Максим Горький «Челкаш». В 1897 году в журнале «Русское богатство» был впервые опубликован рассказ Горького «Челкаш».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Максим Горький. Рассказ «Челкаш»(1895). Созданию рассказа «Челкаш» предшествовали следующие события:
Advertisements

Романтизм М.Горького. Рассказ,,Челкаш Герои и их судьбы. Урок литературы в 8 классе Выполнила учитель русского языка и литературы Литвишко.
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
Библиотека гимназии Выполнила: Глухих Т.Г.. Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. Для этого обратим внимание на.
Максим Горький «Детство» 7 класс. 1. Автобиографический характер повести Повесть – это повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе,
Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» Р – 7 класс.
Концепция любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Составила: Злипух З.Г., учитель русского языка и литературы.
Задания 1 группе: 1) Вспомните прочитанные рассказы, посмотрите в содержание сборника рассказов Чехова, что вы можете сказать о заглавиях? Какие они? 2)
Урок литературы в 7 классе по теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу И.А. Бунина « Цифры» Выполнила учитель русского языка и литературы.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять Презентация подготовлена учащимися 7 класса к рассказу В.Распутина «Уроки французского» после анализа.
ИЗ БИОГРАФИИ МАКСИМА ГОРЬКОГО ЧЕЛКАШ СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ НА ДНЕ.
«И близких всех душа не позабудет…» Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в контексте повести «Последний поклон».
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Урок музыки Тема урока: музыка в рассказах К.Паустовского.
Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Урок по повести А.М.Горького «Детство». Встреча с писателем Бродский И.И Борис Григорьев П.Д.Корин 1932 Любите книгу, она облегчит вам жизнь….она.
Исследование художественных особенностей рассказа на уроке литературы Подготовила : Соколова Т. А., учитель русского языка и литературы МОУ Лесная СОШ.
Транксрипт:

Максим Горький «Челкаш»

В 1897 году в журнале «Русское богатство» был впервые опубликован рассказ Горького «Челкаш».

Созданию рассказа «Челкаш» предшествовали следующие события. В июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мертвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, о котором потом вспоминал: «...Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».

«Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически».

Вопросы и задания 1.Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание? 2. Проанализируйте звукопись во вступлении: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвоЗящих груЗ, металлический вопль желеЗных листов... дребеЗжание иЗвоЗчичьих телег...»?

В чем композиционное назначение описания морского порта в начале рассказа? В какой степени вообще море является своеобразным действующим лицом в рассказе? Какое настроение создают в повествовании картины моря? Почему отношение к морю оказывается показателем духовного уровня героев рассказа? Почему Челкаш чувствует себя «лучшим» рядом с морской стихией? Имеют ли значение такие характеристики этой стихии, данные автором: бескрайняя, свободная, мощная? Чем отличается отношение к морю Челкаша и Гаврилы?

Что вам показалось особенно запоминающимся в портрете Гришки Челкаша? Сопоставьте его с портретом молодого деревенского парня. Случайно ли, что их первый разговор был о свободе? Как понимают свободу Челкаш и Гаврила?

Челкаш и Гаврила

Автор пишет: «Двое людей мечтали...» О чем мечтали герои рассказа? Почему писатель назвал их людьми, а не по имени? Что Челкаш считает необходимым для того, чтобы человек имел свое лицо, чтобы мог «от всякого требовать уважения к себе»? Что больше всего злит Челкаша в Гавриле? На каких «крыльях мечты» полетел Гаврила?

Чего и кого боится Гаврила, в чем причина его страха? Почему Гаврила, чуть не убивший Челкаша, называет его братом, родным, целует его руку? Какими чувствами, по-вашему, вызвано такое его поведение? Ведь бояться ему теперь, казалось бы, нечего. Как вы понимаете сцену, когда Гаврила просит простить его грех, а Челкаш говорит: «Гнус! И блудить-то не умеешь!»?

Почему вновь Горький пишет: «Два человека помолчали»? Как ведет себя в финале Челкаш? Как вы объясните такое описание: «Гаврила... перекрестился... свободно и глубоко вздохнул, спрятал их [деньги] за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш»? Какое значение имеет для рассказа заключительная картина моря?

Спасибо за внимание Учитель русского языка и литературы школы «Возможность» Рыбакова Г.П. Дубна