Проект урока в курсе «Алгебры и начал анализа», открывающего тему «ПРОИЗВОДНАЯ ФУНКЦИИ» Микромодуль мотивации в технологии личностно ориентированного обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель урока: применение знаний об исследовании квадратичной функции при решении исторических и производственных задач. Производственные задачи имеют важное.
Advertisements

ТЕМАТЕМА 11 КЛАСС. 200 м S-наиб. Задача 2. Условие задачи: При подготовке к экзамену студент за t дней изучает t/(t+k) - ю часть курса, а забывает at.
Учитель: Щуракова Л.А. с. Б. Сорокино 2009г.. 1)Вступление. 2) Алгоритмы для решения заданий с производной. 3) Задания А-части в тестах ЕГЭ. 4) Задания.
Тема: Исследование функции с помощью производной. Решение задач на отыскание наибольшего и наименьшего значений. «Математическую теорию можно считать совершенной.
1.Девиз урока. Три пути ведут к знанию: Три пути ведут к знанию: Путь размышления- это самый благородный; Путь подражания- это самый легкий; Путь опыта-
Производная Решение прикладных задач. Фрагмент рассказа Л.Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно» о крестьянине Пахоме, покупавшему землю у башкир.
Функция Выполнила Дмитрук Анна 7 А класс, МОУ «СОШ 27» Научный руководитель Павлова Галина Валентиновна учитель математики МОУ «СОШ 27» Омск – 2009 г.
Этапы 1. Найти f / (x) 2. Найти критические точки, взять те, которые принадлежат данному отрезку. 3. Вычислить значения функции в критических точках и.
Применение формул объёма и площади поверхности прямоугольного параллелепипеда для решения задач с практическим содержанием и математического моделирования.
Тема урока : « Площади фигур ». Деловая игра « Делаем ремонт » Тема урока : « Площади фигур ». Деловая игра « Делаем ремонт » Могутова Татьяна Михайловна.
Применение производной для нахождения наибольших и наименьших величин Челбаева Вера Александровна МОУ ВСОШ 1 г. Каменка 2012 г.
Решение задач на оптимизацию методами математического анализа Преподаватель математики ГАОУ СПО ТК 28 Плотникова И.А. Математика это язык, на котором написана.
Цель урока: Применение производной к нахождению наибольших и наименьших значений функций, к решению простейших прикладных задач «на экстремум»: Алгебраического.
Урок математики для 4-го класса Учитель: Ильина С.Н. Тема: «Нахождение площади различных фигур путём разбиения, дополнения» МОУ "Гимназия 4" г. Дзержинский.
МОУ «Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина» Урок – исследование «Определение площади многоугольника разными способами». Предмет: математика Класс: 4 Учитель:
ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ НА ЭКСТРЕМУМЫ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ НА ЭКСТРЕМУМЫ Выполнили: Бурдуковская Елена Вахромеева Татьяна 11 а.
4.4 Прямая и обратная пропорциональные зависимости Школа 2100 school2100.ru Презентация для учебника Козлова С. А., Рубин А. Г. «Математика, 6 класс. Ч.
Объемы. Соотношения между единицами измерения объема Кудрина С.Н. учитель математики МБОУ КГО СОШ58 г. Камышлов.
Решение задач по теме «Многогранники».. Дома: стр. 80 – 81, п. 51 Приготовить презентацию.
Тема урока: Прямоугольный параллелепипед Попова Инна Ильинична, учитель математики, МОУ «СОШ 5», г. Котлас.
Транксрипт:

Проект урока в курсе «Алгебры и начал анализа», открывающего тему «ПРОИЗВОДНАЯ ФУНКЦИИ» Микромодуль мотивации в технологии личностно ориентированного обучения Кожевникова В.И., учитель математики высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа 8 им. А.С.Пушкина», г.Черемхово Иркутской области 2006 – 2007 уч.год

Задачи на отыскание наибольшего, наименьшего значения функции имеют важное значение не только потому что поясняют теорию, но и потому что приносят пользу, т.к. усилия почти всякой человеческой деятельности направлены на то, чтобы с наименьшей затратой сил, средств достигать наивыгоднейшего результата. Сегодня мы рассмотрим несколько производственных задач. Наша цель – научиться анализировать реальные ситуации с помощью того математического аппарата, которым вы владеете, соотнося с реальностью. Это будут задачи на проектирование желоба для очистных сооружений, где необходимо выбрать минимальные размеры при максимальной пропускной способности желоба; задача с экономическим содержанием на проектирование открытого ящика для перевозки гравия и выполнение определенного объема работы.

в х 1. Периметр прямоугольника, открытого сверху, равен 20. Выразить сторону в через х. 2. а х 5 Выразить площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда. в = 20 – 2 х S = ( a + x ) 10 3.Площадь боковой поверхности равна 60 кв.ед. Выразить сторону а через х. а = 6 - х 4.Выразить объем V этого же прямоугольного параллелепипеда через х. V = - 5 x x

5.5. х Периметр прямоугольника равен 26. Выразить площадь S прямоугольника через х. S = - x x 6.Изобразить схематически график квадратичной функции при положительном дискриминанте и различных значениях старшего коэффициента. у х a>0; D>0 a 0 (х в ;у в ) Вывод. Квадратичная функция принимает экстремальные значения в вершине параболы. Если существует максимальное значение, то не существует минимального значения и наоборот. Х в = -в/2а; у в = у(х в )

В рассказе Л.Н.Толстого «Много ли человеку земли надо» говорится о том, как крестьянин Пахом, который мечтал о собственной земле и собрал наконец желанную сумму, предстал перед требованием старшины: «Сколько за день земли обойдешь, вся твоя будет за 1000 руб. Но если к заходу солнца не возвратишься на место, с которого вышел, пропали твои деньги». Выбежал утром Пахом, прибежал на место и упал без чувств, обежав четырехугольник периметром 40 км. А В С D Он заработал участок площадью: S= (2 + 10) : 2 13 = 78 кв.м х у (х + у) 2 = 40 х + у = 20 у = 20 - х S = ху S(х) = х (20 – х) = - х х Х в = -20/ -2 = 10, тогда у= 20 – 10 = 10 S = 100кв.км Ответ: при х = у = 10м S = 100кв.км

Задача1. Необходимо построить отрытый желоб прямоугольного сечения для стока воды. Длина периметра поперечного сечения желоба должна равняться 6м. Какой высоты должны быть стенки желоба, чтобы получился максимальный слив? в х в х в х Площадь поперечного сечения должна быть наибольшей при каком значении х?

Задача 2. Заготовленной плиткой нужно облицевать 6000 кв.м боковых стенок и дна желоба с прямоугольным поперечным сечением длиной 1000 м. Каковы должны быть размеры сечения, чтобы пропускная способность желоба была наибольшей? S1S1 S2S2 S3S3 S 1 + S 2 + S 3 = 6000 кв.м V наибольший при каких размерах сечения? 1000м х в V= S сеч = ( в + 2 х)1000 в + 2х = 6 в = 6 – 2х V(х) = х ( 6 – 2х) 1000 = -2000х х V max = y в = 10001,5 (6 – 2 1,5) = 4500 куб.м Х в = / = 1,5 Решение задачи 2. хвх 1000м

Задача. Требуется переправить через реку 150 куб.м гравия. Гравий грузится в открытый ящик длиной 1,5м, шириной 1м и высотой h. Боковые стороны (длиной 1,5м ) и дно ящика изготовлены из материала, кв.м которого стоит 20 д.е., а передняя и задняя стенки (длиной 1м) – из материала, кв.м которого стоит 15 д.е. После использования ящик не будет иметь остаточной стоимости, а каждая перевозка ящика с одного берега на другой и обратно стоит 0,1 д.е. При каком значении h стоимость транспортировки гравия будет наиболее экономичной? Чему равна минимальная транспортировка гравия? 0,1 д.е.-каждая перевозка (n) 150 куб.м. h 1,5 м 1 м 20 д.е.- каждый кв.м 15 д.е.-1м 2

Т. к. площадь поперечного сечения S = в х, а периметр равен 6, то 2х +в = 6, в = 6 – 2х, S(х) = (6 – 2х) х = - 2х 2 + 6х, а = -2 < 0, следовательно S наиб. = у в при х в = -6/-4 = 1,5 S= -21, ,5 = 4,5 Ответ: при высоте желоба 1,5 м площадь поперечного сечения максимальная и равна 4,5 кв.м Решение задачи 1 конструкторского бюро «Очистные сооружения» Домашняя задача В правильной четырехугольной призме диагональ равна 23. При какой высоте призмы её объем наибольший? h a a 2323 Р Е Ш Е Н И Е. V = aa h = a 2 d 2 = a 2 +a 2 +h 2 12 = 2a 2 +h 2 a 2 =6 – ½ h 2 V = (6 – ½ h 2 )h V = 6h - ½ h 3

Стоимость транспортировки ( f(h) ) = стоимость ящика ( g(h) ) + стоимость всех перевозок ( t(h) ) f(h) = g(h) + t(h) g(h)= 20 S S 2 = 20 1,5 (1 + 2h) h = 90h g(h)=90h + 30 – линейная функция 3.t(h) = 0,1n, где n – количество перевозок. n - ?n =150 / V ящика = 150 / 11,5h = 100 / h t(h) = 0,1 100/h = 10 / h t(h) = 10 / h – обратно пропорциональная зависимость 4.4. f(h) = g(h) + t(h) = 90h / h f(h) = 90h / h - сумма двух функций 1м 2 – 20д.е S1S1 h h1м1м 1,5м S2S2 1 м h h 1м 2 -15д.е.

Задачи на нахождение наибольшего или наименьшего значения требуют составления математической модели задачи, а именно, определения нужной зависимости и составления аналитической формы задания функции. Знание свойств квадратичной функции позволяет дать ответ и его интерпретацию. Но появление функций другого вида говорит о том, что знаний недостаточно и, следовательно, необходим другой аппарат исследования функций на наибольшее и наименьшее значения. С таким аппаратом исследования мы познакомимся при изучении темы «П Р О И З В О Д Н А Я» При решении задач были составлены функции: 1.Задача про Пахома. S(x) = -x x 2.Задача конструкторского отдела 1. S(x) = -2x 2 + 6x 3.Задача конструкторского отдела 2. V(x) = x x 4.Задача экономического отдела. f(h) = 90 h /h 5.Домашняя задача V(h) = 6h+1/2 h 3

Домашнее задание (из текстов ЕГЭ) Для монтажа оборудования требуется подставка объемом 48куб.дм в форме прямоугольного параллелепипеда с основанием в виде квадрата. Основание подставки будет вмонтировано в пол, а задняя стенка подставки – в стену цеха. Для соединения подставки по тем ребрам, которые не вмонтированы в пол, используют сварку. Найдите размеры подставки, при которых общая длина сварочного шва будет наименьшей.

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Р Е К О М Е Н Д А Ц И И К У Р О К У Данный проект рассчитан на 2 урока. Он предшествует теме «Производная». Основная цель: на основе имеющихся знаний, рассмотреть блок практических задач на нахождение экстремальных значений функции. Проанализировав заключительные этапы решенных задач подвести к выводу, что имеющихся знаний по исследованию функций у учащихся не достаточно, так как при решении могут появиться самые разные функции, в которых судить об экстремальном значении сложно. Форма урока: деловая игра, в которой учащиеся через содержание урока проживают жизнь: выпускник ВУЗа молодой специалист специалист отдела. Учащиеся рассаживаются в три однородные группы. Третью группу нужно сделать посильнее, так как им достанется наиболее трудная экономическая задача с несколькими этапами решения. Данному уроку должен предшествовать урок на повторение свойств всех элементарных функций школьного курса с акцентом на квадратичную функцию, к которой можно применить пословицу: «Выше крыши не прыгнешь», и фразу: «Ниже дна не нырнешь». Целесообразно домашнее задание дать именно на повторение свойств квадратичной функции и задачи на составление функции, которую учащиеся не могут дорешать до конца, но могут проделать определенные вычисления, чтобы предположить при каком значении аргумента функция будет принимать экстремальное значение. Так по учебнику Алимова Ш.А. это 1282 (1-4), 1328.

2 этап. «Вы получили диплом, пришли устраиваться на работу. Руководители любят проверять на профпригодность», - говорит учитель. Предлагается задача на слайде 5. Проверяется решение задачи. «Вы приняты на работу, стали молодыми специалистами. Но продвижение по службе зарабатывается вашим профессионализмом и умением работать с коллективом». 1этап. Сдача выпускного экзамена ( билет– несложные задания на актуализацию знаний и умений выражать одну переменную через другую, составлять функцию, находить экстремальные значения квадратичной функции). Используются слайды 3 и 4. Учащимся билеты в каждую группу выдаются одинаковые, но при этом они их вытягивают, как на экзамене. Э т а п ы и г р ы 3 этап. Учитель. «Одни из вас- это сотрудники конструкторского отдела 1 и 2 «Очистные сооружения», а другие – это сотрудники экономического отдела. Вы получаете производственное задание от выполнения которого и зависит ваше продвижение по службе».Озвучиваются задачи слайдов 6, 7, 8. Учитель помогает осмыслить каждую задачу. Тексты задач раздаются в группы для решения в парах, либо другим, возможным для взаимодействия, составом. Задачу экономического отдела целесообразно разбить на две составляющие: одни обсчитывают стоимость ящика, другие – количество и стоимость перевозок. Учитель помогает решать задачи, поскольку достаточного навыка решения таких задач у учащихся нет (речь идет об общеобразовательных классах с программой 2 часа в неделю).

5 этап. Подведение итогов. После обсуждения используется слайд 11 по содержанию учебного материала урока. После каждого этапа учитель фиксировал достижения учащихся, здесь он должен озвучить свои выводы и наблюдения за успехами учащихся и дать им оценки. Это как прогноз: кто-то быстро получит продвижение по службе благодаря хорошим знаниям, кто-то очень трудолюбивый и этим добьется своего признания, а кто-то будет искать применения своих способностей в других областях человеческой деятельности. Пожелать успехов, поблагодарить за урок. 4 этап. Проверка решений задач с подробным объяснением на доске. Используются слайды: для проверки задачи конструкторского отдела 1 – слайд 7 для проверки задачи конструкторского отдела 2 – слайд 9 для проверки домашней задачи 1328 – слайд 9 для проверки задачи экономического отдела – слайд 10 Таким образом, остаются незавершенными решения двух задач и некоторых домашних задач, взятых из текстов ЕГЭ. На следующем уроке следует об этом напомнить, чтобы поддержать эмоциональное состояние ожидания – как же завершить решение? Учащиеся должны набраться терпения, чтобы освоить понятие производной функции, навыки дифференцирования и применение свойств производной для исследования функции.