2011 октябрь
Род Аксаковых или Оксаковых, как звали их в старину, был древен и восходил к знатному варягу Шимону, племяннику норвежского короля, который переселился на Русь в 1027 году со своей дружиной. Были среди Аксаковых воеводы, бояре, генералы, но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова – русского литератора. Сергей Тимофеевич - сын Тимофея Степановича Аксакова( ) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника, родился в Уфе 1 октября 1791 года /20 сентября –по старому стилю/. Сережа был очень одаренным мальчиком. В 4 года хорошо читал, а в 5 лет декламировал стихи известных поэтов, по-своему пересказывал и разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи». Отец его служил прокурором, а мать принадлежала к чиновничьей аристократии. У Марии Николаевны с сыном Сережей сложились очень доверительные отношения, она разделяла его радости и горести, выступала его советчиком, поддерживала его во всем. Свои ранние годы провел в имении деда, родовитого, хотя и не очень богатого дворянина.
Сережа Аксаков рос живым, восприимчивым к красоте окружающей природы, мальчиком. Любовь к природе будущий писатель унаследовал от отца. В гимназии естествознание, или «натуральная история», стало его любимым предметом, что конечно же позднее помогло Аксакову написать интереснейшие книги. Рано входит в духовный мир мальчика и народная поэзия: песни, исторические предания, обрядовые игры. Завороженный, слушает он в долгие зимние вечера сказительницу Пелагею, ключницу из крепостных. В ее замечательной памяти хранились и русские сказки, и множество восточных. Однажды Пелагея рассказала Сереже удивительной красоты и мудрости сказку о цветочке, краше которого нет на свете. Эту сказку об «Аленьком цветочке» он не только выучил наизусть, но «сам сказывал ее, со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханьем Пелагеи». А совместные семейные чтения приохотили Сережу к книгам..
В казанскую гимназию Аксаков поступил в 1800 году, когда ему было 9 лет. Это учебное заведение было выше обычного уровня, даже по замыслу основателей гимназия должна была представлять собой нечто более законченное - нечто вроде лицея. Там юный Аксаков, как он сам вспоминает, «начал потихоньку пописывать», горячо поддерживаемый учителем словесности. В гимназии будущий писатель провел три с половиною года. Когда его переводят в студенты созданного в Казани университета в 1804 году, приходит увлечение театром. Очень скоро Аксакова признают премьером студенческого театра и даже выбирают директором и режиссером. «Я имел решительный сценический талант, и теперь думаю, что театр был моим настоящим призванием», -писал Сергей Тимофеевич на склоне лет. Во всяком случае, слава его как чтеца была столь широко известна, что Державин Г. с нетерпением ждал его приезда В Петербург, чтобы послушать свои произведения в чтении Аксакова С.
Свое литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было далеко за шестьдесят. Аксаков С.Т. в эту пору – отец многочисленного, дружного семейства, гостеприимный хозяин, куда съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья, а среди них были Гоголь Н.В., Тургенев И.С., молодой Л.Н. Толстой, восхищались рассказами С. Аксакова о природе, русской старине, красоте земли. Так уж сложилась его судьба: должны были пройти десятилетия, прежде чем Аксаков С.Т. твердо и окончательно оценил своеобразие возможностей, заложенных в природе его таланта. В 1856 году появилась книга С. Т. Аксакова «Воспоминания», в ней писатель поведал о своем отрочестве и юности, которые прошли в Казанской гимназии и университете.
«Воспоминания» были изданы вместе с «Семейной хроникой» - хроникой старшего поколения Багровых. И когда появились «Детские годы Багрова - внука»в 1858 году жизнь главного героя всех трех книг обрела недостающее хронологическое звено и образовалась художественно-автобиографическая трилогия. В истории русской литературы она встала рядом с «Детством», «Отрочеством», и «Юностью» Л.Н. Толстого. В приложении к «Детским годам Багрова – внука» была напечатана сказка «Аленький цветочек».
Очень необычной является еще одна книга Сергея Тимофеевича, опубликованная в 1859 году - "Собирание бабочек". Это одновременно и документально-художественное повествование, и пособие для начинающего энтомолога.
Совсем немного времени оставила судьба Аксакову С.Т. для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать), зато все ярче делалось внутреннее зрение, все более гибким и выразительным становился язык. Сергей Тимофеевич умер в 1859 году в Москве, не завершив всего того, что задумал, но и того, что он успел было довольно. Его любили современники и любят потомки.
Евгений Львович Шварц
Начинается рассказ о Волшебнике сейчас… В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным –давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября, родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Итак, сказка – быль о добром Волшебнике продолжается.
Детство будущего сказочника прошло в г. Майкопе. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Жил писатель в очень непростое время, когда зарождался новый мир. Судьба уготовила ему много испытаний, как в настоящей сказке. Он мог стать юристом, но не окончил юридический факультет в Московском университете, потому что увлекся театром, начал играть в театрах-студиях - сначала в Ростове -на Дону, а с 1921 года в Петрограде. Шварцу Е.Л. прочили блестящее актерское будущее. Но он оставляет сцену и начинает работать литературным секретарем К.И. Чуковского.
Очень активно Е. Шварц ищет себя в литературе: пишет статьи, стихотворные фельетоны в газеты, журналы, печатает стихи и рассказы в детских журналах «Чиж « и «Еж». С 1924 года стал вплотную заниматься детской литературой, работал в редакции детского отдела Госиздата. Первую свою пьесу «Ундервуд» пишет в 1924 г., ее поставил ленинградский Театр юного зрителя. Сюжет пьесы очень прост: студент Нырков получил для срочной работы на дом пишущую машинку «Ундервуд», жулики решили ее украсть, а пионерка Маруся помешала им. Детский образ, воплощающий в себе дружбу и самоотверженность, благодаря которым развеиваются силы зла, стал сквозным образом пьес Шварца С тех пор им были написаны около 25 пьес Литературная его судьба складывалась очень тяжело: многие его пьесы запрещались для постановок почти сразу после первых просмотров / «Тень», «Дракон» и др./ Слишком бросался в глаза реальный акцент сказочных историй. При жизни Сталина пьесы Е.Шварца не ставились. Лишь в 1956 году был издан первый сборник пьес, по ним снова стали ставить спектакли и в СССР, и за рубежом.
Если найдется человек, которому кажется, что он не знаком с творчеством Евгения Львовича Шварца, переубедить его не стоит никакого труда. Достаточно лишь произнести волшебные слова: "Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!", и он воскликнет: "Да это же "Снежная королева" Андерсена!» Так-то оно так, да не совсем… Дело в том, что нет в сказке великого датчанина никаких "пурре-базелюрре", как нет в "Снежной королеве" и образа сказочника, эти слова произносящего. Нет там и мрачного Советника со второй коронной фразой о том, что он "а) отомстит, б) скоро отомстит и в) страшно отомстит".
"Я не волшебник, я только учусь", "Какое сказочное свинство!"… Не спешите приписывать эти крылатые выражения Шарлю Перро, в ЕГО "Золушке" этого нет и в помине. Все дело в том, что, вспоминая и "Золушку", и "Снежную королеву", вы вспоминаете в первую очередь не книжки, а "важнейшее из искусств" кино. Но мало кто помнит, что оба замечательных фильма снимались именно по сценариям Евгения Шварца, изрядно преобразившего, а точнее сказать обогатившего классические сюжеты Писатель обладал удивительной способностью художника: он умело находил новые краски для известных сказок, дарил им вторую жизнь. По его сценариям поставлены фильмы «Первоклассница», «Дон-Кихот». "Сказка о потерянном времени« - история про малолетних разгильдяев, превратившихся в старичков. Это уже не "римейк", а самое что ни на есть собственное произведение Шварца. Как и "Обыкновенное чудо", и " Дракон", которые благодаря режиссеру Марку Захарову известны практически всем.
Так странно, что Евгений Шварц жил в XX веке. Казалось, он мог приятельствовать с Андерсеном или братьями Гримм. А он выбрал для себя время, когда особенно боялись сказок. В середине 20-х считалось, что сказки затрудняют постижение ребенком нового мира. Потому вся детская литература была под подозрением. А создавать свой сказочный мир было почти безумием. Но в сказке можно было сказать то, что невозможно было в обычной жизни.
«Правдоподобием не связан, а правды больше», - так сам Шварц Е. объяснял свою приверженность к жанру сказки. Рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, Шварц Е. выражал свои мысли о справедливости, о счастье, о любви, о добре и зле.
Закончил свою земную жизнь Волшебник в 1958 году 15 января. Как настоящий Мастер оставил после себя много произведений, которые несут нам свет, радость, добро. « Шварц изумлял нас талантом импровизации, он был неистощимый выдумщик. Живое и тонкое остроумие, насмешливый ум сочетались в нем с добротой, мягкостью, человечностью и завоевывали всеобщую симпатию.. Женя Шварц был задумчивый художник, с сердцем поэта, он слышал и видел больше, добрее, чем многие из нас»,- вспоминала Ольга Форш, известная писательница. Илья Эренбург охарактеризовал Шварца как «чудесного писателя, нежного к человеку и злого ко всему, что мешает ему жить». В. Каверин называл его»личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству».
Используемая литература: 1. Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука/С.Т Аксаков; Вступ. ст. В. Богданова.- М. :Детская литература, с Габбе Т.Г., Шварц Е.Л. Сказки/Т.Г. Габбе, Е.Л. Шварц; Предисл. редакции.- М.: Детская литература, с