ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА А.Е.Белкина, С.В.Казанская, В.Д.Шийко МБДОУ г. Иркутска центр развития ребёнка - детский сад 8
2 В условиях развития современного общества особую значимость приобретает формирование социальной активности личности.
В условиях МБДОУ г. Иркутска детского сада 8 формирование социальной активности личности воспитанников - приоритетная проблема. Решение за счет внедрения эффективных средств развития физических, интеллектуальных и личностных качеств детей, обеспечивающих: социальную успешность сохранение и укрепление здоровья коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии. Психологический аспект реализации заявленной проблемы состоит в определении структурных компонентов, определяющих успешность формирования социальной активности как интегративного качества личности ребенка дошкольного возраста и поиск эффективных психолого-педагогических средств воздействия с учетом возрастных особенностей воспитанников ДОУ.
Структурный анализ социальной активности личности как психологического феномена позволяет определить ее общую характеристику и ведущие составляющие. Социальная активность - «степень проявления сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» (А.С. Капто). Социальная активность - объективно детермированное субъективное отношение и социально-психологическая готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность (И.Ч. Христова, Е.Г. Комаров, Т.В. Тищенко ).
В качестве структурных компонентов, определяющих уровень развития социальной активности личности (по мнению В.З. Коган) выступают: целевой компонент социальной деятельности ценностные позиции личности включенность в социально-активную деятельность способы взаимодействия с социальным окружением особенности эмоционального реагирования на социальные контакты и прочие. При определении методов психолого-педагогического воздействия как условия формирования социальной активности личности приоритет отдается активным формам воспитания и обучения, в частности, использованию проективной деятельности.
В условиях дошкольного образовательного учреждения мы активно используем различные формы проектирования, в том числе организацию социально-значимых детских и детско-родительских проектов. Достоинства использования проектной деятельности как средства формирования социальной активности личности заключается в возможности задействовать все ее структурные компоненты: целевую направленность деятельности ценностную позицию участника проекта необходимость выстраивания способов взаимодействия с окружающими эмоциональную насыщенность содержательной стороны деятельности
Проекты, реализуемые в условиях нашего дошкольного образовательного учреждения: «С чего начинается Родина» «История родного города» «Художники и промыслы Иркутска» «Иркутские писатели»
Для формирования социальной активности дошкольника, толерантной к людям, нуждающимся в помощи и соучастии, организуются детско- родительские социально-значимые проекты: «Помоги ближнему» «Вместе дружно мы живем» Вместе с родителями дети собирают игрушки для других нуждающихся детей и отправляют их с пожеланиями-иллюстрациями в детские дома, готовят выступления, поздравления, театральные встречи для пожилых людей.
Детские социально-значимые проекты: «Сохраним и приумножим природное наследие Сибири» «Экологический дизайн» В контексте данных проектов дети вместе с воспитателями и родителями участвуют в озеленении участков детского сада, своей группы, устраивают игровые рейды экологической направленности, организуют конкурсы рисунков, платов экологической проблематики.
Таким образом, участие детей дошкольного возраста в социально- значимых проектах, предполагающих психолого-педагогическую организацию целевой направленности деятельности, воздействие на ценностную позицию ребенка, специально организованное выстраивание способов взаимодействия детей с окружающими, эмоциональная насыщенность деятельности позволяет обеспечить формирование социальной активности детей дошкольного возраста различной направленности.
Благодарю за внимание!