Назначение НРК и меры по её внедрению Сухарников Юрий Васильевич, начальник отдела интеграции в Европейское образовательное и научное пространство Института.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сопряжение Национальной рамки квалификаций Украины и Международных стандартов сферы образования и сферы труда Сухарников Юрий Васильевич, начальник отдела.
Advertisements

Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Совершенствование терминологии проекта « Восточноевропейская квалификационная рамка по направлениям подготовки « информатика » и « менеджмент » Рабочая.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ TEMPUS LV-TEMPUS-SMHES – HESDESPI.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006.
Федеральный образовательный государственный стандарт в контексте приоритетов государственной политики в образовании Правительство Свердловской области.
Петри Лемпинен, ETF Москва, 17 октября 2011 г. Обеспечение качества профессионального образования и обучения - Копенгагенский процесс.
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Транксрипт:

Назначение НРК и меры по её внедрению Сухарников Юрий Васильевич, начальник отдела интеграции в Европейское образовательное и научное пространство Института инновационных технологий и содержания образования Семинар Института инновационных технологий Киев 20 марта 2013 г.

Ukraine - NQF inventory «Украина является третьей страной Европейского соседства, в которой НРК прописана в законе, после Грузии и Туниса. Это является крупным достижением 2011 г. и результатом конструктивного сотрудничества между заинтересованными сторонами под руководством Министерства образования, науки, молодёжи и спорта». Qualifications Platform ETF Ежедневные обновления Qualifications Platform ETF за Сухарников Юрий Васильевич 2

«Модернізація законодавчих стандартів і принципів освіти та навчання відповідно до Європейської політики навчання впродовж життя» Конференція МОНМС, 19 лютого 2013 р. Керівник проекту Twinning Сюзан Готліб повідомила, що загальна мета Проекту – сприяння процесу реформування національної системи освіти відповідно до політики ЄС щодо навчання впродовж життяЗа її словами, Проект спрямований на зміцнення потенціалу МОНмолодьспортув ефективному застосуванніНаціональної рамки кваліфікацій. Керівник проекту Twinning Сюзан Готліб повідомила, що загальна мета Проекту – сприяння процесу реформування національної системи освіти відповідно до політики ЄС щодо навчання впродовж життя. За її словами, Проект спрямований на зміцнення потенціалу МОНмолодьспорту в ефективному застосуванні Національної рамки кваліфікацій. Борис Жебровський зазначив:«…потрібно працювати із законодавчою базою проаналізувати її та вдосконалити. Європейське та українське законодавства у галузі професійно-технічної освіти мають бути повністю ідентичними». Борис Жебровський зазначив:«…потрібно працювати із законодавчою базою – проаналізувати її та вдосконалити. Європейське та українське законодавства у галузі професійно-технічної освіти мають бути повністю ідентичними» Сухарников Юрий Васильевич 3

РЕКОМЕНДАЦІЇ слухань у Комітеті Верховної Ради України з питань науки і освіти на тему: «Про законодавче забезпечення розвитку вищої освіти в Україні» Проект 11 березня 2013 учасники слухань констатують … та виділяють низку пріоритетних проблем та шляхи їх вирішення, а саме: … учасники слухань констатують … та виділяють низку пріоритетних проблем та шляхи їх вирішення, а саме: необхідно забезпечити: 1. … необхідно забезпечити: - законодавче закріплення гарантій розвитку освіти впродовж життя. 4. Кабінету Міністрів України: Протягом років: 4.8. … модернізувати переліки напрямів та спеціальностей вищої освіти відповідно до потреб ринку праці 4.9. …розробити та запровадити галузеві рамки кваліфікацій, сформувати перелік галузей 4.10 …розробити описи вітчизняних освітніх кваліфікацій з урахуванням дескрипторів і рівнів Національної рамки кваліфікацій Сухарников Юрий Васильевич 4

Указ Президента України від 12 березня 2013 року 128/2013 Указ Президента України від 12 березня 2013 року 128/ Методичних рекомендацій щодо розроблення Державних стандартів на основі компетентнісного підходу Удосконалення Методичних рекомендацій щодо розроблення Державних стандартів професійно- технічної освіти з конкретних професій на основі компетентнісного підходу, затверджених наказом Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України від 26 квітня 2012 року 522Травень за участю роботодавців та затвердження 10 стандартів вищої освіти, 46 стандартів професійно-технічної освіти з конкретних професій Розроблення за участю роботодавців та затвердження 10 стандартів вищої освіти, 46 стандартів професійно-технічної освіти з конкретних професійЛистопад Сухарников Юрий Васильевич 5

Международные обязательства в контексте Болонского процесса Международные обязательства в контексте Болонского процесса (Совет Европы: Страсбург, 13 декабря 2006) Итоговый документ конференции министров образования. подтвердили обязательства Министры подтвердили обязательства, принятые на себя в рамках Болонского процесса, главной целью которого является создание к 2010 году Европейского пространства высшего образования. С целью ускорения процесса реформ высшего образования в своих странах, министры приняли решение: ….. к 2010 году Национальные рамки квалификаций 1) разработать к 2010 году Национальные рамки квалификаций во исполнение обязательств, принятых в Бергенском Коммюнике 2005 года; реформы учебных программрезультатов учения 2)содействовать дальнейшей реализации реформы учебных программ вузов на основе результатов учения. повышению качества образования 3) содействовать дальнейшему повышению качества образования в высших учебных заведениях Сухарников Юрий Васильевич 6

Образование, в котором мы нуждаемся УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУ ГУМАНИЗМОМ И РЫНКОМ Образование, в котором мы нуждаемся УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУ ГУМАНИЗМОМ И РЫНКОМ Новый проект CDESR, сентябрь 2007: пункт 6 Четыре главные цели высшего образования: 1.подготовка к рынку труда; активных граждан демократического общества 2.подготовка к жизни в качестве активных граждан демократического общества 3.личностное развитие базы знаний 4.развитие и обслуживание широкой, передовой базы знаний CDESR - CDESR - Управляющий Комитет по Высшему образованию и Исследованиям, Совет Европы Адрес в Интернет: Адрес в Интернет: Сухарников Юрий Васильевич 7

Реализация мероприятий по внедрению Национальной системы компетенций и квалификаций Про затвердження Національної рамки кваліфікацій 1. ПОСТАНОВА КМУ від 23 листопада 2011 р «Про затвердження Національної рамки кваліфікацій». Про затвердження Плану заходів щодо впровадження Національної рамки кваліфікацій 2. Спільний наказ МОНМС і Міністерства соціальної політики України від 20 квітня /225 «Про затвердження Плану заходів щодо впровадження Національної рамки кваліфікацій» Сухарников Юрий Васильевич 8

Компетенция и компетентность в образовании А.Н. Дахин Новосибирский государственный педагогический университет Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? Образовательная компетенция результаты учения (результаты учения) – уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования. Образовательная компетенция – норма смысловое наполнение нормативна, моделирует свойства выпускника и в каком-то смысле обслуживает термин "образовательная компетентность", точнее описывает его смысловое наполнение. Образовательная компетентность – способность учащегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. личности Образовательная компетентность – реальна, относится к личности, существует "здесь и сейчас". С компетентностью могут происходить аффективные трансформации, она имеет эмоциональную "окраску". эти понятия отражают целостность и интегративную сущность результата образования на любом уровне Присутствие в педагогике терминов «компетенция» и «компетентность» можно обозначить фразой доцента Г.Г. Скоробогатовой (Московский Институт Открытого Образования): «...эти понятия отражают целостность и интегративную сущность результата образования на любом уровне» (даже школьном)» Сухарников Юрий Васильеви ч9

содержанияобъёма Проблема содержания и объёма понятия «КВАЛИФИКАЦИЯ» Многоязычный глоссарий Cedefop, 2009 квалификация Термин квалификация охватывает различные аспекты: личные качества личные качества: сумма знаний, «ноу-хау», умений и/или компетенций, приобретённых индивидом в формальной, неформальной и/или спонтанной окружающей среде; требования к труду профессиональная компетенция (прогноз) требования к труду: знания, способности и умения, необходимые для выполнения конкретных задач, соответствующих определённому рабочему месту (МОТ) профессиональная компетенция (прогноз) ; формальная квалификация компетенцией формальная квалификация: официальный результат (сертификат, диплом или звание) аттестации и подтверждения процесса, который применялся, когда компетентный орган определил, что индивид достиг результатов учения, которые обусловлены стандартами и/или обладает необходимой компетенцией, для выполнения работы в конкретной сфере деятельности. Квалификация предоставляет официальное признание ценности результатов учения на рынке труда и в сфере образования и подготовки кадров. Квалификация может давать юридическое право на практическую деятельность (ОЭСР). КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ ПОСТАНОВА від 23 листопада 2011 р Про затвердження Національної рамки кваліфікацій Кваліфікація – офіційний результат оцінювання і визнання, який отримано, коли уповноважений компетентний орган встановив, що особа досягла компетентностей (результатів навчання) за заданими стандартами Сухарников Юрий Васильевич 10

Содержательная связка: Содержательная связка: «компетенция» – «результаты учения» – «квалификация» – «компетентность» Компетенция/ Результаты учения Квалификация Компетентность Прогноз заданий и обязанностей (социальных ролей) работника(выпускника) Подтверждение компетенции, обусловленной стандартом («третьей стороной») Реально демонстрируется социально- значимым результатом профессиональной деятельности работника (выпускника) Сухарников Юрий Васильевич 11

Историческая справка QF-EHEA Дублинские дескрипторы EQF-LLL Дескрипторы рамки учения в течение жизни 18 октября 2004 г. (Неофициальная группа Объединённая инициатива по качеству) 1.Знание и понимание 2.Применение знаний и понимания 3.Выработка суждений 4.Коммуникация 5.Умение учиться (Learning to learn) 12 September 2005 (European Commission: документ 957) 1.Знания 2.Умения 3.Личностные и профессиональные компетенции: Автономия и уровень ответственности Компетенция к учению (Learning) Коммуникативные и социальные компетенции Профессиональная компетенция 23 апрель 2008 г. (Официальная рекомендация Европарламента и Еврокомиссии) 1.Знания 2.Умения 3.Компетенции Сухарников Юрий Васильевич 12

Дескрипторные элементы каждого уровневого дескриптора НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ Образовательно-квалификационный уровень 1Знания 2Умения 3Коммуникация 4 Автономность и ответственность 5 Профессиональная компетенция От академической компетентности к профессиональной компетентности Сухарников Юрий Васильевич 13

Содержание (смысл) термина НРК Содержание (смысл) термина НРК Национальная рамка квалификаций (НРК) результатов учения Национальная рамка квалификаций (НРК) (англ: National Qualifications Framework) – обобщённое системное и структурированное по уровням описание результатов учения как человеческого капитала академическихпрофессиональных основы развития человеческого капитала, которое устанавливает соотношение признаваемых академических и профессиональных квалификаций периодов психического развития личности и стадий процесса социализации, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза квалификаций и которое формируется на базе последовательности периодов психического развития личности и стадий процесса социализации, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза Сухарников Юрий Васильевич14 Смена парадигмы от «системы» к «человеку»

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ на основе НРК концептуального усовершенствования Насущная потребность в ликвидации недостатков школы требует концептуального усовершенствования образования в следующих направлениях: цели социального прогресса формирования отношения к человеку как цели социального прогресса, а не средству; преодоления пренебрежения различиями преодоления пренебрежения различиями в психофизиологических и интеллектуальных возможностях разных людей; активизацию человеческого капитала целеустремлённую систему, продукт социализации, субъект деятельноститовар на рынке труда (4 в 1) ориентации на активизацию человеческого капитала, рассматривая человека как целеустремлённую систему, продукт социализации, субъект деятельности и товар на рынке труда (4 в 1); компетентности ответственности продуцирования глубокой профессиональной компетентности и социальной ответственности в процессе обучения и подготовки; системы качества Стандартов качества серии ІSО 9000 Международного стандарта ISO/IEC 17024системе признания компетентности и контроля персонала модернизации системы как системы качества, основываясь на положениях Стандартов качества серии ІSО 9000 и Международного стандарта ISO/IEC о системе признания компетентности и контроля персонала Сухарников Юрий Васильевич 15

Назначение НРК Национальная рамка квалификаций Украины (НРК) – это компромиссный документ, назначение которого – быть инструментом эффективного взаимодействия сферы труда и сферы образовательных услуг в процессе подготовки высококвалифицированных кадров в будущем. Национальная рамка квалификаций Украины (НРК) – это компромиссный документ, назначение которого – быть инструментом эффективного взаимодействия сферы труда и сферы образовательных услуг в процессе подготовки высококвалифицированных кадров в будущем. Представляет собой обобщенное описание квалификационных (академических) уровней. Представляет собой обобщенное описание квалификационных (академических) уровней Сухарников Юрий Васильевич 16

Каждый последующий образовательно- квалификационный уровень обеспечивается учебными достижениями, обусловленными требованиями предыдущего уровня Сопоставление Европейских рамок квалификаций с Национальной рамкой 2 3ц 2ц 1ц кц EQF- EHEA EQF- LLL НРК Украины Высшее образование Профессионально- техническое образование Среднее образование Дошкольное образование Личностное развитие 4 октября 2011 года 4 октября 2011 года состоялось 1-е заседание Межведомственной рабочей группы: Презентация проекта НРК Критические замечания и ряд предложений 25 октября 2011 года 25 октября 2011 года 2-е заседание Межведомственной рабочей группы. Предложено: Одобрить проект Постановления КМУ Разработать план работы по внедрению НРК Сухарніков, Ю. Концептуальні підстави розробки і впровадження Національної рамки (академічних) кваліфікацій України [Текст] / Ю. Сухарніков // Вища школа. – – 3. – С Социальный лифт - восходящая социальная мобильность Сухарников Юрий Васильевич17

Образовательно-квалификационный уровень (организационно-управленческий аспект) Это – единство требований академическойпрофессиональной квалификациям единство требований к академической и профессиональной квалификациям выпускника учебного заведения определенного уровня аккредитации, которое подтверждает оценки соответствия в процессе оценки соответствия наличие способности необходимых и достаточных фундаментальной способности, обеспеченной совокупностью знаний, умений, компетенций и личностных характеристик необходимых и достаточных для трудоустройства успешного трудоустройства по избранной профессии и эффективной деятельности в выбранной сфере, развитие карьеры, постоянной востребованности на рынке труда, приносящая пользу личности, обществу и экономике Сухарников Юрий Васильевич 18

По материалам ISO По материалам ISO Оценка соответствия Оценка соответствия является процессом, который используется, чтобы показать, что продукт, услуга или система отвечает установленным требованиям. сертификация. Основной формой оценки соответствия является, в частности, сертификация. определённых категорий персонала (гомогенизация кандидатов) стандарты, правила и процедуры Требования сертификации, касающиеся определённых категорий персонала (гомогенизация кандидатов), к которым применяются одни и те же специфические стандарты, правила и процедуры Сухарников Юрий Васильевич 19

Образовательно-квалификационный уровень (дидактический аспект) Это – целостной иерархической единица целостной иерархической структуры Национальной рамки квалификаций, характеризующая результата учения достижение определённого результата учения как совокупности требований к сложности и объёму знаний, умений и компетенций после завершения цикла учения успешного завершения цикла учения, предъявляемых к субъекту деятельности субъекту деятельности и дифференцируемых по характеристикам сложностиответственности и автономии сложности деятельности, а также ответственности и автономии, требующихся в ней Сухарников Юрий Васильевич 20

Образовательные траектории и ориентация программпо данным мониторинга UOE (в мире) Образовательные траектории и ориентация программ по данным мониторинга UOE (в мире) UOE UNESCO/OECD/Eurostat 01 2В 2А 2С 3А 3В 3С 4А 4В 4С 5А (по ISCED , 7.3) 5В (по ISCED , 6.2, 7.2) 6 (по ISCED РЫНОК ТРУДА Ориентация программ: Тип А – академическая Тип В – профессиональная Тип С – прямой вход на рынок труда ПТО СреднееВысшее МСКО 1997 МСКО 2011 МСКО 0 МСКО 01 МСКО 0МСКО 02 МСКО уровень 1 МСКО уровень 2 МСКО уровень 3 МСКО уровень 3* МСКО уровень 4 МСКО уровень 4* МСКО уровень 5 МСКО уровень 5 МСКО уровень 6 МСКО уровень 5 МСКО уровень 7 МСКО уровень 6 МСКО уровень Сухарников Юрий Васильевич 21

Профессии/ Профессиональные названия работ Компетенции/ Результаты учения Квалификация Профессиональная Потребности рынка труда Профессии/ Профессиональные названия работ Академическая Компетенции/ Результаты учения Квалификация Заинтересованные стороны/ Квалификационные профили/ Стандарты Профессиональная Образование Подготовка ISCO-08 Удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированной рабочей силе НРК Украины Методология решение практических проблем и целенаправленной модернизации системы образования Академическая Сухарников Юрий Васильевич 22

Из отчёта Рабочей группы проф. Ризуна В.В нерозуміння «… факт того, що роботодавці прописали кваліфікаційний рівень 7 в обох профстандартах, а фактично на рівні дій та знань зробили замовлення на рівні 35, почасти 6, свідчить про існування в суспільстві нерозуміння співвідношення рівнів кваліфікації та освітньо-кваліфікаційних рівнів». Квалификационный уровень НРК Количество трудовых функций Процент от общего числа НРК 722,25 НРК 61516,85 НРК 51921,35 НРК 42730,34 НРК 32123,60 НРК 244,49 НРК 111,12 Журналист мультимедийных изданий СМИ Сухарников Юрий Васильевич 23

Проблемы взаимодействия заинтересованных сторон Международная интероперабельность Организационная интероперабельность Управленческая интероперабельность Интероперабельность между сообществами Политическая интероперабельность Семантическая интероперабельность Техническая интероперабельность Правовая интероперабельность Интероперабельностьспособность взаимодействовать многослойный контент см. ESCO Интероперабельность – это способность разрозненных и разнообразных заинтересованных сторон взаимодействовать при достижении взаимовыгодных и согласованных общих целей, связанных с обменом информацией и знаниями между организациями через процессы, которые они поддерживают, посредством обмена данными между их соответствующими системами (многослойный контент см. ESCO ) Сухарников Юрий Васильевич 24

Структура формирования социокультурной компетентности выпускника конкретного образовательно-квалификационного уровня Ссылки в Интернете: Квалификационная платформа на русском языке: URL: 931d08c8-dbe2-4b44-b06a c945a 931d08c8-dbe2-4b44-b06a c945a Журнал «Вища школа»: Сухарніков Ю. Суть поняття learning outcomes у вищій освіті України. - Вища школа – 11. – С Вища школа Система + процесс Позиции 1, 2 и 3 на схеме указывают на необходимость «сопряжения» с уровнями НРК Сухарников Юрий Васильевич 25

Декомпозиция-гомогенизация НРК и конкретизация структуры формирования компетентности Профессии в области (ISCO-08):Ответственные за образование и подготовку: науки и техники Код 21. науки и техникиМинистерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины Министерство аграрной политики и продовольствия Украины охраны здоровья Код 22. охраны здоровьяМинистерство здравоохранения Украины преподавание Код 23. преподаваниеМинистерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины бизнес и администрирование Код 24. бизнес и администрированиеМинистерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины информационные и коммуникационные технологии Код 25. информационные и коммуникационные технологии Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины право, социальные проблемы и культура Код 26. право, социальные проблемы и культура Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины Сухарников Юрий Васильевич 26

Декомпозиция-гомогенизация и конкретизация структуры формирования компетентности Декомпозиция-гомогенизация и конкретизация структуры формирования компетентности Из презентации: Henric Stjernquist – ESCO A tool to facilitate (online) skills matching throughout Europe, , Brussels Сухарников Юрий Васильевич 27 Код 2[1…6] Класс 2nXX.m Класс 2nXX.m 2nXX.m + Адекватные профессиональные стандарты и правила и процедуры оценка соответствия + согласованные академические стандарты Профессия направленность подготовки

Приоритетные меры по внедрению Национальной системы компетенций и квалификаций Мероприятие 1: Организационно-методическое обеспечение внедрения, сегментная декомпозиция (гомогенизация требований) и конкретизация уровней НРК - пункт 2 Плана Мероприятие 1: Организационно-методическое обеспечение внедрения, сегментная декомпозиция (гомогенизация требований) и конкретизация уровней НРК - пункт 2 Плана. Мероприятие 2:Разработать методические рекомендации относительно создания стандартов высшего и профессионально- технического образования на основе компетенций / результатов учения - пункт 6 Плана. Мероприятие 2: Разработать методические рекомендации относительно создания стандартов высшего и профессионально- технического образования на основе компетенций / результатов учения - пункт 6 Плана. Мероприятие 3: Подготовить предложения относительно усовершенствования законодательства в сфере образования, занятости и социально-трудовых отношений для обеспечения реализации стратегии развития национальной системы квалификаций - пункт 8 Плана Сухарников Юрий Васильевич 28

Содержательно-функциональное обеспечение разработки стандартов высшего образования на основе компетенций / результатов учения Сухарников Юрий Васильевич 29 (в форме публично-частного партнёрства - «Public-Private Partnership»)

Мероприятия по внедрению Национальной рамки квалификаций Украины со стороны работодателей "Про внесення змін до деяких Законів Україниучасті роботодавців в освітньому процесі 1. Проект Закону України 9567 від р. "Про внесення змін до деяких Законів України (щодо участі роботодавців в освітньому процесі для підвищення якості підготовки кваліфікованих кадрів)" вручено подання комітету про розгляд ( ) [Електронний ресурс]. – Режим доступу: «Про систему професійних кваліфікацій» 2. Проект Закону «Про систему професійних кваліфікацій» ( 9625 від р.) прийнято в першому читанні р. Рішенням від 20 листопада 2012 року ВР повернула проект Закону України про систему професійних кваліфікацій в Комітет для доопрацювання та внесення на повторне друге читання. Основні завдання: ліцензуванні, атестації та акредитації участь у ліцензуванні, атестації та акредитації навчальних закладів, професій та напрямів (спеціальностей) підготовки фахівців та кваліфікованих робітників; розробленні програм участь у розробленні програм професійної підготовки учнів, студентів, які навчаються у навчальних закладах; оцінювання результатів участь у створенні інструментів оцінювання результатів професійного навчання осіб. [Електронний ресурс]. – Режим доступу : Сухарников Юрий Васильевич 30

Конкретизация проблем интероперабельности между сообществами (заинтересованными сторонами) Лист МОН від / : із Закону України «Про організації роботодавців» та Постанови КМУ «У зв'язку з тим, що наведені норми (із Закону України «Про організації роботодавців» та Постанови КМУ 847 роботодавців не має досвіду інструктивного листа для розробників стандартів щодо процедури погодження 847) введені вперше і Спільний представницький орган організацій роботодавців не має досвіду такої роботи, просимо підготувати інструктивного листа для розробників стандартів щодо процедури погодження проектів освітньо-кваліфікаційних характеристик галузевих стандартів вищої освіти…» Сухарников Юрий Васильевич 31

Мероприятия по внедрению Национальной рамки квалификаций Украины со стороны системы образования План заходів щодо впровадження Національної рамки кваліфікацій 1. План заходів щодо впровадження Національної рамки кваліфікацій відповідно до спільного наказу Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України та Міністерства соціальної політики України від 20 квітня /225 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: «Про затвердження Порядку розроблення, затвердження та внесення змін до галузевих стандартів вищої освіти» 2. ПОСТАНОВА КМУ від 5 вересня 2012 р. 847 «Про затвердження Порядку розроблення, затвердження та внесення змін до галузевих стандартів вищої освіти» [Електронний ресурс]. – Режим доступу: Концепція розвитку національної системи кваліфікацій: 3. Концепція розвитку національної системи кваліфікацій: education/ / / education/ / / Сухарников Юрий Васильевич 32

Нормативно-правовое обеспечение внедрения Проблема (План заходів) Решение МОНмолодьспорт 7. Розробити перелік нормативно- правових актів у сфері освіти і соціально-трудових відносин, які потребують розроблення або внесення змін для забезпечення реалізації стратегії розвитку національної системи кваліфікацій. МОНмолодьспорт 2012 – 2014 роки. МОНмолодьспорт 8. Підготувати пропозиції щодо удосконалення законодавства у сфері освіти, зайнятості та соціально-трудових відносин для забезпечення реалізації стратегії розвитку національної системи кваліфікацій. МОНмолодьспорт 2012 – 2014 роки. Кодифицированный закон об образовании (от ориентации «на систему» к ориентации «на человека»): Кодификация в юриспруденции систематизации переработке, изменении и обновлении Кодификация в юриспруденции это способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм Роль кодификации системности законодательства единства и согласованности Роль кодификации весьма значительна в деле укрепления системности законодательства, усиления его юридического единства и согласованности Сухарников Юрий Васильевич 33

Модернизация высшего образования Украины через разработку требований к компетентности выпускника в терминах «результатов учения» Требует Требует: процедур формирования программ учения методических рекомендаций относительно процедур формирования программ учения в рамках «парадигмы, ориентированной на студента»; критериев сертификации выпускников объективных критериев сертификации выпускников высших учебных заведений; процедуры сертификации выпускников процедуры сертификации выпускников высших учебных заведений на основе требований Европейской организации качества и с репрезентацией результатов в Приложении к диплому, модель которого была разработана Европейской комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО/SEPES; практической подготовкой студентов новой редакции нормативно-правовых документов, которые касаются организационно-экономических механизмов управления практической подготовкой студентов высших учебных заведений; социального статуса выпускников нормативно-правовых документов, относительно социального статуса выпускников высших учебных заведений Сухарников Юрий Васильевич 34

Модернизация высшего образования Украины через регуляторные механизмы Требует : классификацию сертификатов уровнями НРК увязать однозначно классификацию сертификатов, дипломов и т. д. с уровнями НРК методологическое и правовое обеспечение обучения учения урегулировать методологическое и правовое обеспечение перехода от «парадигмы обучения», ориентированной на преподавателя, к «парадигме учения», ориентированной на студента процедуры проверки качества третьей стороной прописать общие положения относительно процедуры проверки качества образования «третьей стороной» психолого-дидактической компетентности разработать требования к психолого-дидактической компетентности преподавательского состава учебных заведений концепции формирования человеческого капиталасоциокультурных компетенций разработать глоссарий НРК, базирующийся на концепции формирования человеческого капитала и потребных социокультурных компетенций Сухарников Юрий Васильевич 35

СОЦИОЛОГИЯ НЕВНЕДРЕНИЯ СОЦИОЛОГИЯ НЕВНЕДРЕНИЯ (Г.Андрощук СОЦИОЛОГИЯ НЕВНЕДРЕНИЯ – ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ, 26 (39) 1 – 7 июля 1995, ) Сухарников Юрий Васильевич36

КОНЕЦ ДОКЛАДА Документы по НРК на сайте ІІТЗО : Замечания и предложения по электронной почте: Трудность заключается не столько в разработке новых идей, сколько в том, чтобы отойти от старых. Джон Мейнард Кейнс