Срывание всех и всяческих масок… Тип урока: урок-исследование ( по повести Н. В. Гоголя « Нос ») Цели: Обучающая: учить анализировать текст через предметные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Срывание всех и всяческих масок … Тип урока: урок-исследование по повести Н. В. Гоголя « Нос » Цели: Обучающая: учить анализировать текст через предметные.
Advertisements

Башмачкин – несчастный или посмешище?. - Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами. - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
История создания «Нос» сатирическая абсурдистская повесть, написанная Николаем Васильевичем Гоголем в годах. В 1835 году журнал «Московский наблюдатель»
И.С.Тургенев Повесть «Первая любовь». 1.История любви как основа сюжета повести. 2.Психологизм и лиризм Тургенева. 3.Образ повествователя.
Проект урока 14 «Добро и зло» (Основы мировых религиозных культур) Авторы проекта: Сергеева Л.Г. Иванова К.П. Андреева Л.Н. Казакова Р.М. Гуренькова К.П.
Гротеск в повести Н.В. Гоголя «Нос» Работа ученицы 10 «а» класса Бродской Екатерины.
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг.
Повесть Н.В.Гоголя «Нос», или страдания бедного чиновника СоставилаС.И.Тарасенко Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
o Невский проспект o Нос o Портрет o Шинель o Записи сумасшедшего o Коляска.
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА В ДРАМАТИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
Сказкотерапия как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников Шуткина Ирина Сергеевна, старший воспитатель д/с 169.
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Образы помещиков и крестьян в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Учебный проект по литературе Автор Чистякова Н.Н.
Задания 1 группе: 1) Вспомните прочитанные рассказы, посмотрите в содержание сборника рассказов Чехова, что вы можете сказать о заглавиях? Какие они? 2)
Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект». «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…»
Образ Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя. Все мы вышли из гоголевской шинели. Ф. М. Достоевский.
«Лист бумаги: сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает.
Сумасшедший Петербург ( для учащихся 10- х классов )
Транксрипт:

Срывание всех и всяческих масок… Тип урока: урок-исследование ( по повести Н. В. Гоголя « Нос ») Цели: Обучающая: учить анализировать текст через предметные детали; закреплять представления учащихся о сюжете, композиции, эпизоде, гротеске. Развивающая: развивать умение определять границы эпизода; находить причинные связи между эпизодами; развивать навыки речевого общения. Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают». Л.Н.Толстой

Моллер. Портрет Гоголя, 1840 г.

Нос Нос – самая выдающаяся часть лица. Нос Нос – орган дыхания. Нос Нос – орган обоняния. Нос Нос придаёт индивидуальность каждому из нас. Нос Нос есть у всех. Нос Нос делает нас непохожими на окружающих.

Кто такой Ковалев? С какой целью Ковалев приехал в Петербург? Каков портрет Ковалева? Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым? Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором? Обратимся к сюжету повести :

Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего Каково время действия ? Где происходит действие ? Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего ? О чём предупреждает нас Н. В. Гоголь ? Какую маску носим мы в обществе ? Что скрываем под ней ? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам ? Обратимся к сюжету повести:

1. Как реагируют окружающие на беду, приключившуюся с Ковалёвым? чиновник из редакции газеты частный пристав квартальный надзиратель доктор 2. К кому первому обратился Ковалёв по поводу пропажи носа? Почему не к доктору? 3. Зачем, как вам кажется, так много людей втянуто в эту историю? Исследуем текст. Задания 1 группы :

Исследуем текст. Задания 2 группы : Расскажите об объявлениях в газете. В чём их абсурдность ? Зачем, как вам кажется, Гоголь отвлекается от основного сюжета и подробно излагает содержание этих объявлений ?

Нелепые объявления в газетной экспедиции : малоподержанная коляска Вывезена из Парижа в 1814 г. в качестве трофея после разгрома Наполеона, т.е. старая прочные дрожки Без одной рессоры, т.е. совсем непрочные молодая, горячая лошадь 17 лет от роду, т.е. старая из Лондона новые семена репы и редиса Репа и редис - исконно русские овощные культуры, т.е. это объявление – обман, уловка продажа старых подошв Т.е. никому не нужных В этих объявлениях – вся Россия, с её несообразностями, абсурдом. Лгут все вокруг, все к этому привыкли. Только редактор не замечает этих несообразностей. А вот то, что у человека горе – пропажа носа, он напечатать не захотел …

Исследуем текст. Задания 3 группы: Какова композиция повести ? Зачем повествование начинается с I главы, в которой передана история цирюльника Ивана Яковлевича ? Какие несоответствия в поведении брадобрея вы обнаружили ? Что общего у Ивана Яковлевича с Ковалёвым ? Почему у Ивана Яковлевича нет фамилии ?

Брадобрей Иван Яковлевич « Человек почтенный во многих отношениях …» « Как всякий порядочный русский мастеровой был пьяница страшный » « каждый день брил чужие подбородки … но его собственный был у него вечно небрит » На вывеске его заведения было написано : « И кровь отворяют »( т. е. должны быть чистота, стерильность ) А у него вечно воняли руки. Фрак … был в пятнах, воротник лоснился, вместо пуговиц торчали нитки. Для « приличия » надевает фрак, « пьёт кофий » по утрам …( как принято в обществе ). « Был циником », т. е. человеком, пренебрегающим нормами нравственности и благопристойности. Соблюдение внешних приличий, хотя под обманчивым лоском скрываются убожество души, тщеславие, грубость, лесть, зависть, трусость …

Что означает выражение « Остаться с носом ?» - Ничего не получить … К майору Ковалёву нос вернулся, т. е. буквально он остался с носом и счастлив от его возвращения. Н. В. Гоголь обыгрывает эту поговорку, придавая ей глубинный смысл. Нос – это маска. Срывая эту маску, автор показывает истинное лицо героя : его амбициозность, непомерное тщеславие, трусость … Только в отсутствие носа герой активен, искренен, деятелен, честен с окружающими, чего ни до, ни после этой истории с ним уже не случается. Да, с носом он остался, только вот история эта ничему его не научила : вернулся нос – и вернулась его прежняя жизнь, с её визитами, знакомствами, развлечениями, амбициями … С.Алимов. Иллюстрация к повести Гоголя «Нос».

Что означает выражение « Водить за нос ?» Автор умело « водит за нос » читателя в течение всего повествования : то он намеренно пунктуален в описании времени и места действия, то сознательно запутывает дело, вводя фантастические события, которым, впрочем, никто не удивляется. - Обманывать, вводить в заблуждение.

Нетерпение читателя возрастает, а Н. В. Гоголь будто этого и не замечает. Он поминутно отвлекается, прерывает действие вставными эпизодами, пускается в подробнейшее описание, а в самом конце притворно удивляется, « как это он мог избрать такой нелепый сюжет ?» Так автору удается переключить внимание читателя с внешне нереальной комической ситуации на осмысление того, что « внутренне смешно ».