин53 мин. Средние границы интервала стоимости руб руб. 2511, ,3 руб , ,8 руб руб. Средние границы интервала времени получения результатов 8,7-17,7 дн ,3 - 44,5 дн дн. 103, ,9 мин мин. Массовые государственные услуги – 2: потеря населения от ожидания в очереди

10 Массовые государственные услуги – 4: динамика стандартов обслуживания 3,3 4,3 3,2 3,9 4,1 3,4 4,4 4,6 3,1 0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 Доступность информации о порядке предоставления Сбор пакета документов Оценка комфортности оказания услуги 3,9 2,7 3,6 4,1 3,6 4,2 4,5 3,6 0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 Доступность информации о порядке предоставления Сбор пакета документовОценка комфортности оказания услуги Выдача паспорта, ФМС РоссииРегистрация транспортных средств, ГИБДД

11 Массовые государственные услуги – 5: рейтинг регионов Название точкиПаспортЗагранпаспортРегистрация ТСПолучение в/уСумма местРейтинг Ярославская область Курская область Алтайский край Тюменская область Челябинская область Ивановская область Вологодская область Москва Волгоградская область Красноярский край Нижегородская область Республика Дагестан Санкт-Петербург Республика Татарстан Саратовская область Ленинградская область

12 Услуги в земельно-имущественной сфере Позиция исследования Регистрация недвижимости Постановка на кадастровый учет*** Сведения из ГКН Сведения из ЕГРП Справочно: выписка из ЕГРЮЛ Количество обращений14 группы111 Количество физических посещений 2, Средняя стоимость4234 руб. / **( руб.)278 руб.244 руб.0/200 руб. Среднее время предоставления результатов 23 дн.28 дн.9 дн.4 дн.5 дн. Среднее время ожидания в очереди на подачу документов 74 / 41 мин. *44/20 мин.*29 мин.50 мин.30,4 мин. Средние границы интервала стоимости (2584) / (7437) – (5897)/ (22415)** – руб. Зависит от типа выписки руб руб. Средние границы интервала времени получения результатов дн дн.5-17 дн.0-30 дн.3-7 дн. * (на подачу документов)/ (на получение документов) ** (без посредника) / (посредник) *** весь комплекс услуг, а не только услуги Росреестра

13 Услуги, получаемые кормпаниями-застройщиками Позиция исследованияВыдача ГПЗУГосэкспертиза проектной документации Выдача разрешений на строительст во Присвоение адреса Всего Количество обращений41117 Средняя стоимость41 тыс. руб.345 тыс. руб.04 тыс. руб.390 тыс.руб. Среднее время124 дн.28 дн.14 дн.24 дн.190 дн. Средний интервал стоимости тыс. руб тыс. руб тыс. руб тыс. руб. Средний интервал времени дн дн дн дн дн. Тип организации 2 ФОИВ, 1 организация 1 ОМСУ ОрганизацияОМСУ 2 ФОИВ, 2 орг-ции, 3 ОМСУ

14 Слуги в сфере строительства - 2: рейтинг регионов Наименование региона Выдача ГПЗУ Выдача разрешений на инж. изыскания Госэкспертиз а проектн. док-ции Разрешени е на строит. Присвоен ие адреса Сумма мест Ретинг Ростов-на-Дону Смоленск Хабаровск Калуга Ярославль Ленинградская область Саратов Астрахань Санкт-Петербург Новосибирск Пермь Москва

15 Услуги для бизнеса Позиция исследованияУниверсальные услугиОтдельные услугиУслуги в целом Количество обращений2,83,33,1 Средняя стоимость66,4 тыс. руб.80,3 тыс. руб.75,0 тыс. руб. Среднее время175,2 дн.96,9 дн.127,0 дн. Интервал стоимости40, ,9 тыс. руб.45, ,9 тыс. руб. 43,7- 122,3 тыс. руб. Интервал времени80, ,6 дн62, ,9 дн.69, ,5 дн.

16 Универсальные услуги для бизнеса Позиция исследования Аттестация 50 раб мест Регистрация декларации пожарной безопасности Разрешения на выбросы Нормативы опасных отходов и лимиты Регистрация товарного знака Количество обращений*1 (2)1461 Средняя стоимость113,25 тыс. руб.22,6 тыс. руб.73,2 тыс. руб.94,4 тыс. руб28,6 тыс. руб. Среднее время257 дн.8,1 дн149 дн.150 дн10,4 мес. Интервал стоимости тыс. руб.0-75,4 тыс.руб. 36,4-156,4 тыс. руб. 70,8-162,8 тыс. руб. 22,5-100 тыс. руб. Интервал времени дн.1-45 дн дн дн.1-24 мес. * без обращений к посредникам

17 Отдельные услуги для бизнеса Позиция исследования Заключение СЭС на производство Согласование СЗЗ Лицензирование пожарной безопасности Разрешения на сбросы Регистрация ОПО Лицензирование перевозок более 8 человек Реклама-договор Реклама- разрешения Среднее значение Количество обращений ,3 Средняя стоимость 32 тыс. руб. 201 тыс. руб. 21,3 тыс. руб. 168,8 тыс. руб. 107,6 тыс руб 77,8 тыс. руб. 22,4 тыс. руб 11,6 тыс. руб 80,3 тыс. руб. Среднее время 42 дн.133 дн.57 дн166 дн.41 дн.33 дн.180 дн.123 дн.96,9 дн. Интервал стоимости тыс. руб тыс. руб. 2,6-75,4 тыс руб 102,6-200,2 тыс. руб. 33,4-203,2 тыс руб тыс. руб тыс. руб 8,6-19 тыс. руб 45, ,9 тыс. руб. Интервал времени дн дн дн дн дн дн.96 – 277 дн.73 – 186 дн 62, ,9 дн.

18 Услуги для бизнеса: реальные субъекты предоставления услуг 50% 2% 25% 0% 5% 3% 18% 45% 94% 57% 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Количество обращенийСтоимостьВремя ФОИВ РОИВ ОМСУ Организации

19 Общие подходы к оптимизации предоставления услуг- 1 Выделение массовых траекторий и тотальное упрощение режимов регулирования для них узаконенный сокращенный срок для «простых» случаев и удлиненный срок для «сложных» разделение потоков заявителей не только по услугам и типам обращения (получение/подача), но и по другим характеристикам дифференциация режимов регулирования Главный принцип

20 Общие подходы к оптимизации предоставления услуг- 2 Массовые услуги для граждан: главная проблема – условия обслуживания и очереди -> минимизация количества физических посещений минимизировать посещение за консультацией (актуальный сайт и инфомат) сократить визит с подачей документов: подача заявки в электронной форме; однократное посещение за получением результата; запись на прием on-line Другие элементы: запись по телефону и электронная очередь на прием, установка платежных терминалов в помещениях предоставления услуг, отслеживание статуса заявки через сайт и информирование о готовности заявки посредством СМС или сайта Существенный элемент: персонализация госслужащих и обжалование

21 Общие подходы к оптимизации предоставления услуг- 3 Государственные услуги для бизнеса: главная проблема - срок предоставления (величина и определенность): простой, но манипулируемый показатель; узаконить ускоренное предоставление результатов; узаконить платных кураторов заявки (особенно по сложным услугам) «Сложные» государственные услуги: «точки невозврата»; при нескольких обращениях – один ответственный орган; раскрытие и гармонизация требований; избавить получателя от ответственности за ошибки органов на ранних стадиях

22 Общие подходы к оптимизации предоставления услуг- 4 Посредники: получение сложных услуг требует знаний; для однократного получения рациональным может быть обращение к посредникам; малый бизнес чаще большого; искусственное снижение прозрачности услуги, навязывание своих услуг и неформальные платежи (сложно получить услугу без посредников) Информирование: сложная услуга – специалисты за деньги; массовая услуга - пассивное информирование (Интернет, стенды) идентифицировать с жизненной ситуацией; требования к массовым ситуациям. массовая услуга для отдельных категорий и траекторий - устное консультирование Отличие от 2010 г.: переход неформальных платежей в плоскость работы с посредниками

23 Общие подходы к оптимизации предоставления услуг-5 Ликвидация разрешений с переводом на уведомления (для массовых траекторий): имеющих природу учета; имеющих природу контроля за взаимоотношениями хозяйствующих субъектов не имеющих механизмов последующего контроля Соотношение разрешительных, учетных и контрольных функций

24 ЧАСТЬ 2 Оценка практики предоставления государственных услуг

25 Выдача и замена паспорта – 1 (плановая замена паспорта гражданином РФ в 20 или 45 лет,16 регионов,5 точек) Позиция исследования Значение по всем точкам Значение по точкам в столице субъекта РФ Значение по точкам не в столице субъекта РФ Количество обращений1 (2) Количество физических посещений 2,42,32,5 Наиболее распространенная стоимость 205 руб. (пошлина 200 руб.) 206,3 руб.217,9 руб. Среднее время предоставления результатов 10,8 дн. (норматив 10 дн.) 10,5 дн.11,1 дн. Среднее время ожидания в очереди на подачу документов 34 мин.31,2 мин.36,4 мин. Интервал стоимости руб ,0 руб ,5 руб. Интервал времени получения результатов обращения 8,7-17,7 дн.8,9-19,5 дн8,5-15,8 дн Интервал времени ожидания в очереди 12,4-93,3 мин.7,9 - 92,3 мин.17,3 - 94,3 мин.

26 Выдача и замена паспорта – 2 Проблема (для типовой траектории): Время ожидания в очереди на подачу документов (мин.) Среднее время: 34 мин. Решение: подача в эл. виде и однократное посещение Сделано: ПП по возможности подачи документов через Единый портал госуслуг Не сделано: ответственность за неправомерное истребование документов

27 Позиция исследования Результаты 2010 г. Результаты 2011 г. Количество обращений1 (2) Количество физических посещений(2,2)*2,4 Наиболее распространенная стоимость200 руб.205 руб. Среднее время предоставления результатов12 дн.11 дн. Среднее время ожидания в очереди на подачу документов46 мин.34 мин. Интервал стоимости руб руб. Интервал времени получения результатов обращения7-22 дн.9-18 дн. Интервал времени ожидания в очереди-12,4-93,3 мин. совпадение методов исследования, количества точек исследования в каждом регионе, исследуемых параметров; совпадение 11 из 16 регионов сроки проведения полевой части: 2010 г. – сентябрь-октябрь, 2011 г. – октябрь-ноябрь Выдача и замена паспорта – 3 Сравнение с 2010 г.

28 Выдача и замена паспорта – 4 Рейтинг регионов Название точки Рейтинг по стоимости Рейтинг по времени получения Рейтинг по времени ожидания в очереди Сумма мест по рейтингам Итоговый рейтинг Челябинская область12251 Алтайский край12251 Ярославская область12583 Тюменская область12583 Ивановская область Курская область Вологодская область Волгоградская область Республика Дагестан Нижегородская область Москва Красноярский край Республика Татарстан Ленинградская область Санкт-Петербург Саратовская область

29 Оформление загранпаспорта – 1 (16 регионов, 3-5 точек) Позиция исследования Значение по всем точкам Значение по точкам в столице субъекта РФ Значение по точкам не в столице субъекта РФ Количество обращений111 Количество физических посещений 2,32,12,5 Наиболее распространенная стоимость 2543,0 (руб.) (пошлина 2500) 2513,32577,3 Среднее время предоставления результатов 32,9 (дн.) (норматив 30 дн.) 33,132,5 Среднее время ожидания в очереди на подачу документов 37,0 (мин)34,040,4 Интервал стоимости2511, ,32513, ,72509, ,5 Интервал времени получения результатов обращения 27,3 - 44,5 дн.28,8 - 48,025,6 - 40,4 Интервал времени ожидания в очереди 12,6 - 86,4 мин.12,1 - 82,313,1 - 91,2

30 Позиция исследования Результаты 2010 г. Результаты 2011 г. Количество обращений11 Количество физических посещений(2,2)*2,3 Наиболее распространенная стоимость2500 руб.2543,0 руб. Среднее время предоставления результатов30 дн32,9 (дн.) Среднее время ожидания в очереди на подачу документов53 мин37,0 мин Интервал стоимости руб2511, ,3 руб Интервал времени получения результатов обращения30-40 дн.27,3 - 44,5 дн. Интервал времени ожидания в очереди-12,6 - 86,4 мин. Оформление загранпаспорта – 2 Сравнение с 2010 г.

31 Оформление загранпаспорта – 3 Проблема: Время ожидания в очереди на подачу документов (мин.) Республика Дагестан Санкт-Петербург Ленинградская область Республика Татарстан Волгоградская область Курская область Москва Саратовская область Челябинская область Алтайский край Нижегородская область Вологодская область Тюменская область Красноярский край Ивановская область Ярославская область Среднее время: 37 мин. Решение: подача в эл. виде и однократное посещение Сделано: ПП по возможности подачи документов через Единый портал госуслуг Результаты активное использование интернет и положительные отзывы пожелания по работе портала госуслуг сокращение времени ожидания в очереди, Не сделано: ответственность за нарушение сроков

32 Регистрация АМТС – 1 (16 регионов, 3 точки) Позиция исследования Значение по всем точкам Значение по точкам в столице субъекта РФ Значение по точкам не в столице субъекта РФ Количество обращений111 Количество физических посещений 1,91,81,9 Наиболее распространенная стоимость 2099,5 руб.2090,72108,9 Среднее время предоставления результатов 153,1 мин.126,7181,4 Среднее время ожидания в очереди на подачу документов --- Интервал стоимости1438, ,8 руб.1344, ,01538, ,7 Интервал времени получения результатов обращения 103, ,9 мин93, ,3113, ,5 Интервал времени ожидания в очереди ---

33 Регистрация АМТС – 2 Проблема: Время предоставления услуги (мин.) Сделано: сохранение знака при смене собственника в пределах региона, администрирование знака, выдача дубликата талона ТО одновременно с регистрацией (3 апреля 2011) Экспресс-опрос: 152 респондента 138 знают (90 %) 38 воспользовалось (25 %)

34 Позиция исследования Результаты 2010 г. Результаты 2011 г. Количество обращений11 Количество физических посещений-1,9 Наиболее распространенная стоимость2043 руб.2099,5 руб. Среднее время предоставления результатов108 мин153,1 мин. Среднее время ожидания в очереди на подачу документов-- Интервал стоимости руб.1438, ,8 руб. Интервал времени получения результатов обращения мин.103, ,9 мин Интервал времени ожидания в очереди-- Регистрация ТС – 3 Сравнение с 2010 г.

35 Регистрация АМТС – 4 Рейтинг регионов Название точки Рейтинг по стоимости Рейтинг по времени получения Сумма мест по рейтингам Итоговый рейтинг Ярославская область1451 Нижегородская область5162 Курская область55103 Москва47114 Ивановская область Санкт-Петербург57125 Челябинская область Красноярский край95148 Тюменская область Алтайский край Вологодская область Ленинградская область Республика Татарстан Республика Дагестан Волгоградская область Саратовская область

36 Прием экзаменов на управление АМТС (16 регионов, ок. 3 точек) Позиция исследования Значение Непосредственно получение в/у Количество обращений31 Количество физических посещений2,3*1,2 Наиболее распространенная стоимость17362,8 руб.808,6 Среднее время предоставления результатов83,4 дн.1,2 Среднее время ожидания в очереди на подачу документов 31,0 мин.*14,1 мин. Интервал стоимости15336, ,5805, ,8 Интервал времени получения результатов обращения71,1-116,91,1-2,2 дн. Интервал времени ожидания в очереди14,5-65,68,0-25,6 мин. * без автошколы Проблемы: неформальные платежи и условия обслуживания Сделано: новый образец медстправки Не сделано: поправки в проект ФЗ «О БДД»: аккредитации образовательных учреждений с автодромами

37 Практика предоставления государственных услуг: услуги ФНС России Методология Мирбанка, 10 регионов Внесение уставного капитала - открытие временного счета Оплата государственной пошлины за регистрацию Заверение подписей на учредительных документах, заверение подписи на заявлении о государственной регистрации Регистрация юридического лица Изготовление печати Получение кодов статистики Постановка на учет в Пенсионный фонд Постановка на учет в Фонд социального страхования Постановка на учет в Фонд обязательного медицинского страхования Заверение уставных документов и подписей на банковской карточке для открытия счета + открытие счета компании в банке Уведомление ФНС об открытии счета в банке

38 Регистрация юридического лица – 1 (ООО) Всегов т.ч. ФОИВв т.ч. РОИВв т.ч. ОМСУ в т.ч. организации Количество обращений Доля по количеству58 %42 % Стоимость обращений Доля по стоимости54 %46 % Время обращений (с учетом параллельности) Доля по времени63 %37 % Неформальные платежиОтсутствуют ПосредникиСредняя стоимость: Максимальная стоимость: Расходы на формирование УК не учитываются Оплата государственной пошлины за регистрацию (4 000 руб., ФНС, ФОИВ) Максимальное время: Регистрация юридического лица (6 дн., ФНС, ФОИВ) (без учета срока ожидания свидетельств от внебюджетных фондов)

39 Регистрация юридического лица – 2 РезультатЧисло случаевДоля случаев Выдано ФНС вместе с документами о регистрации29 *19% Получено письмом из фондов в срок на более 30 дней6141% Получено лично в фондах при обращении1510% Из фондов в течение 30 дней не получено, личное обращение не осуществлялась 4228% Отказ в регистрации юридического лица32% Всего по результатам анализа 50 случаев регистрации ООО:150 * (СПб, Татарстан) Проблемы: 1) Несоблюдение принципа «одного окна»: письма из Фондов Средний срок ожидания: Пенсионный фонд12 Фонд социального страхования10 Фонд медицинского страхования14

40 Регистрация юридического лица – 3 2) Отсутствие «единого порядка» предоставления услуги и несоответствие формальных правил реальности меньше жалоб на условия обслуживания По сравнению с 2010 г.: разработка уставных документов гарантия результата «имидж» очередей (в среднем минут при подаче документов, при получении) Посредник: регистрация «под ключ» 1) электронное межведомственное взаимодействие с электронным учетом и электронной предподачей документов 2) улучшение стандартов обслуживания (запись, электронная очередь, платежные терминалы, информирование о готовности СМС, разделение потоков заявителей) 3) уведомление банка ФНС о счете Решение: сохранить упрощенный порядок регистрации только с фактологическим контролем Идеология:

41 Регистрация юридического лица – 4 Рейтинг по стоимости* Название региона Рейтинг по стоимости Баллы Значение (руб.)* Республика Татарстан66551 Чувашская республика67322 Пермский край68703 Свердловская область70954 Ставропольский край71105 Саратовская область75476 Ленинградская область78597 Красноярский край79558 Москва79909 Санкт-Петербург Рейтинг по времени (дни) Сводный рейтинг регионов Название региона Сумма мест по рейтингам (баллы)Итоговый рейтинг Республика Татарстан51 Чувашская республика82 Красноярский край93 Москва104 Саратовская область104 Пермский край116 Санкт-Петербург116 Ставропольский край116 Свердловская область129 Ленинградская область1510 * без УК и посредника Название региона Рейтинг по времени Баллы Значение (дни) Красноярский край161 Москва161 Санкт-Петербург161 Республика Татарстан184 Саратовская область184 Ставропольский край196 Чувашская республика196 Ленинградская область208 Пермский край208 Свердловская область208

42 Регистрация юридического лица - 5 Сравнение с 2010 г. Позиция исследования Результаты 2010 г. Результаты 2011 г. Наиболее распространенная стоимость 8020 руб.7589 руб. Среднее время предоставления результатов 17 дн.19 дн. совпадение методов исследования, количества точек исследования в каждом регионе, исследуемых параметров; совпадение 7 из 10 регионов сроки проведения полевой части: 2010 г. – сентябрь- октябрь, 2011 г. – октябрь- ноябрь потеря актуальности условий обслуживания, рост срока регистрации в ФНС России до 6 дней улучшение практики «одного окна» централизованная «отмена» пошлины за копию устава Изменения: ЕкатеринбургКазань Санкт- Петербург СаратовКрасноярскПермьМоскваВСЕГО Стоимость Стоимость Срок Срок

43 Регистрация юридического лица – 6 Сравнение с Doing business – 2011 (регион: Москва) Наименование процедур СтоимостьСрок НИУ ВШЭ Всемирны й банк НИУ ВШЭ Всемирный банк ИТОГО: (31)26 Нотариальное заверение подписей на учредительных документах и заявлении о государственной регистрации Оплата государственной пошлины за регистрацию юридического лица Регистрация юридического лица в ФНС00518 Заверение уставных документов и подписей на банковской карточке для открытия счета Изготовление печати организации Открытие временного счета компании, а позднее счета компании в банке Информирование ФНС об открытии счета в банке0011 Получение кодов статистики0-1- Постановка на учет в Фонд социального страхования0-1 (10)- Постановка на учет в Фонд обязательного медицинского страхования0-1(10)- Постановка на учет в Пенсионный фонд0-1 (15)- Регистрация кампании в Центре занятости-0-1

44 Регистрация ИП Всегов т.ч. ФОИВв т.ч. РОИВв т.ч. ОМСУ в т.ч. организации Количество обращений Доля по количеству55 %45 % Стоимость обращений Доля по стоимости37 %63 % Время обращений (с учетом параллельности) Доля по времени69 %31 % Неформальные платежиОтсутствуют ПосредникиСредняя стоимость: Максимальная стоимостьОплата государственной пошлины за регистрацию (800 руб., ФНС, ФОИВ) Максимальное время Регистрация юридического лица (6 дн., ФНС, ФОИВ) (без учета срока ожидания свидетельств от внебюджетных фондов) Упрощенный вариант ООО

45 Позиция исследованияЗначение по всем точкам Количество обращений1 Количество физических посещений2 Наиболее распространенная стоимость0/200 руб. (пошлина) Среднее время предоставления результатов5 дн. Среднее время ожидания в очереди на подачу документов0-200 руб. Интервал стоимости3-7 дн. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и ЕГРН (10 регионов) Услуга описана на Едином портале, но для юридических лиц услуга не предоставляется, неосведомленность сотрудников ФНС и экспертов практикуется отказ, выдача ЕГРЮЛ, реализован 1 успешный эксперимент из 20 Выписка из ЕГРН Проблемы толкования: повторная выдача свидетельства / выписка из ЕГРЮЛ Провал электронного эксперимента В целом позитивная оценка услуги Предложение: - перевод на межведомственные запросы; - улучшение условий обслуживания

46 Практика предоставления государственных услуг: услуги земельно - имущественной сферы По каждой услуге: 5 регионов, 4 точки Регистрация прав и кадастровый учет: множество траекторий

47 * (на подачу документов)/ (на получение документов) ** (без посредника) / (посредник) *** 2 МФЦ Позиция исследования Значение по всем точкам Значение по точкам «не МФЦ» Значение по точкам «МФЦ» Количество обращений111 Количество физических посещений 2,5 2 Наиболее распространенная стоимость 4234 руб. / **4228/ /20333 Среднее время предоставления результатов 23 дн.24 дн.19 дн. Среднее время ожидания в очереди на подачу документов 74 / 41 *70/42109/34 Интервал стоимости (2584) / (7437) – (5897) / (22415)** -- Интервал времени получения результатов обращения дн.- - Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – 1 (регистрация квартиры)

48 Регистрация недвижимости – 2 Основные проблемы Среднее время ожидания в очереди 74 мин. на подачу и 41 мин. на получение Количество посещений: 2,5 при 1 обращении Лидер по недовольству условиями обслуживания «Остановка работы электронной очереди вызывают приостановку работы органа. Респондент отметил, что «из-за этого однажды Росреестр не работал целую неделю». Неизвестно о получении через Интернет, портал госуслуг лучше портала Росреестра, сложность схемы (наличие специального ПО) Юридическая объективная сложность услуги Суммарное время в очереди на подачу и на получение

49 Регистрация недвижимости – 3. Рейтинг регионов и предолжения посредник по сделке; посредник по госуслуге; посредник по процедуре или консультации Типовая траектория: привлечение посредника (1/3 очереди в Москве): 1. группировка пользователей по жизненным ситуациям (информирование и консультирование, правовое регулирование, 2. категории заявителей по категориям недвижимости (жилое, нежилое, земля, помещение, строение) по количеству объектов в рамках сделки по уровню образования (Интернет) 3. принципиальное улучшение информирования и консультирования «по жизненным ситуациям» 4. завершения объединения БТИ-Росреестр 5. улучшение стандартов обслуживания Предложение: Регион Сумма баллов точек Рейтинг региона Хабаровский край76,51 Москва912 Новосибирская область129,53 Пермский край134,54 Московская область1385

50 Получение сведений из ЕГРП - 1 Позиция исследования Значение по всем точкам Количество обращений1 Количество физических посещений2 Наиболее распространенная стоимость 244 руб. (200 р –пошлина) Среднее время предоставления результатов4 дн. Среднее время ожидания в очереди на подачу документов50 мин. Интервал стоимости руб. Интервал времени получения результатов обращения 0-30 дн. Проблема: длительные очереди при соблюдении всех остальных параметров Лучшая практика: выдача в день обращения

51 Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – 1 (дачный участок) Позиция исследования Значение по всем точкам Количество обращений4 группы Количество физических посещений 3 (непосредственно Росреестр) Наиболее распространенная стоимость руб. Среднее время предоставления результатов28 дн. Среднее время ожидания в очереди на подачу документов44/20 мин.* Интервал стоимости12342 – руб. Интервал времени получения результатов обращения дн. Очень индивидуальные траектории (до 2-х лет сбор документов) * подача/получение

52 Кадастровый учет - 2 Большую часть расходов – около 50 % расходы на межевание земельного участка (в среднем 6,9 тыс. руб.), около 12 % - другие органы власти (в среднем 1,9тыс. рублей), ок.0,9 тыс. руб. (5 %) - расходы на банковские комиссии, нотариусов и СМИ. Сюда же следует добавить типовую практику несения расходов на посредника – риэлтора, не являющегося кадастровым инженером, а просто осуществляющим «правильное заполнение» документов. Средняя стоимость услуг посредника - ок.7 тыс.руб. Структура расходов Сопутствующая проблема: неразвитость рынка услуг по межеванию ненадежность старых карт в сравнении с современными средствами измерения координат скорость изменений законодательства превышает скорость подготовки документов

53 Кадастровый учет - 3 Объективная сложность услуги «Объяснить весь процесс никто не мог» Сочетающаяся с обычным формальным подходом (наложение участков на карте) Болезненные ошибки со стороны органов власти Получение услуги в электронном виде: необходимость ЭЦП заявителя и ЭЦП кадастрового инженера (в регионах – не нашлось) Условия обслуживания Отсутствие взаимодействия с ОМСУ Проблемы 1) интеграция кадастрового учета и учета прав (по желанию единая услуга с переупаковкой процедур и требуемых документов) 2) межведомственное и электронное взаимодействие с ОМСУ 3) точки «невозврата» в процессе предоставления услуги 4) ответственность за неправильное оформление документов 5) условия обслуживания Предложения

54 Предоставление сведений из ГКН Позиция исследованияЗначение Количество обращений1 Количество физических посещений органа (организации)2 Наиболее распространенная стоимость обращения278 руб. Среднее время предоставления результатов обращения9 дн. Среднее время ожидания в очереди на подачу документов29 мин. Средние границы интервала стоимости обращения- Средние границы интервала времени получения результатов обращения5-17 дн. Проблема: условия обслуживания. Существенная дифференциация точек обслуживания, в отличие от других услуг, не зависит от «столица» / «не столица» Предложение: развитие эл. сервисов

55 Практика предоставления государственных услуг: услуги в сфере строительства По каждой услуге: 12 городов, 4 -5 респондентов Длительность строительного цикла vs актуальность данных Различие объектов наблюдения с исследованием Сделано: 2 закона и 5 проектов ФЗ, план до конца 2011 г. Федеральное регулирование с особенностями на уровне ОМСУ Относительно благоприятная ситуация с каждой из услуг- необходимость изучения всего комплекса услуг в сфере строительства Решение: публичные и прозрачные критерии принятия решений

56 Выдача градостроительных планов земельных участков – 1. Профиль регулирования Всегов т.ч. ФОИВв т.ч. РОИВв т.ч. ОМСУ в т.ч. организации Количество обращений42-11 Доля по количеству50 %25 % Стоимость обращений Доля по стоимости2,5 %97,5 % Время обращений (с учетом параллельности) Доля по времени7 %52 %41 % Неформальные платежиВ отдельных регионах - распространены Максимальная стоимость: Получение материалов действующей топографической съемки (40 тыс. руб., организации) Максимальное время: Выдача ГПЗУ (64 дня, ОМСУ) По сравнению с 2010 г. проблема решена (принятие ПЗЗ) Затягивание сроков (норма по градкодексу – 30 дней) Наличие неформальных платежей за выдачу ГПЗУ

57 Наименование региона Среднее ст-ть, тыс. руб. МестоНепосредственно выдача ГПЗУ, дн. МестоСумма рангов Рейтинг Ростов-на-Дону Калуга Смоленск Хабаровск Астрахань Новосибирск Санкт-Петербург Саратов Ярославль Ленинградская область Москва Пермь Выдача ГПЗУ – 2. Рейтинг регионов

58 Выдача разрешений (регистрация) на производство инженерных изысканий Услуга не имеет отношения к застройщику Позиция исследования Непосредственно допуск к изысканиям Вступление в СРО Количество обращений 1 или 2 (организация и РОИВ) 1 Средняя распространенная стоимость обращения0477 тыс.руб. Среднее время предоставления результатов обращения28 дн.не более 30 дн. Средние границы интервала стоимости обращения тыс.руб. Средние границы интервала времени получения результатов обращения дн.до 120 дн. вступление в СРО выдача допуска (СРО + иногда противозаконно РОИВ) Этапы:

59 Рейтинг регионов (вступление в СРО) Наименование регионаМесто по стоимостиМесто по времениСумма местРейтинг Смоленск3141 Калуга4592 Хабаровск2792 Новосибирск73104 Ростов-на-Дону19104 Саратов Астрахань66126 Ленинградская область Пермь88169 Ярославль Санкт-Петербург Москва

60 Проведение государственной экспертизы проектной документации Позиция исследованияЗначение Количество обращений1 (организация) Средняя распространенная стоимость обращения345 тыс. руб. Среднее время предоставления результатов обращения28 Средние границы интервала стоимости обращения тыс. руб. Средние границы интервала времени получения результатов обращения23-33 Предоставляет учреждение-монополист Проблемы: возвраты за 1-3 дня до окончания срока – переподача с новой оплатой Неформальные платежи Есть методика расчета стоимости (база 100 тыс. руб.) По сравнению с 2010 г. ситуация улучшилась (другой объект) Решение: развитие негосударственной экспертизы

61 Выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства Позиция исследованияЗначение Количество обращений1 (ОМСУ) Средняя распространенная стоимость обращения0 Среднее время предоставления результатов обращения14 Средние границы интервала стоимости обращения0 Средние границы интервала времени получения результатов обращения ) существенная проблема - выявление «ошибок» в документах, выданных на более ранних стадиях и неформальные платежи 2) запрос документов, имеющихся в распоряжении ОМСУ Проблемы:

62 Присвоение адреса объекту недвижимости Позиция исследованияЗначение Количество обращений1 (ОМСУ) Средняя распространенная стоимость обращения4 тыс. руб. Среднее время предоставления результатов обращения24 Средние границы интервала стоимости обращения3-6 тыс. руб. Средние границы интервала времени получения результатов обращения23-27 Подтверждает беспроблемность услуги Срок не значим в рамках строительного цикла

63 Практика предоставления государственных услуг: универсальные услуги для бизнеса

64 Аттестация рабочих мест – 1 (13 субъектов, 4-5 респ.) Расчет для одного рабочего места Позиция исследованияЗначение Количество обращений2* Наиболее распространенная стоимость обращения2265 руб.** Среднее время предоставления результатов обращения5,15 дн. Средние границы интервала стоимости обращения руб. Средние границы интервала времени получения результатов обращения3,5-6,5 дн. * обращение + уведомление Роструда ** для офисных и опасных производственных – разница в % Типовое производственное (не опасное) предприятие: мест

65 Аттестация рабочих мест – 2 Формально: раз в 5 лет, реально: раз в 2-3 года, но только «по случаю» Предоставляется аккредитованными организациями (ок. 650 в РФ) Значительное дублирование с Роспотребнадзором Пересекающиеся предметы аттестации и проверки содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ; содержание в воздухе рабочей зоны биологического фактора; показатели микроклимата; параметры световой среды; ионизирующее излучение и пр. Уникальные предметы аттестации оценка травмоопасности рабочих мест; оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Апрель 2011 г.: новый порядок от Минздравсоцразвития увеличивающий бюрократическую нагрузку по услуге (ужесточение требований к комиссии, 12 отчетных документов вместо 8) Наличие льгот по взносам в ФСС (до 40 %), но слабая информированность предпринимателей

66 Аттестация рабочих мест – 2 Рынок аттестации Рынок техосмотра (до реформы) Легальный рынок: 62 млн. занятых * / 5 лет = 28,1 млрд. руб. в год Легальный рынок: 15 млн. легковых ТО* (300 пошлина стоимость) + 15 млн. иных ( ) = 30 млрд.руб.в год Аттестующая коммерческая организация Коммерческий пункт ТО Аккредитация Минздравсоцразвития (уведомительная, но с широким кругом оснований) Допуск через решение МВД Коммерческая оценка и завышение стоимости Регулируемая цена и коррупция Большое количество параметров, подлежащих проверке и жесткие требования с дискреционными полномочиями Отсутствие ответственности за результаты Отсутствие реального контроля качества (формальные процедуры) Контроль Роструд и Ропотребнадзор Контроль на дорогах Предложения: 1)Изменение модели аттестации: от обязательной к добровольному декларированию соответствия (за исключением опасных производств) с ответственностью работодателя 2)Стимул: скидки по взносам в ФСС для прошедших аттестацию 3)Ужесточение контроля опасных производств 4)Введение ответственности аттестующих организаций 5)Ликвидация дублирования Аттестация- Роструд-Роспотребнадзор 6)Повышение прозрачности критериев принятия решений аккредитации аттестующих 7)Сокращение перечня параметров, их раскрытие 8)Информационная поддержка реформы 9)Формально все 17 целей аттестации могут достигаться иными способами

67 Аттестация рабочих мест – 4. Рейтинг регионов Рейтинг по стоимости МестоНазвание региона Значение, руб. 1Волгоградская область1400 2Ярославская область1900 2Ростовская область1900 2Астраханская область1900 5Москва2000 5Московская область2000 5Новосибирская область2000 5Пермский край2000 9Калужская область Саратовская область Ставропольский край Смоленская область Хабаровский край3700 Рейтинг регионов по среднему времени получения МестоНазвание региона Значение, дней 1Калужская область1,1 2Москва1,7 3Московская область1,9 4Новосибирская область2 5Волгоградская область2,4 6Астраханская область5 6Ростовская область5 6Ставропольский край5 9Саратовская область6 9Пермский край6 11Смоленская область7 12Хабаровский край8 13Ярославская область14 Сводный рейтинг Название региона Место по стоим. Место по времени Сумма мест Рейтинг Волгоградская область 1561 Москва5272 Астраханская область 2683 Московская область 5383 Ростовская область 2683 Новосибирская область 5496 Калужская область91107 Пермский край59148 Ярославская область Ставропольский край Саратовская область Смоленская область Хабаровский край

68 Разработка декларации пожарной безопасности – 1 (16 регионов, 10 респ.) Позиция исследованияЗначение Без оценки рисков С оценкой рисков Количество обращений111 Стоимость обращения Среднее время предоставления результатов8,17,88 Интервал стоимости Интервал времени

69 Разработка декларации пожарной безопасности – 2 Текущий порядокПроблемы: Проводится в уведомительном порядке в МЧС с 1 мая 2010 г. (новые объекты - до ввода в эксплуатацию), 73 % - с первого раза, Траектории: без оценки рисков (подтверждает соответствие всем НПА) / с оценкой рисков (78 % респ., минимизация претензий при расчете до ввода в эксплуатацию); разработка самостоятельно (бесплатно) / через посредника (57 %) Соответствие установленному нормативному сроку (регистрация в течение 5 дней + уведомление в течение 3 дней) Эффективность данного механизма нуждается в оценке. подтверждение соответствия добровольным требованиям (без оценки риска – соответствие всем правилам, в т.ч. ведомственным, а значит добровольным) неопределенность критериев «изменений, влияющих на сведения декларации пожарной безопасности» (перерегистрация декларации) большое количество документов, которым нужно подтверждать соответствие, требования к квалификации составляющего – обращение к посредникам проведение оценки пожарных рисков экспертными организациями без адекватной системы подтверждения их компетентности (в настоящее время институт квази добровольной аккредитации в МЧС России). Планируется:Предлагается: упрощение формы и шаблоны через Интернет; установление закрытого перечня характеристик объекта, изменение которых ведет к изменению декларации; уточнение критериев и требований к объектам защиты исключить требование соответствия добровольным требованиям Продумать смену модели: введение незатратной обязательной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты путем независимой оценки пожарного риска как альтернативы государственному контролю с ответственностью аккредитованных организаций, заверяющих декларацию соответствия

70 Выдача разрешений сбросы (5 регионов, 4-5 респ.) (4 тыс. получателей) Всегов т.ч. ФОИВв т.ч. РОИВв т.ч. ОМСУ в т.ч. организации Количество обращений Доля по количеству80 %--20 % Стоимость обращений168,8 тыс.руб2,2--166,6 Доля по стоимости1,3 %--98,7 % Время обращений (с учетом параллельности) 166 дн Доля по времени67%--33 % Максимальная стоимость Разработка проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (Самостоятельно/ с привлечением специализированной организации,166,6 тыс.руб.) Максимальное время - // -, 55 дн.

71 Выдача разрешений на выбросы (5 регионов, 4-5 респ.) (15 тыс. получателей) Всегов т.ч. ФОИВв т.ч. РОИВв т.ч. ОМСУ в т.ч. организации Количество обращений43--1 Доля по количеству75 %--25 % Стоимость обращений73,2 тыс. руб.2--71,2 Доля по стоимости2,7 %--97,3 % Время обращений (с учетом параллельности) 149 дн Доля по времени58 %--42 % Максимальная стоимость Разработка проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Самостоятельно/ с привлечением специализированной организации, 71,2 тыс.руб.) Максимальное время - // -, 62 дня

72 Выдача разрешений на выбросы и сбросы Характеристики: длительная процедура, но параллельные обращения проблемы с методиками расчета, в т.ч. устаревшими, реальными исследованиями и негармонизированными требованиями различных ведомств - формальные согласования разных документов, сложная услуга (НДС и ПДВ – 200 страниц), а значит посредники (3 компании из 45 самостоятельно), различная региональная практика, даже по комплекту документов первый год работы Росприроднадзора в целом позитивные оценки, но есть «неофициальные отказы» и выданные «задним числом» результаты, «неформальные платежи» но через посредников и не во всех регионах Предложения: внедрение «одного окна» и межведомственного взаимодействия (сейчас никто не отвечает за процесс); устранить формальное разделение утверждения нормативов (и лимитов) выбросов (ПДВ) и получения разрешения на выбросы (в один орган последовательно один комплект документов); расширение информирования и консультирования с модернизацией методик; рассмотреть модель квотирования выбросов и сбросов с одним согласованием квот

73 Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - 1 (12 регионов, 4-5 респондентов) Всегов т.ч. ФОИВв т.ч. РОИВв т.ч. ОМСУ в т.ч. организаци и Количество обращений Доля по количеству 33 %--67 % Стоимость обращений 94,4 тыс. руб.1--93,4 Доля по стоимости 1%--99 % Время обращений (с учетом параллельности) Доля по времени 45 %--55 % Максимальная стоимость:Разработка паспорта опасного отхода 32,8 тыс. руб. (организация) Максимальное время:Разработка Проекта нормативов образования отходов (организация)

74 Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение– 2 Характеристики: сложная услуга и посредники (10 из 58 самостоятельно, посредники не ускоряют) различие региональной практики по документам, первый год работы Росприроднадзора в целом позитивные оценки и «политическая воля» к упорядочиванию, сократилась проблема отсутствия стандартных отходов в федеральном классификаторе но остались документы «задним числом», неформальные платежи через посредников, хотя зависит от региона позитивно введение уведомительного порядка для малого бизнеса (2010 г.); позитивно отмена паспортизации неопасных отходов (V класс) в 2008 г., но подтверждение неопасности – только через экспериментальный метод (расчетный не подходит) устаревшая модель планирования размещения (проверка документа о готовности полигона разместить отходы) Динамика преступлений по статье 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» в 2010 году было зарегистрировано всего 21 преступление (в 2005 – 78, в 2006 – 113, в 2007 – 84, в 2008 – 42, в 2009 – 40). Число согласованных лимитов: 2008 г. – , 2009 г. – , 2010 г. – В 2009 году, всего осуждено 11 человек. При том что до 2010 г. – огласовывали ВСЕ предприятия, включая малый бизнес Предложения: Смена модели: уведомительный порядок и для отходов III-IV классов (умеренно и малоопасные) опасности, а утверждать только для чрезвычайно (I) и высокоопасных (II) с выборочным контролем подтверждать V класс расчетным методом обновить требования к паспортам отходов с типовыми паспортами на распространенные отходы (например, лампы ртутные) расширить федеральный классификатор (иначе дополнительные исследования и разночтения) информирование, консультирование, соблюдение сроков

75 Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - 3 Рейтинг регионов по стоимости Регион мониторинга Средн. стоимость, тыс. руб. Рейтинг Алтайский край53,31 Волгоградская область592 Саратовская область60,63 Калужская область634 Ярославская область675 Ростовская область716 Хабаровский край727 Новосибирская область81,28 Ставропольский край859 Пермский край137,610 Московская область16711 г. Москва21612 Среднее94,4 Сводный рейтинг регионов Итоговый рейтингРегион мониторингаМесто по стоимостиМесто по времениСумма мест 1Алтайский край145 2Калужская область426 2Саратовская область336 4Ставропольский край9110 5Ярославская область5712 6Волгоградская область Хабаровский край7613 8Новосибирская область8715 8Ростовская область Пермский край Московская область г. Москва Рейтинг регионов по времени (2-3 попытка сдачи) РейтингРегион мониторингаСредний срок, дн. 1Ставропольский край89 2Калужская область114 3Саратовская область125 4Алтайский край127 5Пермский край139 6Хабаровский край146 7Новосибирская область150 7Ярославская область150 9Ростовская область156 10Московская область172 11Волгоградская область180 12г. Москва235 Среднее150

76 Государственная регистрация товарного знака, знака обслуживания и выдача на них свидетельств - 1 (16 регионов) Позиция исследованияЗначение Личное обращение Обращение через патентного поверенного Количество обращений111 Средняя стоимость обращения руб руб руб. Среднее время предоставления результатов обращения 10,4 мес.9,7 мес.10,7 мес. Средние границы интервала стоимости обращения руб. Средние границы интервала времени получения результатов обращения 1-24 мес.1, Обращение в ФГУ ФИПС (монополист)

77 Государственная регистрация товарного знака - 2 Характеристики: Централизованное предоставление услуги в Москве (55 тыс. заявок на регистрацию, 57 % российские заявители, 26 % Москва, 10 % в совокупности МО и СПб) Официальное участие посредников – «патентных поверенных» (69 % респондентов) Сумма пошлин: 20,5 тыс. руб. (для регистрации по 1 классу, среднее – по 1,8 классам) Длительные сроки с неопределенным нормативно «центральным этапом» - содержательной экспертизы заявки, длительные сроки обжалования, высокая степень усмотрения на данном этапе, недостаточная регламентация процедур межведомственного взаимодействия Ограничение на распространение информации для проверки сходности знаков) – платный доступ в базу данных, бесплатно –просмотр бюллетеня без поиска «Конкуренция» двух порядков – национального (российское законодательство) и международного (Мадридское соглашение и Мадридской протокол): после формальной экспертизы переход на «международный» - легальный способ ускорения процедур (пусть и за деньги), но только при поддержке ФИПС Правовые основания для участия ФИПС (отсутствие госзадания) Устаревшие ведомственные акты и ограничения информирования и консультирования Предложения: Нормативное закрепление и сокращение сроков исполнения административных процедур Уточнение формулировок оснований для отказа Определение требований к составу документов Определение порядка продления срока действия исключительного права на товарный знак Нормативное закрепление участия ФГУ ФИПС в предоставлении государственной услуги Подача заявки на регистрацию товарного знака в электронной форме, а также осуществление необходимой переписки заявителя с уполномоченным органом, актуализация информации на Едином портале Обеспечение с использованием портала Роспатента (ФГУ ФИПС) бесплатного доступа к информационной системе и базам данным

78 Государственная регистрация товарного знака - 3 : условный рейтинг регионов Рейтинг регионов по стоимости п/п Наименование субъекта Российской Федерации Стоимость, руб. Место в рейтинге 1Хабаровский край Ставропольский край Краснодарский край Нижегородская область Ростовская область Свердловская область Приморский край г. Москва Новосибирская область Удмуртская Республика Республика Татарстан Московская область Челябинская область г. Санкт-Петербург Чувашская Республика Самарская область Рейтинг регионов по времени п/п Наименование субъекта Российской Федерации Время, мес. Место в рейтинге 1Новосибирская область6,11 2Краснодарский край8,52 3Чувашская Республика8,83 4Самарская область8,94 5Хабаровский край9,45 6Свердловская область9,66 7Ставропольский край10,27 8Ростовская область10,48 9Удмуртская Республика10,59 10Челябинская область10,810 11г. Москва10,911 12Приморский край11,412 13Московская область11,613 14Республика Татарстан12,414 15Нижегородская область12,815 16г. Санкт-Петербург14,916 Различия не в траектории или регионе, а в характеристиках заявителя

79 Практика предоставления государственных услуг: отдельные услуги для бизнеса

80 Выдача санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии производства санитарным правилам – 1 (12 регионов, 4-5 респ.) Позиция исследованияЗначение Количество обращений2 Средняя стоимость обращения32 тыс. руб. Среднее время предоставления результатов обращения 42 дн. Средние границы интервала стоимости обращения тыс. руб. Средние границы интервала времени получения результатов обращения тыс.руб.

81 Заключение СЭС-2 Характеристики: Услуга и отрасль в процессе действия реинжиниринга 1.замена заключения на регистрацию продукции (реализация с октября 2011 г.) 2.сокращение перечня видов деятельности с выдачей заключения СЭС на производство: фармацевтическая деятельность; деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности. деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами Другие характеристики: посредники – подороже, но побыстрее, чем через Роспотребнадзор, сложность услуги с испытанием и большим количеством документов Предложения : оценка последствий реинжиниринга

82 Заключение СЭС -3. Рейтинги регионов («до реинжиниринга») Рейтинг по стоимости МестоНазвание региона Время предоставления услуги, дней 1Калужская область23 2Ставропольский край25 2Саратовская область25 4Ярославская область29 5Пермский край30 6Новосибирская область32 7Ростовская область45 7Смоленская область45 9Московская область55 10Москва60 11Волгоградская область65 12Алтайский край75 Рейтинг по времени Совокупный рейтинг регионов Регион мониторингаМесто по стоимости Место по времени Сумма местИтоговый рейтинг Ставропольский край3251 Калужская область4151 Ростовская область2793 Ярославская область84124 Алтайский край Пермский край95146 Саратовская область Московская область69158 Новосибирская область96158 Волгоградская область Москва Смоленская область МестоНазвание региона Стоимость предоставления услуги, тыс. руб. 1Алтайский край11 2Ростовская область15 3Ставропольский край18 4Калужская область20 5Волгоградская область27 6Москва30 6Московская область30 8Ярославская область32 9Новосибирская область35 9Пермский край35 11Смоленская область49 12Саратовская область80

83 Согласование санитарно-защитной зоны предприятия (для объекта 3-го класса опасности) (6 регионов, 4 респ.) Всегов т.ч. ФОИВв т.ч. РОИВв т.ч. ОМСУ в т.ч. организаци и Количество обращений31--2 Доля по количеству33 %--67 % Стоимость обращений 201 тыс. руб Доля по стоимости0 %--100 % Время обращений (с учетом параллельности) 133 дн Доля по времени21 %--79% Максимальная стоимость: разработка проекта санитарной защитной зоны (организация, 175 т.р.) Максимальное время:- // -, 87 дн. Три этапа: топографический план, разработка проекта СЗЗ, согласование проекта СЗЗ, также требуются иные документы предприятия, например, генплан 5 классов объектов, 4,5 класс- «автоматом» 50 и 100 м и согласование только при корректировке, 3 кл. –субъект РФ, 4 и 5 класс – Главный санитарный врач РФ Регулирование услуги решения главных санитарных врачей субъектов РФ Предложение: разработка методики расчета стоимости и регламентация

84 Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) (6 регионов, 10 респ.) Значение Количество обращений1 Средняя стоимость обращения руб Среднее время предоставления результатов обращения 57 дн. Средние границы интервала стоимости обращения – руб Средние границы интервала времени получения результатов обращения дн. одно обращение (МЧС), срок превышает законодательные 45 дн., посредник в 32 % случаев проблемы: усмотрения чиновников дублирование форм оценки компетенции со строительством (необходимость вступления в СРО) предложение: уточнение требований, контроль дисциплины, эл. подача документов, ликвидация дублирования

85 Регистрация опасных производственных объектов – 1 (5 регионов, 3-4 респ.) Всегов т.ч. ФОИВв т.ч. РОИВв т.ч. ОМСУ в т.ч. организаци и Количество обращений41--3 Доля по количеству25 %--75 % Стоимость обращений 107,6 тыс.руб ,6 тыс.руб Доля по стоимости0 %--100 % Время обращений (с учетом параллельности) 41 дн Доля по времени37 %--63 % Максимальная стоимость: Подготовка сведений, характеризующих ОПО; подготовка проекта карты учета ОПО, 91,2 тыс. руб. организация Максимальное время:- // -, 16дн., организация Данные на 1 объект Разработка организациями за деньги, регистрация Ростехнадзором бесплатно

86 Регистрация опасных производственных объектов – 2 Характеристики: используется для оценки минимальной суммы страхования практика самостоятельной подготовки - только крупные предприятия Сделано: переклассификация объектов на 4 класса, сокращение перечня регистрируемых (например, нет лифтов в домах) введение уведомительного порядка с новые правила обязательного страхования Проблема : идентификация объекта (всего зарегистрировано 300 тыс. объектов), требует высокой квалификации, не установлены основания для отказа всегда максимальный комплект документов неформальные отношения через посредников завышение цен у посредников и навязывание посредников Замер издержек перед реинжинирингом

87 Всегов т.ч. ФОИВв т.ч. РОИВв т.ч. ОМСУ в т.ч. организаци и Количество обращений41--3 Доля по количеству25 %75 % Стоимость обращений77,8 тыс.р.14 тыс. р.--63,8 тыс.р. Доля по стоимости18 %72 % Время обращений (с учетом параллельности) 33 дн Доля по времени52 %48 % Неформальные платежиОтсутствуют ПосредникиОтсутствуют Максимальная стоимость: Прохождении курсов повышения квалификации (57,8 тыс. р., организация) Максимальное время: Получение лицензии (Ространснадзор, ФОИВ), хотя много меньше нормативного Лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (5 регионов, 5 респ.) - 1

88 Лицензирование перевозок – 2. Рейтинги регионов Рейтинг регионов по стоимости Рейтинг регионов по времени (полный, все обращения по услуге) МестоНазвание региона Значение, тыс. руб. 1Ярославская область52 2Астраханская область52 3Смоленская область57 4Пермский край66 5Хабаровский край162 МестоНазвание региона Значение, дней 1Пермский край19 2Астраханская область27 3Хабаровский край31 4Ярославская область44 5Смоленская область48 Хабаровск: необходимость предоставления сертификата соответствия типа т/с

89 Лицензирование перевозок - 3 Проблема: отсутствие эффективного механизма контроля на дорогах и недобросовестная конкуренция устаревшая НП-база требования для формального подтверждения квалификации переоформление лицензионных карточек на авто Предложения: изменение модели предоставления услуги: уведомительный порядок для не-автобусов ужесточение контроля за автобусами в пунктах посадки-высадки пассажиров через спутник

90 Заключение договора на установку и эксплуатация рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности – 1 (5 регионов, 8-10 респ.) Щитовая конструкцияДругие конструкции Количество обращений1 (ОМСУ) Средняя стоимость обращения руб руб Среднее время предоставления результатов обращения 180 (191) дн.*184 (198) дн* Средние границы интервала стоимости обращения руб руб Средние границы интервала времени получения результатов обращения 96 (102) (296) дн* 104 (113)- 313 (332) дн* * с момента подачи заявления (с момента начала подготовки заявки)

91 Заключение договора на установку и эксплуатация рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности – 2 Характеристики : регулирование на уровне ОМСУ конкурс/аукцион (разницу установить не удалось) щитовая / иные 57 % через посредников Проблемы : завышенные сроки, неудовлетворительная организация торгов и процедур, отсутствие информирования дублирование заключения договора и выдачи разрешения редкость проведения торгов Предложения: (регулирование на уровне ОМСУ) выдавать разрешение вместе с заключением договора,

92 Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории – 1 (5 регионов, 8-10 респ.) Щитовая конструкцияДругие конструкции Количество обращений1 (ОМСУ / ГУ) Средняя стоимость обращения руб руб Среднее время предоставления результатов обращения 123 (130)дн.* 96 (102)дн* Средние границы интервала стоимости обращения руб руб Средние границы интервала времени получения результатов обращения 73 (77) (191)дн* 72 (77)- 138 (147)дн* * с момента подачи заявления (с момента начала подготовки заявки)

93 Выдача разрешений на установку рекламных конструкций – 2 Характеристики : регулирование на уровне ОМСУ нечеткий перечень параметров и факторов для согласования, перечня документов 47 % через посредников щитовая / иные Проблемы : нечеткий перечень параметров и факторов для согласования, перечня документов завышенные сроки Предложения: (регулирование на уровне ОМСУ) более детальная регламентация на уровне ФЗ (?)

94 Спасибо за внимание! Центр анализа деятельности органов исполнительной власти ИГМУ НИУ ВШЭ