История костюма. « Русский народный костюм » Тема урока :

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский народный костюм приобщиться к духовно- нравственным, эстетическим и художественным ценностям через изучение народного костюма. Цель:
Advertisements

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ.
Женский тульский костюм Чиненова Елена Николаевна учитель технологии МОУ «Анишинская СОШ»
Основу любого русского костюма составляла РУБАХА. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом.
Коллекция кукол в русских народных костюмах проект Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь. Хвалят на девке шёлк, когда в самой девке есть толк.
Северорусский костюм или, как его ещё называют, женский сарафановый комплекс был широко распространен в северных и центральных губерниях. Главной и самой.
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ XIX – XX ВЕКОВ. Особенности русского костюма На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского народного костюма.
Выполнила: ученица 7 класса А МОУ СОШ 3 Дорофеева Жанна. Преподаватель: Гриничева О.А.
. Основные части традиционного русского женского наряда - рубаха и сарафан. Рубаха - древнейший элемент одежды Уже в VI веке в костюме наших предков она.
Народный праздничный костюм Урок изобразительного искусства, 5 класс Автор: Тюгашева Лариса Николаевна Учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ с углубленным.
В русском традиционном костюме было и остается многообразие вариантов одежды в зависимости от возрастного, социального фактора, специфики местности и.
«Традиционный русский народный костюм: от истоков к современности»
Материал к уроку ИЗО по теме « Народный костюм в зеркале истории» 6 класс НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РОССИИ КАК КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ МИРА.
Подготовила: Пряхова И.Г,. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный.
6-б класс Её шили из домотканого полотна. Вытканный домашним, кустарным способом. Домотканое полотно холста и украшали вышивкой, узорным ткачеством, композициями.
Костюм Тамбовской губернии Выполнила: учитель начальных классов филиала «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ» Ермолаева Т. Н. Творческое название: « Костюм.
Выполнила ученица 8 класса Пилюгина Мария. Широко распространенная и почти не изменяющая часть одежды с древнейших времён до наших дней.История его начинается.
Одежда XIV-XVI вв.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ПО ИСТРИИ. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА В ДРЕВНЕЙ РУСИ. РИСУНОК И ОРНАМЕНТ КАК УКРАШЕНИЕ ОДЕЖДЫ. Звягинцева Владислава 6 «В» класс.
Транксрипт:

История костюма

« Русский народный костюм » Тема урока :

Праздничный девичий костюм из Вологодской губернии. Известный русский художник И. Билибин изобразил девушку из северной деревни. Ее наряд сарафан клинник и душегрея перо сшиты из покупного штофа с богатым узором. Такую ткань привозили из стран Востока. А вот головной убор венец русской золотошвейной работы.

Праздничный женский костюм из Вологодской губернии. Снова И. Билибин, и снова вологодская крестьянка. Только на сей раз молодуха так называли женщину в раннюю пору замужества, чаще до появления первенца. Богато украшенный костюм ее символизировал этот цветущий возраст, как бы призывая на будущую мать благодать неба и земли. Сарафан и душегрея сшиты из узорного штофа, причем последняя отделана полосами золотного шитья. Высокий золотошвейный кокошник убран каменьями. Поверх его повязана вроспуск шелковая шаль, превратившаяся в накидку.

Праздничная женская рубаха. Олонецкая губерния. Начало XIX века. Украшая рубаху щедрой вышивкой, мастерица использовала бумажную, шелковую и золотную нити. Особенно интересен узор на подоле : Древо Жизни с птицами по бокам.

Юбка « подольница ». Олонецкая губерния. Начало XX века. Удивительно красива эта юбка, почти сплошь покрытая тканым узором. Приглядевшись к нему, можно увидеть, как мерно шествуют вокруг солнечных ромбов олени с ветвистыми рогами. Сюжет выбран не случайно. Такая юбка отделилась от рубахи покосницы, подол которой щедро украшали браным ткачеством. На первый выгон скота молодые женщины надевали по две, а то и три подольницы, показывая солнышку и подружкам свое богатство.

« Привески » элемент головного убора девушки. Томская губерния. Конец XIX начало XX века. Украшения в русском костюме

Праздничный костюм девушки из Архангельской губернии. Своедельская рубаха из беленого холста расшита красными нитками. С ней хорошо сочетается сарафан набоешник с яркими пятнышками рябинок и зубчиками красной тесьмы на подоле. А желтая перекликается по цвету с головной повязкой, шитой жемчугом и каменьями. Ансамбль, создающий образ девической чистоты, довершает тканый поясок древний символ целомудрия. Да, за внешней простотой тонкий вкус и рукодельный навык, большой труд и великое терпение !

Праздничный женский костюм из Рязанской губернии. Недаром традиционный русский костюм называют « многослойным »: рубаха, понева, навершник, занавеска, кичка, платок... И совершенно непривычное для нас обилие украшений ! Возьмите прямой, как мешок, длинный навершник. Холста, из которого он скроен, не видно практически весь он закрыт нашивками из тесьмы и позумента. Но что удивительно : немыслимый преизбыток одежд и пестрота красок непостижимым образом приведены в гармонию

Праздничный женский костюм из Воронежской губернии. Это тоже жительница южной Руси видите, как ярок наряд ! Да и состав костюма иной : основа его клетчатая понева с синей прошвой. По подолу тесьма и рядок тканого узора ; шерстяной пояс с концами из разноцветного бисера. Из него же нагрудное украшение. А венчает фигуру рогатая кичка с золотошвейным налобником и шерстяными розетками у висков.

Праздничный женский костюм. Забайкалье. Середина XX века. Предки этой женщины переселялись в Сибирь целыми семьями, отсюда и название « семёйские Забайкалья ». В большой чистоте пронесли они через века старинные обычаи и обряды и едва ли не до сего дня носят традиционную одежду. На рисунке мы видим обычный для Руси ансамбль : рубаха, сарафан, передник, кичка, шаль. Правда, все это с подробностями, свойственными именно семейским. Скажем, шаль повязана особым образом наподобие чалмы, а на груди несколько ниток янтарных бус. Порой их набиралось до двенадцати, а отдельные янтарины были столь массивны, что получили название фунтовых.

Праздничный мужской костюм из Архангельской губернии. Примерно так одевались крестьяне по всей России : рубаха, порты и пояс. На голове грешневик широко распространенный убор из валяной шерсти. Иногда его украшали лентами и цветами.

Праздничная мужская рубаха. Семипалатинская губерния. Конец XIX начало XX века. Весьма красочной была мужская одежда так называемых « бухтарминских старообрядцев », живших на Южном Алтае. По богатству украшений рубаха, которую вы видите, мало чем уступает женской : кумачовые ластовки и нашивки, вышивка и мережка. Готовя подарок жениху, невеста с особым старанием вышивала верх груди, где, по древним поверьям, обитала душа. Находившийся там узор в виде решетки называли оконышким и украшали бисером.

Праздничные мужские порты. Семипалатинская губерния. Конец XIX начало XX века. Переселившись в XVIII веке на склоны Алтая, « бухтарминцы » были вынуждены приспосабливаться к иным условиям жизни. И со временем в костюме их появились новые черты. Например, вышивки на мужских штанах, в европейской России встречающиеся крайне редко. Причем орнамент часто сочетал русские и казахские мотивы. В нашем примере традиционному Древу Жизни предстоят вполне реалистические кони, игравшие в жизни переселенцев столь важную роль.

Мужской и женский костюмы для зимних поездок. Центральные губернии России. На бабе овчинная шуба, на мужике суконный зипун. Художник несколько модернизировал его : у русских одежда застегивалась только на левую сторону. Шубы и тулупы делались с очень глубоким запахом, так что мать могла даже укутать ребенка. На голове у мужчины свое - дельская валяная шапка, у женщины поверх кокошника фабричная шаль. Лапти с теплыми онучами либо катанки, варежки узорной вязки. Кнут в руку и пошел !

Передник с земледельческими календарями - « месяцами ». Олонецкая губерния. Конец XIX века. Затейливые узоры, вышитые на каргопольском переднике, не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков внутри круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Например, 2 мая « Борис - Глеб сею хлеб », 31 мая « Придет Федот земля примется за свой род ». Подобные месяцесловы вышивали еще на подолах рубах и на полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их по наследству.

Презентацию подготовила преподаватель специальных дисциплин ГБОУНПО ПЛ 24 Мусина Л. Ф.