Система работы по профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями слуха в ГС(К)ОУ школе-интернате 1 вида Подготовили зам. директора по УВР Дуплякова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Advertisements

Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: …формирование ответственного отношения.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Районное Методическое Объединение Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков 25 ноября 2010 года.
Зам.директора по ВР: Мелёхина Л.В Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе Координатор деятельности : зам.
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
« Шаг в будущее » Программа по профориентации учащихся.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
Профориентационная работа Юноши и девушки, а также их родители! Правильно профессию выбрать не хотите ли? МАОУ Трубичинская основная общеобразовательная.
Цели и задачи профориентационной работы в школе Выполнили: Сугралинова Мадина, Коляда Ангелина, Абилова Эльвена, Каскабасова Алия.
Профориентационная работа в коррекционной школе-интернате Социальный педагог 1 кв. категории Тарасова Н.А.
Методическая разработка курса «Основы производства. Выбор профессии»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 3 г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
Транксрипт:

Система работы по профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями слуха в ГС(К)ОУ школе-интернате 1 вида Подготовили зам. директора по УВР Дуплякова Р.С. педагог-психолог Солодкова М.В. учитель Жукова Н.Г. воспитатель Букина Н.Н.

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида

«Глухота не может закрыть все дороги вступающим в жизнь. Надо только твердо знать, чего ты хочешь и уверенно идти к своей цели» Б.А.Комашинский (глухой ученый-поэт)

Система профориентационной работы Система профориентационной работы ПУ ССУЗ ВУЗ Центр инвалидов Хаб. кр. ВОГ Вн еш ние свя зи Система воспитательная работы Психолог Дополнитель ное образование Родители Педагоги школы Социальный педагог Содержа ние образова ния Библиотека Обучающийся Директор Зам. дир. по УВР

Создание педагогических условий для формирования самоопределения, самореализации личности и развития профессиональной и социальной компетенции обучающихся с нарушениями слуха Цель профориентационного образования:

Создавать условия для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества Подготовить ребят к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкурентноспособности на рынке труда Развивать у них предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, инициативу, стремление к разумному риску, честность и порядочность Задачи профориентационного образования:

Формировать у выпускников профессиональную компетенцию в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью Создавать условия для овладения современными экономическими знаниями, формировать экономическое мышление, в том числе и включение их в реальные производственно- экономические отношения Воспитать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая, экологическая, правовая культура и т.д.)

Педагоги: изучают индивидуальные особенности учащихся своего класса определяют наиболее характерные качества каждой личности проводят учебные и внеклассные мероприятия Начальная школа (1-4 классы) Начальная школа (1-4 классы)

Педагоги: продолжают изучать учебные и познавательные интересы учащихся, склонности, способности в учебной, трудовой и общественно- полезной деятельности, увлечения в свободное от учебы время, активность и самопознание учащихся Изучают самооценку успехов в учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности Младшие подростки(5-8 классы) Младшие подростки(5-8 классы)

Педагоги: - продолжают изучать интересы, склонности, профессиональные идеалы, профессиональные намерения, способности, особенности характера учащихся -выявляют умение ориентироваться в мире профессий, первоначальный профессиональный интерес, самооценку профессионально важных качеств, активность учащихся в проверке своих профессионально важных качеств -на основе индивидуальных особенностей ученика рекомендуют ему выбор одной из сфер профессиональной деятельности: Старший подростковый возраст Старший подростковый возраст «Человек- человек» «Человек- природа» «Человек художественный образ» «Человек знаковая система» «Человек- техника»

Стенды по профориентации воспитанников в школе и классах На стендах представлена информация о профессиональных учебных заведениях и правилах приема, о профессиях, фотоматериалы, рисунки, связанные с профессиями. Эти стенды используются в процессе проведения занятий по профориентации.

Институт социальной реабилитации Новосибирского гос. тех. университета Головной учебно – исследовательский и методический центр (ГУИМЦ) в реабилитации лиц (инвалидов по слуху) при МГТУ им. Н.Э.Баумана Московский педагогический гос. университет Гос. специализированный институт искусств (ГСИИ) Владимирский гос. университет – центр профобразования инвалидов

Профессиональное училище 40 Профессиональное училище 40

Мы работаем в «Дальспецстрое»

Цель – профориента- ционное воспитание учащихся как залог успешной адаптации в общество путем организации цикла мероприятий

Специфика профориентационной работы в библиотеке – создание информационного пространства, позволяющего получить сведения о профессиях

Во время мероприятий библиотеки «Кем быть, каким быть», «Полноценная жизнь инвалидов» и др. проводится обзор материалов постоянно- действующей выставки книг «В мире профессий» Данная работа помогает неслышащим учащимся найти ответы на вопросы: Какие бывают профессии? Как выбрать профессию? Куда пойти учиться? Как достичь успеха в жизни?

Воспитательная работа

Беседы.Анкетирование.Опыты и наблюдения. Анализ результатов деятельности школьников. Обобщение независимых характеристик. Педагогический эксперимент. Методы изучения школьников в целях профориентации

1-4 классы 1. Экскурсии 2. Беседы: - Почему человек должен трудиться - Как появились профессии - Все работы хороши – выбирай на вкус и др. 3. Работа с разнообразным материалом (бумага, проволока, природный и волокнистый материал, технический и строительный конструктор 4. Трудовой десант 5. Ухаживание за комнатными растениями 6. Работа на пришкольном участке 7. Сюжетно-ролевые игры 8. Работа по самообслуживанию 9. Ремонт учебно-наглядных пособий 10. Изготовление предметов игрового, учебного, бытового назначения Формы внеклассной работы Формы внеклассной работы

К примеру, мы знакомим детей с профессией повара. Задачи могут быть такими: проводим мини-лекцию об основном содержании профессии повара знакомим учащихся с основными требованиями профессии повара к человеку знакомим учащихся с основными орудиями труда смотрим видеосюжет, обсуждаем его приглашаем для беседы представителей этой профессии, ходим на экскурсию в столовую проводим работу в малых группах (сюжетные и дидактические игры)

5 – 6 классы Беседы на темы: - Профессиональное самоопределение - Цель и смысл жизни - Выбор профессии - Профессиональный идеал - Профессиональные интересы Знакомство с работой кружков, экскурсии, практические занятия, наблюдения, импровизированные сценки на заданную тему, рисования на темы: «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» Формы внеклассной работы Формы внеклассной работы

7-8 классы Беседы на темы: - Мир труда и профессий (обслуживающий труд в автосервисе) - Понятие о проф.пригодности - Формула профессии - Психические качества личности - Знакомство с училищами, обеспечивающими начальное профессиональное образование Экскурсии, практическая деятельность, моделирование ситуаций, деловые игры.

-Изучение воспитанник ов в целях профессион альной диагностики. - Организация и проведение системы профессиона льных проб по пяти видам деятельности. - Создание условий для формирован ия навыков в данных видах деятельности. -Трудовая, профессион альная подготовка в том виде деятельност и, к которому воспитанник проявляет интерес и имеет лучшие результаты. - Пролонгиро ванная трудовая адаптация и трудоустрой ство выпускников. Алгоритм профессионального определения старшеклассников

9 -12 классы Беседы: - Индивидуально-психофизиологические особенности личности: характер, темперамент, способности, здоровье. - Противопоказания к профессиям. - Пути приобретения профессий. - «Что советуют родители о выборе профессии». - «Трудовые династии». - «Знакомство с правилами приема в УПП, ПТУ». - Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера. - «Правила приема в средние и высшие учебные заведения». - «Правила приема на производство». - «Биржа труда». - Основы предпринимательства. - Социальная защита населения в условиях рыночных отношений. Экскурсии, деловые игры, анкетирование учащихся, практическая деятельность, деловые и творческие игры, моделирование ситуаций, проведение дня самоуправления в школе

Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован Главное не победа- главное участие

Философия учебного портфолио предполагает: Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету Основной смысл портфолио - показать все, на что ты способен. Ведение школьниками профессионального портфолио. Ведение школьниками профессионального портфолио.

Рубрики профессионального портфолио Мой мир Мои увлечения и достижения Рисунки профессий Профессии родителей и близких Мои профессиональные качества Экскурсии. Уроки «Мир профессий» Профориентационное представление на учащегося

Психологическое сопровождение подготовки к профессиональному самоопределению обучающихся с нарушениями слуха

Дать подростку знания о самом себе и научить получать эти знания самостоятельно Помочь обучающемуся в развитии его адаптационных способностей Изучить профессиональные интересы воспитанника Определить степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, при необходимости внести коррективы Оказать морально – эмоциональную поддержку профессионально определяющимся воспитанникам Задачи профориентационной деятельности педагога - психолога:

Направления деятельности школьного психолога: Направления деятельности школьного психолога: психодиагностическая консультативная коррекционно-развивающая

Диагностика профессиональной направленности и самоопределения воспитанников: Определение социальных установок; Определение мотивации выбора и ее структуры; Выявление направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; Определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований

1. Мои главные цели в жизни: 1. Хочу закончить школу и поступить в ____________________________ 2. Хочу получить профессию ______________________________________ 3. Где я буду работать ____________________________________________ 4. Кем я буду работать ____________________________________________ 2.Сильные стороны моей личности ______________________________________ 3.Как они помогают мне в выборе моего жизненного пути (профессии)? __________________________________________________________________ 4. Слабые стороны моей личности, как они мешают мне в жизни? ___________________________________________________________________ 5. Мои увлечения, хобби. Чем я люблю заниматься в свободное от учёбы время? 6. Влияет ли это на выбор моей будущей профессии? _________________________________________________________________ ____ Анкета. Мои жизненные планы.

«Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» Инструкция: Вам нужно нарисовать фигуру человека, состоящую из десяти элементов; среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти фигур в размерах, накладывать друг на друга. Важно, чтобы все эти три элемента присутствовали в изображении человека, а сумма общего количества использованных фигур была ровна десяти (10). Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее. Если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Нарисуйте на трех разных листах различные фигуры людей. Пример: Всего 10 фигур, использованы все три элемента. Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

«Методика выявления первичных профнамерений» Фамилия и имя _______________________________________________________________ Подумай! Кем ты хочешь работать? Напиши специальность ___________________________________ Почему ты хочешь работать по специальности? Выбери правильный ответ в таблице. Если согласен, в колонке «Оценка» напиши – да, не согласен – нет. Почему хочу работатьОценкат/м 1.Хочу работать там, где надо общаться с другими людьми.И 2.Хочу работать, если понравится моим родителям.- 3.Хочу работать по специальности, в которой нужно быть ответственным.С 4.Хочу работать в другом городе.+ 5.Хочу работать там, где знаю как работать и умею.И 6.Специальность, которая мне нравится не требует много знаний.- 7.Хочу работать, чтобы помогать другим.С 8.Хочу работать, чтобы узнать много нового, научиться тому, чего не умею.И 9.Хочу работать по специальности, за которую будут хорошо платить.+ 10.Хочу работать близко с домом.+ 11.Специальность, которая мне нравиться, уважают другие.- 12.Хочу работать, чтобы стать хорошим работником.С 13.Буду работать там, где получиться.- 14.Хочу работать, чтобы стать начальником.С 15.Хочу работать на интересной работе.И 16.Хочу чтобы моя работа была похожа на любимый урок.+ 17.Хочу работать по специальности, которая нравится моим друзьям.- 18.Хочу работать там где можно получать деньги за дополнительную работу Хочу работать там, где работу надо делать красиво, интересно.И

«Кто Я?» В течение 5 минут десять раз по- разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

Коррекционно – развивающая работа Сюжетно – ролевые игры: Освоение ролевых позиций определение ребенка в отношении того, какие социальные роли он выполняет, и какие роли ему предстоит выполнять в реальной социальной и профессиональной действительности Понимание ребёнком необходимой гибкой ориентации в ходе решения социально-экономических задач и неизбежности их решения, выявление представлений воспитанников о том, как они представляют себе самостоятельную жизнь за порогом школы - интерната. Включенность в имитируемые социально – экономические отношения, познание себя, своих личностных особенностей, сильных и слабых сторон своей личности. Научить воспитанника корректировать отрицательные свойства и качества и опираться на положительные. Деловые игры Цель: дать возможность воспитаннику спланировать свое будущее, заранее спрогнозировав его, посмотреть на полученные результаты и изменить в случае необходимости.

Игра «Угадай профессию» Правила игры. Три человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом они вернутся и попробуют отгадать данную профессию с помощью вопросов. Например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?», «Где можно получить эту профессию?» и так далее. Возьмем, например, профессию врача. Какой цвет у профессии? (Белый.) Какой запах имеет профессия? (Лекарств.) Какая мебель используется? (Шкаф, кушетка.) Где можно получить данную профессию? (В институте.) столяр

белый (желтоват ый) дерева, лака верстакучилище портной разноцвет ный горячего утюга, ткани столучилище маляр разноцвет ный красок, лака стремян ка училище библиотекарь разноцвет ный книг шкафы, столы институ т

Цель: Воспитывать уважительное отношение к разным профессиям. Развивать воображение Почему существует много профессий? Представьте, как изменится жизнь, если исчезнет профессия учителя (врача, строителя, водителя, портного, слесаря, дворника, повара). Вывод: все профессии важны и нужны.

Игра «Способности и профессия» Цель: Показать детям связь профессии с личностными характеристиками человека Давайте подберем способности, умения к некоторым профессиям. Учитель русского языка: знание науки о языке; выдержка; любовь к детям; умение правильно говорить; умение обучать; ответственность; уровень интеллекта; способность к самообразованию.

Слесарь: глазомер, точность движений; умение разбираться в чертежах; выдержка, терпение; сила, выносливость; знание материала; ловкие руки. Парикмахер: культура речевого общения; кругозор (много красок, средств для ухода за волосами); желание быть в курсе модных направлений в одежде, прическах, выдержка, терпение; аккуратность; ловкость рук; знание химии.

Игра «Выбор профессии для друга» Ребята, вы друг друга знаете давно и, наверное, понимаете, какая профессия может подойти каждому из вас. Сейчас вы будете передавать мяч по кругу и говорить: «Я хочу, чтобы Оля стала продавцом, потому что она честная и хорошо считает». В своем предложении вы обязательно называете черту характера человека и его умение, которые важны для данной профессии.

Коллаж «Мой мир» Цель: Знакомство с внутренним миром. Материал: Бумага ватман, газеты, журналы, клей, ножницы. Структура: Участникам предлагается мысленно задать себе вопрос, какой он, мой мир? И из предложенных картинок и вырезок создать коллаж, который бы отвечал на этот вопрос. Из иллюстраций картинок подросток может выбрать те готовые формы, которые удовлетворяют его эстетическим запросам и дают возможность быть более свободным в самовыражении. Обсуждение: Все ребята показывают свое произведение. Отмечается, что у всех получились разные работы, чем подчеркивается уникальность каждого из них.

Игра «Аукцион» Учитель называет предмет труда, а учащиеся по очереди называют профессии, относящиеся к этой группе. Профессии можно записывать на доске. После каждой названной профессии учитель считает до трех или ударяет в ладоши, ожидая названия очередной профессии. Профессию необходимо назвать до третьего хлопка. Тот, за кем останется последнее слово, считается победителем. Во время игры ребята понимают, насколько мало они осведомлены о мире профессий. Главная задача учителя дать возможность почувствовать этот информационный голод. Удлинение интервалов между хлопками, остроумные реплики учителя, такие атрибуты, как деревянный молоток, гонг, символические призы, придадут игре особую привлекательность.

Игра «Оптимисты и скептики» Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую их недостатки. Необходимо затронуть следующие вопросы: какое значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать профессионал?

Индивидуальное консультирование воспитанников По методике Л.Б. Филоновой «Контактное взаимодействие с подростками» I. Расположение к общению: - ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций, непринужденная беседа на отвлеченные темы, отсутствие советов, навязчивости II. Поиск общего интереса: - нейтральный интерес, внимательное отношение к интересам обучающегося, переход с нейтрального на личностно-значимый интерес. Подчеркивание уникальности предпочитаемой деятельности. Перейти от общих суждений о людях к конкретному человеку III. Выяснение предполагаемых профессиональных качеств: - рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Соотнесение с профессией. IV. Выяснение предполагаемых качеств, которые мешают профессиональному самоопределению: - уточнение границ и пределов личности. Высказывание о собственных негативных качествах V. Адаптивное поведение партнеров: - подчеркивание положительных и учет отрицательных качеств. Советы по качествам. Обсуждение того, что будет представлять трудности. VI. Установление оптимальных отношений: - общие планы действий, совместная работа.

Цель: Индивидуальная работа по разрешению личностных проблем (снятие напряженности, тревожности), занятия по формированию умений выхода из конфликтных ситуаций и установлению контакта. Обобщение полученного материала.