Дополнительная образовательная программа повышения квалификации «Проектирование нового поколения основных образовательных программ (ООП), реализующих ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Advertisements

О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Нормативное обоснование образовательных программ.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
23 октября 23 октября Основные положения концепции разработки ФГОС 4 А.А. Шехонин, зам. пред. Совета УМО Санкт-Петербург, 2014.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна.
Транксрипт:

Дополнительная образовательная программа повышения квалификации «Проектирование нового поколения основных образовательных программ (ООП), реализующих ФГОС ВПО» Разработка макета образовательного стандарта университета по направлению подготовки магистров Марусина Мария Яковлевна – зав. кафедрой Измерительных технологий и компьютерной томографии СПбГУ ИТМО, д.т.н., профессор, тел ,

Перечень задач и требования к их выполнению 1. Разработка макета образовательного стандарта университета по направлению подготовки магистров Требования: При разработке макета необходимо: - учитывать требования соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров; - доработать требования к образовательным стандартам университета по направлениям подготовки магистров. 2. Разработка методических указаний по заполнению макета образовательного стандарта университета по направлению подготовки магистров Требования: Методические указания должны разъяснять то, каким образом необходимо: - учитывать требования соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров; - доработать требования к образовательным стандартам университета по направлениям подготовки магистров.

1. Разработка макета образовательного стандарта (ОС) университета по направлению подготовки магистров (1) 1.1. Нормативно-правовая база разработки университетом ОС ВПО Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года 12-ФЗ) следующие изменения¹: « пункт 2 статьи 7 изложить в следующей редакции: 2. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых университетами, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет».» «Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований Федеральных государственных образовательных стандартов.» ¹ Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете"

1. Разработка макета образовательного стандарта (ОС) университета по направлению подготовки магистров (2) Федеральный закон от 22 августа 1996 года 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" «Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения: 1) единства образовательного пространства Российской Федерации; 2) качества высшего профессионального образования; 3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; 4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.»² ² Федеральный закон от ФЗ (ред. от ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»

1. Разработка макета образовательного стандарта (ОС) университета по направлению подготовки магистров (3) 1.2. Требования к структуре, качественным и функциональным характеристикам ОС ВПО по направлению подготовки магистров Должна обеспечиваться область применения ОС ВПО, как комплексной федеральной нормы качества высшего образования по направлению подготовки магистров с указанием основных пользователей образовательного стандарта университета Должны использоваться термины и определения, обозначения и сокращения в соответствии ФГОС ВПО, не противоречащие Закону РФ "Об образовании", Федеральному Закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также общепринятым международным документам в сфере высшего образования Должна наличествовать общая характеристика направления подготовки магистров Должна наличествовать общая характеристика профессиональной деятельности магистров. Обязательные структурно-функциональные элементы ОС университета : Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки магистров в виде перечня формируемых общекультурных и профессиональных компетенций, на основе которых формируется социально-личностная и профессиональная компетентностная модель выпускника Требования к структуре ООП. Описание структуры и содержания основных образовательных программ подготовки магистров с рекомендуемыми учебными циклами в зачетных единицах трудоемкости Требования к условиям реализации ООП магистратуры с использованием рекомендаций по обеспечению гарантии качества подготовки магистров Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ Требования к оформлению проектов ОС университета

2. Разработка методических рекомендаций для заполнения ОС университета по направлению подготовки магистров (1) 2.1. Область применения 2.2. Термины, определения, обозначения, сокращения 2.3. Общая характеристика направления подготовки *) Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Трудоемкость одного семестра равна 30 зачетным единицам при двух семестровом построении учебного процесса. Одна зачетная единица эквивалентна 36 часам учебной работы студента очной формы обучения (включая его аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестаций). Сроки освоения ООП по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на 5 месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице. Профильная направленность магистерских программ определяется выпускающими кафедрами университета, реализующими ООП по соответствующему направлению подготовки, и утверждается ученым советом университета.

2. Разработка методических рекомендаций для заполнения ОС университета по направлению подготовки магистров (2) 2.4. Требования к характеристике профессиональной деятельности магистров Область профессиональной деятельности магистров Приводится характеристика области профессиональной деятельности, для которой ведется подготовка магистров, с указанием специфики профессиональной деятельности, типов организаций и учреждений, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник по данному направлению ВПО Объекты профессиональной деятельности магистров Указываются объекты профессиональной деятельности магистров (приборы, системы, устройства, технологии и т.п.) в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, в случае необходимости описывается специфика объектов профессиональной деятельности с учетом направленности подготовки магистров Виды профессиональной деятельности магистров Указываются виды профессиональной деятельности магистров. Например: научно-исследовательская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; проектная и др. в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки магистров. Виды профессиональной деятельности дополняются университетом совместно с заинтересованными работодателями Задачи профессиональной деятельности магистров Указываются задачи в соответствии с перечисленными в п видами профессиональной деятельности; перечень задач профессиональной деятельности, к решению которых готовится магистр, должен быть в основном взят из профессиональных стандартов (квалификационных характеристик) в соответствующей области профессиональной деятельности. Если таковые отсутствуют, перечень задач профессиональной деятельности должен быть сформирован разработчиком ОС ВПО при обязательном участии работодателей.

2. Разработка методических рекомендаций для заполнения ОС университета по направлению подготовки магистров (3) 2.4. Требования к характеристике профессиональной деятельности магистров В данном разделе ОС университета к наиболее сложным относятся следующие вопросы: установление такой структуры ООП подготовки магистров, которая в максимальной мере согласуется с тенденциями в европейской и мировой системах высшего образования и динамикой развития данного направления подготовки в отечественном и мировом контекстах (например, проблема переменных квалификационных навыков, т.е. способность выполнять те типы работ, которые будет предлагать экономика в будущем); обоснование областей профессиональной деятельности выпускников, объектов этой деятельности, ее видов и задач с позиций повышения трудоустраиваемости выпускников вузов; проектирование образовательных целей (воспитания и обучения).

2. Разработка методических рекомендаций для заполнения ОС университета по направлению подготовки магистров (4) 2.5. Общие требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки магистров Особенность разработки ОС ВПО на основе ФГОС ВПО нового поколения состоит в реализации компетентностного подхода. Данный подход, связанный с переносом акцента образовательного процесса и содержания подготовки с преподавателя на студента и ожидаемые результаты обучения («студентоцентрируемый подход» ), является развитием системно-деятельностного подхода, реализуемого в ГОС ВПО первого и второго поколений. Преемственность этих подходов позволяет вузу разрабатывать ООП нового поколения не «с нуля», а вести «перенастройку» действующих ООП в соответствии с компетентностным форматом ОС ВПО. В ходе данной «перенастройки» происходит системная модернизация целевых, содержательных и технологических характеристик ООП, а также механизмов обеспечения ее качества. В результате «перенастройки» требований к результатам освоения ООП можно выделить следующие изменения в содержании целевых характеристик ООП: В соответствии с ФГОС ВПО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных в форме компетенций. Впервые в ФГОС ВПО как государственных требованиях зафиксированы не только профессиональные, но и общекультурные качества выпускников, гарантия сформированности которых обеспечивается вузом, реализующим соответствующую ООП ВПО. Университетом устанавливаются обязательные минимальные (пороговые) уровни сформированности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников ООП. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик достраиваются в части ожидаемых результатов обучения, переосмысливаются с точки зрения методов достижения и оценки запланированных результатов.

2. Разработка методических рекомендаций для заполнения ОС университета по направлению подготовки магистров (5) 2.6. Общие требования к структуре основных образовательных программ подготовки магистров При проектировании структуры ООП магистратуры необходимо решить следующие задачи: определить учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения на основании требований, которые должны быть не ниже соответствующих требований ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров к планируемым результатам обучения по учебным циклам и разделам ООП и установленным требованиям к компетенциям выпускника вуза; установить трудоемкость циклов, их частей (базовых и вариативных) и разделов в зачетных единицах, последовательность их освоения и соответствующие перечни формируемых компетенций; определить перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий; обеспечить необходимую целостность образовательной программы, сочетающую фундаментальность, универсальность и практико-ориентированную направленность профессиональной подготовки выпускника. разработать структуру ООП магистратуры в соответствии со следующими рекомендуемыми требованиями: 1. Трудоемкость УЦ ООП магистра задается с интервалом до 10 зачетных единиц, с учетом ФГОС ВПО по направлению подготовки. 2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП М.1 и М.2 должна составлять не более 30% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП. 3. Суммарная трудоемкость циклов М.1 и М.2 должна составлять не более 50 % основной образовательной программы.

2. Разработка методических рекомендаций для заполнения ОС университета по направлению подготовки магистров (6)

2. Разработка методических рекомендаций для заполнения ОС университета по направлению подготовки магистров (7) 2.7. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки магистров Требования к условиям реализации ООП должны содержать следующие разделы: 1.Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки магистров 2. Требования к организации практик и научно-исследовательской работы магистров 3. Требования к кадровому обеспечение учебного процесса 4. Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса 5. Требования к финансовому обеспечению учебного процесса 6. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

2. Разработка методических рекомендаций для заполнения ОС университета по направлению подготовки магистров (8) 2.7. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки магистров В результате «перенастройки» требований к условиям реализации ООП можно выделить следующие изменения в содержании технологических характеристик ООП: устанавливается связь между ожидаемыми результатами образования, методами их формирования и оценивания (образовательных и оценочных технологий); усиливается значимость образовательных технологий, их адекватность и эффективность в обеспечении достижения ожидаемых результатов образования; усиливается направленность на диагностику достижений студентов и выпускников, которые они обязаны продемонстрировать; разрабатываются оценочные материалы и средства для результатов обучения, профессиональных и общекультурных компетенций.

2. Разработка методических рекомендаций для заполнения ОС университета по направлению подготовки магистров (9) 2.8. Требования к качеству освоения основных образовательных программ подготовки магистров Требования к текущей и промежуточной аттестации Требования к итоговой государственной аттестации выпускников. В ходе «перенастройки» действующих ООП в соответствии с компетентностным форматом ОС происходит системная модернизация механизмов обеспечения качества ООП. Следует выделить следующие изменения в содержательной характеристики механизмов обеспечения качества ООП: ООП разрабатывается и утверждается университетом самостоятельно; ООП проектируются в условиях устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда; расширяются академические свободы университета при разработке ООП, что проявляется, прежде всего, в самостоятельном установлении обязательного (порогового) уровня сформированности компетенций, «отборе» содержания образования и образовательных технологий; расширение автономии и академических свобод университета в разработке ООП сопровождается усилением подотчетности вузов и их ответственности за качество образования; увеличивается степень свободы вуза за счет возрастания объема вариативной составляющей ООП и обучающихся в части выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий; возрастает ответственность преподавателей и студентов за эффективность образовательного процесса и собственной деятельности.

Перечень вопросов для обсуждения 1.Что такое стандарт университета? 2.Кто и как задает формат (макет) разработки стандарта и образовательной программы университета? 3.Может ли университет разрабатывать стандарты по направлениям (специальностям) не входящих в стандартный перечень? 4.Каков порядок разработки Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования, установленного Правительством РФ? 5.Как понимать статью Федерального закона от 10 ноября 2009 года 260-ФЗ «Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований Федеральных государственных образовательных стандартов»? 6.Как и кем будут задаваться критерии лицензирования и аккредитации для этих университетов? 7.В какой степени Типовое положение о вузе распространяется на исследовательские, федеральные университеты, МГУ, СПб ГУ?