Словосочетание. Строение, типы и виды словосочетаний по способу выражения главного слова Составила Мороз В.В., учитель I категории ош 4 г. Краматорска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу подчинительной связью.
Advertisements

Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Виды словосочетаний В зависимости от способа выражения главного слова Именные словосочетания прил. + сущ. прил. + сущ. сущ. + сущ. числит. + сущ. сочный.
Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
БУКВА ЗВУК ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ КОРЕНЬ ОРФОГРАММА ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИНОНИМ СЛОВО СЛОВО- СОЧЕТАНИЕ СУФФИКС ФРАЗЕ- ОЛОГИЗМ ЧАСТЬ РЕЧИ 1.
Девятое октября. Классная работа Словосочетание: виды словосочетаний, синтаксические связи слов в словосочетании.
Из раздела «Синтаксис. Пунктуация». Тема «Словосочетание». Русский язык. 10 класс. Преподаватель русского языка и литературы БОУ ОО СПО «Омский колледж.
Тема урока: Повторение словосочетаний Цель урока: повторить и закрепить знания о словосочетаниях.
Цели урока. Дать понятие о видах связи слов в словосочетании.Дать понятие о видах связи слов в словосочетании. Научить определять способы связи в словосочетаниях,
Опорный конспект по теме Словосочетание 8 класс. Словосочетание сочетание двух (и более) самостоятельных слов связанных грамматически и по смыслу (Словосочетания.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Раздел: Синтаксис и пунктуация 8 класс.
Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Урок русского языка в 8 классе. Учитель – Шейкина И. Ф.
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Словосочетание» Автор: Зинова Ольга Георгиевна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1» г. Колпашева.
Кодовый диктант Отметьте знаком «+» утверждения, с которыми вы согласны, Знаком «-» – с которыми не согласны.
Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. 8 класс Подготовила: И.Н.Мусаэлян, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 6 г.Георгиевска Подготовка.
Строение и грамматическое значение словосочетаний -Знать основные виды связи слов в словосочетании. -Уметь отличать словосочетание от предложения, вычленять.
Члены предложения Сказуемое Подлежащее Дополнение Определение Обстоятельство Правила.
Тема: Словосочетания как синтаксическая единица Школа 255 Адмиралтейского района Учитель высшей квалификационной категории Павлова Светлана Ивановна Санкт-Петербург,
Транксрипт:

Словосочетание. Строение, типы и виды словосочетаний по способу выражения главного слова Составила Мороз В.В., учитель I категории ош 4 г. Краматорска

Задачи урока: Дать понятие о синтаксисе и пунктуации как разделах языкознания. Сформировать представление о словосочетании как синтаксической единице. Раскрыть на практике строение словосочетаний. Выработать навыки видеть строение предложения, способность выделить из него словосочетания и определить их грамматическое значение. Познакомить со способами связи в словосочетаниях и закрепить эти знания. Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к родной природе.

Изучаем СИНТАКСИС - это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. ПУНКТУАЦИЯ - раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления; система знаков препинания. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - синтаксическая единица, состоящая из двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.

Наблюдаем Рассмотрим словосочетания: Радостная встреча (главное слово: встреча) Уверенно смотреть (главное слово: смотреть) Школа за городом (главное слово: школа) Рано утром (главное слово: рано)

Делаем вывод Слова в словосочетании связаны подчинительной связью. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова (от главного к зависимому слову можно поставить вопрос). Схема словосочетания: главное слово зависимое слово зависимое главное слово

Выполним задание Укажи главное и зависимое слово в данных словосочетаниях: Стремит…ся к знаниям; вершины гор; строгие глаза; р…ботать добросовес…но; ра…считать к…нструкцию; крайне необходимо; костюм отца; попавший в л…вушку; (не)изгл…димое вп…ч…тление; пр…творять в жизнь; к…лючий кустарник; один из них. Проверь себя Проверь себя

Проверяем Стремиться к знаниям; вершины гор; строгие глаза; работать добросовестно; рассчитать конструкцию; крайне необходимо; костюм отца; попавший в ловушку; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; колючий кустарник; один из них.

Наблюдаем Определим, какой частью речи является главное слово в данных словосочетаниях: Старый дом (сущ.), каждый из нас (мест.), десятый в шеренге (числ.) Руководить кружком (гл.), врет без зазрения совести (гл.), восхищаться подвигами (гл.) Мне радостно (нар.), очень странно (нар.), поздно вечером (нар.)

Делаем вывод Главное слово в словосочетании может быть выражено : 1)существительным, прилагательным, числительным, местоимением – такие словосочетания называются именными; 2)глаголом - такие словосочетания называются глагольными; 3)наречием – эти словосочетания называются наречными.

Выполним задание Сгруппируй словосочетания в зависимости от принадлежности главного слова к определенной части речи: а) именные; б) глагольные; в) наречные. Девять дней; ч…твертый день; ж…лание учит…ся; выбрать проф…ес…ию; чей(то) пр…ятель; приехал летом; зелен…ая ал…ея; вечно зел…н; п…шли купат…ся; весьма посре…ствен…о; д…вольно плохо; ш…рох веток; вид…ш… знакомого. Проверь себя

Проверяем именные Девять дней; Четвертый день; Желание учиться; Чей-то приятель Зеленая аллея; Шорох веток глагольные выбрать профессию; приехал летом; видишь знакомого; пошли купаться наречные вечно зелен; весьма посредствен но; довольно плохо

Наблюдаем Найдите в данных синтаксических конструкциях главное и зависимое слово : Сын и отец; день и ночь; небо и земля; Светила луна; льют дожди; белеет парус; В школе; среди травы; около дома.

Делаем вывод Словосочетанием не является: Однородные члены предложения ( т.к. связаны сочинительной связью); Подлежащее и сказуемое ( полная грамматическая основа); Предлог и самостоятельная часть речи.

Изучаем Существует два вида связи: сочинение (ею связаны однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения) и подчинение (связь слов в словосочетании и частей сложноподчиненного предложения). Виды подчинительной связи: согласование, управление, подчинение.

согласование При согласовании зависимое слово во всем уподобляется главному: в роде, числе, падеже. новый дом в новом доме новому дому новые дома

управление При управлении зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. Зависимое слово управляется главным, подчиняется ему. встретил друга встречу друга встретить друга встретили друга

примыкание Примыкают только неизменяемые части речи: Наречия, инфинитив, деепричастие. Они тяготеют к главному слову по смыслу. Езда верхом Очень странно Желательно пригласить

Выполним задание «Четвертое лишнее». Найди лишнее словосочетание. По какому признаку отобраны словосочетания? 1.Новый район, к большим домам, проверять работу, синее небо; 2.Нарушение правил, слишком поздно, вернулись вечером, писал стихи; 3.Внимательно слушать, много работать, очень далеко, далекий остров. Проверь себя

Проверим 1.Проверять работу; 2.Слишком поздно; 3.Далекий остров. Словосочетания отобраны по виду подчинительной связи.

Наблюдаем Порядок синтаксического разбора словосочетания. 1)Выделить словосочетание из предложения. 2)Найти главное и зависимое слово. 3)Указать тип и вид словосочетания по способу выражения главного слова.

Наблюдаем Пример разбора словосочетания С неба плавно падали одинокие снежинки. Одинокие снежинки – словосочетание именное (главное слово выражено существительным); зависимое слово – прилагательное; согласование. Падали с неба – глагольное (главное слово выражено глаголом); зависимое слово – существительное; управление.

Работаем с текстом Утро. Со…нце поднялось выше, так что сразу пот…плело. Заг…ворили ручьи. И тут до моего слуха донес…я нежный пер…звон, словно кто(то) (не)видимой рукой трогал (не)видимые же струны. Я пр…слушался. Таинствен…ая музыка нар…стала звучала все громче и продолжительн…е, как будто музыкант входил в темп импровизации. Чистые прозрач…ные хрустальные звуки постепен…о нар…стали и крепли. И тут я наконец понял, что вызвало их к жизни. Талая вода нат…кла на лед (не)большого озерца, и он приседая от ее тяжести змеился трещинами. Каждая трещина во все стороны ра…бегаясь по льду р…ждала звук. Лед искрился на изломе малиновыми бликами, и сама музыка к…залась малиновой. (Не)ведомая м…лодия ширилась ра…плывалась и ст…новилась сочнее. А мне казалось, что это само со…нце играет своими лучами на з…лотых гуслях весны. Проверь себяПроверь себя

Проверяем Утро. Солнце поднялось выше, так что сразу потеплело. Заговорили ручьи. И тут до моего уха донесся нежный перезвон, словно кто-то невидимой рукой трогал невидимые же струны. Я прислушался. Таинственная музыка нарастала, звучала все громче и продолжительнее, как будто музыкант входил в темп импровизации. Чистые, прозрачные, хрустальные звуки постепенно нарастали и крепли. И тут я наконец понял, что вызвало их к жизни. Талая вода натекла на лед небольшого озерца, и он, приседая от ее тяжести, змеился трещинами. Каждая трещина, во все стороны разбегаясь по льду, рождала звук. Лед искрился на изломе малиновыми бликами, и сама музыка казалась малиновой. Неведомая мелодия ширилась, расплывалась и становилась сочнее. А мне казалось, что это само солнце играет своими лучами на золотых гуслях весны.

Задания по тексту 1.Озаглавь высказывание. 2.Определи его тему и основную мысль. 3.Докажи, что данное высказывание – текст. 4.Определи тип и стиль текста. 5.Объясни орфограммы и постановку знаков препинания. 6.Определи лексическое значение слова импровизация. Составь с ним словосочетание. 7.Найди в тексте устаревшее слово, определи его лексическое значение. 8.Выпиши из предложения Талая вода натекла на лед небольшого озерца, и он, приседая от ее тяжести, змеился трещинами словосочетания. Выполни их разбор. 9.Составь небольшое высказывание на тему: «Мой любимый уголок природы».

Закрепляем Ответь на вопросы: 1.Закончи предложения: Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения, называется … Пунктуация – раздел языкознания, изучающий … 2.Укажи верные утверждения: Словосочетание выражает законченную мысль; Подлежащее и сказуемое не могут образовать словосочетание; По способу выражения главного слова словосочетания бывают именные, глагольные, наречные. 3.Найди словосочетания, в которых неверно определено главное слово: Ясным днем; Заниматься с удовольствием; Возражать докладчику; Опасно для жизни.

Закрепляем 4.Слова в словосочетании объединены на основе сочинительной связи. Да Нет 5.Определи тип данных словосочетаний по способу выражения главного слова: Быстрее лани, смешно до слез, уходя вдаль Наречное; Глагольное; Именное. 6.Определи вид связи в приведенных ниже словосочетаниях: Веселые каникулы, первое сентября, первый встречный Согласование; Управление; Примыкание.

Закрепляем Заполни «кластер» (схему) Проверь себя строение синтаксис предложение тип наречное управление

Проверяем Главное слово Зависимое слово строение словосочетание синтаксис предложение тип именное глагольное наречное вид согласование управление примыкание

Домашнее задание 1.Раскрой скобки. 2.С выделенными словосочетаниями составь предложения. 3.В словосочетаниях обозначь главное и зависимое слово, в предложениях – основу. 4.1-е и 4-е словосочетания сравни по строению и грамматическому значению. Руководитель(секция); руководить (секция); протест (несправедливости); причина (это); ущерб (работа); гордость (успех); призыв (выступление); приказ (награждение); отклик (события); упрек (небрежность); итог (соревнование); заведующий (типография); заведовать (типография).