Влияние детско- родительских отношений на эмоциональное благополучие старших дошкольников с ЗПР Защита дипломной работы студентки заочного отделения (специальность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние детско- родительских отношений на эмоциональное благополучие старших дошкольников с ЗПР.
Advertisements

Влияние уровня конфликтности в семье на формирование девиаций у подростка Педагог-психолог ГАОУ СПО МО ГПК Плахова О.Е г.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Эмоциональный аспект взаимодействия в детско- родительских взаимоотношениях у старших дошкольников Педагог-психолог МОУ детского сада 307 детского сада.
Тема: «Влияние детско-родительских отношений на самоотношение школьников с умственной отсталостью».
«Взаимодействие педагога с семьями тревожных детей» Кругликова Юлия Михайловна воспитатель ДОУ 27 комбинированного вида г. Зеленогорск.
Родительские установки и реакции. Отношение родителей к ребенку и жизни в семье. Нарушения воспитательного процесса в семье. Причины отклонений в семейном.
Выпускная квалификационная работа Особенности работы учителя начальных классов с детьми из детского дома: проблемы депривации. Шарикова Мария Александровна.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ. Доклад из опыта работы. Комольцева Лариса Савельевна социальный педагог.
«Формы взаимодействия ДОУ, семьи и школы в формировании «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы» Опытно – экспериментальная программа.
ГБОУ Школа 1034 ДО-4 Тема:«Социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения» Морозова А.М.. Москва.
План презентации: Презентация должна быть на светлом фоне без анимации. Переход слайдов по щелчку. Презентация диплом состоит из следующих частей: 1) титульный.
Анализ психолого – педагогической литературы: Понятие адаптации - Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.А. Андреева, Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников. В педагогической.
Отчёт педагога – психолога за учебный год МАДОУ 18 Баграмян Изабэллы Варламовна.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Аспекты работы классного руководителя Занятие 3: Диагностические методы изучения личности учащегося Руководитель: заместитель директора по воспитательной.
Вятский государственный гуманитарный университет Факультет психологии Кафедра общей и специальной психологии ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Коррекционно-развивающая работа с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста Выполнила Андреева Евгения Сергеевна воспитатель МДОУ ЦРР детский сад.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ. Содержание Взгляд участников образовательного процесса на причины неуспеваемости Взгляд участников образовательного.
Транксрипт:

Влияние детско- родительских отношений на эмоциональное благополучие старших дошкольников с ЗПР Защита дипломной работы студентки заочного отделения (специальность «Дошкольная педагогика и психология») Фарафоновой Н.Л. Научный руководитель: Суворова О.В.

«Ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка. Это обязывает к глубокому внутреннему анализу переживаний ребенка, то есть к изучению среды, которое переносится в значительной степени внутрь самого ребенка, а не сводится к изучению внешней обстановки его жизни.» Л.С. Выготский

Цель исследования: изучение факторов, влияющих на эмоциональное самочувствие детей с ЗПР и НПР. Объект исследования: эмоциональное благополучие детей. Предмет исследования: влияние взаимоотношений с матерью на эмоциональное благополучие детей с ЗПР и НПР.

гипотезы: 1. Индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира – одна из причин эмоционального неблагополучия. 2. Важнейшая роль в возникновении у ребенка состояния эмоционального неблагополучия принадлежит отношениям с матерью, как самым близким человеком.

Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблеме исследования. 2. Выявить факты эмоционального благополучия и неблагополучия среди дошкольников с НПР и ЗПР. 3. Изучить факторы, влияющие на эмоциональное самочувствие дошкольников. 4. Проанализировать связь между эмоциональным самочувствием ребенка и особенностями его психического развития (НПР и ЗПР). 5. Разработать рекомендации психологу по работе с родителями, воспитателями и детьми в целях оптимизации эмоционального благополучия дошкольников.

1 блок: - тест на определение уровня тревожности; - методика самооценки детей «Лесенка»; - рисуночный тест «Рисунок семьи»; 2 блок: - тест - опросник родительских отношений А.Я.Варги и В.В. Столина; - методика PARY (опросник родительских установок). Методы исследования.

Характеристика испытуемых. В исследовании приняли участие: 20 детей в возрасте 5-6 лет - воспитанники старшей группы общеобразовательного детского сада и их матери; 20 детей в возрасте 5-6 лет - воспитанники старшей группы детского сада для детей с ЗПР и их матери.

Диаграмма 1 Уровень тревожности дошкольников с НПР Диаграмма 2 Уровень тревожности дошкольников с ЗПР

"На какую ступен ьку ты сам себя постав ишь?" Количество детей НПРЗПР верхняя ступень ка %19 95% средняя ступень ка 3 15%- нижняя ступень ка 1 5% Диаграмма 3 Самооценка дошкольников с НПР Диаграмма 4 Самооценка дошкольников с ЗПР

Таблица 3 Самооценка дошкольников "На какую ступен ьку тебя постав ит мама? " Количество детей НПРЗПР верхняя ступеньк а %5 25% средняя ступеньк а 3 15%- нижняя ступеньк а 1 5%14 70% Диаграмма 5 Самооценка дошкольников с НПР Диаграмма 6 Самооценка детей с ЗПР

Таблица 4 Признаки эмоционального неблагополучия в рисунках детей Особенности выполнения рисунка Количество детей НПРЗПР 1- отказ от рисунка 1 5%_ 2-значительная дистанция между родителями и детьми 5 25%_ 3- отсутствие «себя» на рисунке 1 5%6 30% 4- изображение только «себя» 1 5%_ 5-«дополнение» семьи несуществующ ими членами, животными 1 5%8 40% Диаграмма 7 Дети с НПР Диаграмма 8 Дети с ЗПР

Таблица 5 Результаты исследования родительского отношения к детям с ЗПР и НПР Шкалы Количество испытуемых, средний балл НПРЗПР 1Принятие-отвержения (отвержение) 2 (7,5) 10% 11 (2,1) 55% 2Кооперация 12 (7,6) 60% _ 3Симбиоз_ 4 (6,2) 20% 4Авт. гиперсоциализация 4 (6,5) 20% 2 (6,5) 10% 5Маленький неудачник 2 (6) 10% 3 (6,3) 15% Диаграмма 9 Отношения к детям с НПР Диаграмма 10 Отношения к детям с ЗПР

Таблица 6 Результаты исследования детско-родительских отношений Шкалы Средний балл. Матери, имеющие детей с НПРЗПР Оптимальный эмоциональный контакт. Побуждение словесных проявлений. Партнёрские отношения. Развитие активности ребёнка. Уравнительные отношения между матерью и ребёнком ,82 18,68 16,05 7,32 5,02 11,75 5,04 Излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком. Раздражительность. Суровость, строгость. Уклонение от контакта с ребёнком. 13,075 10,06 10,81 18,23 12,056 18,58 Излишняя концентрация на ребёнке. Чрезмерная забота. Подавление воли. Опасение обидеть. Исключение внесемейных влияний. Подавление агрессивности. Подавление сексуальности. Чрезмерное вмешательство в мир ребёнка. Стремление ускорить развитие ребёнка. 15,56 10,73 14,81 12,125 11,625 10,23 14,146 16,38 17,456 17,045 14,2 16,5 15,92 18,03 16,45 18,5

Таблица 7 Родительские установки Шкалы Количество матерей, имеющих детей с НПРЗПР 1Оптимальный эмоциональный контакт %- 2Излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком. 2 10% % 3Излишняя концентрация на ребёнке. 7 35%8 40% Диаграмма 11 Родительские установки НПР Диаграмма 12 Родительские установки ЗПР

Таблица 8 Влияние родительского отношения на эмоциональное самочувствие ребёнка ХарактеристикаКол-во детей с НПР/матерей (%) Кол-во детей с ЗПР/матере й (%) 1Высокий уровень тревожности Эмоциональное неблагополучие в семье Неадекватная самооценка (низкая)55 4Оценка «себя» родителями (отриц., низкая) Эмоциональное отвержение ребенка матерью1055 6Излишняя эмоциональная дистанцированность от ребенка Диаграмма 13 НПР- матерей Диаграмма 14 ЗПР- матерей

Рекомендации психологу по работе с родителями, воспитателями и детьми в целях оптимизации эмоционального благополучия дошкольников

Работа с родителями. - Профилактика неблагоприятных вариантов развития: а) просветительская работа психолога с родителями, имеющими детей с ЗПР. б) предложения родителям специальной литературы; в) обучение специальным воспитательным приемам; - Групповая психотерапия. Групповая работа с родителями неблагополучных детей и совместные родительско- детские психотерапевтические группы - очень эффективные методы психологической работы. - Индивидуальные консультации.

Работа с воспитателями. Психолог должен помочь воспитателям понять, заметить неблагополучных детей, наметить индивидуальный подход к ним: Психолог должен помочь воспитателям понять, заметить неблагополучных детей, наметить индивидуальный подход к ним: - необходимо как можно чаще индивидуально беседовать с такими детьми; -воспитатель должен показать свое расположение к ребенку, готовность помочь, поддержать; -необходимо дать ребенку почувствовать себя успешным, пусть даже успех будет для начала искусственно созданным; -ребенка нужно чаще хвалить, проявлять одобрение.

Работа с детьми. Работа с детьми. Диагностика. Психокоррекционная работа. Игра.Рисование.

Выводы: - социальные и эмоциональные проблемы современного детства изучены недостаточно и относятся к самым малоразвитым областям психологии; - для успешного воспитания необходимо хорошо представлять ступени эмоционального развития ребенка; - на каждом возрастном этапе для успешного развития ребенка необходимо присутствие близких взрослых; - на каждом возрастном этапе для успешного развития ребенка необходимо присутствие близких взрослых; - становление личности ребенка, эмоциональное благополучие, его сегодняшний день зависит от его эмоционального окружения; - рождение в семье ребенка с отклонением в развитии - стресс для родителей, с которым не все могут справиться без помощи специалистов; - дети с ЗПР - это дети, которые проявляют сниженную способность обучаться достаточно успешно и достаточными темпами в условиях, признаваемых нормальными; - дети с ЗПР отличаются общей психической незрелостью и физической ослабленностью; - большой процент детей с ЗПР живут в неблагоприятной семейной ситуации; - тесный физический контакт, частые проявления любви обеспечивает любому ребенку с ЗПР состояние эмоционального комфорта, эмоционального благополучия; - семья и детский сад - микросреда, в которой должны быть созданы все необходимые условия для его эмоционального благополучия; - эмоциональное благополучие дошкольника зависит, в определенной мере, от умения общаться со сверстниками; - интеллектуальное и личностное недоразвитие ребенка с ЗПР препятствует полноценному общению в коллективе сверстников, в общеобразовательном детском саду и ведет к эмоциональному неблагополучию; - в специализированных дошкольных учреждениях ребенку с ЗПР созданы эмоционально-комфортные условия и оказывается необходимая помощь.

Эмоциональное благополучие дошкольника зависит от уровня его психического развития. Причем, часто это является следствием нарушения эмоционального контакта с матерью. Эмоциональное благополучие дошкольника зависит от уровня его психического развития. Причем, часто это является следствием нарушения эмоционального контакта с матерью.