УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ На уроках русского языка и литературы 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ("человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед.
Advertisements

персонаж романа "Мастер и Маргарита", историк, сделавшийся писателем. Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Кто есть Воланд? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо… Положительный или отрицательный герой Воланд?
Урок литературы в 11 классе Учитель : Тимкова Татьяна Степановна г.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик…» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Подготовила: Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ.
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Исследовательские проекты Исследовательская деятельность младших школьников.
Ишуткиной Валентины Викторовны, учителя русского языка и литературы МОУ «Суземская СОШ 1»
Учебно-исследовательская деятельность школьников Теория, практика, перспективы 1 1.
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
Уроки русского языка в форме лабораторной работы Табунникова Е. Е., учитель русского языка и литературы МБОУ - СОШ 62 г. Тулы.
«МАСТЕР И МАРГАРИТА» «ЕВАНГЕЛИЕ» ОТ БУЛГАКОВА Квартира-музей М. А. Булгакова в Москве Тот самый дом на Б. Садовой с Нехорошей квартирой. Мемориальная.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение 1.Организация обучения – путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем,
Транксрипт:

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ На уроках русского языка и литературы 1

Цели научно-исследовательской деятельности учащихся: совершенствование знаний учащихся в определённой области науки; совершенствование знаний учащихся в определённой области науки; приобретение умений и навыков исследовательской деятельности: приобретение умений и навыков исследовательской деятельности: - наблюдение; - наблюдение; - самостоятельный анализ фактов; - самостоятельный анализ фактов; - выдвижение гипотезы и её проверка; - выдвижение гипотезы и её проверка; - формулирование выводов; - формулирование выводов; развитие интеллектуальных способностей учеников; обогащение духовной культуры; развитие интеллектуальных способностей учеников; обогащение духовной культуры; развитие личностных качеств учеников: развитие личностных качеств учеников: - коммуникативные, рефлексивные умения; - коммуникативные, рефлексивные умения; - презентационные умения и навыки. - презентационные умения и навыки.

1.Этапы исследовательской деятель ности в образовательной области «Русский язык и литература»: постановка проблемы; сбор языкового материала; анализ существующих способов описания и методов анализа материала; собственно анализ материала. ! Исследовательское обучение должно быть направлено не столько на знание фактов, сколько на видение причинно- следственных связей, развитие логического мышления.

Виды заданий. 1. Задания, построенные на сборе языкового материала: Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы. 1. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». 2. «В русских словах приставка не может стоять после корня». 3. «В русском слове не может быть два одинаковых суффикса». /с успехом применяем в среднем звене/ Задание должно быть проблемным, то есть допускающим различные версии!

2. Задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему: Даны примеры, показывающие основные способы словообразования. Найдите ошибочные примеры и подберите более удачные иллюстрации. приставочный: досрочный, направо; суффиксальный: орешник, серебряный ; приставочно-суффиксальный: подосиновик, безымянный. сложение: паровоз, прошлогодний ; /с удовольствием ищут и находят/

3. Анализ языкового материала цель: выход на новую информацию Тема: «Правописание НЕ с наречиями на –о и –е». I. Выдвижение гипотезы. II. Исследование материала. 1. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. Старый лес шумит ровно, неумолчно. 2. Мальчик был одет неряшливо. Щенок вскочил и угодил нечаянно лапой в миску. 3. Солнце, пробиваясь сквозь тучи, светит не радостно, а грустно. Миновав деревню, всадники свернули не влево, а вправо. 4. Ему было больно и вовсе не понятно, как отсюда выбираться. Иван взмахнул руками и совсем не осторожно сорвался вниз. III. Формулирование вывода, проверка гипотезы Ответы учащихся: вывод, формулирование правила. – Вы сформулировали правило. Посмотрим, как звучит оно в учебнике. /гипотезу выдвинули, абсурдных идей не было/

4.Игровая деятельность на уроке как разновидность развивающих технологий. 1.«Справочное бюро» - выбрать слово, соответствующее лексическому значению: колорит, компонент, комфорт, компромисс - составная часть чего-либо. 2. «Эрудит» - раскрыть значение слов: милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство «Диктор» - расставить ударения: агент, баловать, ломоть, ракушка, хаос, цемент… 4. «Матрёшки» - восстановите пропущенное слово, Город - … - пригородный, летать -... – перелётный, вода – подводный, прохлада – прохладненький. 5.«Бестолковый словарь лингвиста-шутника» - дать словам новое ЛЗ. Астрология – раздел ботаники, баранка – овца, бездарь – тот, кому ничего не подарили, весельчак – гребец, изверг - вулкан, стриж – парикмахер. /фантазия детей неистощима/

5.Сочинять на лингвистические темы - увлекательное занятие. Грамматическая система языка строга, всё в ней точно и обоснованно. Суровым равнодушием веет от многочисленных правил, касающихся употребления в речи различных слов. Но не всегда Грамматика столь холодна к человеку. Есть в ней удивительная часть речи, которая проявляет свою морфологическую сущность предложениях о внутреннем состо янии человека, окружающей его среды. Именно в Категории состояния Грамматика выражает свою заинтересованность: «Каково тебе, Человек? Каков мир вокруг тебя?» Категория состояния – молодая часть речи, образованная на базе наречия, У неё нет окончания, она не изменяется. Но это не мешает ей быть единственным главным членом предложения – сказуемым - при отсутствии действующего лица. Какая ещё часть речи осмелилась бы выражать состояние души человека? И только ей – молодой и дерзкой – всё нипочём! /Переход в иное психологическое состояние, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя./

Рождение слова: поиски, находки.

Исследование духовно- нравственной нагрузки слова.

Литература – искусство слова Автор Слово Читатель Замысел автора и способы его воплощения (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала») Проблема: «От чего зависит судьба человека?» Организация исследовательской групповой работы с текстом над выявлением способов воплощения замысла (роль композиции, детали, цвета, звука, эмоций героев). 1. Роль композиции, композиционных элементов. 2. Роль детали (замшевые перчатки, бакенбарды, фигура). 3. Цветовая гамма (цветовая символика на балу, после бала). 4. Звуковая гамма текста, мелодика. 5. Настроения, чувства героев, психологический портрет автора. 6. Аналитики: слушают, подводят итоги, раскрывают замысел. Человек состоялся потому, что не побоялся изменить свою судьбу. Диалектика души диалектика жизни.

Памятка « Как готовиться к уроку-исследованию». 1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки. 2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки. 3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение. 4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление. ·

4. Исследование текста художественного произведения Композиция (кольцевая – рассказ с обрамлением) принцип композиции – контраст ночь утро вся жизнь Роль детали, цвета, звука, чувств героев. на балу детали цвет звуки чувства после бала Любовь с этого дня пошла на убыль.

Фонетика Морфемика Лексика Морфология Синтаксис Форма содержание замысел Как? Что? Зачем? Средства выразительности языка Многоуровневый анализ текста произведения

Виды уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: Виды уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: Урок – исследование Урок – исследование Урок – лаборатория Урок – лаборатория Урок – творческий отчет Урок – творческий отчет Урок «удивительное рядом» Урок «удивительное рядом» Урок фантастического проекта Урок фантастического проекта Урок – защита исследовательских проектов Урок – защита исследовательских проектов Урок – экспертиза Урок – экспертиза Урок открытых мыслей Урок открытых мыслей 10

Старшая школа Урок-исследование «Он не заслужил света, он заслужил покой» Размышление над финалом романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Решаемые проблемы: 1. Почему «он не заслужил света, он заслужил покой»? он заслужил покой»? Покой – это наказание или награда? Покой – это наказание или награда? 2. Почему суд творит не только Бог, но и сатана? Кто на самом деле Воланд – Кто на самом деле Воланд – носитель зла или добра? носитель зла или добра? Почему Булгаков изображает Почему Булгаков изображает его столь привлекательно? его столь привлекательно? 3. Кто прав в споре о человечестве (свет или тьма, Воланд или Иешуа)?

План работы План работы Формулировка проблемы Формулировка проблемы Разработка пути решения проблемы Разработка пути решения проблемы Выводы Выводы Компетентность в решении других проблем ( умение задавать вопросы, отстаивать противоположную точку зрения) Компетентность в решении других проблем ( умение задавать вопросы, отстаивать противоположную точку зрения) Индивидуальные исследования («темные места» романа) Индивидуальные исследования («темные места» романа)

При выставлении оценки учитывается: При выставлении оценки учитывается: умение формулировать проблему умение формулировать проблему и предлагать пути её решения; и предлагать пути её решения; умение работать с текстом, умение работать с текстом, умение находить в произведении непонятные для себя «темные» места, задумываться над их художественным значением; умение находить в произведении непонятные для себя «темные» места, задумываться над их художественным значением; умение сформулировать и высказать собственную точку зрения; умение сформулировать и высказать собственную точку зрения; умение аргументировать собственную точку зрения; умение аргументировать собственную точку зрения; активность работы в группе; активность работы в группе; корректность в отстаивании своей позиции. корректность в отстаивании своей позиции.

1 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА: ТВОРЧЕСКИЙ МИР БУЛГАКОВА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА: ТВОРЧЕСКИЙ МИР БУЛГАКОВА С какими способами создания комического эффекта знакомит нас М.Булгаков? С какими способами создания комического эффекта знакомит нас М.Булгаков? Философско- эстетические корни романа «Мастер и Маргарита». Философско- эстетические корни романа «Мастер и Маргарита». Прототипы действующих лиц Прототипы действующих лиц

Мастер - персонаж романа "Мастер и Маргарита", историк, сделавшийся писателем. Мастер - персонаж романа "Мастер и Маргарита", историк, сделавшийся писателем."Мастер и Маргарита""Мастер и Маргарита" Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ("человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. (38 лет ему исполнилось 15-го числа, через 10 дней после того, как Мастер и его возлюбленная покинули Москву). Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ("человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. (38 лет ему исполнилось 15-го числа, через 10 дней после того, как Мастер и его возлюбленная покинули Москву).Иваном БездомнымИваном Бездомным Мастер

Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Воланд Воланд Воланд - персонаж романа "Мастер и Маргарита", возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа). Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля "Фауста" ( ) Иоганна Вольфганга Гёте ( ), в том числе и на оперного, из оперы Шарля Гуно ( ) "Фауст" (1859). Само имя Воланд взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу: "Дворянин Воланд идет!". В прозаическом переводе А. Соколовского (1902), с текстом которого Булгаков был знаком, это место дается так: Meфистофель. Вон куда тебя унесло! Вижу, что мне надо пустить в дело мои хозяйские права. Эй, вы! Место! Идет господин Воланд!""Мастер и Маргарита"

Гелла - персонаж романа "Мастер и Маргарита". Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром. Имя "Гелла" Булгаков почерпнул из статьи "Чародейство" Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Гелла - персонаж романа "Мастер и Маргарита". Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром. Имя "Гелла" Булгаков почерпнул из статьи "Чародейство" Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. "Мастер и Маргарита"Воланда "Мастер и Маргарита"Воланда Гелла

ТВОРЧЕСКИЙ МИР Марины Цветаевой Проблемы: 1. Индивидуально-авторские особенности использования знаков препинания в произведениях Марины Цветаевой. 1. Индивидуально-авторские особенности использования знаков препинания в произведениях Марины Цветаевой. 2. Какие душевные переживания автор 2. Какие душевные переживания автор отражает в лирике и какими языковыми средствами это представлено? отражает в лирике и какими языковыми средствами это представлено? Исследовательская работе на уроке с поэтическими текстами М.Цветаевой позволяет сделать вывод: Тире перестает быть просто знаком препинания и становится средством художественной выразительности, отражая эмоциональное состояние автора

Подведём итоги! В исследовательском обучении усвоение теоретической темы не самоцель, а средство логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставлении имеющихся мнений. Именно это умение будет востребовано в жизни любого из учащихся, тогда как содержание большей части школьных курсов не будет использоваться.

Так должно быть! \ Вместе с тем преподавание русского языка не может состоять исключительно из исследовательских заданий. Необходимо внедрять элементы исследователь- ской деятельности, сочетая их с элементами проблемного, творческого и репродуктивного обучения.