Менеджмент в телекоммуникациях Представление дисциплины
2 Общие сведения по дисциплине Название: Менеджмент в телекоммуникациях Читается для специальности «Системы связи и коммутации» Важность изучения дисциплины Отрасль быстро развивается, растет конкуренция в ней, и это требует применения самых современных методов управления компаниями и их сетями. Необходимо формировать новую корпоративную культуру, в которой применяются подходы командной работы, ориентации деятельности всех сотрудников, в каких бы подразделениях они не работали, на обеспечение высокого качества и удовлетворенности клиентов. Нужно решать задачи управления персоналом с ориентацией на качество трудовой жизни, современного стратегического, инновационного, инвестиционного, финансового управления и построения взаимоотношений с внешней средой. В связи с этим инженеры сетей связи и коммутации должны освоить дисциплину «Менеджмент в телекоммуникациях». Сфера профессионального использования Полученные базовые знания в области менеджмента могут быть профессионально использованы для организаторской деятельности специалиста-инженера.
3 Краткое описание дисциплины Курс посвящен освоению основных понятий в области менеджмента в телекоммуникациях, его концептуальных основ, системного подхода, инструментария бизнес-планирования. Формирует понимание роли менеджмента в социально- экономической системе вообще и в сфере телекоммуникаций.
4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является: освоение базовых знаний и умений в области общего менеджмента и отдельных его направлений, а также особенностей отраслевого менеджмента в телекоммуникациях
5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курса «Системный анализ» В то же время дисциплина является одной из базовых дисциплин для дисциплины «Информационное право»
6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание основ социально-экономических дисциплин системного анализа
7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: об эффективном лидерстве и технологиях управления персоналом в телекоммуникациях (ТК); о финансовом менеджменте в ТК; об управлении инвестиционной деятельностью и инновационном менеджменте в ТК. ЗНАТЬ: основные понятия и задачи менеджмента в ТК; принципы менеджмента и методы управления; характеристики организации как объекта менеджмента; составляющие процесса и системы менеджмента; методы стратегического менеджмента и их особенности в сфере ТК; особенности операционного (производственного) менеджмента в ТК; концепцию, модель и принципы системного менеджмента качества (TQM) и их особенности в отрасли; методы бизнес-планирования и управления проектом в ТК; маркетинговые подходы к исследованию рынка, разработке товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик организации, а также системы обслуживания и управления взаимоотношениями с клиентами в ТК. УМЕТЬ: принимать участие в организации управления ТК-сетями, инфокоммуникационными услугами и технологиями их предоставления; принимать участие в управлении бизнес-процессами в ТК в рамках TQM на основе стандартов ISO-9000.
8 Содержание лекционного курса Тема 1. Предметная область, принципы и задачи менеджмента в ТК Тема 2. Методологические основы менеджмента в ТК Тема 3. Организация как объект менеджмента. Система, механизм и методы менеджмента Тема 4. Управленческий процесс как движение информации и принятие решений Тема 5. Общая характеристика сферы ТК Тема 6. Регулирование и правовое обеспечение деятельности в сфере ТК Тема 7. Стратегический менеджмент в ТК Тема 8. Системный менеджмент качества в ТК Тема 9. Автоматизация управления и операционный менеджмент в ТК Тема 10. Маркетинговый менеджмент в ТК : стратегический уровень Тема 11. Маркетинговый менеджмент в ТК : оперативный уровень Тема 12. Финансовый менеджмент в ТК Тема 13. Инновационный и проектный менеджмент в ТК х Тема 14. Инвестиционный менеджмент и управление рисками в ТК Тема 15. Бизнес-планирование и управление развитием в ТК Тема 16. Организационная культура, лидерство и мотивация в ТК Тема 17. Управление персоналом в ТК Тема 18. Эффективность менеджмента в ТК
9 Тема 1. Предметная область, принципы и задачи менеджмента в ТК В результате изучения темы Вы должны иметь представление: о роли управления в жизни людей о предметной области менеджмента. Вы должны знать: определение управления; определение менеджмента, общее и различия в понятиях «менеджмент» и «управление»; принципы современного менеджмента; задачи менеджмента в телекоммуникациях.
10 Тема 2. Методологические основы менеджмента в ТК Изучив тему, Вы должны иметь представление: о шести уровнях методологических основ менеджмента в телекоммуникациях; о законах организации; об эволюции западной управленческой мысли как основы практического менеджмента; об основных подходах в менеджменте; о вкладе российских ученых в развитие организационно- управленческой мысли; о развитии организационно-управленческой мысли в сфере телекоммуникаций и вклада российских ученых и практиков.
11 Тема 3. Организация как объект менеджмента. Система, механизм и методы менеджмента В результате изучения темы Вы должны знать: понятия организации в статике и в динамике; понятия власти, делегирования полномочий и ответственности; основные составляющие процесса и системы менеджмента Вы должны иметь представление: об организационной структуре о механизмах и методах менеджмента.
12 Тема 4. Управленческий процесс как движение информации и принятие решений В результате изучения темы Вы должны иметь представление: об информационно-коммуникационном обеспечении управления. Вы должны знать: основные понятия в области управленческих решений; алгоритм принятия и реализации управленческих решений. Вы должны уметь: применять эти методы в своей организаторской деятельности.
13 Тема 5. Общая характеристика сферы телекоммуникаций (ТК) В результате изучения темы Вы должны иметь представление: об инфокоммуникационных услугах и услугах электросвязи, их типах и видах; о классификации средств радиосвязи и мобильной связи; о единой системе электросвязи России о компаниях в сфере ТК. Вы должны знать: основные понятия в области электросвязи; административно-территориальное построение сетей связи.
14 Тема 6. Регулирование и правовое обеспечение деятельности в сфере ТК В результате изучения темы Вы должны знать: основные положения закона «О связи» Вы должны иметь представление: об основных направлениях государственного (национального) регулирования телекоммуникаций в РФ; о программах развития инфокоммуникационной отрасли в России; о международных взаимодействиях в сфере телекоммуникаций.
15 Тема 7. Стратегический менеджмент в ТК В результате изучения темы Вы должны иметь представление: о процессах стратегического управления в целом и стратегического планирования; об основных типах стратегий. Вы должны знать: составляющие среды фирмы; основные понятия и сущность стратегического анализа; требования к миссии организации. Вы должны уметь: производить стратегический анализ и разрабатывать рекомендации по стратегическому развитию организации связи (производственная стратегия и т.п.).
16 Тема 8. Системный менеджмент качества в ТК В результате изучения темы Вы должны иметь представление: о принципах и подходах TQM и семействе стандартов ИСО- 9000; о модели качества услуг и роли маркетинга в его обеспечении. Вы должны знать: содержание модели Премии МинИнформсвязи по качеству; производственные и потребительские критерии оценки качества услуг в ТК; содержание этапов развертывания систем менеджмента качества в ТК. Вы должны уметь: реализовать подходы к организации и функционированию систем менеджмента качества на предприятии связи.
17 Тема 9. Автоматизация управления и операционный менеджмент в ТК В результате изучения темы Вы должны иметь представление: о сущности концепции телекоммуникационной сети управления – TMN как средстве автоматизации управления; Вы должны знать: структуру операционных процессов телекома; структуру систем управления операторов первичной и вторичной сетей; организацию взаимодействия с клиентами на основе CRM- систем; Вы должны уметь: реализовать подходы к организации технической эксплуатации средств связи.
18 Тема 10. Маркетинговый менеджмент в ТК: стратегический уровень В результате изучения темы Вы должны иметь представление: о маркетинговой информационной системе; о комплексном стратегическом анализе маркетинговых возможностей; о роли маркетинга в корпоративной модели управления; об особенностях маркетинговой организации и контроля. Вы должны знать: составляющие комплексного анализа рынка; особенности принятия стратегических решений в целевом маркетинге.
19 Тема 11. Маркетинговый менеджмент в ТК: оперативный уровень В В результате изучения темы Вы должны иметь представление: об инструментах маркетингового комплекса (маркетинг- микса) и их особенностях в ТК-сфере; Вы должны знать: составляющие маркетинг-микса для товаров и услуг; составляющие трехуровневой модели high-tech-продукта в ТК. Вы должны уметь: взаимодействовать с маркетинговыми подразделениями в пределах ваших функций.
20 Тема 12. Финансовый менеджмент в ТК В результате изучения темы Вы должны иметь представление: о роли финансового менеджмента в деятельности организаций; о системе финансового менеджмента, его задачах, функциях и объектах. Вы должны знать: основные понятия в сфере финансового менеджмента; основные показатели анализа финансово-экономического состояния предприятия. Вы должны уметь: обосновывать бюджет подразделения предприятия связи.
21 Тема 13. Инновационный и проектный менеджмент в ТК В результате изучения темы Вы должны иметь представление: об инновационном процессе и управлении им на предприятии; об особенностях управления инновациями в ТК-отрасли; о методе управления проектом в ТК. Вы должны знать: содержание основных понятий инновационного менеджмента; сущность основных моделей, применяемых для управления инновациями. Вы должны уметь: управлять инновационными процессами предприятия связи.
22 Тема 14. Инвестиционный менеджмент и управление рисками в ТК В результате изучения темы Вы должны иметь представление: о сущности инвестиционного менеджмента и управления рисками. Вы должны знать: основные понятия инвестиционного менеджмента; сущность анализа инвестиционного проекта; специфические риски, обусловленные особенностями отрасли ТК, и подходы к их минимизации.
23 Тема 15. Бизнес-планирование и управление развитием в ТК В результате изучения темы Вы должны иметь представление: о бизнес-плане как важнейшем документе в инновационно-инвестиционном проектировании; о подходах организационного развития и управленческого консультирования в ТК. Вы должны знать: структуру бизнес-плана инвестиционного проекта; требования к содержанию его разделов; сущность франчайзинга, бенчмаркинга и реинжиниринга и их особенности в ТК.
24 Тема 16. Организационная культура, лидерство и мотивация в ТК В результате изучения темы Вы должны иметь представление: об организационной и корпоративной культуре и их элементах; о типах организационных культур. Вы должны знать: основные стили управления/руководства и модели лидерства; сущность основных теорий мотивации. Вы должны уметь: применять модели в организаторской деятельности.
25 Тема 17. Управление персоналом в ТК В результате изучения темы Вы должны иметь представление: о системе управления персоналом; Вы должны знать: основные понятия в сфере управления персоналом; основные процессы управления персоналом; особенности организации профессионального развития и формирования кадрового резерва руководителей в телекоммуникациях. Вы должны уметь: организовать основные процессы управления персоналом в линейном подразделении.
26 Тема 18. Эффективность менеджмента в ТК В результате изучения темы Вы должны иметь представление: о понятии эффективности организации и менеджмента; о методах определения эффективности менеджмента. о типах моделей организационной эффективности. Вы должны уметь: определять эффективность менеджмента в подразделении.
27 Практикум Занятие 3 (практическое). Организация как объект менеджмента. Система, механизм и методы менеджмента Цель: 1.Освоить знания в области организационной статики и динамики, системы, механизма и методов менеджмента. 2.Выработать умения в реальной ситуации: определять тип организационной структуры; давать характеристику процессов, системы, механизма и методов менеджмента в компании связи. Список практических заданий: На примере ОАО «ЦентрТелеком» (ситуация/кейс 5) дайте ответы на следующие вопросы: 1)какова организационная структура ОАО? 2)как организован процесс менеджмента? 3)что включает в себя система менеджмента ОАО? 4)каковы механизмы менеджмента? 5)какие методы управления используются?
28 Контрольные мероприятия Самоконтроль Тест по каждой теме Текущий контроль Баллы за отчеты по практическим заданиям, ответам на форуме и за самостоятельную работу на дату Итоговый контроль Итоговый тест по всем темам курса Итоговые баллы за отчеты по практическим заданиям Итоговые баллы за ответы на форуме Итоговые баллы за реферат и другую самостоятельную работу
29 Глоссарий Социальная организация - группа людей, объединенных общей целью и программой деятельности и взаимодействующих на основе определенных правил Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, технических, информационных, социотехнических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей Менеджмент - наука и искусство ведения бизнеса в условиях сложной и неопределенной среды, социальная технология координации действий всех членов организации для достижения ее целей Организационная структура - совокупность элементов организации и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность при внешнем и внутреннем воздействиях Система менеджмента - совокупность процесса управления (динамики) и его организационной структуры (статики), а также поведения организации во внешней среде Механизм менеджмента - совокупность регулирования надсистемы (государства и рынка) и внутренней системы управления организации
30 Список литературы Основная Менеджмент в телекоммуникациях /Под ред. Н.П.Резниковой, Е.В.Деминой. – М.: Эко-Трендз, – 392с. Управление организацией: Учебник/Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Соломатина И.А. 2-е изд. – М.: Инфра-М, Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М., Дело, О связи: федеральный закон РФ Дополнительная Рейман Л.Д. Закономерности функционирования и регулирования инфокоммуникаций. М.: Научная книга, с. Журнал «Мобильные системы»
31 Список литературы Антикризисное управление: Уч. пособие для тех. Вузов. /Под ред. Э.С.Минаева. – М.: ПРИОР, – 432с. Современные телекоммуникации. Технологии и экономика. /В.Л.Банкет и др. – М.: Эко-Трендз, – 320с. Основы управления связью Российской Федерации. /Под ред. Крупнова А.Е.– М.: Радио и связь, – 184с. ГОСТ Р ИСО «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ГОСТ Р ИСО «Системы менеджмента качества. Требования» ГОСТ Р ИСО «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» ГОСТ Р «Услуги населению. Термины и определения» Розова Н.К. Управление качеством: Учебник - СПб.: Питер, – 224с. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. – СПб.: Питер, – 272с. О техническом регулировании: федеральный закон РФ Об информации, информатизации и защите информации: федеральный закон РФComputerworld: международный компьютерный еженедельник
32 Самостоятельная работа Темы рефератов: 1. Стратегия государственной информационной политики России в условиях развития информационного общества 2. Типология систем и средств связи 3. Состояние сферы инфокоммуникаций в России 4. Системы и услуги мобильной (подвижной, сотовой) радиосвязи 5. Российский рынок ТК и его государственное регулирование 6. Проблемы отрасли ТК в связи с вступлением России в ВТО 7. Фирменная структура рынка ТК 8. Новые тенденции, продукты и технологии в сфере ТК 9. Проблемы повышения качества обслуживания в ТК 10. Маркетинговые стратегии в ТК 11. Система менеджмента качества оператора мобильной связи 12. Бизнес-планирование в сфере телекоммуникаций. Бизнес-план дилера оператора мобильной связи 13. Бизнес-план салона мобильной связи на основе франчайзинга 14. Минимизация рисков в телекоммуникациях