ПРОГРАММА «Свой мир мы строим сами: от события к событию» Гончарова Ирина Ивановна, педагог-психолог, Шеленкова Наталья Юрьевна, учитель биологии, зам. по НМР Региональный конкурс «Возрождение» в сфере профилактики асоциальных явлений среди образовательных учреждений
Цель программы: формирование стереотипа положительного общественного поведения и активной жизненной позиции учащейся молодежи, направленной на сохранение здоровья. Задачи программы: Построение учащимися индивидуальных образовательных маршрутов (программ) здоровьесбережения. Создание условий (материально-технических, информационных, организационных) для положительной мотивации и успешного продвижения школьников по индивидуальным образовательным маршрутам. Вовлечение родителей учащихся в экспертную оценку результатов освоения индивидуальной образовательной программы и продвижения по образовательному маршруту; сопоставление самооценки учащихся и оценки родителей.
Концептуальные идеи программы Позитивное восприятие окружающей действительности формируется в среде, насыщенной яркими положительными эмоциями, раздвигающими временные рамки и позволяющими проживать и сохранять в памяти событие как ценность. В основе программы лежит идея насыщения образовательного пространства событиями, обеспеченными сотрудничеством разновозрастных групп учащихся, родителей, учителей. Событие планируется, подготавливается и реализуется как проект.
Воспитательная технология Предлагаемая воспитательная технология основана на тьюторстве – делегировании воспитательных функций волонтерам - учащимся среднего и старшего звена, которые осуществляют руководство в группах младших учеников. В свою очередь волонтеры имеют тьютора из среды преподавателей гимназии или научных руководителей ВУЗа. При выборе тьюторов учитываются гендерные аспекты. Данная технология сочетает коллективные формы работы с методикой формирования индивидуальных образовательных траекторий, проектируемых самими учащимися и позволяющем реализовать различные модели социальной и образовательной активности, профессиональной ориентации. Технологический алгоритм программы интегрирован в систему общественно-государственного соуправления гимназии, Образовательную программу гимназии (блок формирования ключевых компетентностей,, универсальных учебных действий, духовно-нравственного и патриотического воспитания).
Целевые группы учащихся: 1.учащиеся группы риска (асоциальные семьи, находящиеся в сложной жизненной ситуации, дети из многодетных, неполных, малообеспеченных, замещающих семей, потенциально приемлющие асоциальное поведение); 2.учащиеся, не проявляющие позитивной активности, пассивные, имеющие сниженный порог критического отношения к асоциальным формам поведения; 3.активные учащиеся, способные стать организаторами и проводниками программы здоровьесбережения, социализации.
Уровни реализации программы Инфраструктура. Формирование образовательной и воспитывающей среды гимназии, включающей в себя информационное (образовательное) пространство партнеров гимназии по воспитательной деятельности, позволяющее наиболее полно реализовывать те индивидуальные маршруты, которые проектируют для себя школьники. Научно-методическое обеспечение деятельности тьюторов волонтерского движения. Ученическое самоуправление. Общественно-государственное соуправление с участием родительской общественности.
Технологический цикл реализации программы 1)Постановка цели воспитательной системы гимназии о переходе на технологию воспитательной деятельности на основе тьюторской деятельности, организации волонтерских отрядов, индивидуальных образовательных траекторий, направленных на активизацию социальной позиции подростков и молодежи. 2)Разработка Положения о тьюторской деятельности в гимназии, Положения о волонтерах гимназии, Положения об индивидуальной образовательной программе учащегося гимназии, методах оценивания результатов; согласование с Управляющим советом гимназии, Советом родителей и Школьным парламентом. 3)Проведение семинаров с классными руководителями, учителями-тьюторами о формах организации продвижения учащегося по индивидуальному образовательному маршруту и программе здоровьесбережения. 4)Проектирование учащимися индивидуальных образовательных маршрутов, программ здоровьесбережения. 5)Обеспечение мониторинга и поддержки учащихся в продвижении по индивидуальному образовательному маршруту. 6)Самооценка учащимся результатов реализации индивидуальной программы. 7)Оценивание достигнутых результатов родителями учащихся. 8)Соотнесение самооценки и оценки родителей. 9)Планирование здоровьесберегающей деятельности на следующий год.
Система организационных форм реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на основе создания активизирующей образовательной среды Центры «Здоровье», «Правовой всеобуч» Школьного парламента: выявляют проблемы, ставят задачи Отряд волонтеров «Наш выбор», кл.: профилактика рискованного поведения Правовой сектор: отряд волонтеров «Правовой всеобуч», кл. Школьное издательство Печатный орган школьного парламента: информирует, держит обратную связь Взаимодействие по программе «Расправь крылья» (Польша) по профилактике асоциального поведения молодежи Спортивная секция: организует спортивные соревнования, праздники с младшими школьниками Международные молодежные проекты Межкультурный обмен с гимназией «Доннер» г. Клинтехами (Швеция) Школьный отряд «Экогид», 8 кл. Отряд волонтеров «Школьное питание», 9 кл. Валеологическая секция научного общества: проводит мониторинг, ведет исследования, разрабатывает рекомендации Центр проектирования: организует конкурсы проектов по улучшению среды гимназии Проект «Дизайн школьной столовой» Проект «Дизайн спортивного зала» Проект «Дизайн школьных рекреаций» Проект «Пришкольная территория»
Разделы и этапы прохождения программы 1-4 классы: «Азбука здоровья: самопознание» 5- 8 классы: «Мое здоровье – здоровье планеты (эколого - валеологическое воспитание)» 9-11 классы: «Личное и общественное здоровье: моя жизненная позиция». «Правовой всеобуч» Практические занятия по нормализации двигательной активности, воспитанию навыков самонаблюдения (валеологический самоанализ). Работа волонтеров в группах, проведение тренингов, имитационных игр, валеологический самоанализ. Работа волонтеров в группах по программе «Мое здоровье – здоровье планеты». «Личное и общественное здоровье», «Правовой всеобуч» Проведение тренингов по составлению индивидуального образовательного маршрута, планирование индивидуальной работы по здоровьесбережению Консультирование родителей по составлению учащимся индивидуального образовательного маршрута (траектории), планированию здоровьесбережения
Разделы и этапы прохождения программы Проведение акций Школьного парламента «Если не мы, то кто?...» по формированию волонтерских групп «Здоровое питание», «Экология школы», «Правовой всеобуч» Индивидуальные консультации по вопросам продвижения учащихся по индивидуальному плану здоровьесбережения: предварительная оценка Индивидуальные консультации по продвижению учащегося по индивидуальной образовательной программе, индивидуальному плану здоровьесбережения Итоговая оценка учащимися своих достижений по индивидуальным образовательным программам здоровьесбережения: самооценка Оценка родителями итогов деятельности учащихся по индивидуальным образовательным программам, планам здоровьесбережения. Планирование учащимися индивидуальной оздоровительной работы на летний период (по итогам выполнения индивидуальной образовательной программы здоровьесбережения): по рекомендациям валеолога, школьного психолога, медработника Итоговое заседание социо-валео-психологической службы. Составление отчета по оздоровительной работе к публичному докладу гимназии.
Формы реализации программы классы: - формы занятий в группах: волонтер-тьютор – 5-6 учащихся (беседы, игровые формы, интервьюирование, создание видеороликов с аудиоозвучиванием, занятия с использованием цифровой техники); -мини-исследования (валеологический самоанализ); классы: -аудиторные интерактивные формы занятий (имитационные игры); -внеаудиторные занятия - интервьюирование, создание видеороликов с аудиозапистю, занятия с использованием цифровой техники, экскурсии, спортивные мероприятия, волонтерская работа на территории гимназии, территории микрорайона; -проектирование в группах, индивидуальное проектирование, валеологический самоанализ; 9-11 классы: -аудиторные интерактивные формы занятий, тренинги; -внеаудиторные занятия – индивидуальное проектирование, исследовательская, издательская деятельность, волонтерская деятельность.
Волонтерское движение «Правовой всеобуч»
Волонтерское движение «Социальная адаптация»
Волонтерское движение «Двигательная активность»
Результативность программы 0-50% критический уровень, до 65% - низкий уровень, 66-75% - допустимый уровень, 76-85% - оптимальный уровень, выше 85% - высокий уровень. КритерийМетод оцениванияРезультат Полнота охвата учащихсяАнализ документации 98% учащихся 2-11 классов Осознанное проектирование индивидуального образовательного маршрута Экспертная оценка социального педагога, валеолога, классного руководителя. 77% Степень реализации индивидуального образовательного маршрута Самооценка учащегося 85% Оценка реализации индивидуального образовательного маршрута со стороны родителей учащихся Сопоставление самооценки и родительской оценки 75% Сформированность навыков здорового образа жизни, в том числе здорового питания Метод наблюдения, анкетирование 78%