ГИА-2013 ИЗЛОЖЕНИЕ Задание С1. Структура экзамена по русскому языку в 9 классе Часть 1 – краткое изложение. Часть 2 (А1–А7, В1–В9) – задания с выбором.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сжатое изложение. ЦЕЛЬ Подробное изложение Краткое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского.
Advertisements

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки) Учитель Конева Ирина Васильевна ГОУ 546 Санкт-Петербург 2009.
Основные приёмы сжатия текста Краткосрочный курс для учащихся 9-ых классов в сетевой предпрофильной подготовке © О.В.Кузнецова, учитель русского языка.
Основные приёмы сжатия текста Краткосрочный курс для учащихся 9-ых классов в сетевой предпрофильной подготовке © О.В.Кузнецова, учитель русского языка.
Изменения в демоверсии ГИА 2013 года. Характеристика структуры и содержания КИМ 2013 года В работу по русскому языку включены 7 заданий с выбором ответа.
ПОДГОТОВКА К ГИА КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ?
Продолжительность экзамена по русскому языку 3 часа 55 минут.
Памятка для учащихся « Как писать сжатое изложение » Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о.
Изменения в демоверсии ГИА 2012 года. Характеристика структуры и содержания КИМ 2012 года В работу по русскому языку включены 7 заданий с выбором ответа.
Изменения в демоверсии ГИА 2012 года. Характеристика структуры и содержания КИМ 2012 года В работу по русскому языку включены 7 заданий с выбором ответа.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ 2013 ГОД УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ « НОВО - СНОПКОВСКАЯ ООШ » ГРИШИНА Е.
Сжатие текста Урок русского языка, 9 класс, подготовка к ГИА 9.
Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме: Критерии оценивания изложения и сочинения (ГИА) по русскому языку
Русский язык ГИА - 9. Изменения в КИМ 2012 г. по сравнению с 2011 г. Изменено количество заданий с выбором ответа с 3 до 7 Изменено количество заданий.
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ( В НОВОЙ ФОРМЕ ) ГИА – КЛАСС Р У С С К И Й Я З Ы К Спецификация Кодификаторы элементов содержания экзаменационной.
Приёмы сжатия текста 9 класс. Критерии оценивания изложения (сжатие текста) Критерии оценивания изложения (сжатие текста) Экзаменуемый применил 1 или.
Транксрипт:

ГИА-2013 ИЗЛОЖЕНИЕ Задание С1

Структура экзамена по русскому языку в 9 классе Часть 1 – краткое изложение. Часть 2 (А1–А7, В1–В9) – задания с выбором ответа и задания с кратким ответом. Часть 3 (С2) – задание открытого типа с развёрнутым ответом ( сочинение ), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 42. Максимальное количество баллов За сжатое изложение – 7. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания части 2 работы, – 16. Максимальное количество баллов за сочинение-рассуждение – 9.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут). Часть 1 включает 1 задание ( С1 ) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту ( сжатое изложение ). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе.

Задание к КИМе Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

ЦЕЛЬ Подробное изложение Краткое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. Исключение синонимов в ряду однородных членов

Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения

Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) протекала в творческой атмосфере. Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

. Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)

Языковое упрощение замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

ПРОВЕРИМ ВМЕСТЕ В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространенное явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости. По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете,- человеческой жизни. И сильный человек, понимая все это, как раз и силен своим благородством и великодушием. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д.С. Лихачеву, 136 слов)

Порядок работы: При первом прослушивании текста необходимо определить тему текста и микротемы. !!! В тексте для прослушивания 3 части, а значит 3 микротемы !!! Запишите план текста. В перерыве между прослушиванием составьте конспект текста «с дырками» Прослушайте текст второй раз. Допишите текст. Примените один или несколько приемов сжатия текста.

Пиши 4 абзаца 1 абзац – переписать фразу из задания с указанием автора. Эту фразу (автор) я понимаю так: (это и будет объяснение, можно пересказать текст. Герои, когда начинают говорить, произносят фразы, которые их характеризуют 2 абзац –в предложении 12 герой использует слово «плохонький». Это слово показывает, что герой находится в неформальной обстановке, использует просторечные слова, эти слова показывают уровень его начитанности….. Языковое средство и его роль. 3 абзац - Использование восклицательных предложений (предложение 19, 21) позволяет автору показать эмоциональность героя, его удовольствие от….. 4 абзац – таким образом, речь героя характеризует его характер, поступки и ……..

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространенное явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости. По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете,- человеческой жизни. И сильный человек, понимая все это, как раз и силен своим благородством и великодушием. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д.С. Лихачеву, 136 слов)

Напишите сжатое изложение. Особое внимание обращайте на то, что в текста должно быть четыре абзаца, которые будут связаны логически (одно зависит от другого, мысли не обрываются, есть связки между предложениями). Посчитайте количество слов.

Критерии оценивания: ИК1 Содержание изложения Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, 2 балла Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, Но упустил или добавил 1 микротему 1 балл Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, Но упустил или добавил более 1 микротемы 0 баллов

ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3 балла Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста 2 балла Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста 1 балл Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0 баллов

ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 балла Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 балл В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0 баллов

Оцените текст изложения по критериям: Грубость в языке, как и в манерах очень распространенное явление, свидетельствует о слабости человека, а вовсе не о силе. Я уже не говорю о признаках невоспитанности и жестокости. По-настоящему сильный человек не будет ругаться, громко говорить. Каждый наш поступок, каждое слово влияет на наше окружение. Сильный человек, понимая это, будет силен. Учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно, хоть и трудно, но нужно. Наша речь это показатель нашей личности, ума.

ИК1ИК2ИК3 232

Оцените текст изложения по критериям: Грубость в языке это отражение того, что ты не воспитан, а неряшливость в одежде не показывает того, что ты сильный, а как раз наоборот показывает слабость человека. По настоящему, человек который уровновешенный и хорошо воспитан не будет ругаться с другими людьми. Учиться речи, интеллегенции нудно долго и усердно, нужно очень долго и усердно читать познавательные книжки, общаться с воспитанными людьми, очень долго вырабатывать свою речь и следить за нею когда разговариваешь с людьми.

ИК1ИК2ИК3 111

При проверке заданий С1 и С2 оценка практической грамотности и фактической точности письменной речи экзаменуемого производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов. !!! Если количество ошибок превышает норму, то снимается сразу 10 баллов!!!

ГИА-2013 тестовая часть А и В

На экзамене учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями.

За верное выполнение каждого задания части 2 работы выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания части 2 работы, – 16.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа ( А1–А7 ) и 9 заданий с кратким ответом ( В1–В9 ). К каждому заданию с выбором ответа ( А1– А7) даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер нового ответа. Ответы к заданиям В1–В9 Вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Задание в КИМе Задания A1 – A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А7 обведите кружком. Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

А1 Текст как речевое произведение. Смысловая композиционная целостность текста. Анализ текста В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «…………………………………………………..?»

А2 Анализ текста. Лексическое значение слова Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «…………» (предложение …..).

А3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора……………….

А4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова Укажите ошибочное суждение.

А5 Правописание корней. Правописание словарных слов Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

А6 Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание В каком слове правописание приставки определяется её значением –«приближение»?

А7 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/- НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

В1 Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Словосочетание Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения Выпишите грамматическую основу предложения 22.

В4 Осложнённое простое предложение Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

В5 Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

В6 Синтаксический анализ сложного предложения Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.

В7 Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В8 Синтаксический анализ сложного предложения Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9 Сложные предложения с разными видами связи между частями Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

За выполнение каждого из заданий А1– А7 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа. Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.

ГИА-2013 часть С2 СОЧИНЕНИЕ

Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Задание части 3 (С2) представляет собой письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст ( не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Оценка ответа на задание С2 части 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сочинение-рассуждение – 9 баллов.

Критерии оценивания С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 балла Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1 балл Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне 0 баллов

С1К2 Наличие примеров- аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. 3 балла Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример- аргумент из текста, указав его роль в тексте 2 балла Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. 1 балл Экзаменуемый не привёл ни одного примера- аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0 баллов

С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена ; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 балла Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 балл В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста 0 баллов

С1К4 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2 балла Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста 1 балл В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста 0 баллов

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 (нулём) баллов по всем критериям проверки (С1К1–С1К4; ГК1– ГК4, ФК1). Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого ГК1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет, или допущено не более1 ошибки 2 балла Допущено 2–3 ошибки 1 балл Допущено 4 и более ошибки 0 баллов ГК2 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2 балла Допущено 3–4 ошибки 1 балл Допущено 5 и более ошибок 0 баллов

ГК3 Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка 2 балла Допущено 2 ошибки 1 балл Допущено 3 и более ошибок 0 баллов ГК4 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2 балла Допущено 3–4 ошибки 1 балл Допущено 5 и более ошибок 0 баллов ФК1 Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 2 балла Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов 1 балл Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов 0 баллов

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 – ГК4 10 баллов При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения. нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов. Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов. если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила: – (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее! – (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал: – (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста. – (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. – (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем. – (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы. (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала. (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. – (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас. – (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик. – (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением: – (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… (По Б. Васильеву)* * Борис Львович Васильев (род. в 1924 г.) – русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала главной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.

Оцените сочинение по критериям Константин Георгиевич Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Существует много терминов, которыми, думаю, можно было бы описать целый мир. Словом можно оскорбить, похвалить, огорчить, развеселить, обидеть. Вот, например, взять метафору «душа молчала». Можно было бы просто написать «не было чувств», но тогда не получится такой эмоциональности. Ну, или эпитет «бережно достала бесценные бумаги». Русское слово делает этот эпитет объемным, многозначным. С помощью русского слова можно передать абсолютно все, потому что русский язык безграничен.

С1К4 – снижен балл, так как второй абзац слишком маленький. В данном тексте приведено 2 аргумента, но к первому роль не указана. С1К1С1К2С1К3С1К4ГК1ГК2ГК3ГК4ФК

Оцените сочинение по критериям «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - сказал К.Г. Паустовский. Русский язык очень разнообразен. Словами мы можем передать все наши эмоции и чувства. Одну и ту же мысль можно передать совсем разными словами. Русским словом можно передать многое, например, «бережно достала бесценные листочки». Это предложение можно растолковать по-разному. Мы видим, как аккуратно и бережно хранится память о сыне. Слова – это есть то, чем выражается наша душа.

С1К1С1К2С1К3С1К4ГК1ГК2ГК3ГК4ФК

За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 17 баллов ( от 0 до 17 ) за выполнение всех частей экзаменационной работы; отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 18 и не более 27 баллов (от 18 до 27) за выполнение всех частей экзаменационной работы; отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 28 и не более 36 баллов (от 28 до 36) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 37 и не более 42 баллов (от 37 до 42) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».