Автор проекта: МС учителей, администрация МБОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа 5» Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гатчинская начальная общеобразовательная школа 5» на годы Научные руководители: К.пс.н., доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Замулин Андрей Леонидович кандидат педагогических наук, заведующая УМЦ факультета дошкольного и начального школьного образования, доцент кафедры психологии и педагогики детства ЛОИРО Паршукова Ирина Леонардовна
Актуальность проекта 1. Государственная стратегическая инициатива «Наша новая школа» 2.Развитие учреждения как образовательной организации, работающей в условиях рыночных отношений
Основные подходы к разработке проекта Компетентностный подход к разработке и реализации Программы развития школы на годы – комплекс управленческих механизмов Осведомленность о деятельности школы от (у) потребителей образовательных услуг; Выбор продукта, стратегического сценария развития; Обеспечение активного роста в развитии, повышение имиджа, конкурентоспособность; Определение стратегической ниши на рынке образовательных услуг района, области; Разработка и использование новых форм хозяйствования и управления школой; Развитие источников финансирования
Цель проекта: Разработать программу развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гатчинская начальная общеобразовательная школа 5» на период с 2011 до 2015 года на основе модели фундаментально-продуктивного образования в динамично развивающейся образовательной среде. Задачи: 1.Разработать систему маркетингового управления развитием школы. 2. Создать систему управленческих механизмов, позволяющих обеспечить устойчиво сильное конкурентное положение школы на рынке образовательных услуг.управленческих механизмов,
Управленчески е механизмы система оценки эффективности реализации Программы развития школы; качества образовательных услуг модель управления школой как открытой образовательной системой партнерство с образовательными учреждениями основного и дополнительного образования детей, с др. учреждениями система планирования финансовой деятельности управление ресурсной базой учреждения система продвижения образовательных услуг
Этапы работы. Ожидаемые результаты I этап год «становления» II этап годы «роста» III этап 2015г. «зрелости» Создание фундаментальных основ работы ОУ по совершенствованию школьной образовательной среды, механизма управления и инфраструктуры Создание фундаментальных основ работы ОУ по совершенствованию школьной образовательной среды, механизма управления и инфраструктуры Развитие в школе системы образования, полностью отвечающего современным требованиям ФГОС, методической базы ОУ, востребованной в районе, области Развитие в школе системы образования, полностью отвечающего современным требованиям ФГОС, методической базы ОУ, востребованной в районе, области Достижение высокой конкурентоспособности в предоставлении образовательных услуг Достижение высокой конкурентоспособности в предоставлении образовательных услуг
1 этап Создание фундаментальных основ работы ОУ по совершенствованию школьной образовательной среды, механизма управления и инфраструктуры - развитие всего спектра вариативности и содержания образования; -аккредитация образовательного учреждения; -качественный рост мастерства педагогов, управляющего персонала; - совершенствование работы Управляющего Совета ОУ; - расширение взаимовыгодных партнерских связей; - открытие нового актового зала, реконструкция столовой.
2 этап Развитие в школе системы образования, полностью отвечающего современным требованиям ФГОС, методической базы ОУ, востребованной в районе, области -основные «точки роста» - значимые эффекты от реализации направлений вариативности и содержания образования, применения инновационных технологий развивающего личностно ориентированного образования; -интенсивное развитие школы-лаборатории ЛОИРО, пилотной площадки КО и ПО Ленинградской обл., школы - опорной площадки комитета образования района по вопросам проектирования современного образования; - открытие спортивного зала после кап.ремонта, реконструкция пришкольной спортивной площадки; -развитие фандрайзинга для реализации социально значимых проектов;
3 этап Достижение высокой конкурентоспособности в предоставлении образовательных услуг -сильный, устойчивый бренд школы в районе, области, обозначен на уровне Российской Федерации; -публикации в российских педагогических изданиях; -образовательный рейтинг школы – в тройке лидирующих в ГМР; по методической работе – ведущая школа ГМР, области; -существенные привлеченные источники финансирования.
Инструментарий создания проекта Анализ макросреды и микросреды школы Сегментация рынка: географический, демографический, психографический Проблемы: -снижение уровня интеллектуального развития, мотивации к творческому самовыражению у 20-25% детей; -наличие ежегодно у 12-15% первоклассников VII вида развития; -рост на 5-7% детей, не посещающих детские дошкольные образовательные учреждения; -увеличение на 10-15% заболеваемости детей; -увеличение на 7-10% и более семей, детей «группы риска» -снижение воспитательного потенциала в семье; -ресурсные: некоторые - кадровые, МТБ; -в общественном управлении школой.
сильные SWOT-анализ слабые у школы: *высокий социальный имидж *товарный продукт - качественное продуктивное образование *инновационный режим развития *условия оказания образовательных услуг: МТБ, кадры, др., финансирование * активно развивающаяся система управления *ограниченность образовательных услуг процессом обучения в 1-4 классах *функциональная невыполнимость нововведений *кадровые: естественное старение, отсутствие собственных кадров для реализации внеучебной деятельности ФГОС второго поколения *недостаточная структурированность системы общественного управления
Линейно-функциональная модель управления школой
возможности SWOT-анализ угрозы * ресурсы для обеспечения качественных услуг: возможность пополнения кадрами; *стабильный контингент обучающихся: молодой, развивающийся, отдаленный микрорайон города; *эффекты от сотрудничества: с ОУ, ЛОИРО, ВУЗами, системой доп. образования; сохранение статуса школы, определение стратегической ниши ОУ в районе, области; *возможности широкого круга контактов; *финансирование, в т.ч. расширение инвестиций в поддержку образовательных услуг и развития МТБ школы из привлеченных источников *в социуме нет четко сформулированного заказа к системе образования; * дополнительные образовательные услуги: отсутствие традиции оплаты, невостребованность; *конкуренция, повторение опыта; *отсутствие опыта инновационной деятельности в организационной культуре окружения; *снижение доли финансирования; *уход кадров из системы; *недостаточная подготовленность: -кадров в учреждениях профессиональной подготовки; -управленческой команды (представителей сообщества) к работе в условиях рыночных отношений
Ресурсная база: кадровая, материально-техническая Квалификационная характеристика педагогических кадров: * высшая категория: 27 чел. (55%) *первая категория: 7 чел. (14%) *вторая категория: 10чел. (20%) *не имеют категории (молодые специалисты): 5 чел. Награждены: (10%) *медалью «За доблестный труд»: 1 чел. *Почетные работники общего обр-я» 9 чел. *«Почетной грамотой МО и науки РФ»: 7 чел. *Премией Президента РФ ПНП «Образование» г.г.: 8 чел. *Лауреаты и Победители конкурсов «Учитель года», «Классный самый классный»: 11 чел. *Победитель Всероссийского и регионального конкурса «Мои инновации в образовании»: управление образовательным процессом 1 чел. «Лучший руководитель ОУ Лен. обл.» – 1 чел. Продвижение бренда: опыт работы ОУ в муниципальных, региональных и российских педагогических печатных изданиях, СМИ, конкурсы пед.мастерства, т.д.
1986 (1994)г. - основана (средняя, начальная) школа г.г. – региональная экспериментальная площадка по созданию и практическому внедрению «Модели школы личностно ориентированного образования» г.г. - опорная площадка комитета образования района по теме: «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе I ступени через внедрение современных образовательных технологий, новых учебно-методических комплектов». с 2009г. - школа-лаборатория Ленинградского областного института развития образования по вопросам проектирования инновационного образовательного процесса: обновленное содержание, вариативность. с 2008г. – школа-участница реализации Федерального эксперимента по апробации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) второго поколения (начальная школа). 2008г. - школа - победитель Приоритетного национального проекта «Образование» за деятельность по внедрению инновационных образовательных программ 2010г. – пилотная площадка по введению ФГОС второго поколения (начальная школа) КО иПО Ленинградской области. 2011г. - региональная инновационная площадка по введению ФГОС НООО в Ленинградской области. 2011г. - базовая школа Федеральной стажировочной площадки (на базе ЛОИРО) - "Достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров национальной государственной инициативы "Наша новая школа". Направление работы НОШ 5: "Обновление содержания общего образования". История. Этапы инновационного роста
Целевой сегмент, продукт – Цена / «подкрепление»/ продвижение/ позиционирование/ механизмы органического роста фундаментально-продуктивное личностно ориентированное образование в динамично развивающейся школьной среде фундаментально-продуктивное личностно ориентированное образование в динамично развивающейся школьной среде Обучающиеся 1-4 классов, родители Управление образования партнеры общественность
Портфель услуг. Возможности развития коррегирующая гимнастика преемственность в библиотеке современный ЛО урок занятие ритмики в музее школы изостудия в бассейне Олимпийская лыжня хор «Родничок» победители олимпиад Служба сопровождения в личностно ориентированном образовании психолог, учитель медсестра, врач логопед, соц.педагог
Результаты работы над проектом Программа развития МОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа 5» на г.г. « Совершенствование школьной образовательной среды как важнейшего условия развития личности, ориентированной на творческую деятельность и активную жизненную позицию» Совершенствование школьной образовательной среды как важнейшего условия развития личности, ориентированной на творческую деятельность и активную жизненную позицию» http: locos net narod.ru
Цель и задачи программы Создание модели фундаментально- продуктивного образования, позволяющей на основе современных образовательных технологий значительно расширять возможности для развития интеллекта, реализации познавательных способностей и определения индивидуальной образовательной траектории обучающихся Задачи по развитию образовательно- воспитательной среды повышению знаниевого и профессионального уровня участников сохранению здоровья, обеспечению безопасности участников методической работе –статус школы правовой регламентации уставной деятельности управлению школой Финансово- экономическому развитию развитию МТБ
Целевые подпрограммы Программы развития школы 1. «Образовательная программа» 2. «Развивающая среда - условие повышения качества образовательной программы» 3.«Родник здоровья» 4. «Комплексная безопасность» 5. «Мониторинг качества начального общего образования» 6. «Преемственность: Ступеньки роста - от детского сада к начальной и основной школе» 7. «Развитие информатизации школьного образовательного пространства – путь к саморазвитию личности современного ученика» 8. Программа регионального компонента - краеведение «Люби и знай свой край» 9. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период г.г. 10. План развития территории МОУ «Гатчинская НОШ 5» на период г.г.
Основные полезные эффекты от разработки проекта Пилотажные исследования среды окружения школы, SWOT-анализ; Определен продукт (образовательная модель), востребованный на рынке; способ позиционирования и восприятия у потребителя. Обозначена миссия школы, цели, задачи, стратегический план действий Показан комплекс управленческих механизмов для реализации Программы развития школы на основе образовательной модели: 1. «Подкрепления», продвижения продукта, ценовая стратегия; 2. Наступательные стратегии - ослабление угроз со стороны конкурентов, удержание лидерства;
3. Конкурентные взаимосвязи - конкурентные преимущества: «управление обменом» инновационными идеями - концепция маркетингового взаимоотношения, сотрудничества и партнерства; 4. Ориентация на внутреннее преобразование – суммарный эффект от реализации стратегического плана (политика, имидж, уникальность); 5. Способ планирования конечных результатов через анализ динамики текущих изменений; 7. Определена основа организационной культуры школьной образовательной среды: - открытость организации - способ коммуникативности процесса общения; - методология управления качеством образования – достижение качественного образования, формирование творческой, конкурентоспособной личности гражданина России Разработаны: - критерии оценки эффективности от реализации проекта; - модель управления школой; - пути развития финансовой модели; - план реализации финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов на г.г.
Радость Общения в Совместном Творчестве В школе царит атмосфера добросердечности, понимания единства в достижении общей цели, доброго отношения между учителями, учениками, родителями и администрацией. В этой атмосфере педагогический коллектив добивается того, чтобы у детей возникало желание учиться, активно «добывать» знания