Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837). Пушкин был известным дуэлянтом. О пушкинских дуэлях писали П. Щеголев и Ю. Лотман, А. Гессен и С. Бонди. Дуэль.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в биографии поэта. Он был инициатором пятнадцати дуэлей,
Advertisements

Презентация Ученицы 11 «А» класса МОУ «Средняя школа 14» г. Кимры Тверской области Поруновой Алёны. Учитель Журавлёва И. И г.
Гибель и скорбный путь Александра Сергеевича Пушкина.
Дуэль и смерть А.С. Пушкина Можно ли было спасти поэта?
Дуэль и смерть А.С. Пушкина Можно ли было спасти поэта?
Актуальность моей темы состоит в том, что изучая литературу, мы просто говорим, что поэт погиб на дуэли… Александр Сергеевич Пушкин Михаил Юрьевич Лермонтов.
Мой любимый писатель. Александр Сергеевич Пушкин.
Отец поэта – отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах.
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому.
Заочная литературная экскурсия, посвящённая Дню Памяти А.С. Пушкина.
Презентация по теме: "Дуэль Лермонтова с Мартыновым и Печорина с Грушницким"
Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил, как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение.
А.С.Пушкин ( ). 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в семье помещика Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных родился сын Александр.
Место дуэли Пушкина у Черной речки Последняя дуэль Александра Сергеевича Пушкина состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года в районе Чёрной речке у Коломяжской.
А. С. Пушкин 2 класс «А» школа 548 Ушенина Александра.
Как защитить честь и достоинство?. ...Все было готово. Противники встали на свои места. Данзас махнул шляпой, и они начали сходиться. Пушкин сразу подошел.
Дуэль и смерть А.С. Пушкина Выполнил ученик 6 «Б» класса Германович Валентин Владимирович Руководитель Штальман Е.Я., учитель русского языка и литературы.
Александ Сергеевич Пушкин. Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин 26 мая [6 июня] 1799, Москва В 1811 году А.С. Пушкин поступил учиться в Царскосельский Лицей.
Последние годы А.С.Пушкина ( г.г.). Венчание Пушкина с Гончаровой 18 февраля 1831 г. Пушкин венчается с Натальей Гончаровой в московской церкви.
Биография Александра Сергеевича Пушкина 8 класс Заочное путешествие Выполнил: Лобанов Антон. Ученик 8 г класса.
Транксрипт:

Александр Сергеевич Пушкин ( )

Пушкин был известным дуэлянтом. О пушкинских дуэлях писали П. Щеголев и Ю. Лотман, А. Гессен и С. Бонди. Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Шарлем Дантесом – одна из самых известных дуэлей во всем мире.

Поводом послужило анонимное письмо, в котором поэта "избирают коадьютантом великого магистра рогоносцев и историографом ордена". Дуэль Пушкина с Дантесом дуэль на пистолетах, состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки, в результате которой Пушкин был смертельно ранен. Спустя два дня поэт умер. Дуэль была спровоцирована анонимными письмами, намекавшими на любовную связь между женой Пушкина и Дантесом. По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в биографии поэта (хотя очень немногие из них были доведены до встречи у барьера). Много споров порождают причины, которые привели к роковой дуэли. На этот счет существует много версий - слишком неоднозначны все свидетельства, слишком много было слухов и рассказов. Но начнем сначала. Дантес

ДАНТЕС И НАТАЛИ Французский кавалергард Жорж Шарль Дантес, приёмный сын нидерландского посла в Петербурге барона Луи Геккерна, познакомился со своей ровесницей Натальей Николаевной Пушкиной, женой поэта, в 1835 в Аничковом дворце. В глазах светского общества Дантес предстал блестящим молодым офицером, влюблённым в красавицу-жену ревнивого мужа (Пушкин не любил придворной жизни и не вызывал тёплых чувств у влиятельных светских людей). Н. Н. Пушкина. А. П. Брюллов. Акварель.

ДАНТЕС И НАТАЛИ Несмотря на обнаружение всё новых и новых документов, включая переписку самого Дантеса, по- видимому, никогда не станет известно, насколько искренним был Дантес, изображая свою влюблённость в Наталью Николаевну, и каковы были её ответные чувства. Тем не менее в обществе ходили слухи о взаимности чувств Пушкиной и о том, что Дантес уже добился победы; для разворачивания конфликта возникшая молва играла не меньшую, а то и большую роль, чем реальные события. Наталья Николаевна Пушкина Акварель В.И. Гау.

АНОНИМНЫЕ ПИСЬМА И ПЕРВЫЙ КОНФЛИКТ 4 (16) ноября 1836 года городская почта доставила Пушкину и нескольким его друзьям анонимный пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивался «диплом рогоносца»; в «дипломе» содержался косвенный намёк на внимание к Н. Н. Пушкиной со стороны не только Дантеса, но и самого царя. Александр Сергеевич счёл письмо исходящим от Геккерна-отца. До сих пор неизвестно, был ли он прав. Придя к выводу об авторстве Геккерна, Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль. Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой сестре Натальи Николаевны и, соответственно, свояченице Пушкина. Как бы то ни было, коль скоро Дантес стал женихом Екатерины, Пушкин был вынужден отозвать свой вызов (сыграла роль и аудиенция, данная Пушкину Николаем I, и посредничество В. А. Жуковского). Серьезную роль в истории сыграл секундант Жоржа Дантеса: он старался примирить противников. Ему это удалось. А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова

Кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль» В роли поэта - Сергей Безруков.

КОНФЛИКТ НЕ ИСЧЕРАН 10 января 1837 Екатерина Гончарова стала женой Дантеса. Она родила ему четверых детей и умерла после родов в 1843 году, на седьмом году замужества. Однако конфликт между Пушкиным и Геккернами не был исчерпан, и вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток («казарменных каламбуров») по адресу Пушкина и его семьи. Екатерина Гончарова

ВТОРОЙ ВЫЗОВ НА ДУЭЛЬ 26 января (7 февраля) 1837 Пушкин отправил Геккерну-отцу письмо (в своей основе сочинённое еще во время первого конфликта в ноябре), где, чрезвычайно резко характеризуя как отца, так и приёмного сына, он отказал им от дома. Отправляя письмо, Пушкин не мог не знать, что оно носит явно оскорбительный характер и приведёт к новой дуэли. В тот же день Геккерн объявил Пушкину, что его вызов в силе, и Жорж готов принять его. Барон Геккерн

Кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль» В роли поэта - Сергей Безруков. Фото: Золотой Век Захаровский Благотворительный Пушкинский фонд "Истоки"

Рабочий стол Пушкина, каким его оставил хозяин, отправляясь на дуэль. Музей-квартира А.С. Пушкина на набережной Мойки, 12

ДУЭЛЬ 27 января (8 февраля) под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку. Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам: барьер отделял врагов едва на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ К. К. Данзас, секундантом Дантеса сотрудник французского посольства виконт д*Аршиак. Дантес

Кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль» В роли поэта - Сергей Безруков.

Кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль» В роли поэта - Сергей Безруков.

ДУЭЛЬ В глубоком снегу утоптали дорожки для поединка, шинелями секундантов обозначили барьеры. Подполковник Данзас махнул шляпой, и Пушкин, быстро подойдя к барьеру, прицелился, чтобы выстрелить наверняка. Но Дантес выстрелил раньше, не дойдя шага до барьера. Пушкин упал на шинель Данзаса, смертельно раненный в правую половину живота. Он нашел в себе силы, чтобы лежа прицелиться и выстрелить. Дантес стоял правым боком, согнув правую руку в локте, закрывая грудь и разряженным пистолетом - голову. Это его и спасло. Пуля пробила правое предплечье и сплющилась о пуговицу мундира. Дантес упал, Пушкин крикнул: "Браво!" - но Дантес быстро поднялся: ранение было не опасным. А.С.Пушкин. П.Ф.Соколов. Акварель

Роковой выстрел Дантеса! (Кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль».) В роли поэта - Сергей Безруков.

У Пушкина развилось сильное кровотечение, а врача не было, и нечем было наложить повязку на рану. По оценке М.Ундермана, Пушкин потерял 2 литра крови. На санях его довезли до Комендантской дачи, где Дантес предложил Данзасу для перевозки раненого карету, которую ему прислал Геккерн. Красивый жест! Если бы Пушкин знал, чья это карета, он, конечно бы, отказался, но Данзас сказал, что это он нанял карету. Пушкина доставили домой. Все время до самой смерти он был в сознании. Пуля пробила кишечник поэта в нескольких местах и, раздробив часть крестцовой кости, застряла поблизости от нее. Пушкин держался мужественно, но был момент, когда он, не выдержав мучительной боли, хотел застрелиться. Данзас успел отобрать у него пистолет, уже спрятанный под одеялом, сказав: "Не нужно, Сверчок" (лицейское прозвище Пушкина). ДУЭЛЬ Ж.Дантес Т. Райт. Акварель.

Кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль» В роли поэта - Сергей Безруков, в роли Данзаса – Андрей Ильин.

Кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль» В роли поэта - Сергей Безруков.

Через два дня после дуэли, 29 января (10 февраля) 1837 года, Пушкин скончался в 2:45 в своем доме по адресу: набережная реки Мойки, дом 12. Поэт обрел вечный покой на кладбище Святогорского монастыря в Псковской губернии. «Прощайте, друзья…»

ВЕРСИИ И СЛУХИ Среди исследователей жизни поэта до сих пор нет единой версии о том, кто был автором оскорбительного послания. Если сам Пушкин считал, что это голландский посланник барон Луи Геккерн-старший, который усыновил Дантеса, то, по другой версии, это был князь Долгорукий, автор "Петербургских очерков", а может быть, к этому был причастен министр иностранных дел России барон Карл Васильевич Нессельроде, не любивший Пушкина. По воспоминаниям современников, Дантес не хотел убивать Пушкина и целился в ногу, но, когда понял, что Пушкин целится ему в голову, испугался и промахнулся: попал в живот.

ВЕРСИИ И СЛУХИ Убивать русского поэта, новоиспеченного родственника, да и просто человека Дантес не собирался. Это была его первая и последняя дуэль. Для Пушкина она стала тринадцатой. Правда, все предыдущие были бескровными. Но при данных обстоятельствах отделаться выстрелами в воздух противники не могли. И Дантес решил стрелять в ногу. Данзас рассказывал, что не успел он махнуть фуражкой, как Пушкин «в ту же секунду был у барьера». Дантес шел медленно, он успел сделать всего три шага. Доли секунд между третьим и четвертым решили судьбу России. На лице противника Дантес увидел смертельный приговор и, спасая свою жизнь, нажал на курок. Пушкин сделал еще один шаг навстречу… после которого никто никогда не узнает правды..

ВЕРСИИ И СЛУХИ В воспоминаниях современников отмечалось, что в свете упорно циркулировал слух, о том, что лично Геккерн приобрел для Дантеса кольчугу, в которой он и был на дуэли. Для подобных слухов имелись веские основания пуля Пушкина пробила мягкие ткани руки навылет, и, следовательно, попала в туловище, в показаниях Комиссии военного суда Данзас и виконт в один голос утверждали, что выстрел Пушкина сбил Дантеса с ног. Согласно официальной версии, пуля срикошетила от пуговицы вицмундира, однако при ударе такой силы пуля скорее всего просто разорвала и вбила бы пуговицу в тело (мундирные пуговицы тогда изготавливались исключительно из мягких металлов), но, как известно, других ранений Дантес не получил. Кроме того, загадочная пуговица так и не была представлена суду. Обелиск на месте дуэли Пушкина в Петербурге.

ВЕРСИИ И СЛУХИ Другой, гораздо более подкрепленный светский слух, был связан с тем, что Николай I дал поручение шефу корпуса жандармов Бенкендорфу пресечь дуэль и задержать дуэлянтов, поскольку о месте и времени дуэли было известно широкому кругу лиц. Бенкендорф, умышленно или нет, подошел к исполнению поручения формально, и отправил жандармский пикет «на Черную речку», не уточняя конкретно на какую именно. Портрет А.Х.Бенкендорфа работы П.Ф.Сооколова.

Исторический факт Со второй половины XVIII века пистолетные дуэли становятся преобладающими (над поединками на шпагах и саблях), тем более, что общественное мнение всегда было на стороне дуэлянтов. К концу этого столетия окончательно сформировался облик дуэльных пистолетов. Прежде всего следует отметить, что дуэльные пистолеты были парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличались за исключением цифры 1 или 2 на стволе. Обычно дуэлянты не получали знакомого им оружия, не разрешалось даже пробовать качество спуска у выданного пистолета. Исключение составляла дуэль по причине очень тяжелого оскорбления, но тогда второму участнику тоже разрешалось взять свое оружие. Во время дуэли Пушкина с Дантесом оба участника пользовались чужим оружием. Пушкин стрелял из пистолетов, взятых для него Данзасом напрокат. К сожалению, они не сохранились. Дантесу были даны пистолеты его секундантом дАршиаком, который одолжил их у своего друга барона Эрнеста де Баранта. В настоящее время эта пара пистолетов хранится в музее небольшого французского городка Амбуаза. Сделаны они были дрезденским оружейником Карлом Ульбрихом, который не числится среди известных мастеров.

Исторический факт По правилам дуэли, разрешалось применять, как нарезные, так и гладкоствольные пистолеты, лишь бы у стреляющих они были одинаковые. Спусковой механизм пистолета мог иметь смягчающее устройство – шнеллер, ведь это изобретение существовало со времен арбалетов. Однако, как ни странно, многие дуэлянты предпочитали пистолеты с грубым спуском. Объясняется это очень просто: в волнении дуэлянт незнакомый с чувствительным шнеллером, мог произвести случайный выстрел до того, как хорошо прицелится. Эргономика пистолета, плавных ход деталей замка позволяли произвести весь точный выстрел. Известно, к примеру, что Пушкин попадал в карточного туза на расстоянии 10 шагов. Количество пороха и масса пули были достаточны, чтобы обеспечить убойную силу. Пули были круглые, свинцовые, диаметром мм и весом граммов. Пороха могли класть до 3,8 граммов.

Исторический факт В 60-х годах уже нашего столетия экспертная комиссия, изучавшая обстоятельства гибели Лермонтова, произвела контрольные выстрелы из дуэльных пистолетов. Оказалось, что их пробивная способность лишь немногим уступает пистолету ТТ, пуля которого пробивает насквозь 8 сосновых досок на расстоянии 25 метров. При столь высоких боевых свойствах дуэльных пистолетов и малом расстоянии между дуэлянтами остается только удивляться, почему они не перестреляли друг друга. Объяснения этому можно найти в особенностях выстрела из кремневого пистолета. После вспышки пороха на полке должно пройти около секунды, прежде чем воспламенится заряд в стволе и последует выстрел. Чисто психологически удержать в нужном направлении пистолет после поджога затравочного заряда крайне сложно, рука невольно сдвигается. Кроме того, облако дыма с полки заслоняет цель и лезет в глаза. В каждой стране были свои знаменитые мастера по изготовлению дуэльного оружия. В Англии это Джозеф Ментон и семейство Мортимеров, в Германии род Кюхенрейторов из Регенсбурга, работавших в пистолетном деле почти два столетия, во Франции – Николя Бутэ и Анри Ле Паж. Последний настолько был знаменит в России, что его пистолеты считались синонимом дуэльного оружия. Как известно, в «Евгении Онегине» описывается дуэль на кремневых пистолетах, а сам Пушкин стрелялся уже на капсюльных.

Исторический факт Признавалось несколько разновидностей пистолетных дуэлей. Три из них были главными: дуэль с неподвижными стрелками, дуэль с «барьерами» и дуэль на параллельных линиях. Кроме того, существовали поединки с разными условиями, к которым относились стрельба на укороченной дистанции, дуэль на одном пистолете, поединки на ружьях, карабинах, револьверах и, наконец американская дуэль. Дуэль не всегда выбиралась произвольно, ее вид зависел от тяжести нанесенного оскорбления, каковых было три: простая обида, нанесенная от обычной невежливости; позорное оскорбление и самое серьезное – оскорбление действием. При простом оскорблении обиженный выбирал оружие, при позорном – оружие и вид дуэли, при последнем – оружие, вид дуэли и расстояние.

Исторический факт На самой дуэли противники не могли между собой разговаривать, одежде полагалось быть темной, но ворот у рубашки – белый. Оба дуэлянта должны были опустошить карманы, снять запонки и застежки. Про шляпы в правилах ничего не говорилось, но обычно они снимались. Оружие противники получали от секундантов на предохранительном взводе. Дуэль начиналась по команде старшего секунданта со слов «Взводите» или «Стреляйтесь», произносимых беспристрастным голосом. Особенностью неподвижной дуэли был поочередный обмен выстрелами, при котором право первого определялось жребием либо тяжестью обиды. И первый, и второй выстрел должны были последовать друг за другом не более, чем через минуту, кто проволынит – теряет право на выстрел, но промежутки могли быть короче по договоренности. Разновидностью этого поединка являлась дуэль, при которой стрелки стояли спинами друг к другу, а после команды поворачивались, взводили курки и стреляли в установленном порядке. При этих дуэлях расстояние составляло от 15 до 35 шагов, но секунданты могли договориться и на меньшее. К примеру, в 1802 году дуэль между князем Щербатовым и Йозефом фон Саксонским состоялась на 8 шагах. Русский князь стрелял первым и поразил в грудь своего соперника. Интересной выглядела так называемая дуэль с «барьерами». Дистанция вначале равнялась шагам. Перед обоими противниками на расстоянии 10 шагов от каждого рисовалась черта, обозначаемая тростью или белым флажком. В итоге окончательное расстояние оказывалось шагов. По команде «Вперед» противники взводили курки и шли на встречу друг другу, держа оружие дулом вверх. Скорость движения произвольная, возможны остановки без выстрела. Начать огонь мог любой дуэлянт с любого расстояния, но если один из них дошел до барьера, второй остановился, то никто не мог принудить его двигаться дальше. Первый выстреливший обязан ждать ответного выстрела в течение минуты, при этом его соперник может подойти к барьеру вплотную. Раненому на выстрел отводилось две минуты.

Исторический факт Самой острой являлась дуэль без свидетелей в запертом помещении, как она описана у Майн Рида в романе «Всадник без головы». Однако наиболее изощренной формой дуэли была дуэль под названием «ку-ку». Этот поединок проводился в полностью затемненной комнате, со снятой обувью. Один из противников кричал «ку-ку», а другой стрелял на звук. Тот, кто крикнул, был обязан оставаться на месте. После чего роли менялись, пока один не был убит ли ранен. Похожей была дуэль на параллельных линиях. Противники двигались каждый по своей черте, расстояние между которыми составляло 15 шагов. Перед началом дуэли они были отдалены друг от друга на шагов. В процессе перемещения дистанция сокращалась до минимума, но каждый оставался на своей линии. Порядок стрельбы произвольный, скорость движения и остановки тоже. Совершенно особняком стояла американская дуэль. Иногда «Американской» называлась не дуэль, а вытягивание жребия, после чего вынувший черный шар был обязан застрелиться в течение года. Настоящая американская дуэль представляла собой скорее охоту, когда соперники отправлялись в лес на несколько дней и отслеживали там друг друга, используя всякие хитрости, вроде ложных костров, чучел и засад. Порой американская дуэль выглядела, как обычный поединок с револьвером или ножом, но проводилась без секундантов на глазах у зрителей. Этакий демократический без условностей вид «соревнований».

СУДЬБА УЧАСТНИКОВ ДУЭЛИ Дантес был арестован, предан военному суду первой инстанции, который приговорил его за участие в дуэли к повешению по законам Петра I. При прохождении по инстанциям приговор постепенно смягчался. Россия столкнулась с правовой неурядицей: с офицерами- иностранцами нельзя было обходиться по всей строгости российских законов. После дуэли Пушкина был издан императорский указ о том, что те иностранные офицеры, которые хотят служить в русской армии, должны принимать не только присягу, но и российское подданство. ПОСЛЕ дуэли Дантес был немедленно уволен из гвардии, разжалован в рядовые и выслан из России. Он был страшно напуган не ждал, что так легко отделается, и отправился за границу так поспешно, что за 4 дня умудрился проделать 800 верст пути. Несколько лет он тихо сидел в своем имении в Эльзасе. Верная Екатерина отправилась в изгнание вместе с мужем. Она родила ему четверых детей и умерла после родов в 1843 году, на седьмом году замужества. А барон Геккерн- Дантес, весьма обеспеченный человек, еще долго потом судился с Гончаровыми из-за ее мизерного наследства… Убедившись, что ему ничего не грозит, Дантес потихоньку занялся политикой, используя связи своего приемного отца. Дантес

СУДЬБА УЧАСТНИКОВ ДУЭЛИ Дантес дожил до глубокой старости, был членом французского парламента. Он умер в возрасте 83 лет, окружённый детьми, внуками и правнуками. Последние годы жизни Геккерна прошли в семье Дантеса. К. К. Данзас также содержался в крепости, был приговорён к смертной казни, затем к разжалованию и лишению наград, затем и этот приговор был отменён. Но ему так и не разрешили попрощаться с умирающим поэтом. Жорж Дантес, мэр Сульца. Фото: RDA/VOSTOK PHOTO

Кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль» После дуэли. Секундант Пушкина - его лицейский товарищ К. К. Данзас. Рядом стоит Дантес – виновник гибели поэта

Кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль» Допрос после дуэли. (Артисты Борис Плотников, Андрей Ильин и Виктор Сухоруков)

Сразу после смерти Пушкина царь взял на себя его долги (карточные, издателям, ростовщикам - все). Их было очень много - больше ста тысяч! Выкупил бедное псковское имение поэта, назначил вдове и всем четверым детям немаленькую пенсию определил сыновей в Пажеский корпус, велел издать на казенные деньги полное собрание сочинений Пушкина (которое, кстати, разошлось моментально - и все деньги от дохода были выплачены в пользу детей). Но в то же время Пушкина отпевали и хоронили почти тайно, опасаясь беспорядков Николай I. Литография Шевалье. ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

26 января 1837 Пушкин А.С. вызвал на дуэль Жоржа Дантеса. 27 января 1837 на Чёрной речке дуэль состоялась. Когда Пушкин А.С. находился при смерти, доставили письмо от Николая I. Император писал: "Любезный друг, Александр Сергеевич! Если судьба нас уже более в сём мире не сведёт, то прими моё последнее и совершенное прощение и последний совет: умереть христианином. Что касается до жены и детей твоих, ты можешь быть спокоен, я беру на себя устроить их судьбу". Краевский А.А. писал в некрологе: "Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!". Граф Соллогуб писал: "Несчастье Пушкина заключалось в том, что он жил светской жизнью, его убившей: светская жизнь требовала значительных издержек, на которые часто не доставало средств. Эти средства он хотел пополнить игрою, но постоянно проигрывал, как и все люди, нуждающиеся в выигрыше. В семействе он был счастлив, насколько может быть счастлив поэт, не рождённый для семейной жизни. Он обожал жену, гордился её красотой и был в ней вполне уверен. Он считал, что она должна была "блистать" в свете и его обязанностью было предоставить ей это". ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ Наталья Гончарова Рисунок Нади Рушевой

Единственный отклик на смерть Пушкина А.С. в русской печати того времени ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

Пушкин Александр Сергеевич и Дантес Жорж Шарль (из музея восковых фигур Мадам Тюссо)

Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккерен 27-го января 1837 г. (с картины, писанной по словесной передаче академиком Волковым) Гравюра Герасимова

Последний выстрел А. С. Пушкина. Художник Адриан Волков.

А.Наумов Дуэль Пушкина с Дантесом 1885 г.

После дуэли

А. Наумов. Траурный возок несет гроб с телом А.Пушкина в обитель (1894 г.)

Ф.А.Бруни. Пушкин (в гробу) Литография.

Алексей Саврасов. Могила А.С.Пушкина в Святогорском монастыре 1873 г.

Рисунок работы художника Соколова Могила Александра Сергеевича Пушкина.

Святые Горы (Пушкинские Горы, Псковская обл.), Святогорский монастырь, могила поэта у стен Успенского собора Обелиск с нишей для траурной урны (мрамор) на гранитном основании, Мастер Пермагоров А. И. Реставрирован в гг. и в 1953 г.

Первая мысль о надгробном памятнике была высказана через две недели после гибели Пушкина. Сделал это писатель и журналист, историк и литературный критик Николай Александрович Полевой: «Неужели же не сделаем ничего для почтения памяти поэта? Наш долг ознаменовать воспоминание о Пушкине памятником, достойным его славы и русской чести... Пусть каждый из нас, кто ценил гений Пушкина, будет участником в сооружении его гробового памятника! И в мраморе или в бронзе станет на могиле монумент, свидетель того, что современники умели его ценить.»…Обращение вчерашнего литературного недруга поэта дела с памятником вперед не подвинуло. В конце 1839 г. председатель опеки над семьей и имуществом Пушкина граф Г.А.Строганов обратился к царю с просьбой даровать высочайшее дозволение на сооружение памятника на могиле А.С.Пушкина. Делал он это от «имени вдовы камер-юнкера Пушкина и от своего лично». Вообще-то, для сооружения монумента на кладбище никакого «высочайшего дозволения» не требовалось. Можно лишь догадываться, почему опека посчитала нужной такую перестраховку. Имущественное положение семьи поэта оставляло желать лучшего и во многом зависело от императорского благоволения. Поэтому казалось правильным не раздражать «личного цензора» творчества Пушкина и согласовывать с ним каждый шаг, связанный с увековечением памяти Александра Сергеевича. Лишь в 1840 г. памятник был заказан Натальей Николаевной «в Петербурге каменных дел мастеру А.Пермагонову». Материал итальянский мрамор. Опека заключила с Пермагоновым договор на изготовление надгробия. В ноябре 1840 г. посмотреть монумент к мастеру приезжали Наталья Николаевна, графы М.Ю.Вильегорский и Г.А.Строганов. Памятник всем понравился, и было решено отправить его в Святые Горы. 10 декабря все детали были упакованы в несколько ящиков и погружены на семь подвод. Сопровождали обоз подрядчики Сергей Гусев и Антон Семенов. Вместе с ними ехал и бывший «михайловский управляющий» Михаил Калашников. Он вез письмо Натальи Николаевны на имя псковского губернатора Федора Федоровича Бартоломея. Вдова просила его содействия при установке памятника, так как не была уверена, что зимой, в морозы, это не будет затруднительно. В ответном письме губернатор любезно заверил, что почитает выполнение просьбы за честь. Он также советовал отложить установку памятника до весны и пообещал всяческое свое содействие. Псковскому губернскому архитектору Ябсу, ремонтировавшему в то время святогорские древности, было дано соответствующее поручение. Памятник был установлен на могиле поэта в августе 1841 г., и тогда же, вероятно, был сооружен под памятником и склеп, в котором поместили рядом останки Пушкина и его матери. Такой в основном могила сохранилась до наших дней.

Памятник очень прост и строг: на трех гранитных четырехугольных плитах, суживающихся кверху, белый мраморный обелиск с нишей, в которой стоит мраморная урна, покрытая покрывалом. Над нишей скрещенные факелы, над ними лавровый венок. На гранитном цоколе высечены слова: «Александр Сергеевич Пушкин. Родился в Москве 26-го мая 1799 года. Скончался в С.-Петербурге 29-го января 1837 года». В облике памятника угадывается стремление автора (возможно, что идея принадлежит Василию Андреевичу Жуковскому) избежать обыденности «праздных урн и мелких пирамид». Надгробие отличают сдержанность и простота. Распространенные символы скорби урна и два горящих факела, обращенные к земле, лишь аранжируют главную тему обелиска. В центре обелиска шестиконечная звезда или щит Давида символ борьбы с силами тьмы. Нельзя исключить и трактовку звезды как Вифлеемской знака Божественного дара, определенного поэту. С течением времени памятник и склеп, оставшиеся без должного ухода, постепенно ветшали. Какие-то работы, видимо, предпринимались в связи со смертью и погребением здесь отца поэта Сергея Львовича в 1848 г. (По завещанию он был похоронен рядом с сыном.) С тех пор и вплоть до 1880-х гг. за ними никто не присматривал. Картина была неприглядной: кирпичный цоколь монумента развалился, решетка лежала на земле, дубы и липы на склоне могильного холма были вырваны ветром. В канун столетнего юбилея Пушкина члены псковского Пушкинского комитета обнаружили, что обрыв на Святой Горе начал интенсивно осыпаться. После праздника предполагалось произвести необходимый капитальный ремонт всего некрополя. В конце 1902 г. Назимов сделал доклад Пушкинскому комитету о работах по ремонту памятника (выдержки из этого документа опубликовала газета «Новое время» от 14 ноября 1902 г): "В строительный сезон 1901 г., за недостатком необходимого материала, были исполнены лишь подготовительные работы, и к исполнению проекта приступлено 1 июня 1902 г.". Несмотря на все предохранительные меры, часть свода с западной стороны памятника в расстоянии 1 1/2 аршина от него во время работы осела, образовав отверстие площадью около 12 квадратных вершков, сквозь которое был виден вполне сохранившийся дубовый гроб А.C.Пушкина. В это время на месте работы находились журналист В.К.Фролов и барон, попечитель Михайловского Г.В.Розен. Они сделали несколько фотографических снимков, как с видневшегося в глубине могилы гроба, так и с общего вида на могилу. Гроб поэта значительно сохранился. Местами на нем уцелели отдельные куски довольно широкого парчового позумента. Кусочек парчового позумента был нами взят и, с разрешения комитета, отправлен в Пушкинский музей Лицея». Упомянутый журналист Фролов в той же газете по-своему рассказал о памятном дне 12 августа 1902 г.: «Читатель! Я не в силах передать вам словами тех чувств, под впечатлением которых нахожусь до сих пор... Я стоял у открытой могилы Пушкина и видел его гроб! Это был не сон, не плод больной фантазии, а настоящая живая действительность, потрясшая меня до глубины души»...

Добросовестность сделанного Назимовым подтвердило время. Он, разумеется, не мог предотвратить эксцессов в годы гражданской войны. Во время кратковременных боевых действий германских войск, которые предшествовали Брестскому миру (1918), обелиск с могилы Пушкина был сброшен немецкими войсками под откос (поставлен на свое место только в 1922 г.). В остальном же мемориал остался сохранным. 16 декабря 1935 г. было принято постановление правительства о подготовке к столетию со дня смерти А.С.Пушкина. Были приведены в порядок могилы А.С.Пушкина и Ганнибалов у стен Святогорского монастыря, а за десять лет до этого, в 1925, Святые Горы переименовали в Пушкинские. Отечественная война пришла в эти места уже в первые ее дни. В конце июня 1941 г. вражеская авиация совершила несколько налетов на станцию Тригорская, а 3 июля были сброшены первые бомбы на Пушкинские Горы. При бомбежке пострадал Святогорский монастырь: взрывной волной был сбит купол. В 1944 г., отступая, немецкие саперы взорвали Успенский собор и все монастырские постройки. Они заложили мощные фугасы в специально вырытый 20-метровый тоннель, который шел поперек дороги в сторону могильного холма и через подошву его. Тысячи мин были установлены по склонам холма и четыре мины под фундаментом самого памятника. Пульт управления взрывом всего монастырского ансамбля был оборудован неподалеку от церкви. От ударной волны памятник на могиле поэта отклонился в сторону обрыва на несколько градусов и стал постепенно оседать.

Такой оставили гитлеровцы могилу поэта. Фото 1944 г. 12 июля 1944 г. Пушкинские Горы были освобождены, могила - разминирована. Могилу спасли от уничтожения воины-сапёры Рижской инженерной бригады под командованием Казакова. Разрушение Святых Гор стало одним из пунктов обвинения, предъявленного нацистским главарям на Нюрнбергском процессе. В начале августа 1953 г. началась реставрация памятника. Рабочие начали снимать одну за другой детали памятника, скрепленные медными штырями, и относить их в сторону. Работы проводились вручную. Каждую деталь заворачивали одеялами, чтобы не повредить мрамор. Перед сборкой все элементы памятника вновь отшлифовали и поставили на свинцовые ленты. Работа была закончена 30 августа.

Еще одни реставрационные работы были проведены в Святогорском монастыре сравнительно недавно ( гг.).

Источники Росийский Сервис Онлайн-Дневников LiveInternet Из истории дуэлей. Росийский Сервис Онлайн-Дневников LiveInternet Фундаментальная электронная библиотека «Литература и фольклор» Российский Сервис Онлайн-Дневников