Learning outcomes - основа европейской образовательной программы Факультет математики, механики и компьютерных наук Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция автоматизированного формирования актуализированного набора учебных курсов с учетом требований рынка труда на основе интеллектуального анализа.
Advertisements

Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Основные возможности использования IKT в когнитивной таксономии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Основные понятия компетентностного подхода и уровни сформированности компетенций магистров. Вып. студент группы ПМБС 11 Хубиев Р.Х.
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ БФУ им. И. Канта Май 2018.
Компетенция: структура, уровни сформированности, особенности оценивания Рягин С.Н., зав. каф. педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., профессор.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации познавательного интереса в мыслительной деятельности учащихся Прогрессивные педагогические.
Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.
Масштабируемые диверсные технологии для критических приложений COURSE PC2 Scalable diversity-based technologies for safety-critical applications TEMPUS-SAFEGUARD.
Педагогическое образование. Профиль Информатика Создание карты компетенций с использованием таксономии Блума на примере собственного образовательного стандарта.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Понятие цели в педагогике Педагогическая цель – это предвидение педагогом и воспитанниками (учащимися) результатов их взаимодействия в форме обобщенных.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Транксрипт:

Learning outcomes - основа европейской образовательной программы Факультет математики, механики и компьютерных наук Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону Учебно-методический семинар

2 План презентации «Что это за learning outcomes?», или немного теории «Что это за learning outcomes?», или немного теории «Откуда взялась эта learning outcomes?», или немного истории «Откуда взялась эта learning outcomes?», или немного истории «Зачем нам знать про эту learning outcomes?», или интернационализация образования «Зачем нам знать про эту learning outcomes?», или интернационализация образования «Как сделать по настоящему learning outcomes?», или рекомендации международного опыта «Как сделать по настоящему learning outcomes?», или рекомендации международного опыта Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

3 Болонский процесс – что это такое? Болонский процесс – результат встреч министров образования, т.е. совершенно административно- бюрократическая вещь Изначально он направлен на формирование единого Европейского пространства высшего образования проводник БП – Европейская комиссия, остальные – лишь консультанты: Совет Европы, ЮНЕСКО, Европейская ассоциация университетов (EUA), Европейский Союз студентов (ESU), Европейская ассоциация обеспечения качества в высшем образовании (ENQA) и др. Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

4 История Болонского процесса Сорбонская декларация – 1998 (Фр.+Гер.+Ит.+Великобр.) Болонская декларация – 1999 (29 стран Европы) Парижское коммюнике – 2001 (33 страны, Рабочая группа) Берлинское коммюнике – 2003 (40 стран, вкл. Россию) Бергенское коммюнике – 2005 (45 стран) Лондонское коммюнике – 2007 (46 стран) Коммюнике, принятое в Лёвене/Лувен-ля-Нёв – 2009 o Цель реформирования образовательных программ – студентоориентированное обучение (student-centred approach) Коммюнике, принятое в Будапеште/Вене – 2010 (47 стран) Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

5 Ссылки по теме Kennedy D., Hyland A., Ryan N. Writing and Using Learning Outcomes: a Practical Guide // Dublin City University, Dublin, Ireland Using learning outcomes – European Qualifications Framework Series: Note 4 // Luxembourg: Publications Office of the European Union, – 48 pp. – ISBN Walsh A., Webb M. ADC Guide to writing Learning Outcomes // Academic Development Centre, Kingston University, London, – 12 pp. UCE Birmingham Guide to Learning Outcomes // Birmingham City University, Staff & Student Development Department Writing Learning Outcomes. A guide for academics // University of Limerick, Ollscoil Luimnigh, – 29 pp. Tuning Educational Structures in Europe, Overton T. Writing learning outcomes. Advice on defining courses using an outcomes-based approach // Physical Sciences Centre, University of Hull, – 2 pp. Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

6 Teacher-centred approach и Student-centred approach Преподаватель-ориентированный подход разработки учебной программы/модуля: o Разработка учебной программы начинается с «оглавления», т.е. преподаватель выбирает разделы, которые он считает наиболее важными и которые собирается преподать o Преподаватель решает, какой материал и в какой форме он будет преподавать (традиционно = лекции + упражнения) o Преподаватель решает как оценивать студентов (традиционно – оценивается усвоение лекционного материала на экзамене) o Успешным обучением считается получение хорошей оценки Суть критики этого подхода – неясно, что студент будет уметь после успешного завершения обучения Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

7 Студентоориентированный подход Разработка учебной программы любого уровня (специальность, дисциплина, модуль, занятие и т.п.) опирается на ожидаемые результаты обучения – learning outcomes Learning outcomes are statements of what a learner is expected to know, understand and/or be able to demonstrate after completion of a process of learning (ECTS Users Guide, 2005). «Формулировки результатов обучения – это утверждения о том, что обучаемый (как ожидается) знает, понимает и/или может продемонстрировать (умеет, может выполнить) после завершения обучения» Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

8 Learning outcomes - это … важно! Обещание (студент и/или абитуриент делает свой жизненный выбор) Обязательство (работодатель рассчитывает получить соответствующего специалиста) Средство оценки (можно оценить качество обучения по степени достижения результата) Способ интеграции (университеты-партнеры могут сопоставить свои учебные программы) Стержень образовательной программы (набор дисциплин и их содержание вытекает из ожидаемых результатов образовательной программы) Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

9 Learning outcomes должны быть … Понятными и честными (студент и/или работодатель не должны обманутся в своих ожиданиях) Реалистичными (результат должен соответствовать объему учебной нагрузки) Точными и измеримыми (должны быть способы оценки качества и достижения результата) Краткими, отражать главное (для разных учебных программ/курсов/модулей видно и общее и отличия) Стандартными (формулировки используют однозначную терминологию и общие правила) Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

10 Learning outcomes отличаются от… Целей (aims, objectives) o Aims: Give broad purpose or general intention of the module/lecture/course/program o Objectives: Information about what the teaching of the module/lecture/course/program hopes to achieve. o Цели модуля/лекции/курса/программы – чего хочет достичь преподаватель, т.е. какой объем материала преподать и как глубоко. o Например, целью модуля может быть «познакомить студентов с основными принципами строения атома» (to introduce students to the basic principles of atomic structure). Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

11 Learning outcomes отличаются от … Компетенций (competences) o Competence is a dynamic combination of attributes, abilities and attitudes (ECTS Users Guide, 2005) o «Компетенция - динамичное сочетание знания, понимания, навыков и способностей» Компетенции могут быть общими (generic) и предметно-специфическими (subject-specific) Нормальному человеку разобраться в этом невозможно! …А придется… Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

12 Как писать learning outcomes? Начинать стандартной фразой. Например, «студенты, успешно завершившие изучение этого модуля смогут…» (On successful completion of the module, students will be able to…) Перечислять каждый результат обучения (learning outcome) отдельной фразой единообразной структуры, используя только один специальный глагол в соответствии с таксономией Блума (Bloom's Taxonomy). Например, «… объяснить роль учетной информации в организациях» (… explain the role of accounting information in organizations). Не использовать «запрещенных глаголов». Избегать как слишком общих формулировок ожидаемых результатов (их будет трудно оценить), так и слишком частных (список может оказаться слишком длинным). Иметь ввиду, что каждый заявленный результат должен быть проверяем, измеряем и допускать оценку. Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

13 Как писать learning outcomes? Понимать, каким образом может быть проведена контрольная оценка того, что результат достигнут. Т.е. как преподаватель может убедиться, что студенты достигли заявленного результата (if the student has achieved these learning outcomes?) и в какой мере (grading assessment criteria). Не терять чувства реальности и объективно планировать, какой результат может быть достигнут в отведенное учебное время. Не допускать перегрузку студентов. Очень полезно обсудить learning outcomes с коллегами и бывшими студентами, если возможно. Для студентов старших курсов следует пытаться достичь хотя бы некоторых результатов на высших уровнях таксономии Блума Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

14 Таксономия Блума Классифицирует педагогические цели в познавательной сфере (устанавливает иерархию результатов обучения, которых могут достичь студенты) 1. Knowledge 2. Comprehension 3. Application 5. Synthesis 4. Analysis 6. Evaluation 1. Знание 2. Понимание 3. Применение 5. Синтез 4. Анализ 6. Оценка Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

15 1. Знание ( 1. Знание (Knowledge) Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостной теории. В результате обучения студент может: воспроизводить термины, конкретные факты, методы и процедуры формулировать основные понятия, правила и принципы. При описании learning outcomes для этой категории используются следующие английские глаголы: define, repeat, record, list, recall, name, relate, outline, duplicate, label, memorise, tabulate Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

16 2. Понимание (Comprehension ) Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. В результате обучения студент может: объяснять факты, правила, принципы; преобразовывать словесный материал в математические выражения; предположительно описывать будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. При описании learning outcomes для этой категории используются следующие английские глаголы: o translate, restate, discuss, describe, recognize, explain, express, identify, locate, report, review, tell Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

17 3. Применение ( 3. Применение (Application) Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. В результате обучения студент может: применять законы, теории в конкретных практических ситуациях; использовать понятия и принципы в новых ситуациях. При описании learning outcomes для этой категории используются следующие английские глаголы: o interpret, apply, employ, use, demonstrate, dramatize, practise, illustrate, operate, schedule, sketch Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

18 4. Анализ ( 4. Анализ (Analysis) Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура В результате обучения студент может: вычленять части целого; выявлять взаимосвязи между ними; определять принципы организации целого; видеть ошибки и упущения в логике рассуждения; проводить различие между фактами и следствиями; оценивать значимость данных. При описании learning outcomes для этой категории используются следующие английские глаголы: o distinguish, analyse, differentiate, appraise, calculate, experiment, test, compare, contrast, criticize, diagram, inspect, debate, question, relate, solve, examine, categorize Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

19 5. Синтез ( 5. Синтез (Synthesis) Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. В результате обучения студент может: написать сочинение, реферат, сделать доклад; предложить план проведения эксперимента или других действий; составить схемы решения задачи/проблемы. При описании learning outcomes для этой категории используются следующие английские глаголы: o compose, plan, propose, design, formulate, arrange, assemble, collect, construct, create, set up, organize, manage, prepare Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

20 6. Оценка ( 6. Оценка (Evaluation) Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. В результате обучения студент может: оценивать логику построения письменного текста; оценивать соответствие выводов имеющимся данным; оценивать значимость того или иного продукта деятельности. При описании learning outcomes для этой категории используются следующие английские глаголы: o judge, appraise, evaluate, rate, compare, revise, assess, estimate Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

21 – примеры Knowledge – примеры Recall genetics terminology: homozygous, genetics heterozygous, phenotype, genotype, homologous chromosome pair, etc. Identify ethical implications of and scientific investigations. Describe how and why laws change and the how consequences of such changes on society. List the criteria to be taken into account when the caring for a patient with tuberculosis. Define what behaviors constitute unprofessional what practice in the solicitor-client relationship. Describe the processes used in engineering when the preparing a design brief for a client Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

22 Comprehension – примеры Differentiate between civil and criminal law Identify participants and goals in the development participants of electronic commerce Predict the genotype of cells that undergo meiosis the and mitosis. Explain the social, economic and political effects of the World War I on the post-war world. Classify reactions as exothermic and endothermic. Recognise the forces discouraging the growth of the the educational system in Ireland in the 19th century. Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

23 – примеры Application – примеры Construct a timeline of significant events in the history of a Australia in the 19 th century. Apply principles of evidence-based medicine to determine clinical diagnoses. Select and employ sophisticated techniques for analysing the and efficiencies of energy usage in complex industrial processes. Relate energy changes to bond breaking and formation. Modify guidelines in a case study of a small manufacturing guidelines firm to enable tighter quality control of production. Show how changes in the criminal law affected levels of how incarceration in Scotland in the 19th century. Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

24 – примеры Analysis – примеры Analyse why society criminalises certain behaviors. Compare and contrast the different and electronic business models. Debate the economic and environmental the effects of energy conversion processes. Calculate gradient from maps in m, km, % and ratio. Compare the classroom practice of a newly the qualified teacher with that of a teacher of 20 years teaching experience. Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

25 – примеры Synthesis – примеры Recognise and formulate problems that are and amenable to energy management solutions. Propose solutions to complex energy management problems both verbally and in writing. Summarise the causes and effects of the 1917 the Russian revolutions. Relate the sign of enthalpy changes to exothermic and endothermic reactions. Organise a patient education programme. Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

26 – примеры Evaluation – примеры Assess the importance of key participants in bringing about change in Irish history Evaluate marketing strategies for different electronic business models. Predict the effect of change in temperature on the position of equilibrium… Summarise the main contributions of Michael Faraday to the field of electromagnetic induction. Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

27 Разработка учебного модуля/ лекции/курса/программы Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, ) Модификация и совершенствование Develop & rethink the module Определить критерии оценок (шкалу) Define threshold assessment criteria Разработать контрольные задания Design assessment task(s) Сформулировать ожидаемые результаты Write learning outcomes Определить цели и задачи модуля Identify aim(s) of module Разработать стратегию обучения Develop teaching & learning strategy

28 Аннотация модуля/лекции/ курса/программы Для того, чтобы составить аннотацию учебного курса в соответствии с болонскими рекомендациями, надо Перечислить педагогические цели, которые должны быть достигнуты в курсе (одна цель – одно предложение) Определить, к какому из 6 вариантов таксономии Блума будет относится каждая цель (что смогут освоить студенты за отведенное время и как это можно будет оценить) Сформулировать learning outcomes, используя «болонские глаголы» (один результат – одно предложение и один глагол) Проверить, не используются ли «запрещенные глаголы», значение которых общее, неконкретное, расплывчатое: «знать», «понимать», (know, understand, become aware of, appreciate, learn), т.п. Заполнить шаблон аннотации курса на русском и английском языках Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

29 Шаблон аннотации курса Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, ) НАЗВАНИЕ КУРСА (COURSE TITLE)ECTS Год и семестр (Year and period) Указывается уровень подготовки, специальность, профиль, семестр Преподаватель(ли) (Teachers) Указываются сведения о преподавателях Цели и задачи (Aims & objectives) Формулируются основные цели и задачи курса с т.з. преподавателя. Результаты (Outcomes) Формулируются ожидаемые результаты, которые достигнут студенты при успешном освоении курса. Содержание (Content) Приводится основное содержание курса Режим обучения (Modes of study) Перечисляются виды и формы учебной работы с указанием их сроков и трудоемкости. Оценивание (Evaluation) Перечисляются виды и формы отчетности с указанием сроков и вклада в итоговую оценку (%) Учебные материалы (Study materials) Перечисляются основные учебные материалы Необходимые навыки (Prerequisites) Указываются «входные» требования для успешного освоения курса Прочая информация (Further information) Указывается, если необходимо

30 Рассмотрим пример аннотации курса (в английской и русской версии) Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, )

31 OBJECT-ORIENTED DESIGN AND PROGRAMMING IN C++ 3 ECTS Year and period MSc. (Applied Mathematics), 1 year, period 3-4 TeachersLecturer(s): Ph. D. K.A.Nadolin Aims and objectives Course deals with advanced concepts and techniques of object-oriented design and can apply these techniques in solving practical programming tasks on the base of C++ language. The aim of the course is to teach students object-oriented approach to design computer programs and to implement C++ language for coding. The objective of the course is to bring together theory of object-oriented design and programming on C++. OutcomesOn successful completion of the course, the students are expected to be able to: compare the programming languages and their facilities for object-oriented programming; define a set of abstract concepts as a knowledge domain environment; design a hierarchical set of data types (C++ classes) on the base of inheritance; make out the classes hierarchy on the base of inclusion relations and on the base of private inheritance; choose and implement a suitable inheritance scheme: behavior and realization; only realization; only behavior; utilize both dynamic dispatch (i.e. dynamic binding or late binding or run-time linking) and static calls (i.e. fixed implementation or name binding or early binding or compilation-time linking) in computer program code; explain the role of polymorphism and design polymorphic computer program code.

32 Content Programming methodology, technology and languages facilities. Comparison the concepts of procedure-oriented programming (POP) and object-oriented programming (OOP). Fundamental concepts of OOP: abstraction, encapsulation, modularity, data hierarchy through inheritance, polymorphism and typing, parallelism and stability. Classes in C++. Encapsulation and modularity – methods and properties in classes. Example – class "String" Polymorphism in C++. Five ways to implement polymorphic code. The functions overloading and default values for functions' parameters. Interface as a data type definition. Operators overloading in C++. Class methods and class friends. Inline functions. Concept of lvalue in C++. Pointer and reference data types. Constants in C++: objects, pointers, references, methods. Techniques; tricks and receipts for practical programming and program coding in C++ with pointers, references and constants. Concept of encapsulation and its implementation in C++. Default rules vs. encapsulation. Initialization and assignment for objects. Constructors and destructor in C++ classes environmental. Type conversion (type coercion and type casting) rules in C++. How to control typecasting by constructors and typecasting operation. Typecasting for variables, pointers and references. Static properties and methods in C++ classes. Techniques; tricks and receipts for practical programming and program coding in C++ with static properties and methods. Heap-based (dynamic) memory control in C++ classes. Techniques; tricks and receipts for practical programming and program coding in C++ with heap-based memory control. Classes' hierarchy: inclusion relations and inheritance. Inheritance implementation for polymorphism and for strong typing. Dynamic (late) binding and name (early) binding. I/O tools in C and C++. Standard I/O functions C-library vs. Standard I/O streams C++ class library. Three inheritance schemes: for behavior and realization; only for realization; only for behavior. Abstract classes and abstract base classes in C++. Multiple inheritances in C++. Virtual inheritance and virtual base classes. Techniques; tricks and receipts for practical programming and program coding in C++ with multiple inheritances. Exception handling system in C++. Techniques; tricks and receipts for practical programming and program coding in C++ with exception handling implementation. Concept of generic programming. Parameterized functions and parameterized types. Templates in C++, standard template library (STL). Techniques; tricks and receipts for practical programming and program coding in C++ with STL.

33 Modes of study Lectures 34 h., laboratory 17 h., pre-laboratory work and project preparation 54 h., exam in 2-nd period. Total amount 108 h. Evaluation pass/failed, test in written 30%, laboratory work assignments 30%, project assignments 40% Study materials Booch G. Object-Oriented Analysis and Design with Applications. (2nd Ed.). - Addison- Wesley (1998). Booch G., Maksimchuk R. A., Engel M.W., Young B.J., Conallen J., Houston K. A. Object- Oriented Analysis and Design with Applications. (3rd Ed.). - Addison-Wesley (2007). Stroustrup B. The C++ Programming Language (3rd Ed.). - Addison-Wesley (1997). Stroustrup B. The C++ Programming Language (Spec. Ed.). - Addison-Wesley (2004). Prerequisites Students have to have basic programming skills, demonstrate basic algorithmic thinking and know basic concepts of data structures. Recommended BSc. course Programming Languages and Data Structures Further information

34 ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА С++ 3 ECTS Год и семестрМагистратура (Прикладная математика) 1 год, 3-4 четверть Преподавател и Лектор(ы): к. ф.-м. н. доцент Надолин К.А. Ассистент(ы): Цели и задачи курса Курс посвящен изучению современных концепций объектно-ориентированного проектирования и их реализации на языке С++ для решения задач практического программирования. Цель курса – научить студента объектно-ориентированному подходу к проектированию компьютерных программ и использованию языка С++ для их реализации. Задачей курса является изложение теории объектно-ориентированного проектирования и практики применения принципов ООП в программах на языке С++. РезультатыВ результате успешного освоения курса студент сможет: сравнить языки программирования и их объектно-ориентированные возможности; определить набор абстрактных понятий относящихся к предметной области решаемой задачи; разработать иерархию данных (классов С++) на основе наследования; различать иерархию классов на основе отношений использования и на основе закрытого наследования; выбрать и применить подходящую схему наследования: наследование поведения и реализации, наследование только реализации, наследование только поведения; применять как динамическое (позднее) связывание, так и статическое (раннее) связывание при программировании; объяснить роль полиморфизма и разработать полиморфный программный код;

35 Содержание Методология и технология программирования, влияние языка программирования и его возможностей. Сравнение концепции процедурно-ориентированного (ПОП) и объектно-ориентированного (ООП) программирования. Принципы ООП: абстрагирование, инкапсуляция, модульность, наследование, полиморфизм + типизация, параллелилизм, устойчивость. Классы в С++. Инкапсуляция и модульность – методы и свойства классов. Пример – класс "String". Полиморфизм в С++. Пять возможностей создания полиморфного кода. Перегрузка функций и задание значений «по умолчанию» для параметров функций. Определение абстракции типа данных как интерфейс класса. Перегрузка операций в С++. Методы и друзья класса С++. Inline-подставляемые функции. Концепция lvalue в С++. Указатели и ссылки. Концепция константы в С++: постоянные объекты, указатели, ссылки и методы. Приемы программирования с использованием указателей, ссылок и констант. Концепция инкапсуляции и ее применение в С++. Правила «по умолчанию» в С++, препятствующие инкапсуляции. Инициализация и присваивание объектов. Конструкторы и деструкторы классов. Правила приведения типов в С++. Использование конструкторов и операции приведения типа для управления приведением типов. Приведение типа для переменной, указателя и ссылки. Статические свойства и статические методы классов С++. Static properties and methods in C++ classes. Приемы программирования с использованием статических свойств и методов. Управление динамической памятью в классах С++., Heap-based (dynamic) memory control in C++ classes. Приемы программирования с использованием управления динамической памятью. Иерархии классов: отношения использования и наследования. Применение наследования для полиморфного программирования и типизации. Динамическое (позднее) и статическое (раннее) связывание. Средства ввода-вывода в Си и С++. Стандартная библиотека функций ввода-вывода в Си и стандартная библиотека классов потоков ввода-вывода в С++. Три варианта наследования: поведения и реализации, только реализации, только поведения. Абстрактные классы и абстрактные базовые классы в С++. Множественное наследование в С++. Виртуальные базовые классы. Приемы программирования с использованием множественного наследования. Обработка исключений в С++. Приемы программирования с использованием исключительных ситуаций. Концепция обобщенного программирования. Параметризованные функции и типы данных. Шаблоны в С++, стандартная библиотека шаблонов (STL) Приемы программирования с использованием STL.

36 Режим обучения Лекции 34 ч., лабораторные работы 17 ч., подготовка к лабораторным работам и выполнение курсового задания 57 ч., зачет в 4-ой четверти 1-го года. Всего 108 ч. Оценивание зачет/незачет, письменный опрос 30%, лабораторные работы 30%, курсовое задание 40% Учебные материалы Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. – М.: Конкорд, Буч Г., Максимчук Р.А., Энгл М.У., Янг Б.Дж., Коналлен Д., Хьюстон К.А. Объектно- ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений, 3-е изд. – М.: Вильямс, Страуструп Б. Язык программирования С++, 3-е изд. – СПб.: Невский Диалект. – М.: БИНОМ, Страуструп Б. Язык программирования С++, спец. изд. – СПб.: Невский Диалект. – М.: БИНОМ, Необходимые навыки Студенты, записавшиеся на этот курс, должны владеть элементарными приемами алгоритмизации, иметь навыки процедурно-ориентированного программирования и иметь базовые знания об основных структурах данных в объеме курсов бакалавриата «Программирование на ЭВМ», «Языки программирования и структуры данных» (или аналогичных) Прочая информация

37 Learning outcomes этого семинара Учебно-методический семинар по проекту ICARUS (ЮФУ, ) Результат семинара достигнут, если Вы сможете: Дать краткую характеристику Болонскому процессу Сравнить дидактический подход, ориентированный на преподавателя и на студента Перечислить требования к формулировке результатов обучения Указать различия между целями и задачами и результатами обучения Обсудить таксономию педагогических целей Блума Применить таксономию педагогических целей Блума при формулировке результатов обучения для своего курса Составить список результатов обучения для своего курса Написать аннотацию своего курса на русском и английском языках

38 The end