Тема курса АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ РОССИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Advertisements

Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Контрольно-счетная палата Ленинградской области. Контрольно-счетная палата Ленинградской области является постоянно действующим органом государственного.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Статус контрольно-счетной палаты В соответствии с Законом Нижегородской области от З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области»
ИНФОРМАЦИЯ о ходе реализации Стандартов качества предоставления бюджетных услуг.
ПРОЕКТ МФ РФ И МБРР «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне» Разработка методологии проведения бюджетного аудита на региональном.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Чегринец Е. А. Аудитор, Контрольно - счетная палата Москвы Основные изменения в деятельности контрольных органов в связи с принятием Закона о контрактной.
Внутренняя и внешняя оценка качества функции внутреннего аудита в органах государственного сектора Украины Максим Тимохин, начальник ЦПГ Госфининспекции.
CEFC 1 Результаты оценки Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Томской области Балашова Наталья.
Г. Саратов 2009 г. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ОАО «МРСК ВОЛГИ»
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ Заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов.
Осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Современные подходы к оценке качества дополнительного профессионального обучения взрослых Кузнецова И.Ю., к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
ПРОЕКТ МФ РФ И МБРР «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне» Методика оценки эффективности расходования бюджетных средств.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Методика оценки эффективности и результативности бюджетных расходов в Республике Карелия Часть 1. Система индикаторов Александров О.В. Старший аналитик.
Транксрипт:

Тема курса АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ РОССИИ

СОДЕРЖАНИЕ: Тема 1. Аудит эффективности в государственном финансовом контроле зарубежных стран. Тема 2. Теоретические основы аудита эффективности. Тема 3. Особенности организации аудита эффективности. Тема 4. Методика проведения аудита эффективности. Тема 5. Формирование условий, необходимых для применения аудита эффективности в России.

Тема 1. Аудит эффективности в государственном финансовом контроле зарубежных стран 1. Возникновение аудита эффективности использования бюджетных средств в государственном финансовом контроле зарубежных стран. 2. Зарубежный опыт применения аудита эффективности использования бюджетных средств.

Факторы, обусловившие возникновение аудита эффективности: Формирование системы государственного финансового контроля (внешний и внутренний). Возрастание степени прозрачности и публичности бюджетного процесса. Создание действенных механизмов бюджетного контроля. Необходимость усиления интереса парламента к результатам деятельности органа государственного финансового контроля. Применение программно-целевых методов бюджетного планирования

«Лимская декларация руководящих принципов контроля» (принята IХ Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году. «В дополнение к финансовому аудиту, важность которого неоспорима, имеется также другой вид контроля, который направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе, организационную и административную системы» Статья 4:

Стандарты аудита ИНТОСАИ: «Аудит эффективности представляет собой проверку экономичности, продуктивности и результативности и включает: (а) проверку экономичности («economy») административной деятельности в соответствии с ее основными принципами и практикой, а также политикой управления; (б) проверку продуктивности («efficiency») использования трудовых, финансовых и других ресурсов, включая исследование информационных систем, состояния внутреннего контроля, а также процедур устранения проверяемыми объектами выявленных недостатков; (в) проверку результативности («effectiveness») выполнения задач, поставленных перед проверяемой организацией, проверку фактических последствий ее деятельности в сравнении с запланированными».

В англоязычной литературе зарубежных стран используются термины: «effectiveness audit» - «аудит эффективности». «performance audit» - («аудит исполнения» или «аудит управления») – в Норвегии, Швеции. «value for money audit» - («аудит выгоды от использования денег») - в Великобритании, Канаде. «operational audit» - («операционный аудит») - в США.

«Аудит эффективности расходования государственных средств представляет собой систематическую, целенаправленную, организованную и объективную проверку деятельности органов государственной власти и включает аудит экономичности, продуктивности и результативности деятельности органов государственной власти, а также оценку воздействия этой деятельности на окружающую среду» Управление Генерального аудитора Канады:

Главное контрольное управление США: Аудит эффективности расходования государственных средств представляет собой объективную и систематическую проверку фактических данных (документов) с целью независимой оценки работы государственной организации, выполнения функций или программ, информация о результатах которой предоставляется для усиления подотчетности обществу и способствует принятию соответствующими государственными органами решений, необходимых для повышения эффективности.

Контрольная палата Польши Аудит эффективности – систематический процесс получения информации о том, действует ли правительство наиболее эффективным, продуктивным и наименее затратным образом. Аудит эффективности – инструмент в руках ответственных за принятие решений лиц, помогающий им убедиться в том, что все функционирует согласно намерениям.

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан Аудит эффективности – это независимая проверка, анализ и оценка экономичности, продуктивности и результативности использования объектом контроля финансовых ресурсов государства. Аудит эффективности представляет собой комплексную оценку эффективности, которая состоит из трех компонентов контроля: экономности, продуктивности, результативности.

Политические ограничения в аудите эффективности Органам государственного и муниципального финансового контроля ЗАПРЕЩАЕТСЯ: КОММЕНТИРОВАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; ДАВАТЬ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ОЦЕНКУ ЦЕЛЕВЫМ ПРОГРАММАМ. РАЗРЕШАЕТСЯ: АНАЛИЗИРОВАТЬ ДОКУМЕНТЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ; ПРОВЕРЯТЬ ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ; ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОВОДИМОЙ ПОЛИТИКИ.

«Управление Генерального аудитора Канады строит свою деятельность таким образом, чтобы не складывалось впечатление, что оно подвергает сомнению или критикует намерения депутатов парламента, когда они утверждают какой-либо закон, или действия правительства, когда оно выбирает тот или иной политический курс». (Руководство по проведению аудита эффективности расходования государственных средств). Великобритания Генеральному контролеру Великобритании запрещается «подвергать сомнению разумность политических целей проверяемых министерств, учреждений или организаций». (Закон о финансовом контроле от 1983 года) Канада

Финансовый контроль реализации программ (рабочая группа ИНТОСАИ) Финансовый аудит - проверка соблюдения законности при осуществлении программы Аудит экономичности - оценка соответствия выбранных способов выполнения программы наиболее экономному использованию ресурсов для достижения ее целей Аудит продуктивности –определение соотношения между выходом товаров, услуг и других результатов выполнения программы и использованными на их производство ресурсами Аудит результативности – оценка соответствия результатов выполнения программы установленным в ней целям Оценка последовательности стратегии - определение соответствия предусмотренных стратегией способов реализации программы поставленным в ней целям Оценка воздействия стратегии – характеристика экономического и социального эффекта, полученного в результате реализации данной стратегии Оценка результативности стратегии и анализ причинных связей - определяется, являются ли полученные результаты следствием реализации данной стратегии или же действия других факторов

Типы оценок эффективности выполнения программ в США : оценка процесса (process evaluation) – соответствия качества оказанных услуг ожиданиям общественности; оценка продукта (outcome evaluation) – уровня достижения запланированных результатов программы; оценка воздействия (impact evaluation) – чистого эффекта выполнения программы путем сопоставления результатов ее выполнения с результатами анализа того, что было бы в случае отсутствия данной программы; оценка «затрат - пользы» и «затрат– результативности» (cost-benefit and cost- effectiveness evaluation) – соотношения между результатами выполнения программы и ресурсами, затраченными на их достижение.

Проверка экономичности использования ресурсов объектом контроля в США Использует ли объект контроля наиболее рациональные методы работы и материально-технического снабжения? Приобретает ли объект контроля ресурсы соответствующего качества и в необходимом количестве по соответствующей цене? Исключает ли объект контроля простои в работе, раздувание штата, дублирование в работе сотрудников, а также малополезную или ненужную работу? Имеет ли объект контроля систему измерения и контроля экономичности деятельности, отвечающую требованиям, а также ведения отчетности? Представило ли руководство объекта контроля достоверный отчет о мерах, принятых для обеспечения экономичности использования ресурсов, и являются ли они действенными?

«Системно ориентированный аудит эффективности» в Швеции (I): 1.Существует ли в проверяемой организации система внутреннего контроля, выполняет ли она установленные задачи или имеются препятствия для эффективного функционирования внутреннего контроля, есть ли необходимость изменения его структуры? 2. Экономично ли используются ресурсы, выделенные данной организации, или существуют факторы, которые требуют радикальных изменений в управлении ими?

«Системно ориентированный аудит эффективности» в Швеции (II): 3. Удовлетворяет ли деятельность агентства или организации потребностям правительства или пользователей их результатов, или же существует конфликт задач и имеются недостатки в распределении между ними работы и ответственности, функций управления, а также в поставках и информационных системах, которые требуют принятия мер для повышения эффективности? 4. Является ли система управления в проверяемой организации эффективной, имеются ли благоприятные возможности для повышения ее эффективности или же необходимы изменения в организационной структуре управления?

Вопросы проведения аудита эффективности в Нидерландах (I): 1. Были ли намеченные цели и поставленные задачи министерств и ведомств обеспечены необходимыми трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами, соответствуют ли эти цели и задачи осуществляемой ими деятельности? 2. Насколько надежны и достоверны данные, используемые для оценки обеспечения деятельности проверяемой организации всеми необходимыми ресурсами и контроля результатов ее деятельности?

Вопросы проведения аудита эффективности в Нидерландах (II): 3. Если в процессе выполнения задач в проверяемой организации имелись отклонения от намеченных результатов, то вносились ли своевременно изменения в ее деятельность на основании дополнительно произведенных расчетов и обоснований? 4. Были ли данные по планированию, мониторингу и корректировке деятельности организации документально зарегистрированы в систематизированной и доступной для понимания форме?

Тема 2. Теоретические основы аудита эффективности 2. Содержание аудита эффективности использования государственных (муниципальных) средств 3. Место аудита эффективности в финансовом контроле 1. Определение эффективности использования государственных (муниципальных) средств

Статья 34. Принцип экономности и эффективности использования бюджетных средств «Принцип экономности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств» Статья 34.Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств «Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств» Новая редакция: Бюджетный кодекс:

Трактовки статьи 34 БК в литературе: «Эффективность использования бюджетных средств – это достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема этих средств, а экономность использования бюджетных средств – это достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств». «Эффективность использования бюджетных средств подразумевает достижение наивысшего результата при выполнении какого-либо действия, мероприятия, на финансирование которого предусмотрено расходование бюджетных средств. Экономность, в свою очередь, предполагает наименьшее расходование предоставленных средств».

Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в годах Результативность бюджетных расходов – это «соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности».

Методические рекомендации по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Экономическая эффективность - «соотношение непосредственных результатов деятельности, результатов, планируемых для достижения в рамках тактических задач, программ, программных мероприятий, с затратами на их достижение (например, затраты на строительство/ремонт 1 км автодороги)» Общественная эффективность - «соотношение общественно значимого эффекта деятельности (показателя конечного результата деятельности или его изменения) по отношению к непосредственным показателям деятельности» Общественно-экономическая эффективность - «соотношение величины достигнутого в результате реализации программы конечного общественно значимого результата и величины затрат на его достижение».

Составные части оценки эффективности использования государственных средств - абсолютная или относительная экономия финансовых средств исходя из достигнутых количественных и качественных результатов их использования ; - степень соотношения между полученными результатами и использованными на их достижение финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами; – степень достижения запланированных результатов и конечный социально- экономический эффект, полученный от использования государственных (муниципальных) средств. Экономичность Продуктивность Результативность

Определение эффективности использования государственных (муниципальных) средств Ресурсы Затраты Результаты Социально- экономический эффект Экономические результаты Экономичность Продуктивность Ре зультативность Бюджетные средства Эффективность

Статья 34.Принцип эффективности использования бюджетных средств Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости обеспечить экономность, продуктивность и результативность использования определенного бюджетом объема средств. (предложение)

2. Содержание аудита эффективности использования государственных (муниципальных) средств

- это финансовый контроль экономических и социальных результатов использования государственных средств. состоит в определении эффективности использования государственных средств на основе проверок и анализа результатов деятельности органов исполнительной власти, государственных органов и организаций по достижению запланированных целей, решению поставленных задач и выполнению возложенных функций. (Стандарт СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств») Аудит эффективности Сущность аудита эффективности

Формулировки целей аудита эффективности: анализ и оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти по выполнению ими государственных функций, использования средств федерального и регионального бюджетов и иных государственных ресурсов; общая оценка деятельности органов госуправления и оценка эффективности использования государственных (в основном бюджетных) финансовых ресурсов; оценка правильности выбора и точности формулировки целей политики общественных расходов, их соответствия общественным предпочтениям; оценка эффективности политики управления, проводимой государственными органами в соответствии с основными социально- экономическими приоритетами страны.

Цель аудита эффективности– Определение экономичности, продуктивности, результативности использования государственных (муниципальных) средств государственными (муниципальными) органами и организациями путем проведения проверок их деятельности по достижению запланированных целей, решению поставленных задач и выполнению возложенных функций.

Основные задачи аудита эффективности Предоставлять законодательному органу информацию об уровне качества управления и эффективности использования государственных (муниципальных) средств. Давать информацию обществу в лице граждан- налогоплательщиков о том, в какой степени исполнительная власть достигает поставленные социально-экономические цели и задачи, насколько результаты использования государственных (муниципальных) средств обеспечивают удовлетворение общественных потребностей. Повышать ответственность, прозрачность и подотчетность в работе органов исполнительной власти и других получателей государственных (муниципальных) средств. Способствовать повышению качества управления и эффективности использования государственных (муниципальных) средств путем разработки и внедрения рекомендаций по результатам аудита эффективности.

Предмет аудита эффективности Налоговое и таможенное законодательство Цели Бюджетные средства Внебюджетные фонды Государственная (муниципальная) собственность Кредитные ресурсы Заемные средства Интеллектуальная собственность Государственные (муниципальные) средства Использование Формирование Налоговое и таможенное администрирование Задачи Функции Влияние налогового и таможенного законодательства на экономику

Предмет аудита эффективности В процессе проведения аудита эффективности в пределах полномочий контрольно-счетного органа проверяются и анализируются: организация и процессы формирования и использования государственных (муниципальных) средств; результаты формирования и использования государственных (муниципальных) средств; деятельность проверяемых организаций и учреждений по формированию и использованию государственных (муниципальных) средств.

Объекты аудита эффективности Органы исполнительной власти, государственные (муниципальные) органы и организации. Органы, распоряжающиеся средствами внебюджетных фондов. Организации и учреждения, имеющие предоставленные законодательством льготы Бюджетные учреждения и другие получатели государственных (муниципальных) средств. Выгодополучатели результатов использования государственных (муниципальных) средств.

Где применяется аудит эффективности? «В рамках реализации превентивной функции аудита эффективности на уровне бюджета муниципального образования в процессе экспертно-аналитического исследования проекта бюджета необходимо осуществлять прогнозирование ожидаемой эффективности различных бюджетных расходов и производить поиск статей расходов, для которых потенциально характерна повышенная вероятность нецелевого и неэффективного расходования средств». Осуществление аудита эффективности в процессе формирования бюджетных показателей позволит дать своевременную оценку эффективности проводимой бюджетной политики. На всех стадиях бюджетного процесса. Точки зрения в литературе:

оценки эффективности «бюджетного процесса в целом», «распределения и доведения государственных средств до их потребителей»; «Аудит эффективности может и, думается, должен проводиться и в форме предварительного контроля, до формирования и утверждения показателей бюджета и тех или иных программ». количественной оценки эффективности исполнения государственного бюджета, которая «должна оцениваться достижением поставленных целей социально-экономического развития страны; обеспечения «контроля за принятием экономических решений (отдельными аспектами финансово- экономической политики) с точки зрения их результативности». Аудит эффективности может применяться для:

Двойственный характер деятельности объектов проверки Производственная (затраты) Функциональная (функции и задачи) Результаты Прямые ( продукция и услуги) Социальные (конечный эффект) Проверка сравнение Критерии оценки эффективности Оценка экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств Деятельность организации

3. Место аудита эффективности в финансовом контроле

одна из «новых форм государственного аудита»; одна из «важнейших форм государственного бюджетного контроля»; «особый вид контроля»; «одна из важных функций государственного финансового контроля»; «аудит эффективности, наряду с ревизией, проверкой, обследованием, надзором и анализом, представляет собой вместе с финансовым аудитом новый метод государственного финансового контроля». Трактовки места аудита эффективности:

«аудит эффективности не может и не должен проводиться в отрыве от финансового аудита», который «присутствует изначально как необходимый атрибут государственного финансового контроля, он должен быть как бы вторым этапом аудита эффективности». «аудит эффективности должен придти на смену аудиту соответствия»; «аудит эффективности является следующей ступенью системы государственного финансового контроля» и его проведение «возможно только после проведения финансового аудита»; Трактовки взаимосвязи аудита эффективности с финансовым аудитом:

Место аудита эффективности в структуре финансового контроля Финансовыйконтроль Государственный Внутрихозяйственный Аудиторская деятельность МЕТОДЫ ВИДЫ ФОРМЫ Предварительный Текущий Последующий Внешний Внутренний Ревизия Проверка Обследование Анализ Аудит эффективности Финансовый аудит ТИПЫ

Двойственный характер бюджетных расходов Отражение (учет, отчетность, законность) Финансовый аудит Аудит эффективности Достижение (показатели) Цели,задачи, функции Правовые акты РЕЗУЛЬТАТЫ проверка Бюджетные расходы Финансовый контроль эффективность соответствие

Различия между финансовым аудитом и аудитом эффективности Финансовый аудит Аудит эффективности Цели Определение законности использования государственных (муниципальных) средств (учет, отчетность, целевой характер) Определение эффективности использования государственных (муниципальных) средств Предмет Финансовые документы и отчетность участников бюджетного процесса Организация, процессы, результаты и д еятельность по формированию и использованию государственных (муниципальных) средств Методы Документальная и фактическая ревизия (проверка) операций с государственными (муниципальными) средствами Проверка, анализ, синтез, опросы, интервью, сравнение с критериями оценки эффективности Отчет Формализованное заключение; выводы на основе доказательств, устанавливающих выявленные нарушения в финансовых документах. Дискуссионный характер; заключения и выводы на основе критериев оценки эффективности; доказательства, убеждающие в наличии недостатков и проблем; конструктивность,рекомендации.

Тема 3. Особенности организации аудита эффективности 2. Привлечение внешних экспертов. 1. Формирование группы инспекторов. 3. Взаимодействие с руководством и специалистами объекта проверки. 4. Планирование аудита эффективности

Перспективный план проведения аудита эффективности (на 3 года) План проведения аудита эффективности на очередной год Планирование аудита эффективности Приоритетные направления деятельности контрольно-счетного органа (на 3 года) Выбор тем и объектов аудита эффективности

Выбор тем и объектов аудита эффективности Критерии выбора: социально-экономическая значимость темы; степень наличия рисков в рассматриваемой сфере использования государственных (муниципальных) средств или деятельности объектов проверки; оценка возможных результатов аудита эффективности; объем проверяемых государственных (муниципальных) средств; проведение предшествующих контрольных мероприятий в рассматриваемой сфере использования государственных (муниципальных) средств или на данных объектах;

Оценка рисков Риск - это вероятность негативного влияния на проверяемую сферу деятельности или работу объекта проверки каких-либо факторов (действий, событий), результатами которого может быть неэффективное использование государственных (муниципальных) средств. На этапе выбора тем аудита эффективности следует установить: существует ли вероятность негативного воздействия на проверяемую сферу деятельности или работу объекта проверки каких-либо факторов (действий или событий), т.е. само наличие рисков; какова степень такого воздействия; какие могут быть отклонения в функционировании данной сферы деятельности или в работе объекта проверки в результате такого воздействия.

Классификация рисков Внешние - вызваны влиянием политических, экономических, социальных и иных факторов, не зависящих от проверяемой организации и воздействующих на ее деятельность извне (административная реформа, новые законы, воздействие окружающей среды и т.п.). Внутренние - связаны с деятельностью самой проверяемой организации (бездеятельность администрации в отношении недостатков, выявленных контролирующими органами, наличие сложной и неопределенной системы управления, частые структурные изменения и смена руководителей подразделений, высокая текучесть кадров). Финансового характера - недофинансирование, нецелевое использование государственных средств, проблемы в учете и отчетности, отсутствие системы внутреннего контроля или наличие недостатков в его осуществлении. Нефинансового характера - наличие в средствах массовой информации противоречивых дискуссий о сфере деятельности или работе объекта контроля, недоброжелательное отношение руководства проверяемого министерства, ведомства или организации к критической оценке их деятельности в средствах массовой информации.

Источники информации: Стратегические задачи и перспективный план проведения аудита эффективности. Результаты оперативного контроля за ходом исполнения бюджета. Результаты проверок исполнения бюджета за отчетный финансовый год. Материалы отчетов участников бюджетного процесса. Материалы заседаний парламентских комитетов и комиссий. Документы и материалы органов исполнительной власти. Обращения органов законодательной и исполнительной власти. Обращения других контрольных органов. Изменения в государственной политике и программах социально-экономического развития. Материалы средств массовой информации. Обращения руководителей организаций и граждан.

Критерии выбора темы аудита эффективности Баллы I. Социально-экономическая значимость темы: не имеет значения0 имеет значение как предмет контроля4 представляет большой интерес для Федерального Собрания, средств массовой информации и общественности 10 II. Степень наличия рисков: отсутствие рисков0 низкий уровень рисков3 средний уровень рисков6 высокий уровень рисков10 III. Оценка возможных результатов проверки: незначительное влияние на повышение эффективности проверяемой сферы или деятельности объектов проверки 2 существенное влияние на повышение эффективности проверяемой сферы или деятельности объектов проверки 4 возможность значительного влияния на повышение эффективности использования государственных средств в различных сферах и объектах 8 IV. Предшествующие проверки в этой сфере и/или на данных объектах: проверка проводилась, выявленные недостатки устранены0 проверка проводилась, выявленные недостатки устранены не в полной мере2 проверка не проводилась4 V. Объем проверяемых государственных средств: до 100 млн. рублей1 до 500 млн. рублей2

Ранжирование тем аудита эффективности по критериям Тема ЗначимостьСтепень рисков Оценка возможных результатов Объем финансо- вых средств Предыду- щие проверки Сумма баллов и т.д. Для окончательного выбора тем по каждой из них следует оценить затраты, необходимые для проведения аудита эффективности.

Оценка затрат на проведение аудита эффективности Трудовые затраты – количество человеко-дней. оплата услуг привлекаемых на договорной основе организаций и внешних специалистов. Финансовые расходы: оплата за проживание в гостинице; транспортные расходы; командировочные расходы;

Наименования аудита эффективности «Оценка эффективности реализации задач в области земельных отношений, направленных на обеспечение рационального использования земельных ресурсов, создание эффективной системы управления земельными ресурсами, увеличение доходной базы бюджета Владимирской области». «Проверка эффективности деятельности Территориального Фонда обязательного медицинского страхования по Ивановской области по обеспечению конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь в 2006 году». «Проверка эффективности использования земельных ресурсов Владимирской области». Должно быть: «Проверка эффективности использования Территориальным Фондом обязательного медицинского страхования по Ивановской области финансовых средств, направленных для обеспечения конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь в 2006 году». Должно быть: Пример:

Этапы аудита эффективности Подготовительный Основной Заключительный Внедрение результатов аудита эффективности Определение эффекта от внедрения результатов аудита эффективности

Этапы аудита эффективности ЭтапыЗадачи этапаСодержание этапа Результаты этапа 1Подготовительный Выбор целей, вопросов, критериев и методов проведения проверки Предварительное изучение темы и объектов проверки Программа и рабочий план проведения проверки 2 Основной Получение доказательств в соответствии с программой Проверка на объектах, сбор и анализ фактических данных и информации Акты, рабочие документы 3 Заключительный Подготовка заключений, выводов и рекомендаций Оформление результатов аудита эффективности Отчет и другие документы по результатам аудита эффективности

Тема 4. Методика проведения аудита эффективности 1.Подготовительный этап

Подготовительный этап: Подготовительный этап: Определение целей и вопросов Определение целей и вопросов аудита эффективности аудита эффективности Определение целей и вопросов Определение целей и вопросов аудита эффективности аудита эффективности Выбор критериев оценки эффективности Выбор критериев оценки эффективности Выбор критериев оценки эффективности Выбор критериев оценки эффективности Выбор методов проведения проверки Выбор методов проведения проверки Выбор методов проведения проверки Выбор методов проведения проверки Подготовка программы и рабочего плана Подготовка программы и рабочего плана проведения проверки проведения проверки Подготовка программы и рабочего плана Подготовка программы и рабочего плана проведения проверки проведения проверки Программа

В процессе предварительного изучения проводится (1) анализ нормативных правовых документов, регламентирующих предмет и деятельность объектов аудита эффективности; анализ отчетов о проделанной работе, планов работы и приоритетных направлений деятельности объектов проверки; изучение организационной структуры, систем и механизмов управления и внутреннего контроля объектов проверки; анализ выполнения объектами проверки поставленных задач и достижения ими конкретных результатов; анализ и оценку основных рисков, с которыми сталкивается в работе объекты проверки;

В процессе предварительного изучения проводится (2): консультации с независимыми организациями и специалистами; изучение материалов предыдущих контрольных мероприятий в данной сфере, а также результатов проверок, проводимых другими контрольными органами; собеседования с руководителями министерств, агентств, служб и проверяемых объектов.

Определение целей проведения аудита эффективности Цель проведения аудита эффективности – это то, что необходимо выполнить и установить в процессе его осуществления. При определении целей следует исходить из того, на какие вопросы, касающиеся проверяемой сферы использования государственных (муниципальных) средств или деятельности объектов проверки, ответит проведение данного аудита эффективности. Для проведения аудита эффективности целесообразно устанавливать 3-4 цели.

Примеры выбора целей

Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на дорожное хозяйство Волгоградской области за 2006 год и 9 месяцев 2007 года Эффективность и целевое использование бюджетных средств, направленных на дорожное хозяйство Волгоградской области за 2006 год и 9 месяцев 2007 года. Проверка эффективности расходования средств, выделенных в 2007 году из областного бюджета ОАО «Птицефабрика «Биробиджанская» Определить эффективность расходования средств, выделенных в 2007 году из областного бюджета ОАО «Птицефабрика «Биробиджанская». Аудит эффективности расходования средств, выделенных в качестве бюджетных инвестиций хозяйственным обществам, не являющимся государственными унитарными предприятиями Оценка эффективности расходования средств, выделенных в качестве бюджетных инвестиций хозяйственным обществам, не являющимся государственными унитарными предприятиями. Аудит эффективности использования средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на мероприятия в области занятости населения Оценка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий в области занятости населения. Проверка эффективности и целевого использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, выделенных ГУ «Адыгейский республиканский наркологический диспансер» в 2007 году Проверка эффективного и целевого использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, выделенных ГУ «Адыгейский республиканский наркологический диспансер» в 2007 году». Наименование контрольного мероприятия Цель контрольного мероприятия

«Аудит эффективности расходования средств областного бюджета Ленинградской области, выделенных на финансирование дорожной отрасли, за период с 2002 по 2005 год включительно (по методике Контрольно-счетной палаты Ленинградской области)» "Цель аудита: в соответствии с положениями бюджетного законодательства Российской Федерации настоящему аудиту подлежала деятельность объектов проверки, связанная с фактическим использованием средств федерального бюджета и бюджета Ленинградской области, выделенных на финансирование строительства, реконструкции, капитального ремонта и текущего содержания автомобильных дорог общего пользования...".

«Проверка эффективности деятельности Территориального Фонда обязательного медицинского страхования по Ивановской области по обеспечению конституционных прав граждан Ивановской области на бесплатную медицинскую помощь в 2006 году» Цель: Выполнение конституционной нормы оказания населению Ивановской области бесплатной медицинской помощи в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств обязательного медицинского страхования в части амбулаторно-поликлинической помощи.

«Аудит эффективности использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных на развитие физкультурно-спортивной и оздоровительной работы среди детей и подростков за годы» Целью аудита являлась разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности проверяемых объектов, повышению эффективности использования ими бюджетных средств.

«Аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных в году на государственную поддержку агропромышленного комплекса Иркутской области» - определить законность и эффективность использования бюджетных средств, выделенных в году на государственную поддержку агропромышленного комплекса Иркутской области; - установить факторы, влияющие на эффективность средств, выделяемых на финансирование поддержку агропромышленного комплекса Иркутской области; - подготовить предложения по повышению эффективности использования средств, выделяемых на эти цели. Цели:

«Аудит эффективности использования бюджетных средств на профессиональную реабилитацию и интеграцию инвалидов в Российской Федерации в годах» Цель 1. Определить, соответствуют ли нормативные правовые акты, принятые органами исполнительной власти по вопросам профессионального образования, трудоустройства и занятости инвалидов, действующему законодательству о социальной защите инвалидов. Цель 2. Определить, обеспечивает ли организация деятельности органов исполнительной власти, федеральных государственных учреждений, занимающихся проблемами инвалидов, создание условий для их профессиональной деятельности. Цель 3. Определить, обеспечивает ли система обучения в специальных учебных заведениях права инвалидов на получение профессионального образования. Цель 4. Определить, обеспечивает ли существующий механизм профессиональной реабилитации инвалидов их дальнейшее трудоустройство и занятость.

Выбор вопросов и объектов проверки

МАСШТАБ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ Определяется количеством вопросов и объектов проверки в соответствии с целями аудита эффективности. Устанавливает рамки (границы) предмета аудита эффективности.

Вопросы проверки и анализа Формулируются по каждой цели аудита эффективности. Должны быть существенными и важными с точки зрения определения эффективности использования государственных средств. Могут быть проверены, исходя из имеющихся ресурсов на проведение аудита эффективности. Количество вопросов проверки должно быть относительно небольшим (5-6 по каждой цели).

Объекты проверки степень влияния объекта проверки на достижение результатов в проверяемой сфере использования государственных (муниципальных) средств; наличие рисков в деятельности объекта проверки; объем используемых объектом государственных (муниципальных) средств; будут ли результаты аудита эффективности способствовать повышению эффективности использования государственных (муниципальных) средств в проверяемой сфере. При выборе объектов проверки необходимо учитывать:

Выбор критериев оценки эффективности использования государственных (муниципальных) средств

О соотношении понятий «показатель» и «критерий» Показатели – это «величины, характеризующие какую-либо сторону деятельности хозяйствующих субъектов, государства, населения, связанную с формированием и использованием денежных доходов и накоплений, или степень выполнения определенной задачи». (Финансово-кредитный энциклопедический словарь) Критерий – это «признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки». (Большой юридический энциклопедический словарь )

Критерии оценки эффективности - это качественные и количественные характеристики организации, процессов и результатов использования государственных средств а также деятельности объектов проверки, которые показывают, какими должны быть организация и процессы и какие результаты являются свидетельством эффективного использования государственных средств.

Наименование (предмет) аудита эффективности КРИТЕРИИ ВОПРОСЫКРИТЕРИИВОПРОСЫКРИТЕРИИВОПРОСЫ ЦЕЛЬ 1ЦЕЛЬ 2ЦЕЛЬ 3

Показатели: Рост Вес Цвет волос Объем талии Цвет глаз Объем бедер Образование Возраст Критерии Рост Вес Объем талии Объем бедер Объем груди см кг 60 см 90 см признаки мерило оценки ВЫБОР МОДЕЛЕЙ Объем груди

Источники критериев оценки эффективности законодательные и иные нормативные акты, а также документы, относящиеся к проверяемой сфере использования государственных средств или работе объекта проверки, которые содержат показатели оценки результатов и/или установленные процедуры организации его деятельности ; результаты использования государственных средств или работы проверяемой объекта в предшествующие периоды; результаты работы других организаций в государственном или частном секторе, которые осуществляют подобную деятельность или выполняют аналогичные виды работ; стандарты и правила, разработанные профессиональными ассоциациями и экспертными организациями, которые имеют непосредственное отношение к проверяемой сфере использования государственных средств или работе объекта проверки; отчеты о результатах проведения аналогичных проверок; статистические данные; специальная литература по вопросам проверяемой сферы или деятельности объекта.

Нормативные правовые акты (что должно быть) Деятельность объекта контроля Соответствует ? Аудит эффективности Выполняются ? Два вопроса аудита эффективности

Требования к критериям оценки эффективности Объективность - выбраны в результате всестороннего анализа проверяемой сферы использования государственных средств и деятельности объектов проверки, отражают их особенности и соответствуют целям аудита эффективности. Ясность - должны иметь четкие формулировки, которые не содержат двусмысленности и не могут быть подвержены различным интерпретациям ни со стороны проверяющих или проверяемых, ни будущих пользователей отчета о результатах данного аудита эффективности. Сравнимость – должны увязываться с критериями, использованными для оценки эффективности на других объектах в данной сфере использования государственных средств, или же сами могли бы применяться при проведении аналогичного аудита эффективности. Достаточность - на основе их совокупности можно сделать обоснованные заключения и выводы об эффективности использования государственных средств в соответствии с поставленными целями аудита эффективности. Приемлемость - согласованы с проверяемой организацией и не вызывают возражений со стороны вышестоящей организации, а также воспринимаются законодательным органом, средствами массовой информации и общественностью.

Критерии оценки эффективности могут иметь: Количественные значения - выражаются в натуральных и стоимостных показателях, характеризующих достигнутые результаты деятельности проверяемой организации (объемы производства продукции и оказания услуг, себестоимость продукции и объем полученной прибыли). Качественные значения - представляют характеристики различных аспектов организации деятельности объектов проверки по использованию государственных средств (например, соответствие положениям нормативных документов, организация управления и контроля, выполнение установленных правил и процедур). Относительные значения - выражаются в соотношениях между различными результатами деятельности проверяемых объектов или сфере использования государственных средств (например, уровень рентабельности и доходности, уровень рождаемости и смертности, уровень безработицы). Динамические значения - отражают изменения как количественных, так и относительных значений критериев за определенные периоды времени (например, темпы роста (снижения) продукции и услуг, прибыли и доходности, рождаемости и смертности.

Примеры правильного выбора критериев оценки эффективности

Совместная проверка выполнения Конвенции по предотвращению загрязнения окружающей среды судами на море и в портах (МАРПОЛ) (проведена высшими органами финансового контроля Кипра, Франции, Греции, Италии, Нидерландов, Мальты, Турции и Великобритании) Цель 1. Определить эффективность системы мер по выявлению загрязнения, причиняемого судами. Критерии оценки эффективности: Система мер по выявлению загрязнения окружающей среды отвечает современным требованиям и отражает новейшие знания в данной области. Система мер четко формулирует и определяет свои цели, задачи и средства по их достижению. Система мер по выявлению загрязнения окружающей среды соответствует международным соглашениям. Расходы на осуществление мер по выявлению загрязнения окружающей среды и их доходность рассчитываются в соответствии с международными принципами. Затраты на данную деятельность являются минимально необходимыми.

Аудит эффективности использования бюджетных средств на профессиональную реабилитацию и интеграцию инвалидов Цель: «Определить, обеспечивает ли система обучения в специальных учебных заведениях права инвалидов на получение профессионального образования» количество специальных учебных заведений полностью обеспечивает потребности инвалидов в профессиональном образовании; существующие учебные программы соответствуют образовательным стандартам с учетом специфики профессионального обучения инвалидов и обеспечивают им профессиональную интеграцию; в образовательных учреждениях созданы все необходимые учебные, медицинские и бытовые условия для обучения инвалидов; инвалиды, окончившие специальные учебные заведения, в полной мере удовлетворены уровнем полученного профессионального образования. Критерии:

Аудит эффективности расходов на ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на годы» Критерии оценки эффективности: Граждане в полной мере информированы о своих правах на протезно-ортопедическую помощь. Показатели результатов деятельности каждого исполнителя программы позволяют дать объективную оценку их вклада в выполнение ее мероприятий. Расходы на реализацию мероприятий программы определены на основе разработанных нормативов и стандартов. Существует четкий порядок разработки и рассмотрения бюджетных заявок и распределения финансов на реализацию мероприятий..Система контроля обеспечивает достоверность оценки деятельности участников программных мероприятий. Цель: Определить, обеспечивают ли механизмы управления программой решение проблем оказания инвалидам протезно-ортопедической помощи.

«Аудит эффективности целевой программы » «Определить, соответствует ли разработка и реализация программы установленным требованиям». Цель: Критерии: программа имеет четкие формулировки целей, соответствующих приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности органов исполнительной власти; определены и имеют количественную оценку ожидаемые результаты реализации программы, включающие как непосредственные, так и конечные результаты ее выполнения; система показателей для измерения результатов реализации программы и их целевые значения обеспечивают возможность объективной оценки выполнения программы; потребности в ресурсах для достижения цели и результатов программы являются обоснованными, оценены внешние условия и риски реализации программы; установлена система управления реализацией программы, которая имеет четкие разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления.

Примеры ошибочных подходов к выбору критериев оценки эффективности

Аудит эффективности использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных на развитие физкультурно-спортивной и оздоровительной работы среди детей и подростков за годы КритерииПоказателиМетодика расчёта 1.Обеспеченность муниципальных образований спортивно- оздоровительным и сооружениями Обеспеченность спортсооружениями К обесп. = S факт./ S норм., где: S факт. – фактическая площадь спортсооружений; Sнорм. – площадь спортсооружений по нормативу. Единовременная пропускная способность спортсооружений К ед. проп. спос. = ПСфакт. / ПСнорм., где: ПСфакт. – единовр. пропускная способность фактическая; ПСнорм. – единовр. пропускная способность нормативная. Уровень охвата занимающихся физической культурой и спортом К охв. = Чфакт. / Ч общ., где: Ч факт. – численность занимающихся детей и подростков фактическая; Ч общ. – общая численность детей и подростков.

2. Обеспеченность спортивно- оздоровительных учреждений муниципальных образований РТ спортинвентарём и оборудованием, а также тренерско- преподавательским составом. Уровень обеспеченности спортивных учреждений спортинвентарём и оборудованием К у.о. = К у.о. факт. / К у.о. норм., где: К у.о. факт. – уровень обеспеченности спортинвентарём фактический; К у.о. норм. – уровень обеспеченности спортинвентарём нормативный. Уровень обеспеченности спортивных учреждений тренерско- преподавательским составом О преп. = Ч преп.факт. / Ч преп. норм., где: Чпреп.факт. – фактическая численность тренерско- преподавательского состава; Чпреп. норм. – численность тренерско- преподавательского состава по нормативу. КритерииПоказателиМетодика расчёта

Аудит эффективности использования государственных средств, выделенных в годах на финансирование дорожного хозяйства Ленинградской области Критерии: Критерий доступности, как количественные и качественные характеристики объектов дорожного хозяйства – автомобильных дорог и другой дорожной инфраструктуры, отражающие возможность обеспечения в Ленинградской области оказания транспортных услуг (протяженность, плотность). Критерий безопасности, как степень влияния объектов дорожного хозяйства, - в первую очередь автомобильных дорого, на обеспечение экономической и социальной безопасности (жизни и здоровья) участников дорожного движения. Критерий экстериальности, под которым понимается степень влияния количественного и качественного состояния объектов дорожного хозяйства на социально-экономическое развитие Ленинградской области в целом.

Это должны быть не критерии, а ЦЕЛИ аудита эффективности Цель 1. Определить, обеспечивают ли объекты дорожного хозяйства Ленинградской области потребности в оказании транспортных услуг ? Цель 2. Установить, обеспечивают ли объекты дорожного хозяйства экономическую и социальную безопасность (жизни и здоровья) участников дорожного движения? Цель 3. Определить, обеспечивает ли состояние объектов дорожного хозяйства решение актуальных задач социально- экономического развития Ленинградской области?

Аудит эффективности функционирования целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве В качестве критериев оценки эффективности использования средств Фонда были выбраны: доступность рабочих мест для инвалидов и отдельных категорий молодежи; результативность функционирования Фонда квотирования; адекватность системы управления средствами Фонда квотирования требованиям их эффективного использования.

« Проверка использования государственных средств, выделенных в рамках проекта «Образование» на государственную поддержку образовательных учреждений…..» (СП Владимирской обл.) Критерии эффективности деятельности объектов проверки: образовательные учреждения полностью укомплектованы педагогическими кадрами; обеспечена государственная поддержка учреждений образования, активно реализующих инновационные образовательные программы; увеличена доля учащихся, получивших образование с использованием информационных технологий; увеличена доля педагогических работников, реализующих инновационные педагогические технологии и авторские программы; выделены и направлены средства на поддержку одаренных детей; обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования, приняты меры по обеспечению детей школьным транспортом для подвоза к образовательному учреждению на 100%; уменьшена доля учащихся асоциального поведения;

Аудит эффективности использования в 2007 году средств областного бюджета, направленных на поддержку агропромышленного комплекса (Контрольно-счетная палата Кировской области) Эффективность кадровой политики в агропромышленном комплексе оценивалась по следующим критериям: - занятость в сельском хозяйстве; - заработная плата в сельском хозяйстве; - привлечение молодых специалистов в сельское хозяйство; - подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, занятых в сельском хозяйстве; - ввод жилья в сельской местности; - оздоровление работников. Эффективность социальной политики на селе оценивалась по следующим критериям: - мероприятия в области здравоохранения; - мероприятия в области образования; - мероприятия в области культуры; - мероприятия в области жилищно-коммунального обеспечения.

Методы проведения аудита эффективности анализ методов организации деятельности объектов проверки; анализ результатов работы объектов проверки; анализ конкретных проблем или ситуаций использования государственных средств в проверяемой сфере или в деятельности объектов проверки; рассмотрение проблем «сверху вниз» и «снизу вверх»; проведение обследований.

Управление рисками, которые могут возникать в процессе проведения аудита эффективности РискиВероятность возникновен ия Возможные последстви я Меры по управлению риском Ответственный за выполнение мер 1. Фактических данных, полученных от объекта аудита эффективности, недостаточно для того, чтобы сделать обоснованные выводы. НизкаяСерьезныеПолучить необходимые статистические данные, найти другие источники данных, обратиться к специалистам консультативной группы. Руководитель аудита эффективности. 2. Произойдут изменения в законодательстве, которые снизят актуальность и значимость результатов аудита эффективности. НизкаяСерьезныеПоддерживать связь с законодательным (представительным) органом на предмет выяснения возможных изменений в законодательстве, участвовать в заседаниях соответствующих комитетов и комиссий, получать информацию о вопросах, обсуждаемых на их заседаниях, и принятых решениях. Должностное лицо, ответственное за проведение аудита эффективности.

Отсутствие условий для проведения аудита эффективности невозможность выбрать критерии оценки эффективности; отсутствие требуемых специалистов; наличие больших сомнений в том, что по результатам проверки будет получен достаточный эффект; необходимость слишком больших затрат на ее проведение и другие. целесообразно оперативно пересмотреть тему и объекты аудита эффективности, чтобы избежать неоправданных финансовых расходов и трудовых затрат на его дальнейшее проведение, переключив имеющиеся ресурсы на более важные и результативные проверки. В этой ситуации Причины:

ПРОГРАММА проведения «_____________________________________________________» (наименование аудита эффективности) 1. Основание для проведения аудита эффективности: _____________________________________________________________________________________ 2. Предмет аудита эффективности: ____________________________________________________________________________________ (указывается, что именно проверяется) 3. Объекты аудита эффективности: _________________________________________________________________ (указываются наименования проверяемых органов государственной власти, организаций) 4. Проверяемый период _______________________________________ (указывается в случае его отсутствия в наименовании аудита эффективности) 5. Срок проведения аудита эффективности с____ по_____ 6. Цели и вопросы аудита эффективности, критерии оценки эффективности:

Цель 1.____________________________________________ (формулируется цель аудита эффективности) Вопросы: ___________________________________________________________ (формулируется перечень вопросов по цели 1) Критерии оценки эффективности: ___________________________________________________________ (перечень критериев оценки эффективности по цели 1) 7. Методы проведения проверки и сбора фактических данных для получения доказательств: ________________________________________________________________________________________ (дается краткое описание методов проведения проверки) 8. Состав ответственных исполнителей: ______________________________________________________________________________________________________ 9. Срок подготовки актов и других документов по результатам проверки и анализа «__» __________ 200__ г.

Основной этап аудита эффективности Задача - формирование аудиторских доказательств. Содержание - проведение проверки, сбор фактических данных и информации на объектах. Анализ собранных фактических данных и информации. Результаты – акты и рабочая документация (справки, аналитические материалы и т.п.)

- фактические данные и информация, собранные группой инспекторов в соответствии с установленными критериями оценки эффективности, на основе которых формируются результаты аудита эффективности. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА -

Использование аудиторских доказательств Определение соответствия результатов работы проверяемых объектов установленным критериям оценки эффективности. Обоснование заключений и выводов по итогам аудита эффективности. Выявление возможностей для совершенствования работы проверяемых объектов. Формулирование рекомендаций по повышению эффективности использования государственных средств.

Аудиторские доказательства должны быть: Д остаточными - их объем и содержание способны убедить в обоснованности и правильности сделанных выводов по результатам аудита эффективности. Н адлежащими - получены из надежных и достоверных источников. А декватными (релевантными) - имеют непосредственное отношение к сделанным выводам и логически связаны с целями аудита эффективности и критериями оценки эффективности.

Виды аудиторских доказательств Материальные доказательства - получают при наблюдении за какими-либо событиями или действиями людей, а также при проверке имущества. Они могут быть представлены в форме фотографий, схем, карт, графиков или в ином графическом виде. Устные доказательства - получают в результате бесед членов группы инспекторов с руководством и сотрудниками проверяемых объектов и вышестоящих организаций, внешними экспертами, а также проведения соответствующих опросов и интервью. Документальные доказательства - получают на бумажных носителях или в электронном виде. Они могут быть как внутренними, полученными в самой проверяемой организации, так и внешними, полученными за ее пределами. Аналитические доказательства - получают в результате анализа отдельных показателей, их совокупности или различных данных о деятельности проверяемого объекта.

Заключительный этап аудита эффективности Задача - Содержание – Результаты – Подготовка заключений, выводов и рекомендаций отчет и другие документы по результатам аудита эффективности оформление результатов аудита эффективности

Заключительный этап аудита эффективности Подготовка заключений, выводов и рекомендаций Отчет о результатах аудита эффективности Отчет о результатах аудита эффективности Утверждение отчета о результатах аудита эффективности Публикация отчета о результатах аудита эффективности Представление отчета о результатах аудита эффективности Законодательный (представительный) орган Представления, предписания

Заключения, выводы и рекомендации Заключения - указывается, в какой степени фактические результаты в проверяемой сфере использования государственных средств или деятельности объектов проверки соответствуют установленным критериям, дается оценка эффективности по каждой цели. Выводы – определяются причины выявленных отклонений фактических результатов в проверяемой сфере использования государственных средств или деятельности объектов проверки от установленных критериев оценки эффективности и их последствия. Рекомендации – формулируются предложения руководителям органов государственной власти и объектам проверки для принятия практических мер по устранению выявленных недостатков и повышению эффективности использования государственных средств.

Варианты оценки эффективности: государственные (муниципальные) средства использованы эффективно; государственные (муниципальные) средства использованы не в полной мере эффективно; государственные (муниципальные) средства использованы недостаточно эффективно; государственные (муниципальные) средства использованы неэффективно.

«Проверка эффективности использования областной собственности в виде полного пакета акций ОАО «Кировская региональная ипотечная корпорация» за 2007 – 2008 годы в сравнении с предшествующим периодом деятельности» Установлено, что «введение должности первого заместителя генерального директора в совокупности с организационно-управленческими решениями генерального директора было нецелесообразно. За 2008 год средства, израсходованные Корпорацией на содержание первого заместителя генерального директора, составили 1 535,1 тыс. руб. (1 370,8 тыс. руб. – заработная плата с начислениями, 152,3 тыс. руб. – обеспечение служебным помещением и оргтехникой, 12 тыс. руб. – телефон). С учётом изложенного, средства в сумме 1 535,1 тыс. руб., выделенные на содержание первого заместителя генерального директора, Корпорацией использованы неэффективно».

Аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2004 году–первом полугодии 2007 года на укрепление материально-технической базы, компьютеризацию, внедрение информационных технологий в средних общеобразовательных школах (Счетная палата Республики Татарстан) Экономичность, достигаемая за счет эффективного и рационального использования вложенных бюджетных средств (Э 3 ) Э 3 = D1 : D2 D 1 – стоимость востребованных (функционирующих, находящихся в рабочем состоянии) товаров, работ, услуг; D 2 – объем средств, израсходованных на приобретение указанных товаров, работ, услуг. Э 3 = ,3 : ,5 = 0,896 Экономичность укрепления материально-технической базы: Отклонение показателя экономичности от единицы на 0,104 или 18155,2 рублей свидетельствует о нерациональном использовании части закупленных товарно-материальных ценностей. КритерииПоказателиФактическое значение Экономичность, достигаемая при проведении конкурсных торгов (Э 1 ) Э 1 = S1 : S2 S 1 – стоимость лотов, выставленных на торги; S 2 – сумма стоимости государственных контрактов, заключенных по итогам конкурсов. Э 1 = ,4 : ,9 = 1,053 Экономичность использования средств, выделенных на компьютеризацию: Отклонение показателя составляет 0,053. Общий экономический эффект достигнут в сумме 4 449,5 тыс.рублей, что составляет 5,04% от стартовой цены.

Муниципальные образования Израсходовано бюджетных средств, (тыс. рублей) Количество учеников успевающих на «4» и «5» (чел.) Результативность использования бюджетных средств (тыс. руб./успевающие ученики) г. Набережные Челны 6 970, ,102 Азнакаевский 1 817, ,138 Альметьевский 4 028, ,139 г. Казань23 850, ,159 Нижнекамский 6 875, ,180 Черемшанский 1 177, ,285 Лениногорский 4 421, , Всего , ,380 Критерии и показатели результативности. Укрепление материально-технической базы Более высокий показатель результативности использования бюджетных средств, выделенных на укрепление материально-технической базы, наблюдается по г.Набережные Челны, Азнакаевскому, Альметьевскому муниципальным районам и г.Казани.

Система критериев оценки ОЦП Оренбургской области К-1. Соответствие ОЦП приоритетам социально- экономического развития Оренбургской области и актуальность индикаторов целей программы. К-2. Выполнение плановых объемов финансирования и привлечение дополнительных средств для реализации ОЦП. К-3. Достижение индикаторов целей ОЦП и полнота выполнения ее мероприятий. К-4. Оценка организации управления и контроля за ходом реализации ОЦП. (Весовой коэффициент критерия: Z3 = 0,4) (Весовой коэффициент критерия: Z2 = 0,3) (Весовой коэффициент критерия: Z1 = 0,1) (Весовой коэффициент критерия: Z4= 0,2)

Оценка по критерию К-4 «Оценка организации управления и контроля за ходом реализации ОЦП» Подкритерий Z4,1 «Заключение договоров, соглашений с муниципальными образованиями, организациями всех форм собственности по реализации и софинансированию мероприятий программы» (Весовой коэффициент Z4,1 = 0,4) Система балльных оценок Договоры и соглашения заключены в полном объеме 10 Договоры и соглашения заключены с 80 % участников реализации мероприятий программы 7 Договоры и соглашения заключены с участниками реализации мероприятий программы 0 Подкритерий Z4,2 «Проведение мониторинга среди участников исполнения ОЦП» (Весовой коэффициент Z4,2 = 0,4) Мониторинг проводится среди участников реализации ОЦП: органов исполнительной власти Оренбургской области, муниципальных образований и других участников ( %) 10 Мониторинг проводится среди всех участников реализации ОЦП: органов исполнительной власти Правительства Оренбургской области, муниципальных образований и других участников (70-90 %) 6 Мониторинг не проводится 0

Расчет интегральной оценки областной целевой программы R = К1 х Z1 + К2 х Z2 + К3 х Z3 + К4 х Z4, R - интегральная оценка в баллах; К1,,К2, К3, К4 - критерии оценки Z1, Z2, Z3, Z4 - весовые коэффициенты критериев. Численное значение интегральной оценки R в баллах Качественная характеристика эффективности реализации ОЦП, степени ее соответствия приоритетам развития области и требованиям нормативных правовых актов R =>9,2 Эффективность программы высокая - государственный заказчик полностью выполняет требования по организации ее выполнения, привлечению дополнительных источников и контролю за ходом реализации 8,3=

Подготовка рекомендаций по результатам аудита эффективности

Требования к рекомендациям: направлены на устранение основных причин существования выявленного недостатка или проблемы; ясными, сжатыми и простыми по форме изложения; ориентированны на принятие конкретных мер и обращены в адрес должностных лиц органов государственной власти и организаций, отвечающих за принятие соответствующих мер и уполномоченных на это; позитивными с точки зрения их тональности и содержания; практическими и экономически эффективными; ориентированными на результаты, которые можно оценить или измерить; сформулированы таким образом, чтобы можно было проверить их исполнение. Должны быть:

Рекомендации по результатам аудита эффективности расходов на ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на годы» Правительству Российской Федерации - рассмотреть вопрос об обеспечении прав граждан на получение льготной и бесплатной протезно- ортопедической помощи в полном объеме в соответствии с федеральными законами и принятыми Правительством решениями по этому вопросу, обратив особое внимание на продолжающийся рост инвалидности в Российской Федерации и недостаточно эффективное использование выделяемых на эти цели бюджетных средств. Министерству труда и социального развития Российской Федерации: разработать и утвердить необходимые нормативные документы по обеспечению населения протезно-ортопедической помощью в соответствии с законодательством; совместно с органами государственной статистики разработать предложения по совершенствованию учета численности граждан, нуждающихся в протезно- ортопедической помощи; совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и внедрить систему подведомственных учреждений и предприятий, обеспечивающую доступность инвалидов к услугам по протезно-ортопедической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и эффективность контроля за рациональным использованием средств федерального бюджета.

Структура отчета Цели аудита эффективности и критерии, которые использовались для оценки эффективности. Перечень объектов аудита эффективности. Проверяемый период. Краткая характеристика проверяемой сферы, программы или деятельности объекта проверки. Рекомендации по устранению выявленных недостатков. 1. Введение: 2. Результаты аудита эффективности (по целям): 3. Реакция проверенных организаций на результаты аудита эффективности. 4. Заключение: обобщенная оценка результатов аудита эффективности в соответствии с его целями. Заключения о соответствии фактических данных, полученных по итогам проверки, установленным критериям оценки эффективности. Выводы о причинах и последствиях выявленных отклонений и недостатков.

Требования к содержанию отчета Полнота информации - содержит достаточный объем материалов и доказательств, необходимых для обоснования результатов аудита эффективности. Точность информации - заключения и выводы подтверждаются надлежащими и соответствующими фактическими данными и доказательствами в актах и рабочих документах. Объективность информации - представленные доказательства излагаются в беспристрастной форме, не должно быть преувеличения и излишнего подчеркивания выявленных недостатков. Убедительность информации – изложенные результаты соответствуют целям аудита эффективности; заключения, выводы и рекомендации аргументированы и логически вытекают из представленных фактов. Ясность информации - написан простым языком, легко читаем и понятен, выделяются наиболее важные вопросы и ключевые предложения, используются наглядные средства (таблицы, графики и т.п.). Лаконичность информации - объем отчета не превышает разумных пределов, составляя, с учетом масштаба аудита эффективности, как правило, не более 30 страниц.

Анализ структуры отчетов КСО о результатах аудита эффективности * Элементы структуры отчета Наличие элементов структуры отчета Выводы Оценки эффективности Предложения (рекомендации) Количество отчетов 29 %18 %14 % 4 %13 %6 % + имеются - отсутствуют * По результатам анализа 62 отчетов КСО субъектов Российской Федерации

В отчетах о результатах аудита эффективности отсутствуют: критерии оценки эффективности – в 79 %; выводы по результатам аудита эффективности - в 23 %; оценки эффективности - в 46 % ; предложения или рекомендации по повышению эффективности использования государственных (муниципальных) средств или совершенствованию деятельности объектов проверки - в 50 % отчетов.

Условия, необходимые для применения аудита эффективности в России

Понимание важности и необходимости применения аудита эффективности, заинтересованность органов законодательной власти в его результатах. Позитивное отношение со стороны исполнительной власти к данному типу финансового контроля. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-счетных органов. Подготовка кадров, перестройка традиционного мышления финансовых контролеров. Создание соответствующей правовой базы. Организация бюджетного процесса на принципах результативности бюджетных расходов.

Результаты анкетного опроса контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации по проблемам применения аудита эффективности Вопросы анкетыОтветы на вопросы 2. Проводит ли ваш КСО аудит эффективности или проверки эффективности использования государственных средств? 1. Является ли определение эффективности бюджетных расходов одной из задач вашего КСО, установленных законодательством? Да – 58 (96,7%) Нет – 2 (3,3%) Да – 58 (96,7%) Нет – 2 (3,3%) 3. Каков удельный вес аудита эффективности в общем количестве контрольных мероприятий, проведенных вашим КСО в 2008 году: до 5% - 5 (8,8%) 6-10% - 10 (17,5%) 11-15% - 6 (10,5%) 4. Существуют ли у вашего КСО проблемы при применении аудита эффективности Да – 49 (81,7%) Нет – 11 (18,3%) 16-20% - 2 (3,5%) 21-30% - 11 (19,3%) > 30% - 23 (40,4%)

Вопросы анкеты 5. Отметьте три наиболее важные проблемы, которые создают препятствия в применении аудита эффективности вашим КСО, из предложенных вариантов ответа: Отсутствие необходимой правовой базы – 21 (42%) Недостаточность существующей правовой базы - 35 (70%) Негативное отношение к аудиту эффективности законодательного органа власти - 0 Негативное отношение к аудиту эффективности исполнительной власти - 3 (6%) Отсутствие стандартов и методических документов по проведению аудита эффективности - 42 (84%) Отсутствие в штате КСО специалистов необходимой квалификации - 9 (18%) Недостаточность финансовых, трудовых и материальных ресурсов, имеющихся в КСО - 22 (44%) 6. Каково отношение руководства проверяемых вашим КСО объектов к проводимому аудиту эффективности? Положительное – 10 (16,7%) Скорее положительное – 35 (58,3%) Скорее отрицательное – 13 (21,7%) Отрицательное – 2 (3,3%) Ответы на вопросы

Вопросы анкетыОтветы на вопросы 7. Какими документами руководствуется ваш КСО при проведении аудита эффективности? Методикой Счетной палаты РФ – 47 (78,3%) Методиками других КСО – 6 (26,7%) Собственной методикой – 20 (33,3%) Другими документами – 19 (31,7%) Да – 58 (96,7%) Нет – 2 (3,3%) 9. Какие процедуры проведения аудита эффективности были наиболее сложными для вашего КСО? Определение целей – 1 (1,7%) Выбор критериев – 58 (96,7%) Определение вопросов – 2 (3,3%) 10. Обсуждает ли ваш КСО в ходе проведения аудита эффективности с руководством проверяемых объектов 11. Проводит ли ваш КСО согласование критериев с проверяемым объектом? Да – 22 (36,7%) Нет – 38 (63,3%) цели– 18 (30%) критерии– 19 (31,7%) выводы и рекомендации – 46 (76,7%) 12. Способствовали ли результаты аудита эффективности решению конкретных социально-экономических проблем в вашем регионе? Способствовали – 11 (19,0%) Не в полной мере – 15 (25,9%) В некоторой степени – 30 (51,7%) Не способствовали – 2 (3,4%) 8. Считаете ли вы необходимым разработку стандартов аудита эффективности для Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации?

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ Цель Отчет о результатах Фактические данные (доказательства) ВыводыРекомендации сравнение Критерии оценки Заключения Объекты проверка Вопросы проверки

Вопросы есть?

Спасибо за внимание!