Термин этика происходит от древнегреческого этос, что означало «привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи». Этим словом передавались определённые.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Главные понятия Этики – Добро и Зло.. Этика - философская наука, объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой – добро и зло. Различают.
Advertisements

Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Раздьяконова Екатерина Владимировна, к.ф.н., ассистент кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ Выполнила студентка 1 курса Группы 1 МБ 1 Водопьянова Селиме Сергеевна.
Долг и совесть. Основные ценности и нормы морали. Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая.
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В.О.Ключевский. Антонина Сергеевна Матвиенко.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
МКОУ «Сулюклинская средняя общеобразовательная школа» Мораль Выполнили ученики 10-го класса.
Человек как духовное существо. Ганич Анита И Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
Нормативные основания деятельности педагога в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения Жадунова Н.В., к.ф.н., начальник Центра дополнительного.
Транксрипт:

Термин этика происходит от древнегреческого этос, что означало «привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи». Этим словом передавались определённые привычные формы общественного поведения. С одной стороны, Этос четко отделялся от физиса (физической природы человека, которая полагалась неподвластной ему самому), а с другой стороны, от пафоса (душевного переживания). Так, если этос описывал спокойный, разумный стиль поведения, то пафос (патос) определял поведение беспокойное, неупорядоченное, иррациональное, аффективное. Сегодня под этосом часто понимают стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентацию её культуры, принятую в ней иерархию ценностей.

Непросты взаимоотношения между терминами «этос», «мораль» и «нравственность». Мораль (лат. moralis касающийся нравов) один из основных способов регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений. Нравственность это внутренняя потребность человека действовать согласно своим личным убеждениям. Мораль же, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (другие люди, общество, церковь и т. д.). Этос, в отличие от морали, концентрирует в себе такие нравственные начала, которые могут и не проявляться в повседневной жизни, но которые говорят о неистребимой уверенности человека в существовании нравственного порядка в мире, даже если этот порядок плохо согласуется с обыденным житейским опытом.

От древнегреческого слова «этос» сегодня образованы два термина – «этика» и «этология». Этикой сегодня называют философскую науку, исследующую мораль и нравственность. Этологом в XVII веке называли актера, изображавшего человеческие характеры. В XVIII в. этология была равнозначна этике, а в 1843 году Дж. Милль назвал этологией предложенный им раздел психологии, изучающий человеческий характер. В современном виде термин впервые употреблён биологом Исидором Жоффруа Сент-Илером в 1859 году как наука о жизни животных в естественной среде.

Этика как наука о морали и нравственности Этика изучает ценности человеческого общества, ценности человеческой личности и взаимоотношения между ними Сегодня термины «мораль» и «нравственность» чаще всего употребляются как синонимы.

В мире духовной культуры мораль (нравственность) – это особый духовно- практический, ценностный способ освоения мира. Ценность важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Часто кажется, что ценность – это свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу социальной жизни. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности. Значит мораль, нравственность – это система ориентиров для человека в обществе.

Существует специальная наука о ценностях – аксиология (др. греч. «ценность»). Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность полезность.

Основные свойства нравственности Императивность Универсальность Общезначимость Нравственные нормы всегда формулируются в повелительном наклонении («не лги», «не убий» и пр.). Требования нравственности неизменны в любой сфере человеческого бытия. Нравственные предписания распространяются на всех людей без исключения. Антиномичность Противоречивость нравственных утверждений (добро делать выгодно, но оно должно быть бескорыстно; «не убий» и «воинский долг»). Неофициальность Нормы морали не фиксируются в специальных документах, не обеспечиваются мерами принуждения с помощью специального аппарата, не контролируются должностными лицами в особых учреждениях. Нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения или личной убежденностью человека.

Элементы нравственности Нравственное сознание Нравственная практика Нравственные отношения

Особенность нравственного сознания состоит в восприятии всякого явления с точки зрения его ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причины, а в его оценке. В развитом нравственном сознании ценности, с точки зрения которых рассматривается явление, более или менее четко выстроены в иерархию ценностей. I. Нравственное сознание

Особое место в иерархии ценностей занимает идеал (идея о должном, «как должно быть»). Часто идеал сознательно или подсознательно определяет конечную цель деятельности человека или общества. Исходя из обозначенной цели (идеала), нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла), а также, предписывает людям определенные действия (в качестве их долга).

Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной. В общественном нравственном сознании аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений (традиции), позволяющий влиять на представления и поведение отдельного человека.

Уровни общественного нравственного сознания Обыденный Теоретический Четкие, систематизированные, рациональные представления, являющиеся основой мировоззрения. Нечеткие, неустойчивые, часто противоречивые представления, зависящие от конкретных обстоятельств («житейская мудрость», «здравый смысл»).

Индивидуальное нравственное сознание относится к внутреннему миру человека и состоит из нескольких частей: 1. Рациональный компонент – система определенных понятий, в которой выражается мировоззрение личности, нравственные представления. Элементом рационального сознания является норма (требование). Кроме нормы сюда входят личные идеалы, оценки, принципы, представления о моральных качествах, о добре и зле и пр.

2. Эмоциональный компонент – нравственные переживания человека. Любая эмоция, в конечном счете, является сложной реакцией организма на опасность его разбалансировки. Эмоциональная часть нравственного сознания указывает нам на возможную потерю стремления к высшей ценности, к идеалу. В этом отношении стыд, совесть являются контролирующими эмоциональными переживаниями.

3. Волевой компонент Благодаря ему субъективный нравственный мотив реализуется в действии, зачастую вопреки давлению объективных обстоятельств.

II. Нравственная практика является выражением морального сознания. Основной элемент практики – поступок. Структура поступка: 1. Замысел (намерение или постановка цели); 2. Мотивация (субъективное обоснование замысла); 3. Выбор (поиск адекватных средств достижения цели); 4. Принятие решения (готовность реализовать замысел); 5. Действие. Совокупность действий называют «поведением человека»; 6. Нравственная оценка действия.

Нравственные отношения регулируются с помощью системы взаимных прав и обязанностей. III. Нравственные отношения – это совокупность зависимостей и связей, которые возникают в процессе человеческой жизни. Они складываются между людьми вне зависимости от сферы деятельности (профессиональной, семейной) и ее уровня (личностного, группового).

Основные этические категории (понятия) Добро и зло Нравственный идеалНравственная норма Добродетель и порок Смысл жизни Стыд Совесть Поступок Свобода Моральный выбор Справедливость Долг Ответственность Дружба Альтруизм и эгоизм Честь и достоинство Нравственное сознание Нравственная практика Нравственные отношения

Представления людей о совершенной личности воплощены в нравственном идеале, который сознательно или подсознательно становится образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой направлены усилия человека. В основе нравственного идеала лежит неудовлетворенность людей своей жизнью, желание сделать ее лучше, счастливее путем нравственного самосовершенствования или преобразования существующей действительности. Содержание нравственного идеала изменчиво и отражает потребности, устремления людей, живущих в разные исторические эпохи.

Вопрос о смысле жизни часто понимается как оценка прожитой жизни, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире. Смысл жизни, смысл бытия это философская и духовная проблема, попытка определения конечной цели существования, предназначения человечества в целом и каждого человека в отдельности. Сегодня наука, да и каждый из людей в состоянии ответить с определённой долей вероятности на вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?». В то же время вопросы цели или смысле существования («В чём цель жизни?, «Что является смыслом жизни?») остаются в рамках только философии и теологии.

Исследуя массовые представления о смысле жизни, многие философы приходят к признанию «неизменности человеческой натуры» и создают на этой основе идеал человека, достижение которого и считается смыслом жизни. Так Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие ассоциировали смысл жизни с достижением блага, пользы, добра. Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (эвдемонизм). Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм). Киники (Антисфен, Диоген Синопский) считали конечной целью устремлений человека добродетель. Стоики же полагали, что истинная добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом).

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр полагал, что смысла в человеческой жизни нет, поскольку сама жизнь человека – это лишь проявление «мировой воли». Все философии, религии – это лишь средство спасения от отсутствия смысла. Экзистенциалисты (А. Камю, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер призывали человека самому устанавливать себе жизненные цели и смысл в «равнодушном мире». Фридрих Ницше находил смысл существования человечества преодолении самого себя на пути к «сверхчеловеку» («Человек это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком»). Философы-прагматики предлагали искать смысл жизни исключительно в пользе.

В христианстве истинно существует только Бог, а все остальное осмысляется лишь в отношении к нему. Приближение к Богу наполнено смыслом так же, как грех (отпадение от Бога) является бессмысленным деянием. В православии смысл жизни христианина заключается в обожении. То есть в том, чтобы приобщиться к Богу посредством благодати («Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом»). Обряды, посты, милосердие, молитвы и даже церковные таинства с точки зрения православия являются лишь средствами для достижения обожения. «Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего» (Серафим Саровский).

В иудаизме смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу, даже в самых будничных делах. Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись».

В индуизме смысл жизни как таковой заключается во вступлении во взаимоотношения с Богом, что открывает душе дорогу из колеса повторяющейся реинкарнации (сансары) в вечный духовный мир. В буддизме смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания. По Конфуцию, главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества, что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом. Даосы считают, что смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Для этого человек должен отвлечься от мира форм и красок, от ненужных волнений мысли и духа. Главные добродетели человека, любовь, умеренность и смирение.

Немалое место в нравственном сознании и нравственном поведении занимают добродетели (нравственные свойства человеческого характера). Хорошо разработанную систему добродетелей предложил Аристотель, назвав ее метриопатией («умереннострастие»). Аристотель считал, что истинная добродетель является серединой между двумя крайностями (пороками).

безрассудная отвагамужествотрусость распущенностьблагоразумиебесчувствие расточительностьщедростьскупость высокомериевеличавостьприниженность гневливостьровностьравнодушие хвастовствоправдивостьпритворство шутовствоостроумиенеотесанность двуличиедружелюбиеугодничество бессовестностьстыдливостьробость ПорокиДобродетелиПороки

Христианство главными добродетелями полагает веру, надежду и любовь. На иконе «Премудрость созда себе Дом» ступенями являются: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благодать, слава.

Добродетель была центральным понятием и в этике эпохи Возрождения. Добродетель (итал. Virtu) стала главной отличительной особенностью гуманистического идеала личности. Обладающий ею человек назывался uomo virtuoso. В нем неразрывно должны сплетаться материальное и духовное, тело и душа. Совершенный человек (uomo completo) образуется из uomo virtuoso через приобщение к studia humanitatis – обширному изучению наук и воспитанию разума. Но только применяя свои способности и разум к практическим деяниям, человек возвышается до uomo universalis, становясь «мерой всех вещей».

В Новое время с Аристотелем спорил И. Кант, утверждая, что добродетель и порок различаются качественно. «Добродетель есть моральная твердость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления». И. Кант

Бенджамин Франклин, один из основателей Соединенных штатов Америки, в автобиографии систематизировал для себя 13 добродетелей.

1.Воздержание. Есть не до пресыщения, пить не до опьянения. 2.Молчание. Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров. 3.Порядок. Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время. 4.Решительность. Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено. 5.Бережливость. Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать. 6.Трудолюбие. Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий. 7.Искренность. Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила. 8.Справедливость. Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не пропускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей. 9.Умеренность. Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей. 10.Чистота. Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище. 11.Спокойствие. Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев. 12.Целомудрие. Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твое или чье-либо еще. 13.Скромность. Подражать Иисусу и Сократу.

Добро и зло это антиномии, они отрицают друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло с тьмой, тёмным, чёрным.

Для буддиста Высшее «зло» Сансара, цепочка перевоплощений богов, людей, животных. В описаниях жизни Будды Гаутамы есть упоминание о персонифицированном Зле это Мара, который назван «духом Любви и Смерти». В принципе, в Маре воплощены все земные желания. В исламе считается, что от природы люди склонны к добру, а преодоление людьми склонения их посредством сатаны к злу позволяет им возвеличиваться духом. Таким образом, выбор человеком добра является своеобразной проверкой. Конфуций полагал, что добром является то, что человек сам для себя считает добром. В христианстве добро это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. Самым главным представителем и источником добра считается Бог. Состояние или чувство, из которого творится добро это любовь.

Научные и некоторые религиозные концепции полагают, что либо Бога вообще не существует и поэтому необходимо самому бороться со злом и следовательно добро – это не только воля к созиданию блага, но и также агрессивная воля к уничтожению вреда и зла, либо что Бог сам призывает человека к битве со злом. В этом случае добро может быть агрессивным. Теологические концепции добра верят, что Бог сам освободит полностью и навсегда человека от страданий и зла, если тот будет терпеливо и смиренно служить ему верой и правдой. Следовательно добру самому по себе чужда агрессия. «Добро должно быть с кулаками. Добро суровым быть должно, чтобы летела шерсть клоками со всех, кто лезет на добро. Добро не жалость и не слабость. Добром дробят замки оков. Добро не слякоть и не святость, не отпущение грехов. Быть добрым не всегда удобно, принять не просто вывод тот, что дробно-дробно, добро-добро умел работать пулемет, что смысл истории в конечном в добротном действии одном спокойно вышибать коленом добру не сдавшихся добром!» Станислав Куняев, 1959 Не прост вопрос об активности и даже агрессивности добра («должно ли добро быть с кулаками?»).

Отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок, мы нередко называем стыдом. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. «Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают». Б. Спиноза «Чувство стыда не есть только отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира, но здесь сам человек выделяет себя из всей материальной природы. Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он не только природное существо, а нечто высшее. Чувством стыда определяется этическое отношение к материальной природе». Вл. Соловьев

Более высокий уровень осознания нравственности называют совестью. Это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, Совесть проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний («угрызений совести»). Во многих языках слово «совесть» образовано от корня «знание», но знание совместное (приставка «со-»). «Совесть есть только развитие стыда». Вл. Соловьев «Совесть официальное название трусости». Оскар Уайльд Одни мыслители полагают, что в процессе взросления человека из стыда постепенно формируется совесть. Другие считают, что совесть изначально присуща человеку как чувство, ограничивающее крайности его поведения.

«…совесть, Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть, Незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый, эта ведьма, От коей меркнет месяц и могилы Смущаются и мертвых высылают?..». А. С. Пушкин «Скупой рыцарь»