Системно - деятельностный подход к изучению литературы в основной и средней школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эффективные технологии при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА по русскому языку и литературе Калугина Н.А.
Advertisements

Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учитель математики ГБОУ СОШ 77 Доброумова Ольга Викторовна.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
© FokinaLidia Стойкость и мужество человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» Стойкость и мужество человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя гимназии 505 Кологрив Елены Владимировны)
МАСТЕР – КЛАСС «Прекрасное пробуждает доброе…» МОУ «Средняя общеобразовательная школа 48» города Курска по теме «Формирование универсальных учебных действий.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
«Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Транксрипт:

Системно - деятельностный подход к изучению литературы в основной и средней школе.

Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Вовлеки меня, и я научусь. Мудрая китайская пословица

Цель образования Заключается не столько в передаче опыта, накопленного предыдущими поколениями, сколько в подготовке человека, способного к непрерывному обучению. Прежняя парадигма образования, когда учитель стоит над учеником и пытается впихнуть в него все знания, изжила себя и не соответствует современным целям. Учитель должен становиться менеджером, организатором, должен предоставить ученику возможность учения и обеспечить оптимальность процесса усвоения знаний. Главная цель деятельности школьника формирование умения учиться; развитие познавательной и творческой активности; живое осмысление прочитанного, овладение содержанием предмета; развитие в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни.

Ведущая педагогическая идея опыта: Знания - фундамент практической деятельности; Учащийся должен учиться сам, а учитель должен осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Способность учителя включать учащихся в адекватную педагогическим целям игровую, трудовую, познавательную деятельность приводит к высоким учебно-воспитательным результатам. Главное в работе каждого учителя – это стремление превратить процесс обучения из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск.

Главная задача урока литературы Необходимо так построить урок, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованиям программ, но смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути. Эти требования предъявляются ко всем урокам литературы, но всё-таки особенно важны и актуальны они для уроков в старших классах.

Позиция учителя Два мира есть у человека- Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Если учитель стремится к гарантированному результату обучения, к тому, чтобы учащийся смог раскрыться на уроке, ему нужно помнить следующее: у него нет и не может быть позиции «неверно», «ответ неправильный». А должна быть позиция: -мысль есть; -давайте дополним, разовьём эту мысль до развёрнутого ответа.

Важнейшими средствами для достижения целей обучения являются следующие: -использование разнообразных форм и методов организации учебной работы, позволяющих раскрыть субъективный характер деятельности уч-ся; -создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе группы, класса; -стимулирование уч-ся к высказываниям, использование различных способов выполнения задания без боязни ошибиться; -создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять самостоятельность, избирательность в способах работы; -создание обстановки для естественного самовыражения ученика. В выборе путей, педагогических средств важно опираться на сотрудничество. Так как это создаёт ситуацию –позицию « не я» -«я», а «я»- «люди», что совершенствует процесс взаимопонимания, навыки общения, формирует умение соотносить свои действия с действиями других. В ситуации сотрудничества и делового общения происходит саморазвитие и самораскрытие личности.

Системно- деятельностный подход к урокам литературы В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает: *формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; *активную учебную деятельность обучающихся; *построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Стандарт выдвигает предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. В области литературы это: 1). осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2). понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3).обеспечение культурной самоиндентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; 4).воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; 5).развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6). Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Нетрадиционные формы уроков литературы Наряду с уроками-семинарами, деловыми играми, исследованиями, каждый учитель создаёт свои авторские уроки. Можно привести в качестве примера нетрадиционных уроков следующие: Урок-заставка. Урок-раздумье. Урок- поиск. Урок-открытие. Урок защиты позиции. Урок-концерт. Урок-суд. Урок-исследование. Урок-путешествие. 10. Урок-портрет. 11. Урок-конференция. 12.Урок-семинар. 13.Урок-диалог. 14.Урок –творческий отчёт. 15.Урок-дискуссия.

Начало урока как эмоциональный настрой учащихся Чтобы побудить школьников к учебной деятельности, создать эмоциональный настрой, важно продумать начало урока. Это может быть проблемный вопрос, интересный эпиграф, газетная статья, необычно сформулированная тема урока. Приведу примеры эпиграфов к урокам: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Евангелие от Исаака). Данный эпиграф можно взять к уроку – портрету « Великий сын России» (жизнь, творчество, судьба А.И. Солженицына). К уроку по теме «Я несла свою беду по тонкому льду» (Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» можно взять следующий эпиграф: Я несла свою Беду по весеннему по льду,- Обломился лёд – душа оборвалася, Камнем под воду пошла,- А Беда –хоть тяжела, А за острые края задержалася…

Необычно сформулированная тема урока- мотивация учащихся к деятельности Чтобы работа по изучению литературного материала была эффективной, надо заинтересовать ребят или необычно сформулированной темой урока, например, « Пришёл ли В. Маяковский в наше «некоммунистическое» далеко?», «Разрешите поспорить с вами, господин Базаров!» Необычная подача материала учителем- это тоже один из способов, который может вызвать интерес у уч- ся. Изучаем роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». На мультимедийном слайде содержится высказывание О. Хаяма: Чем за общее счастье без толку страдать- Лучше счастье кому-нибудь дать. Лучше друга к себе привязать добротою, Чем от пут человечество освобождать. О.Хайям. Спрашиваю у уч-ся, почему я выбрала это четверостишие в качестве эпиграфа к теме «Теория Раскольникова. «Тварь дрожащая или право имею». Необычная подача материала учителем- это тоже один из способов, способный вызвать интерес у уч-ся.

Проблемно-поисковый метод-ведущий метод на в системно-деятельностном подходе к изучению литературы Важной в организации деятельности уч-ся является индивидуальная работа. Такая форма широко используется на уроках –исследованиях, уроках- поисках, при организации и проведении семинаров, ролевых и деловых игр, организационно- деятельностных игр. На таких уроках обеспечивается возможность для самораскрытия своего «я» в решении проблемы и по отношению к данной исследуемой проблеме. Проблемно-поисковый метод помогает самораскрытию уч-ся на уроке, вырабатывается определённая точка зрения, чувствуется огромная заинтересованность ребёнка, ученика в понимании, принятии этой проблемы и её разрешения. Это может быть и поиск формулы своего «я» в произведении А.Фадеева«Разгром», рассмотренная проблема «ленивого и холодного сердца» в произведениях А.И.Куприна, раздумья о том, «как отличить маяк от обманных огней, что мигают тут и там» в романе М.А.Шолохова « Тихий Дон» Этот метод необходимо применять при решении более крупных вопросов, используя интегрирование предметов, например: «Экологическая тропа- тропа моей души» -сочинение-защита на уроке-защите своей позиции по исследованию данной проблемы.

Методы, используемые на уроках литературы в рамках системно - деятельностного подхода Учебно-диагностический метод эффективен на уроках свободного чтения, уроках-зачётах, уроках-семинарах. Этот метод способствует развитию навыков связного монологического ответа, логического мышления. Ситуативный метод Это как раз те условия на уроке, где ученик может определить себя, свою позицию. Это уроки- творческие отчёты, уроки-заклдки, уроки-диалоги.

Приёмы организации деятельности учащихся в рамках системно - деятельностного подхода к изучению литературы Приёмы- это логические операции, с помощью которых познаётся тот или иной учебный факт. Вот лишь некоторые из них: -умение найти формулы (афоризмы), определяющие внутренний портрет героя; -умение работать со словом (для раскрытия или самораскрытия героя произведения); -определение самозадания (выбор вида домашнего задания в соответствии со своей «высотой»); -умение сопоставлять произведения разных эпох в решении одной и той же проблемы; ( Это умение очень важно выработать у уч-ся, так как задание С 4 ЕГЭ по литературе нацелено именно на проверку умения уч-ся сопоставлять произведения. Например: «В чём своеобразие пары «Обломов –Захар»»? Кто из русских писателей XIX века создаёт пары образов «господин –слуга»?. -наблюдение над художественными особенностями литературного произведения (Например: «Роль эпиграфов в раскрытии идейного смысла в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и т.п.) Задания такого типа встречаются в С 5 ЕГЭ по литературе. -умение анализировать поступки героев в сопоставлении с тем «А как бы я?» -формирование умений передать состояние героев через слово (словарно-психологические цепочки), жест, позу, позу, мимику, интонацию; -умение анализировать своё выступление, свою творческую работу и рецензировать ответы и работы других уч-ся. ( Данный вид деятельности просто необходим при подготовке уч-ся к ЕГЭ по литературе. Учитель предлагает уч-ся сочинения и критерии их оценивания. Задача учащихся- поставить оценку за сочинение и прокомментировать её., указав недочёты в сочинении. Это позволит ребятам избежать ошибок, которые они указали, при написании собственной работы); -выразительное чтение наизусть с обоснованием выбора.

Изучение основ теории литературы - важнейшая часть школьного литературного образования. Для запоминания последовательности анализа художественного произведения рекомендуйте учащимся записать фразу с секретом. Ты Тема ( о чём произведение) Понял Проблема ( вопрос, требующий разрешения) Где Герои Следует Сюжет (цепочка последовательных событий, действий) Искать Идея ( цель, с которой автор взялся за перо) Ответ?! Особенности ( художественные средства выразительности речи).

стихотворной форме дать ребятам некоторые литературоведческие термины. Расскажу-ка я стихами Речеведческий процесс – Новое (поймите сами) Вызывает интерес. Тема – целый круг явлений, То, о чём поведал гений. А в идее (будь внимателен) Отразилась мысль писателя. Пафос –ясно без сомнения, Есть настрой произведения. И комический, и трагический, И торжественно –героический. Эпизоды, главы, части, По своей законной власти На свои позиции расставит композиция. Конфликт –запомнить просто- Закономерное противоборство. А ещё запомни –это Основа действия сюжета.

Использование стихотворной формы для изучения литературоведческих терминов Расскажу-ка я стихами Речеведческий процесс – Новое (поймите сами) Вызывает интерес. Тема – целый круг явлений, То, о чём поведал гений. А в идее (будь внимателен) Отразилась мысль писателя.

Пафос –ясно без сомнения, Есть настрой произведения. И комический, и трагический, И торжественно –героический. Эпизоды, главы, части, По своей законной власти На свои позиции расставит композиция. Конфликт –запомнить просто- Закономерное противоборство. А ещё запомни –это Основа действия сюжета.

« Там, где пророс вопрос, зреет крепкий разум». Необходимо в урок включать задания для активизации познавательной и творческой деятельности уч-ся. Настоящий учитель должен постоянно « питать» обучаемых интересными, увлекательными, разнообразными, постоянно усложняющимися новыми задачами. По законам мышления и памяти готовая информация не может служить базой ни для её запоминания, ни для понимания объекта изучения. Учёные, физиологи и психологи утверждают, чтобы возникло подлинное знание, необходимо сознание, то есть глубокое понимание сути. В памяти уч-ся остаётся, согласно научным данным, не более 15% учительских объяснений.

Главный вид деятельности ученика Чтение, перечитывание, вчитывание в текст произведения. Задача учителя литературы состоит в том, чтобы воспитать вдумчивого читателя

Варианты творческих заданий и ученические исследования: 1.Монолог от лица героев Например, при изучении романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» большое внимание уделяется изучению дневника Печорина. Предложите уч-ся исследовать текс романа и восстановить страницы дневников других героев, где бы говорилось о Печорине. Выполнить это задание можно лишь при условии внимательного чтения.

Диалог с критиком Задания: Б.Г. Белинский назвал роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. Подтведите (опровергните) это утверждение. Исследователь творчества А. Блока Л. Долгополов писал о поэме «Двенадцать»: Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямом взаимодействии с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как её понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно новой поэтической системе, которая нашла выражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике. Как вы понимаете слова исследователя, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

Исторический комментарий В процессе чтения и изучения произведений литературы XIX века учитель и учащиеся встречают большое количество слов, обозначающих явления эпохи. Часто в связи с этим необходим исторический комментарий. Попросите уч-ся провести исследование какого-либо явления и дать такой комментарий. Например, предложите составить «Краткий справочник для любителей балов» или «Путеводитель для театралов»

Развивающиеся каноны. Развивающий канон (РК)-форма задания, целенаправленно развивающего те или иные интеллектуальные качества, необходимые для творческой работы. РК-э то упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести органических элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. Развивающий канон может иметь различные формы: табличную, линейную, кольцевую, ступенчатую. Исследования РК показали, что их можно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам. На уроке РК можно использовать и в качестве средства контроля, и в качестве создания проблемной ситуации.

Задания, направленные на развитие ассоциативного мышления. Задания такого рода органично вписываются в структуру заключительных уроков по изучению какого-либо произведения и обобщающих уроков по теме. Уч-ся предлагаются репродукции картин, какие-либо иллюстрации, фотографии (по одной каждому), В течение нескольких минут (6-7 минут) учащийся должен сформулировать ответ на вопрос: с каким литературным героем (произведением, эпохой, писателем) у вас ассоциируется данная иллюстрация.

Найди формулу героя (автора). Такие задания позволяют выявить, насколько целостный образ героя (или писателя) сложился у уч-ся; приучают к внимательности при работе со словом. Задание по теме «Тема назначения человека в произведениях М.Горького» (11 класс). Девиз ранних произведений М.Горького: «Я в этот мир пришёл, чтобы не соглашаться» Макар Чудра «Он родился за тем, что ли, чтобы ковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять?» «Долго не стой на одном месте» Зобар Лойко «Я свободный человек и буду жить так, как я хочу!» Радда «Никак не может красавец Лойко поравняться с гордой Раддой» Старуха Изергиль «…В мое время больше было в человеке силы и огня, оттого жилось веселее и лучше» Лара «Он считает себя первым на земле…» «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…Вот как был поражён человек за гордость!» Данко «Он любил людей и думал, что без него они погибнут» «У меня есть мужество вести вас, вот поэтому я и повёл вас» Сокол «Безумству храбрых поём мы славу!» «Рождённый ползать летать не может»

Лингвистический анализ текста. По выражению Н.М.Шанского, лингвоанализ –«лингвистический микроскоп», направленный на вершину художественного текста.Интересные примеры заданий такого типа приводятся в статье Г.П.Лазаренко «Приёмы активизации и обратной связи на уроках литературы». Павел Петрович Кирсанов спрашивает: « А вы, господин Базаров, собственно, что такое? Об этой фразе можно многое рассказать: во-превых, спрашивающим соблюдена учтивость, но какая-то отстранённая, холодная. Фраза становится ироничной благодаря вводному слову «собственно»-так может говорить лишь тот, кто смотрит на собеседника сверху вниз. Местоимение «что» в адрес человека выдаёт спесь, презрение, недостойное истинного аристократа-христианина. Так становится понятен тот, кто вступил в конфликт с Базаровым, называющим чувства «чушью» и «белибердой», а учтивость и вежливость привычкой уездных львов. Кто кого одолеет, если оба не умеют уважать. Это уже интересно. Лингвоанализ помогает сравнивать и черновые редакции с окончательными. Цель та же -проследить импульс, напряжённость авторских поисков. Знакомые нам строки «Памятника» Пушкина имели совершенно другой вид в черновых вариантах: И долго буду тем любезен я народу, Что в русском языке я музыку обрёл, Что звуки новые для песен я обрёл, Что вслед Радищеву восславил я свободу И милосердие воспел.

Лабораторная работа Исследование текста, художественных деталей, попытка проникнуть в художественную мастерскую писателя или поэта-всё это предмет лабораторной работы на уроке литературы. Задания могут быть самыми разнообразными: -найти самое «тютчевское слово»; -написать письмо от имени героя (соблюдая особенности речи, интонацию, стиль); -написать письмо литературному герою; -исследовать текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и выявить роль прилагательных в тексте произведения; -используя цитаты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», восстановить путь Раскольникова от топора к Евангелию ( то есть от замысла своего преступления к раскаянию); -при помощи художественных деталей создать образ И.Обломова (или расположить художественные детали в том порядке, который отражает путь Обломова на страницах романа).

Составление опорных конспектов учащимися. Особое значение придаётся составлению опорных конспектов и схем. Они помогают систематизировать материал, выделить главное. Слова-опоры, особые знаки, цитатный материал облегчают восприятие, запоминание и воспроизведение учебного материала. Особенно важна такая работа при знакомстве с биографией писателя и объяснением ключевых положений. Приведу несколько тем для создания опорных конспектов: 1.Истинное и ложное в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» 2.Тема маленького человек в русской литературе XX века. 3.Что есть красота (Женские образы в литературе XIX-XX веков). 4.«Мы в ответе за тех, ого приручили» (Тема долга и ответственности в литературе XX века). 5.Любовью дорожить умейте. (Тема любви в лирике русских поэтов). 6.Образ луны в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 7.Род Мелеховых. 8.Повесть Куприна «Гранатовый браслет»-повесть о любви, которая бывает только раз в тысячу лет

«Паспорт писателя»: Ф.И.О., дата и место рождения. Социальное положение и происхождение. Воспитание. Образование. Семейное положение. Род занятий. Результаты деятельности. Дата смерти. « Читательский формуляр» Автор, название произведения. Время создания. Жанр. Тема и проблема. Система образов. Художественные особенности. Запомнившиеся эпизоды, сцены. Значение произведения. «Визитная карточка героя». (например, Евгений Онегин) Происхождение. Воспитание. Образование. Образ жизни героя. Испытание любовью. Дружба.

Кластеры Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приёмом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Кластер –это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие». Составление кластера позволяет уч-ся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учение записывает в центе листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяющие это слово с другими, от которых, в свою очередь, лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых различных стадиях урока. На стадии вызова –для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления- для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии -при подведении итогов того, что уч-ся изучали. Кластер может быть использован также для организации и индивидуальной, и групповой работы как в классе, так и дома.

.«Толстые» и «тонкие» вопросы ( элементы технологии РКМЧП развития критического мышления через чтение и письмо). Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определённо невозможно («толстые вопросы). «Толстые вопросы»-это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Синквейн (элемент технологии развития критического мышления) Слово «синквейн» обозначает «пять строк». При его написании существуют определённые правила: 1.Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь. 2. Во второй строке –два слова, чаще всего прилагательные и причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3.Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4. Четвёртая строка-фраза из четырёх слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. 5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или явления. В книге Л.И. Тареевой, А.И. Ждановой «Литература. Воспитание читателя» приводится пример синквейна, обобщающего представление учащегося о Петербурге Достоевского (при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»): Петербург, Мрачный, жестокий. Душит, омертвляет, разочаровывает. Город одиночества и скуки. Пустота.

Приём «дерево предсказаний» Этот приём технологии развития критического мышления заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным тестом. Данный приём полагает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева- тема, ветви –предположения, которые ведутся по двум основным направлениям- «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья»-обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Приём «Пометки на полях» Данный приём, являющийся элементом технологии критического мышления, способствует развитию умения работать с текстом и известен как ИНСЕРТ. Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие: Знаком «галочка» (V) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком «минус»(-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Текст –сочинение. Этот вид контроля позволяет выяснить, как ученик владеет информацией по изучаемой теме. Суть его состоит в том, что уч-ся предлагается текс по какой-либо теме, но в нём пропущены ключевые детали. Задача уч-ся – восстановить их. В книге Л.И. Тареевой, А.И. Ждановой «Литература. Воспитание читателя» авторы приводят пример текста-сочинения, который может быть предложен уч-ся после изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Вот фрагмент этого теста-сочинения. Тест-сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Роман «Преступление и наказание» -особого жанра. Это роман… …, так как у каждого главного героя есть своя идея. У Раскольникова-… о праве «сильной личности»; у Сони-… смирения и покорности; у Лужина-…эгоистическая-«….»; у Свидригайлова-идея…. Роман ещё и психологический, так как….(продолжить). Следуя своей идее, Раскольников совершает убийство (кого?). Завладев её деньгами, он хочет (чего?) и т.д.

Приёмы стимулирования деятельности учащихся. -одобрение (показ роста личности); -ободрение (индивидуальное задание для неуверенных); -согласие; -оценка деятельности уч-ся ( с использованием качественной оценки)

В ходе реализации системно - деятельностного подхода старшеклассник будет владеть следующими ключевыми компетентностями: Уметь приводить доводы, аргументы в доказательство своей точки зрения. Уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновывать её, выбрав для этого нужные аргументы из приведённой совокупности фактов. Уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения. Уметь извлекать нужную информацию из текста. Уметь обобщать факты и делать выводы. Уметь сравнить, сопоставить произведения разных эпох. Уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе анализа выводы, объясняющие что-либо. Уметь осуществлять выбор из нескольких альтернатив. Уметь искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов. Уметь определить причины поступков людей (героев художественных произведений)