Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Л. Г. Осипова, к. п. н., декан факультета повышения квалификации ОГБОУ ДПО « Костромской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы.
Advertisements

1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
1 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися.
1 ФГОС нового поколения: обеспечение введения и реализации.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
От государственных стандартов первого поколения – к новому образовательному стандарту!
Условия введения ФГОС. Основные характеристики новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
2011 Нормативно-правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФГОС 1. Переход на новые образовательные стандарт 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Основные параметры внедрения ФГОС В презентации использованы материалы выступлений, статьи и презентации Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
«Содержание и технология введения ФГОС» Родительское собрание г.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Нормативно - правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Л. Г. Осипова, к. п. н., декан факультета повышения квалификации ОГБОУ ДПО « Костромской областной институт развития образования »

Основания для введения ФГОС НОО Федеральный Закон « Об образовании » Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования » от 6 октября 2009 г. 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г ). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373.

Введение ФГОС общего образования уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

4 Итоговая коллегия Минобрнауки РФ г. Руководствоваться при образовательных реформах запросами и реалиями сегодняшнего дня - значит остановиться в развитии. Мы же должны закладывать в стандарты образования модель будущего Итоговая коллегия Минобрнауки РФ г. Руководствоваться при образовательных реформах запросами и реалиями сегодняшнего дня - значит остановиться в развитии. Мы же должны закладывать в стандарты образования модель будущего ФГОС – ориентация на будущее

5 Министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко ( заседание итоговой коллегии Минобрнауки России 19 марта 2011 года ) Школа Базовые интеллектуальные навыки ( чтение, письмо, счет ) Базовые интеллектуальные навыки ( чтение, письмо, счет ) « картина мира » « картина мира » Подготовка к выбору профессии Подготовка к выбору профессии Школа Базовые интеллектуальные навыки ( чтение, письмо, счет ) Базовые интеллектуальные навыки ( чтение, письмо, счет ) « картина мира » « картина мира » Подготовка к выбору профессии Подготовка к выбору профессии Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции Коммуникативные компетенции креативность креативность способность переобучаться способность переобучаться Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции Коммуникативные компетенции креативность креативность способность переобучаться способность переобучаться Будущее: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация

6 Компетенции XXI века установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям высокая социальная активность требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность способность быстро адаптироваться к новым вызовам компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия Компетенции XXI века установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям высокая социальная активность требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность способность быстро адаптироваться к новым вызовам компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия Качественный человеческий капитал – единственное устойчивое конкурентное преимущество любой страны Обобщенный заказ ФГОС: портреты выпускников Начальная школа Основная школа Старшая школа

Основные характеристики стандарта новый формат стандарта (рамочный документ); новое методологическое основание (системно-деятельностный подход) новое содержание стандарта (стандарт как совокупность требований); расширение функций и пользователей стандарта.

Стандарты - конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 8 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность Разработка и реализация ФГОС рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.

Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС НОО ФГОС НОО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая

Результаты освоения основной образовательной программы НОО Результаты, подлежащие аттестации(предметные, метапредметные) Результаты, не подлежащие аттестации (личностные) научные знания и представлени я о природе, обществе, человеке, знаковых и информацион ных системах; умения учебно-познавательной,исследовательской,практическойдеятельности;обобщенныеспособыдеятельности; коммуникативны е иинформационныеумения; умение оцениватьобъектыокружающейдействительностисопределенныхпозиций; способнос ть кконтролю исамоконтролю; способнос ть ктворческому решениюучебных ипрактических задач. ценностные ориентации выпускника характери стика социальны х чувств; индивидуал ьные психологичес кие характеристи ки личности

Требования к структуре основных образовательных программ ФГОС НОО : П.14. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. П.14. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В требованиях к структуре основной образовательной программы : зафиксировано наличие частей : обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение – 80% и 20% ( п.15); определены разделы ООП ( п.16) и представлены их характеристики ( п.19); Осуществлена интеграция учебной и внеурочной деятельности ( п.19.3). зафиксировано наличие частей : обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение – 80% и 20% ( п.15); определены разделы ООП ( п.16) и представлены их характеристики ( п.19); Осуществлена интеграция учебной и внеурочной деятельности ( п.19.3).

ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы ( п.16.) пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; учебный план начального общего образования ; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ; программы отдельных учебных предметов, курсов ; программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ; программа коррекционной работы ;. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы ( п.16.) пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; учебный план начального общего образования ; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ; программы отдельных учебных предметов, курсов ; программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ; программа коррекционной работы ;. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Информационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение Материально- техническое обеспечение 3. ФГОС НОО Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Финансово- экономическое обеспечение

Общие требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования Должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность ( п.22): достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, талантливыми и одаренными детьми ; выявления и развития способностей обучающихся, в том числе через организацию их внеурочной, внешкольной, общественно - полезной деятельности ; участия обучающихся, их родителей и других участников образовательного процесса в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся ; организации продуктивной деятельности обучающих и обучающихся, том числе в условиях сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений ; использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа ; эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников ; участия обучающихся в процессах освоения и модернизации внешкольной социальной среды ( села, района, города ) для обогащения опыта социальной деятельности и лидерства ; непрерывного совершенствования профессиональной деятельности работников образования ; эффективного управления образовательным учреждением различных организационно - правовых форм с использованием современных механизмов финансирования. Должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность ( п.22): достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, талантливыми и одаренными детьми ; выявления и развития способностей обучающихся, в том числе через организацию их внеурочной, внешкольной, общественно - полезной деятельности ; участия обучающихся, их родителей и других участников образовательного процесса в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся ; организации продуктивной деятельности обучающих и обучающихся, том числе в условиях сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений ; использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа ; эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников ; участия обучающихся в процессах освоения и модернизации внешкольной социальной среды ( села, района, города ) для обогащения опыта социальной деятельности и лидерства ; непрерывного совершенствования профессиональной деятельности работников образования ; эффективного управления образовательным учреждением различных организационно - правовых форм с использованием современных механизмов финансирования.

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечиваться информационно - образовательной средой : 1) комплексом информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых 2) совокупностью технологических средств информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ ) 3) системой современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно - образовательной среде

укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, коллекциями медиа-ресурсов на электронных носителях; учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования; дополнительной литературой; ОУ должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, коллекциями медиа-ресурсов на электронных носителях; учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования; дополнительной литературой; ОУ должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. ФГОС: ИОС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ:

ПРИМЕР: СТРУКТУРА предметной ИОС «СФЕРЫ» ГЕОГРАФИЯ Учебник с электронным приложением Тетрадь-тренажёр Тетрадь-практикум Тетрадь-экзаменатор Иллюстрированный учебный атлас Контурные карты (с заданиями) Поурочное тематическое планирование Методические рекомендации Навигатор. Материалы в помощь учителю Учебник с электронным приложением Тетрадь-тренажёр Тетрадь-практикум Тетрадь-экзаменатор Иллюстрированный учебный атлас Контурные карты (с заданиями) Поурочное тематическое планирование Методические рекомендации Навигатор. Материалы в помощь учителю Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс Вспомогательные информационные ресурсы Вспомогательные информационные ресурсы Электронное картографическое пособие «География. Мир» Электронное картографическое пособие «География. Россия» Интерактивные картографические пособия для 6-10 классов Аудиокурс Настенные карты Дополнительные информационные ресурсы Интернет-поддержка УМК Дополнительные информационные ресурсы Интернет-поддержка УМК

Таким образом, выбор на системы учебников их Федерального перечня, сам по себе, абсолютно не гарантирует выполнения требований ФГОС. Это только первый шаг на пути к анализу реальной образовательной ценности системы учебников, поскольку подавляющая часть требований ФГОС реализуется отнюдь не учебником, а его шлейфом, в котором постоянно увеличивается доля и роль электронной составляющей

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1) ВЫБОР ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ СИСТЕМ УЧЕБНИКОВ 2) АНАЛИЗ КАЖДОЙ ИЗ СИСТЕМ УЧЕБНИКОВ НА ПРЕДМЕТ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМНОСТИ ( ОСНАЩЕННОСТИ « ШЛЕЙФОМ » В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ) 3) АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СИСТЕМЫ 4) ВЫБОР СИСТЕМЫ, РЕАЛЬНО ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС 5) ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НОВЫМ МЕТОДИКАМ РАБОТЫ С ВЫБРАННОЙ СИСТЕМОЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Нормативные документы Приказ МО РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования » утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» Приказ МО РФ от « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений » Приказ МО РФ от 24 декабря 2010 г « Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в ОУ, реализующие образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год » Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. N 189 « Об утверждении СанПиН « Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях »

Критерии готовности ОУ к введению стандарта разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;основная образовательная программа начального общего образования нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

Критерии готовности ОУ к введению стандарта определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); обеспечены кадровые, финансовые, материально- технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.