Язык как системно-структурное образование. ПЛАН План 1.Понятие «системы» и «структуры». Спорные вопросы языкознания в определении «системы» и «структуры».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
Advertisements

Лекция 3. Язык как система. От лингвистической диахронии – к лингвистической синхронии Этапы развития лингвистики Античность ХIХ век cравнительно- историческое.
Социально и территориально обусловленная дифференциация языка.
Принципы системной организации языка. Язык как система устроен иерархически. Выделяют 4 основных уровня этой системы, которые находятся в отношениях подчинения:
Что такое система. Понятие системы Система – это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов) и существующий как единое целое. Всякая.
Грамматические категории. Универсальная схема анализа.
Синтаксис
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Системный подход в моделировании. Система Система (от др.-греч. σύστημα целое, составленное из частей; соединение) множество элементов, находящихся в.
«Основы системологии» Назовите системы, которые вы знаете.
1 МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ» Математические методы и модели в агроэкологии.
СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.
С понятием «система» вы многократно встречались в жизни Периодическая система химических элементов; Система растений и животных; Система образования;
Моделирование как метод познания Моделирование это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Урок русского языка в 10 классе Тема: Система языка. Единицы и уровни языковой системы Задачи урока: дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве,
Описания, базовые структуры и этапы анализа систем План I. Цель, структура, система, подсистема, задача, проблема. II. Основные признаки и топологии систем.
Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Цель урока: Сформировать понятия системы и ее состояния. Выделить основные типы информационных.
Транксрипт:

Язык как системно-структурное образование

ПЛАН План 1.Понятие «системы» и «структуры». Спорные вопросы языкознания в определении «системы» и «структуры». Основные направления изучения языка и их системное представление. Принципы системности. 2.Единицы языка с позиции системно-структурных отношений. Существенные признаки языковых единиц. Типы языковых единиц. 3.Структурные уровни языковой системы. Принципы различения уровней. Список уровней. Свойства каждого уровня. Анализ уровней по трем аспектам: субстанциональному, формальному, функциональному. 4.Отношения в языковой системе. Виды отношений.

Рассмотрение объекта 1)объект как определенная совокупность элементов; 2)объект как определенная совокупность отношений между этими элементами; 3)объект как связное целое, т.е, как определенная согласованная совокупность элементов и отношений.

Под системой понимается совокупность элементов, которая характеризуется: а) закономерными отношениями между элементами; б) целостностью как результатом этого взаимодействия: в) автономностью поведения; г) несуммарностъю (неаддитивностью) свойств системы по отношению к свойствам составляющих ее элементов.

Структура рассматривается как более абстрактное, чем система, понятие: это совокупность связей и отношений, которая организует элементы системы. В дальнейшем развивалось два взгляда на язык: - как на единство определенных частей, т.е. как на систему с внутренними структурными свойствами; - как на часть единства, т.е. как на часть надсистемы, под которой понималась система с внешними свойствами.

В. Гумбольдт труды И.А. Бодуэна де Куртене и Ф. де Соссюра Язык изучается с разных позиций его устройства - состава, структуры, назначения (функций). Система (от греч. целое, составленное из частей, соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность и единство.

Системное представление языка может быть определено с точки зрения основных направлений изучения языка: Семасиологическое направление: язык - система знаков. Язык - некий код, предназначенный для формирования, передачи и хранения сообщений. Динамическое направление: язык - это особый род адаптивного самоорганизующегося устройства. Инвентарно-таксономическое направление: языковая система характеризуется набором элементов и связей, которые образуют функциональную целостность. Функциональное направление: язык определяется как система средств выражения, служащая какой- то определенной цели. Язык является средством общения.

Собственно структурное направление: языковая система базируется на структуре, т.е на сети отношений и связей. Стратификационное направление: язык представляется через расслоение его системы на определенные подсистемы, через указание на многоступенчатую их иерархию.

Основными. системными принципами являются: ее целостность; взаимосвязь системы и среды; структурность; многоуровневость; иерархичность; множественность описания каждой системы.

Структура представлена рядом форм связей в языке: оппозициями; репрезентацией, что значит восхождение от нижнего к более высокому ярусу. Репрезентация имеет семь разновидностей - диверсификация, нейтрализация, нулевая, пустая, сложная, слитная репрезентация и синтаксис; манифестирование или актуализация - этот тип связей характерен для отношений элементов внутри одного уровня.

Единицы языка - это такие элементы языка, которые воспроизводимы, выделяются относительно постоянными своими признакам в системе языка, либо образуются непосредственно в актах речи по выработанным в языке правилам и моделям. Выделяют несколько типов языковых единиц, основными из которых являются: Предельные (разложимые на составляющие): в речи: аллофоны, морфы, слова, словосочетания, предложения; в языке: фонемы, морфемы, структурные схемы словосочетаний, структурные схемы предложений.

Непредельные (неполностью разложимые на составляющие): дифференциальные признаки слога (просодия); слова; квазиморфемы (например, рус. хр - хряк, хряпнуть, хрен; анл, sp- speak, spit; sn - snow, snake и т.п.); аналитические формы слова (рус. буду читать, анг, written); фразеологизмы; сложные предложения.

Язык представляет собой структурное образование, что признается всеми учеными. уровень дифференциальных признаков; уровень фонем; уровень морфем; уровень слов; уровень словосочетаний; уровень простых предложений, т.е. наименьших предикативных единиц, которые могут функционировать и как самостоятельные предложения, и как предикативные части сложных предложений; уровень сложных предложений; уровень сверхфразовых единств.

Принципы различения уровней языка: единицы одного уровня должны быть однородны; единица низшего уровня должна входить в состав единиц высшего уровня; единицы любого уровня должны выделяться путем сегментирования более сложных, чем они сами, структур; единицы любого уровня должны быть знаками языка. от простого к сложному: фонемно-фонематический, морфемно-морфологическии, лексико-семантический синтаксический, текстуальный.

Для каждого уровня характерны свойства, необходимые и достаточные для его выделения. К ним относятся: автономность: каждый из ярусов языка образован по собственным законам неразложимость/неделимость элемента какого-нибудь уровня на меньшие единицы того же уровня

Автономный механизм фонем Автономный механизм морфем Автономный механизм слов Автономный механизм морфологических категорий Автономный механизм синтаксических категорий Все структурные уровни могут быть рассмотрены с точки зрения трех аспектов: субстанцuонального, формального и функционального

Фонетический уровень: звуковые воплощения фонем; структуры фонем как комбинации дифференциальных признаков; функционирование определенных фонем в рамках значимых единиц - морфем и слов.

Морфологический уровень: 1.конкретные морфемы, алломорфы; 2.формальные типы морфем, общие модели фонемосочетаний в составе морфем (рука - ручка); 3.функционирование в составе слов. Словесный уровень: 1.конкретные лексемы и их варианты; 2.модели словообразования и словоизменения; 3.функциональные типы словоформ как составляющих словосочетания и предложения

Синтаксический уровень: конкретная лексическая наполняемость синтаксических построений; формальные типы (модели) словосочетаний и предложений; функционирование в составе более сложных конструкций.

Сложные единицы одного уровня должны поддаваться общей структурной характеристике по отношению к составляющим их элементам, и общей функциональной характеристике по отношению к единицам высшего порядка, в состав которых они входят. Единицы одного уровня состоят друг с другом в парадигматических и семантических отношениях Единицы разных уровней не вступают между собой ни в парадигматические, ни в синтагматические отношения. Они находятся в иерархических отношениях.

Парадигматические и синтагматические отношения противостоят друг другу по следующим критериям: логическая одновременность: для парадигматических отношений, когда единицы объединяются ассоциативно по общему признаку, форме, функции; для синтагматических отношений - логическая последовательность, когда образуется комбинаторика более крупных единиц из более мелких (Ф. де Соссюр, Л. Ельмслев);

вертикальная ось для парадигматических отношений, горизонтальная ось для синтагматических отношений (Бодуэн де Куртене); номинация для парадигматических отношений, предикация для синтагматических отношений.

Типы отношений.между языковыми единицами: Дистрибуция - совокупность окружений, в которых языковая единица может встречаться в речи, в отличие от тех окружений, где она встречаться не может. Виды дистрибуции: дополнительная: две единицы никогда не встречаются в одинаковых окружениях контрастная: единицы встречаются в одних и тех же окружениях и при этом различают звуковые оболочки слова или значения, например, рак, рок, рек, рук; страдающий, страдавший;

свободное варьирование: единицы встречаются в одних и тех же окружениях и не различают при этом звуковых оболочек слов или значений, например, взрывное «г» в разных диалектных говорах русского языка; с тобой - с тобою, под землей - под землею. Оппозиция - лингвистически существенное различие между единицами плана выражения, которому соответствует различие между единицами плана содержания. Члены оппозиции содержащий признак называется маркированным, а член оппозиции не содержащий признак - немаркированный