Учитель информатики и ИКТ МБОУ «СОШ 1 г.Строитель» Золотухина Наталья Викторовна Формирование ИКТ-компетентности обучающихся на уроках информатики и ИКТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ 21 марта 2006 Руководитель проекта БУРМАКИНА Вероника Фёдоровна.
Advertisements

Учитель информатики и ИКТ МОУ «Гимназия 13». Способность применять полученные знания на практике Способность применять полученные знания на практике Проявлять.
ИКТ-грамотность ИКТ-компетентность определение информации способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Горохова Е. А. МБОУ СОШ Развивать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ 1149 Рожкова Е.Ю., учитель начальных классов Суркова П.В..
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
«Портрет» выпускника начальной школы ( по стандартам второго поколения) любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности.
МКОУ Второкаменская СОШ Локтевского района Алтайского края.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
«Содержание и технология введения ФГОС» Родительское собрание г.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Транксрипт:

Учитель информатики и ИКТ МБОУ «СОШ 1 г.Строитель» Золотухина Наталья Викторовна Формирование ИКТ-компетентности обучающихся на уроках информатики и ИКТ Из опыта работы

2 « Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её. Когда же насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум.» Анатоль Франс

3 3 ФГОСобщегообразования Новая цель образования Новые средства обучения Новое содержание образования Новые технологии обучения Новые требования к подготовке учителя Новое целеполагание Для учителей и обучающихся

4 Основа ФГОС – системно- деятельностный подход

5 Основная педагогическая задача: Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Основная педагогическая задача: Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениесодержанияобразования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить?Ценностиобразования развитие личности учащегося на основе освоения развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

6 Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающихся – умение учиться

7 Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

8 ИКТ-компетентность – уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ– грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков

9 Модель ИКТ-компетентности ИКТ грамотность Определение Доступ Управление Интегрирование Оценка Создание Передача Познавательная Этическая Техническая

10 Навыки и умения определение информации способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации; доступ к информации умение собирать и/или извлекать информацию; управление информацией умение применять существующую схему организации или классификации; интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных; оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации. создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее. передача информации способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

11 Проектно-и сследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи

12 Цель: развитие интереса обучающихся к постановке и решению проблем, которые требуют не только применения полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования

13 Умения: Видеть проблему Задавать вопросы Выдвигать гипотезы Давать определения понятиям Классифицировать Наблюдать проводить эксперимент Делать выводы и умозаключения

14 Задания группам 1. «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники». 2. «История развития вычислительной техники».

15 Задание 1. «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники». ИКТ-комп. Сценарий для учащегосяПримерные действия учащегося ДоступИспользуя программу поиска, найти сайты со статьями о ученых, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники. В поисковой системе «Rambler » учащийся вводит термин поиска или сразу вводит фамилию учёного. Управлен.Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном учёном. Выбор сайтов Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме теста с указанием имён учёных. Среди них кандидат должен выбрать одного. Интегр. В отобранных статьях найти информацию о биографии учёного, его научной деятельности (её основное направление). В поисковой системе учащийся вводит термин поиска ОценкаСравнить информацию из разных статей, выделить разные аспекты деятельности ученого и сведения о его жизни. Чтение текста. Отбор информации. СозданиеРазработать документ в текстовом редакторе - конспект статьи на тему о выдающемся ученом. Создание текстового документа. Примерный план итогового документа: 1.Даты жизни, место рождения, учёбы, интересы. 2.Где работал. 3.Вклад в науку. 4.Основные научные труды.

16 Задание 2. «История развития вычислительной техники». ИКТ-комп. Сценарий для учащегосяПримерные действия учащегося Доступ Используя программу поиска, найти сайты со статьями о истории развития вычислительной техники. В поисковой системе «Rambler » учащийся вводит термины поиска. Управлен.Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном поколении ЭВМ или счетных устройствах до появления ЭВМ. Выбор сайтов На сайте, содержащем общую информацию по теме теста с указанием поколений ЭВМ, кандидат должен выбрать одно поколение. Интегр. В отобранных статьях найти информацию о выбранном поколении ЭВМ: годы применения, элементная база, количество ЭВМ в мире, габариты, быстродействие, носители информации, особенности, характер программного обеспечения. В поисковой системе учащийся вводит термин поиска. ОценкаСравнить информацию из разных статей, выделить нужные аспекты. Чтение текста. Отбор информации. СозданиеРазработать документ в текстовом редакторе - конспект статьи на тему о выбранном поколении ЭВМ или счетных устройствах до появления ЭВМ. Создание текстового документа. Примерный план итогового документа: годы применения, элементная база, количество ЭВМ в мире, габариты, быстродействие, носители информации, особенности и характер программного обеспечения.

17 Оценка компетентности Наблюдаемые данныеРезультат работыУровеньМетоды 1.Качество синтаксисаТермины поискаВысокийИспользует «И» при первом поиске в сети. Сразу вводит имена ученых. СреднийНе использует «И» при первом поиске, но использует при последующем НизкийНе использует «И» 2.Качество и уровень работы с выбранными ресурсами Выбранные ресурсыВысокийВсе выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения слов в минуту. СреднийСвыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения слов в минуту. НизкийМенее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту. 3.Качество полученного текста Осознанность в отборе материала; логичность; стилевое соответствие языка ВысокийСоблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микротемы исходного текста; сохранено стилевое единство текста. СреднийВ целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок. НизкийНе соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок.

18 Итоги Наблюдаемые данные Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1. Качество синтаксиса 2. Качество и уровень работы с выбранными ресурсами 3. Качество полученного текста

19 Классификации компетентности Досту п Управлени е ПередачаСоздани е Определени е ИнтеграцияОценка Выше базовог о КККККПП Базовы й ППППППП Ниже базовог о ПППППНН К (Высокий)- компетентен, П (Средний) - приемлемо, Н(Низкий) - неприемлемо

Проект «Переплетение великих фамилий» Проектное задание: собрать и систематизировать материал о людях, оставивших весомый вклад в истории человечества и имеющих при этом родственные связи. Оформить проект в виде гипертекстового документа. Пример: первый программист Ада Лавлейс - дочь поэта Джорджа Байрона, а создатель математической логики Джордж Буль - отец знаменитой писательницы Этель Лилиан Войнич. 20

Указания к выполнению проекта Собрать, систематизировать материал о жизни великих людей, работавших в различных областях науки, культуры и др. В программе Word создать гипертекстовый документ такой структуры: Введение. ФИО_1. ФИО_2. Заключение (выводы). Данная структура будет оглавлением будущей работы. По ссылкам в оглавлении должен осуществляться переход к нуж­ному разделу (странице). 21

Каждую страницу оформить в соответствии с требованиями: Это должен быть текстовый документ (формат листа А4, поля - по 0.5, расположение листа - альбомное), размер шрифта -10, межстрочный интервал - 9. Заголовки - разреженные. Включить в текст рисунок (изображение описывае­мого объекта). Установить обтекание рисунка текстом (вокруг рамки или по контуру). Расположить текст в 2-3 колонки (расстояние между колонками 0.5). Оформить в виде списков все перечисления в тексте. Организовать сноски, объясняющие некоторые термины в тексте. На листе должна быть рамка (прямоугольная или рисунок; в оттенках серого). 22

Проект «Создание электронной энциклопедии» (реализует межпредметные связи в зависимости от тематического содержания энциклопедии) В качестве части общешкольного проекта учащиеся могут провести сбор, исследование, оценку, объединение и редактирование некоторой информации, которая предназначена для ввода в электронную энциклопедию, помещаемую затем в школьную библиотеку. 23

Темы проектов С кого списали компьютер Магистрально-модульный принцип построения компьютера История вычислительной техники Внутренние устройства Периферийные устройства Компьютер и здоровье 24

Задание "История вычислительной техники" Предлагаемое задание по теме "История развития вычислительной техники" содержит малоизвестные сведения: об ученых-исследователях Цузе и Атанасове школьники практически ничего не знают. Поэтому данная информация им будет интересна, тем более что текст содержит бытовые и исторические факты. Задание направлено на выработку умения выделять основные характеристики объекта, в частности, ЭВМ в соответствии с заданной классификацией.

Задание. Прочитайте текст о двух выдающихся ученых, создателях первых вычислительных машин, и определите, к какому поколению ЭВМ относятся вычислительные устройства Zl, Z3, ABC. Для этого заполните таблицу: если вычислительное устрой­ство обладает указанной характеристикой, то в соответствующей клетке поставьте (+), нет (), ответа в тексте нет (?); проанализируйте таблицу и на основе характеристик, определяющих поколение ЭВМ, обоснуйте свой ответ.

Сложность задания станет выше, если школьникам будет предложено самим составить таблицу характеристик вычислительных машин. Задание может быть сформулировано в таком виде: "Прочитайте текст о двух выдающихся ученых, создателях первых вычислительных машин. Составьте таблицу, в которой столбцами будут названия вычислительных устройств, о которых рассказывается в тексте, а строками характеристики этих машин. Заполните сделанную вами таблицу. На основе анализа таблицы дайте ответ, к какому поколению ЭВМ относятся перечисленные вычислитель­ные устройства".

Пример задания "Разработка плакатов для школьных предметов" Вы с друзьями решили заработать деньги на туристическую поездку во время каникул. Вам предложили работу в фирме, занимающейся изготовлением плакатов для школьных предметов. Вы согласились. Ваш школьный предмет информатика. Руководитель проекта подготовил файл, на основе которою ваш друг создал таблицу "История развития вычислительной техники". Вам поручена функция проверяющею, то есть вы должны перепроверить работу друга и исправить при необходимости допущенные ошибки. За каждую ошибку с вас и вашего друга снимут определенный процент денег. Исходный файл и файл с таблицей находятся в папке История.

Откройте в одном окне файл с таблицей, а в другом файл с информацией об истории вычислительной техники. Сравните содержимое файлов и удалите в таблице те строки, которые не должны быть включены в эту таблицу. В папке находятся следующие файлы: Африка.doc, Бэббидж и другие.doc, Ньютон.doc, Пифагор и Колмогоров.doc, Таблица.doc.

Основные устройства компьютера Все ли составные части компьютера необходимы для его работы? Придумайте компьютеры, которые могут обходиться без некоторых устройств. Опишите эту ситуацию.

Может ли быть компьютер без...Как такое может быть? монитора дисководов жесткого диска дисководов и жесткого диска клавиатуры и мыши процессора оперативной памяти

Основные устройства компьютера Может ли иметь смысл наличие в архитектуре компьютера двух экземпляров одного устройства? Приведите примеры и запишите их.

Может ли иметь смысл наличие двух экземпляров... Для чего это может быть нужно? монитора дисководов жесткого диска клавиатуры и мыши процессора

Основные устройства компьютера Выпишите названия конкретных устройств компьютера, за которым вы работаете. Мой компьютер состоит из устройств:

«Эволюция персонального компьютера» Выпишите названия величин, значения которых у разных компьютеров разные, единицы измерения и диапазоны измерения этих величин: ВеличинаЕдиница изменения Диапазоны изменения

Основные виды компьютеров Заполните таблицу … Используя данные таблицы, попробуйте дать свои рекомендации какие компьютеры понадобятся в следующих ситуациях: …

Основные характеристики компьютера Выпишите основные характеристики компьютера, за которым вы работаете. Основные характеристики моего компьютера:

Деловые игры На фирме по производству компьютеров – 8 класс Сборка компьютера – 10 класс В вашу фирму поступил заказ. Заказчик просит вас собрать для него компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование ему понадобится.

Сборка компьютера – 10 класс Вариант 1. Подготовить к изданию иллюстрированную книгу, сдать ее оригинат-макет и распечатать. Вариант 2. Смоделировать ситуацию массового потепления на Земле и создать демонстрационный ролик. Вариант 3. Найти в сети Интернет данные (текст, иллюстрации, музыку) о российских исполнителях поп- музыки, распечатать полученные результаты в виде красочного буклета. Вариант 4. Отправить по электронной почте заявку на участие в сетевом чемпионате мира по игре Quake. Подготовить команду участников. Вариант 5. Создать и разместить в Интернете рекламную веб­страницу. Вариант 6. Подготовить музыкальный ролик.

40 Заключение Необходимо акцентировать внимание на развитие у учащихся навыков, составляющих ИКТ–компетентность. На сегодняшний момент для каждого учителя важно понять, что входит в ИКТ– компетентность, проанализировать, какие учебные задачи можно модифицировать так, чтобы косвенно они работали на выработку навыков, составляющих ИКТ– компетентность.

41 портрет выпускника школы любящий свой народ, свой край и свою Родину; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий любознательный, активно и заинтересованно познающиймир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих окружающих образа жизни. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих окружающих образа жизни.

42