История предварительного расследования преступлений в России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие органов дознания в РУз. Создано ТКБ как небольшая помощь
Advertisements

Органы государственной власти РФ. центральные, региональные местные. центральные, региональные местные.
МГИМО (У) МИД РФ Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр Григорьевич ПРОКУРОРСКИЙ.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Политическая система РФ.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА МЮ РФ)» Основные.
Производство предварительного следствия. Предварительное расследование осуществляется в двух формах:
Прокуратура РФ. Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор.
Защита прав человека в государстве: Защищать права человека в государстве помогает судебная система(состоит из судов, рассматривающих гражданские, уголовные,
Юридические профессии. В России существует множество юридических профессий, престиж которых очень велик.
Стадии уголовного процесса Стадия уголовного процесса – это обособленная часть уголовного судопроизводства, направленная на достижение конкретных, присущих.
Студент: Жукова Татьяна Группа: Врб-14-2 р. Задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование.
ПРОКУРАТУРА РФ
Презентация Романовой Марии Руслановны, студентки 1 курса, 15-ой группы Научный руководитель: Грибанская Елена Эдуардовна, кандидат педагоги ческих наук,
Презентация «Мэр Москвы». Административный аспект Мэр Москвы высшее должностное лицо Москвы, возглавляющее высший орган исполнительной власти города правительство.
1.Структура и виды государственной службы в России. 2. Гражданская государственная служба. 3. Военная служба. 4. Правоохранительная служба.
Общая характеристика судебной власти в зарубежных странах.
Правоохранительные органы. Правоохранительные органы Правоохранительные органы это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие.
Этапы развития муниципального права России. К 1785 г. Россия была поделена на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Недостатком такой системы.
Тема: Судебная реформа 1864 года. Судебные Уставы от 20 ноября 1864 г. ознаменовали проведение судебной реформы, подготовка которой проходила с конца.
Транксрипт:

История предварительного расследования преступлений в России

Городская полиция До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. В уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий, а также отделение земского суда. В городах преступления расследовались частными или следственными приставами.

Отделение следствия от полиции 8 июня 1860 г. был издан царский указ об отделении следствия от полиции. К указу прилагались три законодательных акта: "Учреждение судебных следователей", "Наказ судебным следователям" и "Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок''. Указом предписывалось назначить в 44 губернии Российской империи особых, подведомственных Министерству юстиции чиновников, назвав их судебными следователями. В ведении полиции осталось лишь расследование по малозначительным преступлениям и проступкам.

Назначение следователей На должности состоявших при уездных и городских судах судебных следователей назначались лица, имевшие высшее и среднее образование и обладавшие навыками в расследовании преступлений. Они назначались на должность министром юстиции по представлению губернаторов. Одновременно был введен и институт кандидатов в судебные следователи. Являясь судебными работниками, незагруженные следователи участвовали в судебном разбирательстве на правах судей, но не по тем делам, которые они сами расследовали.

Назначение следователей Губернатор Министр юстиции следовател и кандидаты в судебные следовател и

Самостоятельность следователя Деятельность судебного следователя носила самостоятельный характер. Только суд мог давать ему указания, проверить его деятельность, передавать производство следствия другому следователю, приостанавливать и прекращать производство по делу. Жалобы на действия следователя рассматривал суд. Отстранение его от должности допускалось лишь по причине предания суду. Во всем остальном вмешательство в расследование со стороны суда и прокурора ограничивалось.

Обязанности полиции Обязанности полиции устанавливались упоминавшимся уже Наказом о производстве дознания. В нем давался перечень оснований для начала дознания, основные обязанности полиции как органа дознания. Просматривалось явное стремление ограничить произвол полиции. Так, например, в Наказе был дан перечень оснований для задержания подозреваемого, который являлся исчерпывающим и ограничивал усмотрение полиции.

Реорганизация 1860 г. Реорганизация дознания и следствия в 1860 г. явилась существенным шагом вперед в сфере расследования преступлений. Однако и в данном случае следователи не освободились от зависимости со стороны административных органов. Так, губернаторам было предоставлено право назначать, перемещать, увольнять следователей. Они же могли давать им предписания, требовать от них отчета в своей деятельности

Реформа 1864 г. Судебная реформа 1864 г. внесла определенные изменения в статус органов расследования. Согласно судебным уставам следователь при исполнении своих прямых обязанностей пользовался статусом члена окружного суда. Для него устанавливался порядок наделения полномочиями такой же, что и для остальных членов суда. Следователь назначался на должность указом императора по представлению министра юстиции, был несменяем в своей должности и мог привлекаться к рассмотрению дел судом.

Преобразования г. В 1867 г. впервые были учреждены, должности временных следователей по особо важным делам для расследования дел о подделках государственных кредитных билетов. В 1870 г. введены должности судебных следователей по важнейшим делам, а в 1875 г. учреждены постоянные должности следователей по особо важным делам при окружных судах.

Деятельность органов дознания Уставом уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. конкретизировалась и деятельность органов дознания, основным из которых являлась полиция. На нее возлагалась обязанность немедленно сообщить следователю или прокурору о всяком происшествии, "заключающем в себе признаки преступления или проступка ". Если этих должностных лиц не оказывалось на месте, полиция начинала дознание. В этом случае она могла производить неотложные следственные действия: осмотры, обыски, освидетельствования, выемки и т. д. Такие же действия полиция проводила, когда обнаруживала совершающееся или только что совершенное преступление, а также, когда следы преступления могли быть утеряны до прибытия следователя на место происшествия.

Система органов дознания Отрицательным моментом являлось отсутствие стройной системы органов дознания. В их перечень включались, например: 1) полицмейстеры, исправники, приставы, помощники этих должностных лиц, полицейские исправники и лица, исполняющие обязанности указанных полицейских чиновников; 2) околоточные надзиратели, полицейские урядники, чины речной морской полиции; 3) волостные старшины, их помощники, сельские старосты, сотские и десятские; 4) чины отдельного корпуса жандармов при исполнении ими обязанностей общей полиции; 5) в области войска Донского станичные и хуторские атаманы и заседатели.

Послереволюционное следствие 24 ноября 1917 г. существовавшие в России органы расследования вместе с судами и другими органами были упразднены. Прообразом следственных органов стали следственные комиссии Военно- революционного комитета, создававшиеся при районных и городских Советах Москвы, Петрограда и других городов. Однако законодательно Декрет о суде 1 закрепил, что впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично. Вместе с тем параллельно получило развитие и коллективное следствие.

Введение должности следователя Поиски оптимальной организации предварительного следствия привели к тому, что в июне 1920 г. III Всероссийский съезд деятелей советской юстиции принял решение о целесообразности образования самостоятельного аппарата предварительного следствия, замене следственных комиссий единоличными следователями. И уже в октябре 1920 г. были введены должности избиравшихся губернскими исполкомами Советов народных следователей. Следователи наделялись широкими полномочиями. В осуществлении следствия им содействовали милиция и уголовный розыск, которые действовали в этих случаях по указаниям и под руководством следователя.

УПК 1922 г. Первый УПК РСФСР 1922 г., не давая перечня органов предварительного следствия, разъяснил, что под словом "следователь" понимаются народные следователи, состоящие при советах народных судей и революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции. А в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 г. было сказано, что органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это право предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик.

Расширение полномочий органов предварительного расследования Следующий период из истории органов предварительного расследования характеризуется постепенным выводом следственного аппарата из-под контроля судов, органов юстиции и Советов, централизацией его в системе органов прокуратуры с одновременным существенным расширением подследственности и полномочий органов дознания.

Следственный органы перешли в подчинение прокуратуры До 1928 г. следственные органы по всей стране оставались в подчинении судов, а прокуратура лишь осуществляла надзор за их деятельностью. В сентябре 1928 г. согласно изменениям, внесенным в Положение о судоустройстве РСФСР, следователи были выведены из подчинения судов и полностью подчинены прокуратуре.

Прокуратура как самостоятельный орган Особенностью сложившегося положения было то, что сама прокуратура в то время оставалась в системе Наркомата юстиции. И только в 1933 г. Прокуратура СССР была учреждена как самостоятельный орган, а в 1936 г. по всей стране все следственные органы были выделены из системы юстиции и переданы в подчинение Прокурора СССР.

Начальник следственного отдела В 1965 г. были законодательно регламентированы полномочия начальника следственного отдела (ст УПК). На него возложили контроль за своевременностью действий следователей при расследовании дел и принятие мер к наиболее полному, всестороннему объективному производству предварительного следствия.

Заслуживающие внимания изменения в организации органов, призванных осуществлять предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, произошли в гг. Функции дознания получила учрежденная в 1993 г. федеральная налоговая полиция и органы федеральной таможенной службы; несколько уточнены полномочия в сфере производства дознания органов федеральной пограничной службы. В декабре 1995 г. принят закон, которым в дополнение к существовавшим до этого трем следственным аппаратам (прокуратуры, органов внутренних дел и органов федеральной службы безопасности) добавлен еще один следственный аппарат федеральной налоговой полиции.

Значительным событием явилось принятие в марте 1992 г. Закона РФ "Об оперативно- розыскной деятельности", который сделал явным многое из того, что до этого тщательно скрывалось относительно такого рода деятельности: дал определение ее понятия; обозначил круг действий, которые могут совершаться при производстве оперативно- розыскных мероприятий; сформулировал в общих чертах правила их производства; закрепил исчерпывающий перечень органов, которым дозволено осуществлять подобные мероприятия; внес ясность, при каких условиях данные, получаемые в ходе оперативно- розыскных действий, могут быть использованы в качестве судебных доказательств, и т.д. В августе 1995 г. взамен этого закона был издан другой, более совершенный.