Из опыта работы Лазаревой Светланы Васильевны учителя физики МОУ ОСОШ 5 г. Воронежа (высшая категория, стаж работы 20 лет) Природа так обо всем позаботилась,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опорно-двигательной системы человека…. (ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ) Какую роль играет движение в жизни всех существ? Связана ли физика с опорно-двигательной системой.
Advertisements

Законы физики и организм человека Учитель информатики Усачева Е.Е. Учитель биологии Никишина С.Н.
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики Обобщение опыта учителя физики 1 квалификационной категории Маховой Натальи.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения Составитель: Абдулова Г.Х. учитель биологии.
Методическая разработка раздела «Тепловые явления» 8 класс Выполнил: учитель физики МОУ СОШ 185 Симонова Т. А.
Здоровьеориентированное содержание школьной программы по физике – как одно из направлений здоровьесберегающих и развивающих технологий предпрофильного.
Цель: Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Задачи: Создание системы внеурочной работы, дополнительного.
МОУ Рождественская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза Прохорова А.Н. « Организация исследовательской деятельности учащихся.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Формирование ключевых компетентностей через интегрированные технологии.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
Система работы учителя информатики Прокопович Е. В. МОУ «Гимназия 5» г. Брянска.
Селиванов а И.В. Селиванов а И.В. учитель биологии МОУ Фруктовская СОШ.
Подготовила учитель английского языка I квалификационной категории Чаплыгина И.И. Балашов, учебный год «Что такое интегративный курс» Муниципальное.
Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Выполнила : учитель физики МОУ Русская гимназия Ломакина Л. Б.
Влияние качества преподавания на качество знаний учащихся Сообщение на педагогическом совете Н. П. Гребенщиковой г.
Проект на соискание статуса муниципальной экспериментальной площадки МОУ СОШ 57,88,89 г.Ярославля Повышение эффективности и качества обучения школьников.
Транксрипт:

из опыта работы Лазаревой Светланы Васильевны учителя физики МОУ ОСОШ 5 г. Воронежа (высшая категория, стаж работы 20 лет) Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи

Я работаю в МОУ ОСОШ 5 г. Воронежа. Школа имеет договор о сотрудничестве с Воронежским базовым медицинским колледжем. Приоритет в обучении отдан химии и биологии. Введение нового учебного плана повлекло за собой сокращение часов по физике до полутора- двух часов с 8 по 11 класс Как следствие, вынужденный отказ учащихся от изучения некоторых дисциплин, в том числе и физики. Интерес был минимальный, мотивация изучения предмета отсутствовала. Встала проблема обновления методов, средств и форм организации обучения, проблема не только «чему учить», но и «как учить», то есть проблема организации эффективных совместных форм учебной деятельности, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс и внеклассную работу новых педагогических технологий.

Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Интеграция ориентирована на подготовку выпускника к жизни в современном обществе, способствует развитию коммуникативных способностей. Введение в учебный процесс иллюстративных сведений по медицине, экологии, географии, биологии, химии дает возможность учителю физики больше связать предмет с важными аспектами жизни природы, с деятельностью человека. Это служит развитию у ребят творческих способностей, умению наблюдать, формирует умения работы с дополнительной литературой, формирует умения применять знания для объяснения явлений наблюдаемых в природе, в окружающей жизни.

Моя цель - определение содержания и технологии использования межпредметных связей физики, биологии, химии, медицины с целью формирования естественнонаучного мышления у учащихся школы. Разработка научно-методических основ преподавания должна идти по пути рассмотрения и оптимального решения следующих проблем: 1. Содержания (на каком материале раскрывать); 2. Метода (как раскрывать); 3. Место и время (в каких темах раскрывать с наименьшими затратами учебного времени). Это определяет необходимость отбора содержания материала и разработки интегративных форм учебных занятий, раскрывающих общность естественнонаучных понятий, законов, теорий. Методы и формы использования материала должны совпадать с существующими в школе методами преподавания и формами организации учебных занятий.

В основу данной работы была положена следующая гипотеза: использование на уроках физики МПС по определенной технологии и в дидактически обоснованных условиях будет способствовать полному и системному освоению представлений о естественнонаучной картине мира и более эффективное формирование мыслительных способностей учащихся. Исходя из цели и гипотезы, мною решаются следующие задачи: 1. Поиск содержания материала максимально приближенного к жизни, отражающего естественнонаучную картину мира, применение в медицине. 2. Поиск наглядных и содержательных экспериментов и задач с учетом системы естественнонаучных знаний. 3. Организация ситуаций, которые не сообщаются в готовом виде, а добывающиеся через постановку проблемы. 4. Приоритет деятельности учащихся в различных формах: разработка и реализация различных учебных проектов как важной формы самостоятельной учебной работы; анализ литературных источников; экспериментальных задач. 5. Организация образовательного пространства (сотрудничество с институтами, лабораториями и другими социальными объектами). 6. Использование различных учебных пособий, в том числе, и новых информационных технологий и информационных источников.

1. включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность (организация учебной деятельности школьников); 2. обеспечение эмоциональной поддержки, создание каждому ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных эталонов оценивания; 3. проведение экспертизы полученного результата как педагогом, так и учеником.

На первой ступени велась разработка уроков и лабораторных работ интегративного характера. Во время такой работы учащиеся учились привлекать знания и умения из смежных предметов для объяснения физических процессов и явлений. На второй ступени, в курс обучения были введены межпредметные семинары с участием учителей физики, химии, географии и биологии. Составлены задачи, требующие комплексного применения знаний по физике, химии, биологии, географии, медицины. На третьей ступени, учащиеся стимулировались к проектной деятельности как во время урока (уроки- проекты), так и во внеучебное время.

На примере человека можно проследить все виды деформации. Деформации сжатия испытывает позвоночный столб и нижние конечности и покровы ступни. Деформации растяжения – верхние конечности, связки, сухожилия, мышцы. Деформации изгиба- позвоночник, кости таза. Деформация кручения – шея при повороте головы, туловище в пояснице при повороте. Для профилактики деформаций опорно-двигательногно аппарата большое значение имеют биомеханические исследования. Изучение распределения нагрузок по стопе позволяет создать рациональную опору.

Ритмичное движение грудной клетки еще не есть дыхание, но оно обеспечивает дыхание. При вдохе объем грудной клетки и легких увеличивается, а давление в них понижается и воздух входит в легкие. При выдохе объем грудной клетки и легких уменьшается, давление в легких повышается и воздух с избытком углекислого газа выходит наружу. Газовый закон Бойля-Мариотта p 1 V 1 =p 2 V 2 Диффузия – важнейший процесс газообмена в легких. Дыхание – это колебание (периодическое изменение вдохов и выдохов).

Давление в сосудах зависит от их толщины, что объясняется законом Бернулли. Давление в крупных венах меньше атмосферного, что является причиной всасывания воздуха при повреждении сосуда. В артериях давление превышает атмосферное. Пульсация крови при венозном кровотечении сглаживается вследствие эластичности сосудов и наличия трения.

ГАЗООБМЕН В МАЛОМ КРУГЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ С помощью сердца, а также широкой и развернутой сети сосудов (вен, артерий, капилляров), которые разветвляясь проникают в каждую малую точку организма кровь доставляет все необходимое к тканям и относит от них, все токсичные отходы, и продукты жизнедеятельности. В организме человека кровь циркулирует по замкнутой системе сосудов и полостей, названных кровеносной системой, или системой кровообращения.

Внешнее излучение с такими длинами волн организм воспринимает как «свое» и поглощает его. Происходят биохимические реакции, оказывающие на человека благотворное влияние.

Большую роль в формировании целостной картины мира на уроках физики играет составление и решение задач. Эти задачи должны удовлетворять определенным требованиям: они должны быть связаны с изучаемой темой и способствовать более прочному и глубокому усвоению физических закономерностей, должны научить практическому применению этих закономерностей в медицине, биологии, химии. Такие задания позволяют учащимся применить свои знания на практике, развивают мышление и логику учащихся. Помогают лучше понять физику. Все ученики, активно принимающие участие в этой работе поощряются. Рассмотрим несколько примеров:

Один из исследователей с несколькими друзьями провел 45 мин в сухой камере при t= +126°С без вреда для здоровья, в то время как кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным. Как можно объяснить результаты этого эксперимента? Больному прописано на прием определенное число капель лекарства. В какую сторону следует изменить число капель (увеличить или уменьшить), если капли отсчитывают в жарко натопленном помещении? Предположим, что для поддержания жизни человеку необходимо расходовать мощность в среднем 120 Вт. Сколько килокалорий должен ежедневно потреблять человек, чтобы не умереть? Барабанная перепонка человека имеет площадь примерно 0,65 см 2. При громкости звука 20 дБ амплитуда звукового давления равна 20 мН/м 2 – это звуковой фон в очень тихой комнате. Болевой порог для уха наступает при громкости 140 дБ и амплитуде звукового давления 200 Н/м 2, а механические повреждения барабанной перепонки – при громкости 160 дБ и амплитуде звукового давления 2 кН/м 2. С какой силой действует в этих случаях звук на барабанную перепонку? Почему кровяное давление измеряют на руке примерно на уровне сердца? Нельзя ли измерять давление на ноге?

1. Пальцем левой руки закрывают отверстие шприца емкостью 10–20 мл, а правой рукой давят на шток поршня. При небольшом усилии объем воздуха можно сократить в 3–4 раза. Отпускают шток поршня и наблюдают расширение воздуха почти до прежнего объема. Наполняют шприц водой и повторяют опыт. Все попытки сжать воду не приводят к успеху. Почему так происходит? 2. С помощью короткой резиновой трубочки соединяют два шприца. В один из них вместо поршня вставляют резиновую пробку с ртутным или электрическим термометром. При сжатии воздуха с помощью второго шприца наблюдают повышение температуры в цилиндре первого шприца. При разрежении воздуха наблюдают понижение температуры. Что происходит? 3. Для демонстрации этого опыта нужен шприц емкостью 10 мл. Для обеспечения герметизации канавку поршня шприца перед опытом заполняют вазелином. Шприц соединяют с демонстрационным манометром и закрывают свободный кран манометра. Стрелку манометра устанавливают на деление 1 атм. Сначала, вдвигая поршень, уменьшают объем воздуха, а затем его увеличивают. Каждый раз объем воздуха под поршнем определяют по шкале шприца, а соответствующее давление – по шкале манометра. Что наблюдают? Примеры физического эксперимента

Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе факт немаловажный. Например: - Чтобы видеть ночью, кобра снабжена специальной системой: между глазами и ноздрями у неё есть особые ячейки, способные улавливать инфракрасное излучение, т. е. тепловые лучи. Поэтому кобра в состоянии обнаружить жертву, излучающую тепло. - Общая работа желудочков сердца за одну минуту составляет 133,5 Дж, а за сутки Дж. Она достаточна, чтобы поднять человека массой 64 кг. на высоту 300 метров.

создается психологический комфорт для приобретения учащимися знаний и для самовыражения; развиваются коммуникативные качества и общеучебные умения, повышается интерес к знаниям; развивается самостоятельность пользования научно-популярной литературой, умение выбирать главное из текста, делать небольшие сообщения по выбранной теме; увеличивается творческий потенциал учащихся, развивается логическое мышление, коммуникативные способности; использование различных видов работы в течении урока позволяет поддерживать внимание учеников на высоком уровне, снижает утомляемость, снимает усталость им перенапряжение; интегрированный урок вовлекает учителей – предметников в совместную работу; нестандартная форма проведения уроков дает возможность для самовыражения, самореализации и творчества учителя, способствует более полному раскрытию его способностей.