ФГОС основного общего образования – испытания неизбежны… А.В. Белорыбцева, заведующая методическим кабинетом отдела образования АМО Братский район.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования март 2012 года.
Advertisements

Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
ФГОС: что нового? ФГОС: что нового? ФГОС ориентирован на ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВО ОБЩЕСТВО.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Учебники и учебные пособия 1 Минобрнауки России ноябрь, 2011.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Нормативно-правовая база введения ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях Калужской области.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» города Гая Оренбургской области.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
Нормативно-правовые основы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях реализации внеурочной деятельности апрель 2012.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Особенности нормативно - правового сопровождения « Трех Т » Губанова Е. В., зав. кафедрой управления образованием ГАОУ ДПО « СарИПКиПРО », к. п. н., профессор,
Транксрипт:

ФГОС основного общего образования – испытания неизбежны… А.В. Белорыбцева, заведующая методическим кабинетом отдела образования АМО Братский район

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образованияутвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. 1897

Методологическая база ФГОС

Методологическая основа ФГОС Какой документ является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования? Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

патриотизм религия человечество труд и творчество в соответствии с базовыми национальными ценностями Содержание духовно- нравственного развития и воспитания искусство и литература социальная солидарность наука природа семья гражданственность

Методологическая основа ФГОС основного общего образования 2 принципа : фундаментальности системности

Трактовка1. фундаментальное образование понимают как более углубленную подготовку по заданному направлению, изучение сложного круга вопросов по основополагающим областям науки ("образование вглубь"). Трактовка 2. фундаментальное образование предстает как сочетание разностороннего гуманитарного и естественнонаучного знания на основе изучения определенного круга вопросов по основополагающим областям знаний как данного направления науки, так и общеобразовательных дисциплин, без которых немыслим интеллигентный человек ("образование вширь"). Принцип фундаментальности 7

Таким образом, фундаментальность образования означает направленность содержания образования на методологически важные, долгоживущие и инвариантные элементы человеческой культуры, способствующие инициации, развитию и реализации творческого потенциала обучаемого, обеспечивающие качественно новый уровень его интеллектуальной и эмоционально-нравственной культуры, создающие внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни человека, способствующие адаптации личности в быстро изменяющихся социально- экономических и технологических условиях 8

Принцип системности Понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое 1.Целое рассматривается как результат сочетания, суммы частей 2.Часть и целое находятся между собой в органической взаимосвязи и взаимозависимости: целое зависит от составляющих его частей; часть вне целого уже не часть, а другой, самостоятельный объект Признаки системности: Иерархичность строения, Оформленность изменений, Упорядоченность, Организованность, Логичность, Зависимость от общих свойств целого - части (идеи, проекты, мероприятия) обязательно взаимосвязаны и взаимозависимы 9

Три «Т» ФГОС планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия организация и содержание К результатам освоения основных образовательных программ К структуре основных образовательных программ К условиям реализации основных образовательных программ Особенности ФГОС – система требований

Общие требования Предметные результаты Метапредметные Результаты Личностные результаты Начальная школа Старшая школа Основная школа Требования к результатам освоения основной образовательной программы ООО (гл. II, п. 8-12)

Результаты обучающихся ЛичностныеМетапредметны е Предметные -готовность и способность обучающихся к саморазвитию, -сформированность мотивации к обучению и познанию, -ценностно- смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, -сформированность основ гражданской идентичности -освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями -освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

С ФГОС ООО 13 Требования к структуре основной образовательной программе ООО (гл.III, п.13-18) Раздел ООП ОпределяетВключает Целево й 1.общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО 2.способы определения достижения этих целей и результатов 1.пояснительную записку; 2.планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; 3.систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.

14 Раздел ООПОпределяетВключает Содержательн ый 1. общее содержание основного общего образования образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: 1. программу развития УУД на ступени ООО, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно- коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; 2. программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; 3. программу воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, включающую такие направления, как духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; 4. программу коррекционной работы.

15 Раздел ООПОпределяетВключает Организаци онный 1. общие рамки организации образовательно го процесса, 2. механизм реализации компонентов основной образовательно й программы. 1.учебный план ООО как один из основных механизмов реализации ООП; 2. систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта.

С ФГОС ООО 16 Требования к условиям реализации основной образовательной программы ООО (гл.IV, п.19-26) Кадровые Финансово-экономические Материально-технические Психолого-педагогические Информационно-методические Результат: создание образовательной среды

Нормативно-правовые документы федерального уровня Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года 1897 Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"

Общие документы План действий по модернизации общего образования на годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г р) Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников« СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. 761н, зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный номер 18638)

Общие документы Письмо Минобрнауки России от 8 августа 2011 г "О вступлении в силу приказа Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. 448н" (в приложении - приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. 448н "О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", зарегистрирован в Минюсте России 1 июля 2011 г., регистрационный номер 21240) Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год« Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение 1); федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение 2);

Общие документы Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 1 ноября 2011 г (О примерной основной образовательной программе основного общего образования) Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Приложение к письму Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. МД-1552/03) Источник -

Инструктивно­-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России: О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от ); Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от ); Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (от /46 и от /59); О методике оценки уровня квалификации педагогических работников (от ); Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от МД1552/03). Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений. Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования.

Региональный уровень Региональный Координационный Совет по введению и реализации ФГОС Нормативно- правовое обеспечение ФГОС Научно- методическое сопровождение ФГОС Введение ФГОС в условиях малокомплектной школы Информационное обеспечение ФГОС Общественное участие в процессах введения ФГОС

В мае 2012 года в Иркутской области создан Центр научно – методического сопровождения введения и реализации ФГОС на базе ОГАОУ ДПО ИИПКРО Руководитель – кандидат педагогических наук Авгусманова Татьяна Валерьевна

Адрес сайта Центра научно – методического сопровождения введения и реализации ФГОС- Адрес электронной почты Центра научно –методического сопровождения введения и реализации ФГОС -

Деятельность Центра повышение квалификации педагогических работников по вопросам введения ФГОС разработка основных образовательных программ ОУ в соответствии с требованиями ФГОС анализ содержания образовательного процесса (УМК, программно- методического обеспечения)

Региональный уровень Организовано сетевое взаимодействие участников введения ФГОС ООО на сайте ИИПКРО, регионального оператора введения ФГОС. Адрес сайта:

Стратегической основой развития кадрового потенциала Иркутской области является долгосрочная целевая программа «Развитие образования Иркутской области на годы», которая стала в 2011 году победителем конкурсного отбора на федеральном уровне в рамках ФЦПРО на гг. Планируемые результаты: -повышение квалификации педагогических и руководящих работников Иркутской области, в том числе - повышение квалификации по вопросам введения ФГОС – 5 тысяч

Ведомственная целевая программ развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Иркутской области на годы. Направления обеспечение эффективности процессов повышения квалификации с учетом специфики региона; социально-экономическая поддержка педагогических работников; реализация адресных моделей финансирования процессов повышения квалификации.

Обучение 300 слушателей На основании Плана основных мероприятий стажировочных площадок Иркутской области Обучение 50 тьюторов Обучение 15 тьюторов 7 пилотных МО Иркутской области

Проект Положения о введении модульно-накопительной системы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в учреждениях ДПО Иркутской области и проект модельной методики организации и финансирования повышения квалификации работников образования (в том числе аттестуемых на высшую квалификационную категорию) на основе персональных образовательных сертификатов.

Структура полиинституциональной модели Министерство образования Иркутской области Региональный уровень ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» Учреждения ВПО, СПО Муниципальный уровень Ресурсный центр Методическая служба Уровень образовательного учреждения Методическая служба

Ключевая задача Иркутской области на ближайший период Развитие адресных механизмов повышения квалификации педагогических и руководящих работников,обеспечивающих вариативность образовательного пространства, эффективное использование ресурсов, успешное введение ФГОС в образовании Иркутской области.

Муниципальный уровень Методическая служба Образовательное учреждение учитель

Методический кабинет информационная поддержка процессов введения ФГОС в муниципальной образовательной системе организация процесса непрерывного повышения квалификации работников образования; создание лаборатории по изучению ФГОС ООО анализ эффективности деятельности ОУ по введению ФГОС

Лаборатория по изучению ФГОС ООО Методический кабинет

Образовательное учреждение Формирует банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Организует работу рабочей группы, проблемно- творческой группы педагогов по изучению ФГОС ООО Утверждает программу школы по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников Заполняет карту самооценки готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО

ФГОС И УЧИТЕЛЬ… ФГОС изменяет не только образовательную среду нашей школы. Он изменяет учителя: его привычки, пристрастия, черты характера…

39 Как учить? Чему учить? Как Я буду учить?...

Действия учителя по реализации ФГОС на год Выделить западающую, необходимую информацию из концепции Фундаментального ядра общего образования Осознать применение системно- деятельностного подхода как технологической основы ФГОС ООО Начать освоение УУД учащимися на различных этапах урока Определить ведущую педагогическую технологию для собственной профессиональной деятельности

Учитель

ФГОС. Испытания неизбежны…