"От потребности бизнеса - к выбору системы и модели корпоративного обучения" В.А. Сорока, заместитель директора по персоналу СП «Алютех Инкорпорейтед»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Состав проектной группы: Андреева Л.И. Кузьминова Д.А. Лаптева.
Advertisements

Формирование трудовых ресурсов туристических фирм Республики Беларусь Выполнила студентка магистратуры Сперанская Надежда Владимировна Научный руководитель:
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра маркетинга и коммерции СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИРМЫ Автор: Салов А.Н., к.э.н.,
ОЦЕНКА И АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ БАНКУ В ВЫЖИВАНИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: РОЛЬ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА Семеняк Олеся Директор по развитию и оценки персонала 2009 г.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: « Развитие системы управления на малом предприятии на примере ООО «Дом-21» Работу выполнила студентка 6 курса.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
г. Москва 2-ая Брестская ул., д.39, стр.4 Телефон/Факс: (495) БИЗНЕС-ТРЕНИНГ.
Как разработать KPI ? Директор по рекрутингу КА «Business Connection» 2008 г.
ОНОТ. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в Японии
Этапы планирования потребности в персонале
Построение системы внутрикорпоративного обучения Докладчик: Токарева Галина Анатольевна.
МЕНЕДЖЕР ПО ПЕРСОНАЛУ И КАДРАМ. Как благополучие компании или предприятия зависит от кадровой политики? Грамотный подбор персонала позволяет серьезно.
Менеджер по персоналу - это человек, который отвечает за самое главное на предприятии или фирме - людей. Именно человеческий ресурс в современном мире.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» Разработка.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Транксрипт:

"От потребности бизнеса - к выбору системы и модели корпоративного обучения" В.А. Сорока, заместитель директора по персоналу СП «Алютех Инкорпорейтед» ООО, г. Минск 1. Бизнес и внутрикорпоративное обучение персонала. 1.1 Видение специалистами места внутрикорпоративного обучения персонала. 1.2 Отношение руководителей компаний к обучению персонала. Данные исследований южной, центральной и восточной Европы. 1.3 Как определить основную цель, стоящую перед корпоративным учебным центром в компании? 1.4 Какую модель корпоративного обучения строить в организации? 2. Оценка эффективности центра обучения. 2.1 Критерии оценки эффективности корпоративного обучения. 2.2 Каким должен быть идеально работающий внутрикорпоративный центр обучения? 2.3 Методика оценки эффективности центра корпоративного обучения.

Как относятся к выбору системы и модели корпоративного обучения профессионалы? Они отвечают на вопросы, что делать и каким образом? 1 определяют стадию развития компании и в каком объеме ей необходимо обучение. 2 что выгоднее на данном этапе внешнее обучение или внутреннее. 3 выстраивают внутрикорпоративный бизнес процесс обучения. 4 измеряют уровень эффективности обучения, включающий в себя: оценку целесообразности (соответствие поставленным целям) учебных процедур; оценку проведенного обучения как мероприятия.

Алгоритм выбора обучения как средства повышения компетенции персонала Анализ потребности в улучшении организации Потребности, связанные с компетенциями Потребность в улучшении ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПРОЧИЕ ПОТРЕБНОСТИ ДА обучение нет да

Процесс профессионального обучения

ВОПРОСЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ДИСКУССИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ ВО ВСЕМ МИРЕ: Оценка эффективности обучающих программ Формирование у руководителей нового взгляда на обучение и профессиональную подготовку персонала (как научить управленцев понимать, что надо обучать персонал) Оценка эффективности работы корпоративного центра обучения

Оценивая эффективность обучающих программ, наиболее важным критериями оценки HR-менеджеры, считают: результаты в бизнесе, отзывы участников, изменение поведения сотрудников. источник (опрос19 тренинговых компаний и 32 компании потребителя)

Оценка приоритетов представителей компаний при выборе обучения (тренинга)

Для оценки эффективности проведенного обучения используют: Исследование MaST International на выставке и конференции HRD 2005 среди 80 кадровых специалистов

Как относятся к выбору системы и модели корпоративного обучения руководители? Проведенные исследования в различных странах ЦВЕ дают возможность сделать выводы: Потребность менеджеров в организации систем повышения квалификации напрямую зависит от осознания неотвратимости грядущих перемен в бизнес – окружении, жесткости конкуренции в отрасли и скорости обновления технологий на предприятии. Представление руководителей о том, какие именно изменения оказывают наибольшее воздействие на деятельность фирмы, влияет на выбор содержания и форм программ организационного развития. При высокой потребности в организации систем повышения квалификации среди работников фирм не всегда руководством понимается необходимость решения таких вопросов. Во многих фирмах отношение к обучению кадров не отвечает современным целям и потребностям экономической деятельности. В целом анализ показал, что подход к организации систем повышения квалификации нельзя признать сбалансированным. При разработке программ изменения систем управления предприятиями лишь в редких случаях в качестве неотъемлемого компонента включались подпрограммы организационного развития и совершенствования управления персоналом.

Финансовая оценка обучения Опрос, проведенный Mercer Consulting в 2002г. среди финансовых директоров крупных западных компаний, показал, что только 16% имеют достаточно информации относительно эффективности вложений в человеческие ресурсы. Более половины опрошенных (54%) ответили, что у них либо очень мало, либо вовсе нет данных о том, насколько эффективны затраты на развитие персонала. Аналогичная ситуация в России и странах СНГ. Около 50% первых лиц говорит о том, что «им надоела метафизика в кадрах». Иванов Ю. И., доктор экономических наук, профессор, проректор Российской академии управления четко говорил, что «в научных кругах пока не сложилось единого понимания категории «эффективность учебного процесса», сохраняются различные подходы к определению ее критериев и системы показателей. Отсутствует также достаточно надежная методика исчисления эффективности обучения». Подход Джека Филипса ROI = ((Доход от программы – Затраты на программу) Затраты на программу) х 100% В России его уже использовали в работе Сергей Львов, Павел Безручко ЭКОПСИ Консалтинг, «Элитный персонал» 47 (331),

Нужно ли бизнесу обучение? Если «ДА», то каким оно должно быть? Был проведен ряд самостоятельных исследований. Руководителям и ключевым сотрудникам 13 независимых фирм г. Минска было предложено осветить по возможности подробно свое личное понимание изучаемого вопроса в форме анкеты, используя свободные тексты по перечисленным ниже направлениям: Необходимо ли внутрикорпоративное обучение? В чем выражается успешность в работе по обучению персонала на рабочем месте? Какие желательны изменения в процессе подготовки кадров? Каких знаний и навыков не хватает подчиненным? Какие формы обучения наиболее прогрессивны? С какой периодичностью необходимо проходить повышение квалификации?

Результаты контент анализа анкетирования 117 руководителей 13 Минских компаний общей численностью занятого на них персонала свыше человек.

Результаты контент анализа анкетирования (продолжение)

Руководители оценивают обучение по критериям: к организации обучения: 1. «Инструментально-оперативный подход к обучению». Главное – проведение самих мероприятий и их документальное подтверждение. Глубина программы обучения, степень усвоения материала и другие качественные факторы не учитываются. 2. «Личностный подход» – занятия планируются исключительно согласно пожеланиям работников, оценка ставится на основе мнений слушателей («понравилось – не понравилось»). 3. «Экономический подход», при котором руководитель во главу угла ставит экономический эффект от повышения производительности труда после обучения. описывающие подходы к выбору сотрудников, которых следует обучать: 4. «Избирательный подход» - на основе стажа работы человека в организации. 5. «Равноправный подход» - при направлении на обучение.

1. Кадры готовятся внутри компании. (корпоративный университет, колледж, т.п.) 4. Обучаются сотрудники по экономической необходимости 2. Обучаются все желающие. «Неуправляемое обучение» 3. Обучаются сотрудники по протекции/ или из кадрового резерва Обучение всех Экономический подход Личностный подход Избирательное обучение «Инструментально- оперативный подход к обучению». Зависимость работы системы повышения квалификации и обучения персонала компании от подхода руководителя к оценке эффективности обучения

Выводы из полученных данных: - в менталитете руководителей оценка процесса обучения происходит по пяти значимым для них факторам (схемам действия). - мнение большинства руководителей сходится на том, что каждый сотрудник должен обучаться не менее раза, а лучше дважды в год. Наилучшим способом обучения, на рабочем месте считают дистанционное обучение, видеофильмы, интерактивные задания в электронном виде. - руководители рассматривают проблему выбора направлений повышения квалификации с точки зрения функциональных узкоспециализированных задач в рамках сложившейся системы распределения сфер ответственности между подразделениями. - наибольший интерес для предприятий сегодня представляют среднесрочные и короткие курсы с интенсивными программами обучения, дающие быструю отдачу. - большинство руководителей относятся к процессу обучения кадров на предприятии как части единой организационной системы бизнес процессов предприятия.

Рекомендации по выбору модели корпоративного обучения На основании полученных выводов на предприятии можно по желанию руководителей создать три модели внутрикорпоративного обучения. Прежде чем создавать или видоизменять сложившуюся систему обучения на предприятии надо выяснить, как руководство компании будет оценивать успешность данных преобразований, и строить систему под заказ. При этом результат всегда будет оценен высоко, так как он соответствует желанию заказчика. Если руководитель приверженец «инструментально - оперативного подхода к обучению», то в центре обучения на предприятии нет принципиальной необходимости. Данный подход является не системным, а формальным. Основная цель руководителя - документальное подтверждение знаний для выполнения требований общества и государства по допуску к работе только обученного специалиста.

КАКОЙ КОРПОРАТИВНЫЙ ЦЕНТР ОБУЧЕНИЯ НУЖЕН ОРГАНИЗАЦИИ? ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ: 1. Зная основные пять факторов оценки, ответственный за обучение специалист настраивает систему повышения квалификации под основную «генеральную линию» первых лиц компании (работа на заказ). 2. Создание объективно эффективного центра обучения, независящего от субъективного мнения начальника.

В России и странах СНГ решение об обучении принимают ИСТОЧНИК «ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА ГЛАЗАМИ КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКАЗЧИКОВ» CBSD.

НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНО ОРГАНИЗОВАН ОБУЧАЮЩИЙ ЦЕНТР ? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо: 1. Иметь «эталон» (стандарт) учебного подразделения на предприятии; 2. Методику (шкалу) измерения, на сколько данный обучающий центр отличается от «эталонного».

Создание методики оценки обучающего центра Для объективности нахождения «эталонного корпоративного центра обучения» информация собиралась с помощью специально разработанной анкеты из 134 вопросов. Опрос проводился в нескольких не связанных между собой компаниях и центрах переподготовки и повышения квалификации Численность выборки респондентов определялась по статистическим требованиям. В нем приняли участие 548 человек в возрасте от 18 до 63 лет, имеющих высшее и средне- специальное образование, – сотрудники строительной отрасли, производственной, банковской и IT-сферы, предприятий по продаже автомобилей, системы повышения квалификации и др. – от директоров компаний до рабочих. Большую часть составили респонденты со стажем работы в должности от 3 до 7 лет. Полученные материалы были обработаны в точном соответствии с научными требованиями статистики и психологического исследования. В результате расчетов были найдены четыре основных шкалы оценки обучающего центра. Они легли в основу методики для определения эффективности организации системы обучения на предприятии.

Анкета Определение эффективности работы центра корпоративного обучения Выразите, пожалуйста, свое мнение по нижеприведенным вопросам. В таблице напротив каждого утверждения отметьте любым знаком степень своего согласия с ним, выраженную в баллах. При этом «1» – отражает абсолютное несогласие с (либо утверждение, на ваш взгляд, представляет собой слабо выраженную тенденцию или редко встречающееся явление); «5» – максимальное согласие с утверждением (наиболее выраженная тенденция или часто встречающееся явление).

Ключ для обработки теста Шкала 1 – отражает качество и объем выполнения центром обучения всех своих функций и задач. Сумма баллов «55» показывает максимально возможное значение в развитии системы внутрифирменного обучения. Далее следуют следующие оценки: 20 – низкая; 32 – средняя; 42 – высокая ; 55 – очень высокая. Шкала 2 – показывает уровень интереса сотрудников к вопросам повышения компетенции и их позицию к обучению на предприятии. Сумма «50» означает отсутствие интереса и выражение безразличия к этому вопросу («не мое дело»; «это дело специалистов, пусть думают они»; «что скажут, то и сделаю»). Значения остальных оценок: 50 – очень низкая; 40 – низкая; 30 – средняя; 20 – высокая. Обратите внимание: шкала 2 отражает обратную зависимость – чем выше балл, тем ниже оценка. Шкала 3 – определяет, насколько органично учебный центр включен во внутренние процессы функционирования предприятия, и обеспечивается ли обучение всего персонала компании. Значения оценки: 20 – низкая; 30 – средняя ; 40 – высокая; 50 – очень высокая. Шкала 4 – отражает, насколько полно учебный центр может удовлетворить потребность в обучении имеющимися в его арсенале программами. Значения оценки: 18 – низкая; 27 – средняя ; 36 – высокая; 45 – очень высокая.

Применение методики позволяет получить представление об уровне развитости системы внутрифирменного обучения, дает руководителю механизм оценки качества работы учебного центра относительно заданного «эталона». Позволяет объективно и системно подойти к вопросу повышения компетенции персонала предприятия. Методика дает качественную и количественную оценку внутрифирменному центру обучения. Проведение ежегодного опроса по этой методике отражает изменения и направление развития корпоративного учебного центра. На основе выводов данной методики легко написать план мероприятий по улучшению работы. Рекомендуется проводить данное исследование среди сотрудников компании в конце каждого года, перед составлением бюджета на следующий период. Проведение оценки позволит обучающему центру в кратчайшие сроки выйти на более высокий уровень подготовки профессионалов для предприятия, вооружив их целостной системой знаний, умений и навыков в соответствии с объективными требованиями современности.

Литература Соле Пареллада Ф., Мирабет Вальонеста М. Как разработать программу переподготовки кадров на предприятиях: Практ. пособие / Под ред. М.В.Мишкевича; Пер. с исп. Х.-К. Л. Попка, Н.В. Попок. Мн.: Тэхналогія; Издательство БГЭУ, с. Дернбах А. Болгария: потребности менеджеров в организации систем повышения квалификации // "Проблемы теории и практики управления" Миленко Гудич. Анализ проблем в области повышения квалификации менеджеров стран Центральной и Восточной Европы//"Проблемы теории и практики управления" Иванов Ю.И. - Проблемы оценки эффективности подготовки и повышения квалификации управленческих кадров. / Подготовка кадров управления: модель обучения. Сборник под ред. Ю.И. Иванова – М. Рос. Акад. Наук с. 3 – 12. Отчет Marketing and Media Relations. М.: ITeam - технологии корпоративного управления Проблемы инновационных и конверсионных программ дополнительного образования Геннадий ТУРМОВ, доктор технических наук, профессор, ректор ДВГТУ, заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат премии Президента РФ Сергей Львов, Павел Безручко ЭКОПСИ Консалтинг, «Элитный персонал» 47 (331), 2003http:// Кобзева Вера Валентиновна, Баранова Галина Викторовна О бизнес-обучении персонала российских компаний глазами практиков Результаты исследования рынка бизнес -обучения Великобритании Можно ли оценить динамику развития рынка тренинговых услуг за последний год? Вырос ли рынок? Почему? Автор: Анастасия Денисова Рубррика «Вопрос недели», Элитный персонал 35(370)