ФЕСТИВАЛЬ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ МОУ «ТАТАРОБАШМАКОВСКАЯ СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТАТАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. И мужчины и женщины носили длинные, широкие.
Advertisements

Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмак) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной.
Кузнецов Тимур ученик 1 «Б» класса МБОУ СОШ 19 ГО Верхняя Тура Свердловской области г.
«Легенды нашего народа» Декоративно-прикладное искусство татар (иллюстративно-демонстрационный материал)
Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
Узорная резьба была важным элементом украшения жилища. Изображения солнца и геометрических знаков, птиц, цветов и мифологических символов можно и сейчас.
Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» с. Никольское Исполнители: Хаматнурова Алина ученица 9 кл Нургатина.
Ногайская национальная одежда.
КОСТЮМ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ XIX ВЕКА Летняя и обрядовая одежда.
Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких- либо особых различий не отмечалось. Нательное белье мужчины состояло.
Чак-Чак традиционное блюдо башкир Научно-исследовательская работа Бикбовой Карины МБОУ КСОШ 1 с. Плешаново.
Работу выполнила Ученица 5 А класса Алиева Лиана Руководитель проекта: Бондаренко Л.Д.
Особенности национальной татарской кухни Выполнил : Басов Никита ученик 7 а класса МОУ « Средняя общеобразовательная школа 1 р. п. Новые Бурасы Новобурасского.
. Костюм представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора,
Костюмы народов Поволжья. Автор: Жукова Л. Е МОУ СОШ п. Октябрьский Дергачевского района.
Проект Содиковой Камолы по биологии 6 класса «Г».
ТЕМА «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА»
К концу ХVIII века Южный Урал был заселен проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, казахами, нагайбаками и другими народами.
НАРОДЫ МИРА УЗБЕКИ. Узбеки – самый многочисленный народ в Центральной Азии. Узбеки являются основным и коренным народом Узбекистана. Большое количество.
Транксрипт:

ФЕСТИВАЛЬ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ МОУ «ТАТАРОБАШМАКОВСКАЯ СОШ»

Татарская народная одежда Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включающий в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Татарская тюбетейка. Существовали два основных вида татарских тюбетеек - такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса. Существовали два основных вида татарских тюбетеек - такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса. Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина. Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина.

Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки. Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки.

Калфак - татарский женский головной убор Если рассматривать период с конца XVIII до начала XX века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись. Если рассматривать период с конца XVIII до начала XX века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.

Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С XVIII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блестками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков. Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С XVIII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блестками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.

Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч. К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.

Постепенно золотошвейные калфачки с твердым околышком приобретают уменьшенную форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С XIX века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже - цветной бисер.

Из верхней обуви наиболее распространенной была кожаная, лыковая и валяная. Кожаная обувь широко бытовала в городе у зажиточной части сельчан и духовенства. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой (читек) изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, только у них сапожки были покороче и без отворотов. Из верхней обуви наиболее распространенной была кожаная, лыковая и валяная. Кожаная обувь широко бытовала в городе у зажиточной части сельчан и духовенства. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой (читек) изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, только у них сапожки были покороче и без отворотов.

Праздничным вариантом женской обуви были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Если однотонные ичиги были мало оригинальны и являлись характерными для большин­ства тюрко- монгольских народов, то мозаичная обувь, безус­ ловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой полуваленки. Праздничным вариантом женской обуви были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Если однотонные ичиги были мало оригинальны и являлись характерными для большин­ства тюрко- монгольских народов, то мозаичная обувь, безус­ ловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой полуваленки.

Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки, но были более универсальны. Особенно они устраивали старшее поколение. Бытовали и сапоги на твердой подошве (итек). У татар Зауралья, как и у башкир, широко бытовали сапожки (сарык) из особо кроеной сыромятной калошки с белым суконным голенищем. Женские сарык отличались особой аппликацией и вышивкой. Основу орнаментации составлял расположенный на заднике сложный рисунок арочной композиции. Близкими сарык являются царык западносибирских татар, целиком изготавливаемые из сыромятной лошадиной или коровьей кожи. Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки, но были более универсальны. Особенно они устраивали старшее поколение. Бытовали и сапоги на твердой подошве (итек). У татар Зауралья, как и у башкир, широко бытовали сапожки (сарык) из особо кроеной сыромятной калошки с белым суконным голенищем. Женские сарык отличались особой аппликацией и вышивкой. Основу орнаментации составлял расположенный на заднике сложный рисунок арочной композиции. Близкими сарык являются царык западносибирских татар, целиком изготавливаемые из сыромятной лошадиной или коровьей кожи.

ТАТАРСКИЕ УКРАШЕНИЯ Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань, чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию. Украшения играли и роль оберега - так бирюза, по мнению татар, защищала от дурного глаза, а равное количество браслетов, надетое на обе руки, помогало сохранить любовь супругов в семье.

Вышивка, ткачество Вышивка - один из древнейших и популярных видов женского изобразительного искусства. По мнению профессора Н.Воробьева, развитие этого вида искусства было связано с затворничеством женщин, которые редко выходили из дому и свой досуг использовали для рукоделия. В отличие от русских, украинцев, мари и других народов татары не применяли вышивку в одежде, но украшали предметы бытового назначения: полотенца, салфетки, скатерти, покрывала и оконные занавески, намазлыки (коврики для молитв). Большая часть этих вещей связана с оформлением интерьера жилища. Вышивка - один из древнейших и популярных видов женского изобразительного искусства. По мнению профессора Н.Воробьева, развитие этого вида искусства было связано с затворничеством женщин, которые редко выходили из дому и свой досуг использовали для рукоделия. В отличие от русских, украинцев, мари и других народов татары не применяли вышивку в одежде, но украшали предметы бытового назначения: полотенца, салфетки, скатерти, покрывала и оконные занавески, намазлыки (коврики для молитв). Большая часть этих вещей связана с оформлением интерьера жилища.

Татарские праздники Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю. Шакирды (ученики медресе) обходили дома с песнями-пожеланиями благополучия и здоровья и в ответ получали угощение от хозяев. Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю. Шакирды (ученики медресе) обходили дома с песнями-пожеланиями благополучия и здоровья и в ответ получали угощение от хозяев.

Происхождение праздника Науруз Происхождение праздника - древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры. (По некоторым источникам, Навруз, или праздник, очень похожий на него, праздновали задолго до рождения Зарэтуштры.) Навруз или Ноуруз (Наурыз, Неуроз и т.д) на фарси и таджикском означает - «новый день». В этот день древние персидские цари надевали на голову корону с изображением солнечного годового цикла, участвовали в богослужениях в Храме Огня и раздавали щедрые подарки подданным. Происхождение праздника - древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры. (По некоторым источникам, Навруз, или праздник, очень похожий на него, праздновали задолго до рождения Зарэтуштры.) Навруз или Ноуруз (Наурыз, Неуроз и т.д) на фарси и таджикском означает - «новый день». В этот день древние персидские цари надевали на голову корону с изображением солнечного годового цикла, участвовали в богослужениях в Храме Огня и раздавали щедрые подарки подданным.

Вскоре после Науруза наступала пора весеннего сева, по окончании которого устраивали праздник Сабантуй (Праздник Плуга). История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Уже в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан, описал этот булгарский праздник в своих трудах. Вскоре после Науруза наступала пора весеннего сева, по окончании которого устраивали праздник Сабантуй (Праздник Плуга). История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Уже в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан, описал этот булгарский праздник в своих трудах.

Кулинарное искусство татарского народа богато своими национальными и культурными традициями, уходящими в глубь веков. В процессе многовековой истории сложилась оригинальная национальная кухня, сохранившая свои самобытные черты до наших дней. Кулинарное искусство татарского народа богато своими национальными и культурными традициями, уходящими в глубь веков. В процессе многовековой истории сложилась оригинальная национальная кухня, сохранившая свои самобытные черты до наших дней.

ТАТАРСКАЯ КУХНЯ Татарская национальная кухня развивалась не только на основе своих этнических традиций. Большое воздействие на нее оказали кухни соседних народов. В наследство от булгар в татарской кухне остались катык, бал-май, кабартма, дополнившиеся татарским чак-чаком, эч-почмаком, финно-угорская кухня подарила пельмени, китайская - чай, узбекская - плов, таджикская - пахлеве. Татарская национальная кухня развивалась не только на основе своих этнических традиций. Большое воздействие на нее оказали кухни соседних народов. В наследство от булгар в татарской кухне остались катык, бал-май, кабартма, дополнившиеся татарским чак-чаком, эч-почмаком, финно-угорская кухня подарила пельмени, китайская - чай, узбекская - плов, таджикская - пахлеве.

Татарская кухня Чак-чак считается оригинальным блюдом татарской национальной кухни. Это вкусное блюдо (чак-чак) готовит мама невесты на свадьбу, а затем "продает" гостям за любую сумму денег. Дорогих гостей также встречают у порога с чак-чак.

Рецепт Продукты для выпечки чак-чак : 7 яиц, соль, г муки, 500 мл растительного масла, 600 г меда, 1,5 стакана сахара. Продукты для выпечки чак-чак : 7 яиц, соль, г муки, 500 мл растительного масла, 600 г меда, 1,5 стакана сахара. Для того, чтобы испечь чак-чак, яйца взбейте большой ложкой, добавьте щепотку соли и снова взбейте. Затем в два этапа добавьте муку и быстро замесите тесто для чак-чак. Тесто должно быть очень мягким. Накройте тесто салфеткой и оставьте на минут. Для того, чтобы испечь чак-чак, яйца взбейте большой ложкой, добавьте щепотку соли и снова взбейте. Затем в два этапа добавьте муку и быстро замесите тесто для чак-чак. Тесто должно быть очень мягким. Накройте тесто салфеткой и оставьте на минут.

Для чак-чак тесто разделите на 5-6 частей и скатайте в шарики. Для чак-чак тесто разделите на 5-6 частей и скатайте в шарики. Шарики теста раскатайте в лепешки толщиной 2-3 мм, нарежьте полоски шириной 2 см, а полоски разрежьте на тонкие полоски шириной 3-4 мм. Шарики теста раскатайте в лепешки толщиной 2-3 мм, нарежьте полоски шириной 2 см, а полоски разрежьте на тонкие полоски шириной 3-4 мм. Для выпечки чак-чак в глубоком казане разогрейте растительное масло, и опускайте в масло соломку из теста на несколько секунд, пока чак-чак не зарумянится. Готовый чак- чак доставайте из масла шумовкой и перекладывайте в миску. Для выпечки чак-чак в глубоком казане разогрейте растительное масло, и опускайте в масло соломку из теста на несколько секунд, пока чак-чак не зарумянится. Готовый чак- чак доставайте из масла шумовкой и перекладывайте в миску.

Приготовьте заливку для чак-чак: г меда растопите в алюминиевой посуде, добавьте 1,5 стакана сахара и держите на огне до полного растворения сахара. Приготовьте заливку для чак-чак: г меда растопите в алюминиевой посуде, добавьте 1,5 стакана сахара и держите на огне до полного растворения сахара. Медово-сахарной заливкой залейте готовую соломку и тщательно перемешайте. Медово-сахарной заливкой залейте готовую соломку и тщательно перемешайте. Затем на блюде сформуйте чак-чак в виде горки или шариков, смочив руки холодной водой. Затем на блюде сформуйте чак-чак в виде горки или шариков, смочив руки холодной водой. Чак-чак можно хранить очень долго, вкус чак-чак остается нежным и неповторимым. Чак-чак можно хранить очень долго, вкус чак-чак остается нежным и неповторимым. Приятного аппетита! Приятного аппетита!