ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Автор: Поплевина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Advertisements

Проблема развития познавательной активности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым.
Учитель должен снабжать ребенка цветами, из которых он мог бы добывать материал для меда, но перерабатывать его он должен сам. Монтень « » « Проблемное.
Учитель должен снабжать ребенка цветами, из которых он мог бы добывать материал для меда, но перерабатывать его он должен сам. Монтень«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 125 с углубленным изучением математики» г. Снежинск Учитель истории и обществознания.
Мелентьева Галина Леонидовна Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Новогромово Образование: высшее, ИГПИ, 1985 год Награды: Отличник народного просвещения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города.
Обобщение педагогического опыта учителя математики СОШ 1 г. Меленки Стукаловой Галины Вячеславовны 1 квалификационная категория. Тема: «Развитие познавательных.
РОЛЬ НОУ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. МКОУ СОШ с.Дружба Глушак Н.Д.
Подготовка учащихся к олимпиадам по истории и обществоведению Учить не мыслям, а мыслить. (И.Кант) подготовила: Веко Т.Р., учитель истории государственного.
Отдел образования и молодёжной политики АМР «Княжпогостский» МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Емвы Школьное методическое объединение учителей.
Учитель химии и биологии МБОУ СОШ 12 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак Гринько Ю.М.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 27 города Таганрога «Формирование и развитие профессиональной компетентности.
Выпускная работа Тема: Дидактические возможности использования ИКТ на уроках технического труда с целью реализации личностно - ориентированного подхода.
Бурляева Алла Борисовна, учитель английского языка ВКК МОУ Каменская СОШ 1 с УИОП «Относись к человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» - принцип.
МОУ Рождественская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза Прохорова А.Н. « Организация исследовательской деятельности учащихся.
Ведерникова Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания Муниципальное общеобразовательное учреждение «Парбигская средняя общеобразовательная школа»
Учителя истории и обществоведческих дисциплин МОУ Большеокуловской СОШ Гурьевой Е.О. Презентация инновационного педагогического опыта.
обновление содержания образования ; внедрение новых педагогических технологий и методик ; инновации в организации образовательного процесса ; организация.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Автор: Поплевина Т.Н., Автор: Поплевина Т.Н., учитель истории и учитель истории и обществознания филиала обществознания филиала МОУ Шехманской сош МОУ Шехманской сош в с. Яблоновец в с. Яблоновец Петровского района Петровского района2010г.

Проблема Как сделать обучение, гарантирующим гарантирующимрезультат?

Актуальность Происходящие изменения в современном обществе требуют модели образования, ориентированной на развитие личности обучающегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению Требования, предъявляемые к выпускнику школы, не могут быть достигнуты без хорошо развитого мышления Актуальными в педагогическом процессе сегодня становятся инновационные технологии, направленные на развитие творческой личности

Противоречия: между действующей системой образования и потребностью общества в получении «человека - творца»; между теоретическими знаниями обучающихся и неумением применять их на практике; между теоретическими знаниями обучающихся и неумением применять их на практике; между традиционными методами обучения, направленными на формирование у обучающихся определенного набора знаний, умений, навыков и новыми методическими подходами, направленными на развитие творчески мыслящей личности

Объект исследования Процесс преподавания курса истории и обществознания в образовательном учреждении Процесс преподавания курса истории и обществознания в образовательном учреждении Предмет исследования Методика преподавания курса истории и обществознания через проблемное обучение, обеспечивающее развитие творческого самостоятельного мышления обучающихся

Цель: создание необходимых условий, как для формирования ключевых компетенций обучающегося, так и для повышения уровня усвоения им учебного материала посредством проблемно- ориентированного подхода. создание необходимых условий, как для формирования ключевых компетенций обучающегося, так и для повышения уровня усвоения им учебного материала посредством проблемно- ориентированного подхода.

Задачи: 1 ) обеспечить переход от пассивно-восприни- мающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем; 2) научить применению полученных знаний в реальной жизненной ситуации для решения практической проблемы; 3) создать условия для активизации познава- тельной деятельности обучающихся; 4) освоить и внедрить в практику современные технологии, реализующие компетентностный подход в обучении истории и обществознания.

Новизна проекта заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия методики проблемного обучения на личность ученика. заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия методики проблемного обучения на личность ученика.

Гипотеза Если систематично применять технологию проблемного обучения, то это будет способствовать развитию познавательной активности и самостоятельного творческого мышления обучающихся. Если систематично применять технологию проблемного обучения, то это будет способствовать развитию познавательной активности и самостоятельного творческого мышления обучающихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ОБОГАЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ШКОЛЬНИКА ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ БОЛЕЕ ПРОЧНЫХ И ГЛУБОКИХ ЗНАНИЙ ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Этапы реализации проекта Информационно – аналитический август - сентябрь 2008 г. август - сентябрь 2008 г.Практический октябрь 2008 г. – апрель 2010 г. октябрь 2008 г. – апрель 2010 г.Обобщающий май - июнь 2010 г. май - июнь 2010 г.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА I. Информационно-аналитический 1. Выявление приоритетных проблем. 2. Диагностика обучающихся. 3. Изучение и анализ научно-методи- ческой и психолого-педагогической литературы. 4. Построение модели проекта.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА II. Практический Индивидуальная и групповая работа с детьми. Индивидуальная и групповая работа с детьми. Поиск, разработка и использование методов и приемов проблемного обучения для развития познаватель- ной активности обучающихся. Поиск, разработка и использование методов и приемов проблемного обучения для развития познаватель- ной активности обучающихся. Проведение внеклассных мероприя- тий и открытых уроков. Проведение внеклассных мероприя- тий и открытых уроков. Участие в творческих конкурсах и олимпиадах. Участие в творческих конкурсах и олимпиадах.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА III. Аналитический этап 1. Проведение выходной диагностики. 2. Размещение материалов на школьном сайте. 3. Проведение открытого урока на районном уровне. 4. Подведение итогов проекта.

ПРИНЦИПЫПРИНЦИПЫ Научности Посильности Практической ориентации Вариативности Интегрированности Личностно- деятельностный Креативности

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК ИНФОРМАЦИЯ ПОМОЩЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМА (осознание неизвестного) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ НОВЫЕ ЗУН, СУД ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ АНАЛИЗ ПОИСК

Методы и приёмы проблемного обучения Общие методыБинарные методы Название методов и приёмов Способ представления учебного материала Степень активности учащихся Монологический Приём проблемного изложения Приём нахождения аналогии Приём обнаружения противоречий СообщающийИсполнительная Рассуждающий (показательный) Приём логического изложения Приём предположения ОбъяснительныйРепродуктивная Диалогический Приём создания проблемной ситуации Приём экспресс-дискуссии Приём ролевой дискуссии ИнструктивныйПрактическая Эвристический Приём альтернативной ситуации Приём Либерального клуба Объяснительно- побуждающий Частично-поисковая Исследовательский Приём проекта ПобуждающийПоисковая

Механизм реализации УРОК Творческие задания Внеклассная работа КонкурсыОлимпиады

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проблемные уроки «Человек и природа» Проблемные уроки «Человек и природа» «Человек и природа» «Человек и природа» «Куликовская битва» «Куликовская битва»«Куликовская битва»«Куликовская битва» «Безработица как социальное явление» «Безработица как социальное явление»«Безработица как социальное явление»«Безработица как социальное явление» Работа с документами Работа с документамиРабота с документамиРабота с документами Кружок «Юные экскурсоводы» Кружок «Юные экскурсоводы» Турнир знатоков права Турнир знатоков права Работы обучающихся Работы обучающихся Творческая работа «Как живешь, ветеран?» Творческая работа «Как живешь, ветеран?»«Как живешь, ветеран?»«Как живешь, ветеран?» Эссе «Мы достойные внуки Великой Победы» Эссе «Мы достойные внуки Великой Победы»«Мы достойные внуки Великой Победы»«Мы достойные внуки Великой Победы» Презентация «Курская битва» Презентация «Курская битва»«Курская битва»«Курская битва» Презентация «Николай I» Презентация «Николай I»«Николай I»«Николай I» Буклет «Школьный музей» Буклет «Школьный музей»

Вывод: систематическое применение технологии проблемного обучения способствует развитию познавательной активности и самостоятельного творческого мышления обучающихся систематическое применение технологии проблемного обучения способствует развитию познавательной активности и самостоятельного творческого мышления обучающихся

Результаты участия обучающихся в олимпиадах год Уровень участия (муниципальный, зональный, региональный) Ф.И. участникаКлассРезультаты 2008 муниципальный Соловьева Екатерина 9 кл. III место по истории 2009муниципальный Шипилова Анастасия Гульшина Мария 9 кл. 11 кл. Диплом призёра по истории 2010 муниципальный Поплевина Яна Поплевин Александр Фролов Дмитрий Болашова Алена 9 кл. 11 кл. Диплом победителя по обществознанию Диплом призера по обществознанию Благодарности за участие в олимпиаде по истории зональный Поплевина Яна Поплевин Александр Шипилова Анастасия 9 кл. 10 кл. Диплом III степени по обществознанию участие региональныйПоплевина Яна Поплевин Александр 9 кл. Диплом призера по обществознанию участие

Результаты участия обучающихся в конкурсах год Уровень участия (муниципальный, региональный) Ф.И. участникаКлассРезультаты 2008 региональный Харламова Ирина 10 кл. IVместо во II туре литературно - поисковой экспедиции «Тамбовский край, ты часть моей России» 2009муниципальный Гульшина Мария 11 кл.. Победитель творческого конкурса «День Победы глазами детей» 2010региональный Гульшина Мария 11 кл. Диплом IIIстепени творческого конкурса «День Победы глазами детей» региональныйЛунев Илья10 кл.Диплом I степени литературно - художественного конкурса «Я помню! Я горжусь!» региональныйПоплевин Александр 10 кл.Специальный диплом конкурса творческих работ в номинации «Мы достойные внуки Великой Победы»

Динамика качества знаний

Динамика развития творческих способностей

ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ

Интернет-ресурсы - Мир истории - электронный журнал Уроки истории XX века Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России Правители России и Советского Союза Всемирная история Сеть творческих учителей Открытый класс Сетевое объединение методистов Электронная версия газеты -Я иду на урок истории

Литература Никитина Н.Н. Становление профессионально-личностного самоопределения учителя. – М., Никитина Н.Н. Современные педагогические теории и технологии: методические рекомендации. Ульяновск, Степанов Е.Н. Воспитание индивидуальности. М., Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Ростов- на-Дону, Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. М., 2007.