Универсальные учебные действия- основа реализации ФГОС II поколения
– Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся – Требования к уровню подготовки выпускников Государственные образовательные стандарты первого поколения
Причины перехода на новые образовательные стандарты 1.Стремительное развитие науки и техники. 2.Высокие темпы обновления знаний. 3.Школа перестает быть единственным источником знаний и информации. 4.Необходимо развить умения к получению образования самостоятельно. 5.Действующий ФГОС – стандарт переходного периода.
Изменение приоритетов в образовании ЗУНУУД
Основные этапы 2001 год Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Распоряжение правительства 1756-р от год 2004 год Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Приказ Министерства Образования России 1019 от 5 марта 2004 год
2006 год Социологические исследования образовательных потребностей Концепция ФГОС 2007 год Изменения в закон «Об образовании» (Ст. 7) Разработка документов и материалов обеспечивающих ФГОС 2008 год Апробация ФГОС начального общего образования 2009 год Постановление правительства о порядке разработки и утверждения ФГОС Утверждение ФГОС начального общего образования Основные этапы
2006 год Социологические исследования образовательных потребностей Концепция ФГОС 2007 год Изменения в закон «Об образовании» (Ст.7) Разработка документов и материалов обеспечивающих ФГОС 2008 год Апробация ФГОС начального общего образования 2009 год Постановление правительства о порядке разработки и утверждения ФГОС Утверждение ФГОС начального общего образования Основные этапы
Национальная инициатива «Наша новая школа» 1.Переход на новые образовательные стандарты 2.Развитие системы поддержки талантливых детей 3.Развитие учительского потенциала 4.Изменение инфраструктуры школьной сети 5.Сохранение и укрепление здоровья школьников 6.Расширение самостоятельности школ
Различия стандартов I и II поколения ПараметрыI поколение ГОСII поколение ФГОС ЦелиДостижение предметных образовательных результатов Формирование личности обучающихся СтруктураОбязательный минимум содержания основных образовательных программ Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся Требования к уровню подготовки выпускников требования к структуре образовательных программ требования к результатам освоения основных образовательных программ требования к условиям реализации основных образовательных программ Требования к результатам Устанавливают уровень, реально достижимый в практике массового обучения и обеспечивающий права и возможности обучающихся на получение качественного общего образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы: Личностным Метапредметным Предметным
ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов
Портрет выпускника основной школы любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; Портрет выпускника основной школы
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; Портрет выпускника основной школы
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Портрет выпускника основной школы
Преимущества нового ФГОС ФГОС формируется на основе требований государства, семьи и др.потребителей; ФГОС основан на деятельностном подходе; ФГОС профильного уровня предусматривают разведение учащихся классов в соответствии со склонностями; ФГОС предполагает широкое использование информационных технологий, электронных ресурсов, дистанционных технологий.
Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу проектировать пути их реализации контролировать и оценивать свои достижения
Как достичь эту цель? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия Близкие понятия: – общеучебные умения – общепознавательные действия – общие способы деятельности – надпредметные действия
Что дают универсальные учебные действия? обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты
создают условия для развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность Что дают универсальные учебные действия?
обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания Что дают универсальные учебные действия?
Виды универсальных учебных действий – Личностные – Регулятивные – Общепознавательные – Коммуникативные
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение
Личностные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Познавательные действия Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач
Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем
Общеучебные УУД Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели Информационный поиск Знаково-символические действия Структурирование знаний Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий Общеучебные УУД
Общеучебные УУД – знаково-символические Знаково-символические действия выполняют функции: отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: замещение кодирование/декодирование моделирование
Познавательные УУД – логические действия Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов
Познавательные УУД – логические действия Подведение под понятия, выведение следствий Установление причинно-следственных связей Построение логической цепи рассуждения Выдвижение гипотез, их обоснование Доказательство
Познавательные УУД – постановка и решение проблем Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Регулятивные действия Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения
Виды УУД – регулятивные действия Регулятивные действия ЦелеполаганиеПланированиеПрогнозированиеКонтроль Волевая саморегуляция КоррекцияОценка
Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Регулятивные УУД
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Регулятивные УУД
Волевая саморегуляция как способность: - к мобилизации сил и энергии; - к волевому усилию; -- выбору в ситуации конфликта мотивов; - к преодолению препятствий; - эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; - эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями Регулятивные УУД
Коммуникативные действия Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя
Коммуникативные УУД Коммуникативные действия Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий спартнером
Диагностика
Базовые педагогические технологии Базовые УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования