Проблема готовности к школе и современная система дошкольного образования в США Е. В. Бодрова Денвер, Колорадо
Дошкольное образование в США: Инфраструктура Разные интерпретации термина «дошкольное» Разнообразие форм дошкольных учреждений Наличие федеральных программ наряду с локальными и частными Разные источники и уровни финансирования
Дошкольное образование в США: Инфраструктура Образовательный уровень воспитателей может существенно варьировать Система подготовки и повышения квалификации может варьировать от штата к штату равно как и в пределах одного штата
Дошкольное образование в США: содержание Практически во всех штатах приняты нормативные документы, содержащие стандарты дошкольного образования Выбор конкретной программы может осуществляться на разных уровнях (от всего штата до отдельного центра или школы)
Дошкольное образование в США: современные тенденции Расширение сети дошкольных учреждений – Бесплатное образование для детей, принадлежащих к разным имущественным категориям – В систему вовлекаются не только дошкольные учреждения, подчиняющиеся администрации школьных округов Повышение качества дошкольных учреждений
Дошкольное воспитание в США: Совеменные тенденции Попытки координации содержания образования между дошкольной и начальной ступенями образования Федеральные и локальные инициативы, напраленные на подготовку детей к школе (в особенности детей из малообеспеченных семей)
Дошкольное образование в США: проблемы и противоречия Дошкольное образование все еще пребывает в роли «золушки» по сравнению с начальной и средней школой по ряду причин – Традиции – Политические мотивы – Недостаточно артикулируемые задачи и специфика
Дошкольное образование в США: проблемы и противоречия Противоречие между философией «свободного развития» и все возрастающими требованиями со стороны начальной школы Воспитатели не подготовлены к тому, как обучать сегодняшних детей – Изменения демографического состава – Изменения в культуре детства
Подготовка к школе Различные определения – К чему готовить Kindergarten 1й класс Обучение в школе – K-12 – K-16 – Готовность ребенка или готовность школы?
Goals 2000 Готовность школы Готовность среды Готовность ребенка – Физическое развитие – Социо-эмоциональное развитие – Когниттивное развитие – Развитие речи и начал грамоты – Отношение к обучению
Условия, обеспечивающие готовность ребенка Здоровый ребенок Семейные условния Доступ к высококачественным программам дошкольного образования
Программы, нацеленные на подготовку детей к школе Комплексный подход – Head Start – Прогаммы для малообеспеченных семей, финансируемые штатами – Abecedarian – Chicago Child-Parent Program Направдены преимущественно на обеспечение одного из уловий готовности – Фокус в основном на содержание образования
Содержание образования Программы разностороннего воспитания – High Scope – Creative Сurriculum Специализированные программы – Начала грамоты (OWL) – Математика (Building Blocks) – Социально-эмоциональное развитие (PATHS)
Проблемы с существующими подходами к подготовке детей к школе Односторонний подход с упором на узкие ЗУНы Мало данных о долгосрочной эффективности отдельных программ
Tools of the Mind: Экспериментальная программа дошкольного воспитания Программа нацелена на развитие базисных компетенций, а не изолированных знаний и умений Содержание и методы определяются – Соответствием возрастным возможностям дошкольников – Тем, насколько это содержание способствует развитию базисных компетенций
Tools of the Mind краткая история программы Разработка началась в 1995 г. Авторы: Елена Бодрова и Дебора Леонг (Денвер, Колорадо) Внедрена в 250 школах и детских садах В настоящее время программой охвачено более детей и 200 воспитателей
Tools of the Mind краткая история программы Основана на принципах культурно- исторического подхода к обучению и развитию Идеи Л. С. Выготского и его учеников применяются в контексте американского дошкольного образования
Tools of the Mind краткая история программы Программа занесена в фонд образовательных инноваций ЮНЕСКО Программа неоднократно освещалась американскими периодическими изданиями и средствами массовой информации
Основные черты программы Tools of the Mind Целостность теоретического и методического подхода к обучению и развитию Ядро программы составляют ролевая игра и игровые методы обучения Широкое использование символов и моделей Все занятия рассчитаны на одновременное участие детей, функционирующих на разных уровнях развития (разновозрастные группы, инклюзивность и т.п.)
Основные черты программы Tools of the Mind Одна из основных задач программы – способствовать развитию у детей произвольности и саморегуляции поведения Один из основных методов обучения грамоте – систематическое руководство детским письмом с применением оригинальной методики Scaffolded Writing
Основные черты программы Tools of the Mind Предпочтение отдается работе воспитателя с индивидуальными детьми и малыми группами (диадами и триадами) На занятиях дети работают в парах, причем роли партнеров четко определены и обозначены специальными символами Фронтальные методы сведены к минимуму Широкое использование динамической диагностики в целях индивидуализации обучения
Основные черты программы Tools of the Mind Воспитатели проходят специальную подготовку в течение двух лет Методические руководства содержат информацию о развитии основных детских компетенций, проявляющихся при выполнении детьми определенных заданий, а также конкретные рекомендации по поддержке (скаффолдингу) этих компетенций на разных уровнях их развития
Результаты внедрения программы Tools of the Mind Повышение успеваемости (в том числе детей из различных «групп риска») Положительные изменения в – Регуляции эмоций – Взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми Развитие функций планирования и контроля (нейрофизиологические корреляты произвольности)
Дополнительная информация